Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, цели, задачи и методология экономики




Экономическая теория.

Экономическая теория изучает общие экономические законы, определяет направленность развития различных экономических процессов и явлений. Предметом изучения ЭТ является совокупность экономических связей и отношений между участниками общественного производства. ЭТ изучает экономические законы, которые реализуются через деятельность человека, модифицируются и нейтрализуются, проявляясь как тенденции развития данного периода.

ЭТ имеет два раздела: микро- и макроэкономика.

Микроэкономика - наука о том, как принимают решения фирмы, как различные экономические агентства взаимодействуют между собой.

Макроэкономика - наука о хозяйстве в целом, о проблемах занятости, о возможностях и противоречиях экономического механизма, о функциях государства и т.д.

К функциям экономической теории следует отнести: изучение сущности экономических явлений и процессов, выявление общих принципов экономического поведения субъектов и применение этих принципов в будущем, использование полученных знаний в управлении деятельностью отдельных субъектов и экономикой страны в целом.

Общая эк. теория-это общественная наука, кот. изучает поведение людей и различных групп в процессе производства, распределении и потреблении мат. благ в целях удовлетворения потребностей, при огр. ресурсах. Производственные отн. это объективно складывающиеся отн. между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Т.о. эк. можно считать наукой о рациональном поведении людей (напр. на достижение max результатов при имеющихся огр-ях) в процессе их хоз-ой деятельности. Теоретическая экономика структурно включает в себя микроэк. - поведение отдельных эк. субъектов и макроэк. - поведение или функционирование нац. эк. системы в целом. Супермакроэк. - поведение мировой эк. в целом. Осн. задача теор. эк. дать не просто описание эк. явл., а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему эк. явлений, процессов и законов. Теоретическая эк. исп. широкий спектр методов научного познания - метод научной абстракции, отвлечение от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Применяются также такие методы как: анализ и синтез, индукция и дедукция, исторические и логические, экономико-математическое моделирование и экономический эксперимент. Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части. Путем синтеза воссоздается единая целостная картина. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных факторов к общим положениям. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к более частным

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Используя исторический метод, эк. теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись другими. Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Он служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование логического метода помогает установнию и пониманию причинно-следственных зависимостей в экономике.

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность. Поэтому в экономической науке широко используются математические и статистические приемы и средства исследования которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хоз-ой жизни. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования, который позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений экономических явлений, а также прогнозировать динамику экономических процессов. С помощью этого метода задаются экономические модели. Экономическая модель-это формализованное описание экономического процесса или явления. Метод экономического эксперимента – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и устранения выявленных негативных тенденций.

3. Обзор экономических школ.

Меркантилизм. Центральным пунктом произведений раннего меркантилизма является система «денежного баланса», отстаивавшего политику на увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. Производилось удержание денег в стране. Чтобы привлечь деньги из-за границы, правительство занималось порчей монеты, полагая, что в результате обесценивания денег иностранцы будут заинтересованы в их обмене. Ранние меркантилисты считали целесообразным: 1 Установить максимально высокие цены на экспортируемые товары. 2 Ограничить импорт товаров.3 Не допускать вывоз из страны золота и серебра в силу своих природных свойств исполнявших роль денег и функцию меры стоимости.

Центральным пунктом позднего меркантилизма являлась «система торгового баланса»: государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой вывезенных и ввезенных товаров (активный торговый баланс). Эту разницу стремились обеспечить, во-первых, за счет вывоза готовых изделий своей страны и запрещении ввоза предметов роскоши, во-вторых (и это было главным), при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Для обеспечения активного торгового баланса и захвата внешнего рынка, поздние меркантилисты отстаивали политику протекционизма, которая предусматривала обложение высокими пошлинами иностранных товаров и поощрение вывоза.

Физиократы. Физиократы выступали с решительной критикой меркантилизма. Они исследовали вопрос о происхождении прибавочного продукта в сфере производства. Центральное место в экономической системе физиократов занимало учение о “чистом продукте”. Утверждали, что «чистый продукт» создается только в земледелии. В промышленности «чистый продукт» не возникает, богатство не создается. В отличии от меркантилистов физиократы отвергали вмешательство государства в экономическую жизнь, требовали предоставления полной свободы капиталистам, промышленникам, фермерам и торговцам.

Классическая школа. Основой экономического учения был принцип свободной конкуренции. Политика «естественной свободы» была фундаментально основана в теории Смита и включала следующие элементы: – свободное движение рабочей силы; – свободная торговля землей; – отмена правительственной регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли; – свобода внешней торговли.

Кейнсианство. Кейнсианцы считают, что цены и заработная плата устанавливаются постепенно, поэтому уравновешивающим силам, возможно, необходимы многие годы или даже десятилетия, чтобы в экономике появилось равновесие. Согласно же классическому подходу цены и заработная плата гибкие, поэтому экономика двигается к своему долгосрочному равновесию очень быстро.

Монетаризм. Идейные корни монетаризма уходят в экономическую теорию, согласно которой, обеспечиваемая рыночной конкуренцией гибкость цен и ставок заработной платы ведет к тому, что колебания совокупных расходов воздействуют на цены продукции и ресурсов, а не на уровень производства и занятости. Т. о., рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Основополагающим монетаризма является уравнение обмена: MV = PQ, где М - предложение денег; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен; Q - объем производимых услуг.

Маржинализм. Использование предельных (приростных) величин. Маржиналистов интересует то, насколько изменится та или иная величина при изменении другой величины на единицу. Экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта. Человек рассматривался как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения. Производилось изучение использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени. Восприятие рыночной экономики как равновесной системы. На позднем этапе маржинализм в большей степени дополнился учением классической школы и незаметно трансформировался в неоклассическую школу.

Неоклассическая школа. Уподобление экономической системы объектам исследования механики, т.е. восприятие хозяйства как механизма. Недооценка роли денег и игнорирование влияния их количества на реальные процессы. Идея невозможности общего перепроизводства и пренебрежение макроэкономическими проблемами. Идеология невмешательства государства в экономику. Основами оказались следующие общие черты маржинализма (в узком смысле слова) и неоклассической школы: а) Принцип оптимизации. Этот принцип неразрывно связан с идеей полной рациональности поведения экономических субъектов (учет всех имеющихся выгод и издержек, возможностей и ограничений); б) Восприятие рыночной экономики как равновесной системы; в) Привнесение субъективизма и психологизма в экономическую теорию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.