Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты рыночной экономики




Экономическое благо. Классификация экономических благ.

Блага - средства, с помощью которых удовлетворяются потребности.

Блага подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные блага включают естественные дары природы, землю, воду, воздух и климат; продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности; здания, машины, инструменты; долговые обязательства; паи государственных и частных компаний.

Нематериальные блага делятся на две группы: внутренние и внешние. Внутренние - деловые способности, профессиональное мастерство или способность получать удовлетворение от чтения и музыки. Внешние блага находят выражение в репутации и деловых связях. Существуют еще даровые блага, которые никем не присвоены и доставляются природой без приложения труда человека (рыба, земля, никем не присвоенная).

Выделяют неэкономические и экономические блага. Первые не являются предметом производственной деятельности людей, не обмениваются на другие блага. Эти блага, как правило, имеются в количествах, превышающих потребность в них (воздух, вода). Блага, количество которых ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими.

Весь мир созданных людьми полезных вещей и услуг можно подразделить на два класса, имеющих разные основания. Они, в свою очередь, раскладываются на отдельные виды. Первый класс образуется в зависимости от форм собственности. Он включает три вида.

1) товары индивидуального потребления (предметы потребления и средства производства). Они имеют следующие социально-экономические признаки:

1. такие товары делимы, то есть существуют в виде сравнительно малых единиц, которые доступны отдельным покупателям;

2. эти вещи подвержены так называемому «принципу исключения»:

1. выбывает из их потребителей человек, который не в состоянии платить за благо по рыночной цене;

2. обладателем вещи становится лишь тот, кто желает и в состоянии уплатить за нее; такие товары производят владельцы частной и общей долевой собственности.

2) государственные или общественные блага. Эти полезные вещи, по существу, не являются товарами: они создаются не для рыночной продажи потребителям. Эти блага имеют такие черты:

1. полезные вещи неделимы, поскольку состоят из столь крупных единиц, которые невозможно предоставить отдельным лицам;

2. на материальные и нематериальные блага не распространяется «принцип исключения» (то есть невозможно отстранить людей от использования выгод данных продуктов и услуг);

3. подобные вещи и услуги создаются в государственном секторе.

Классическим примером общественных благ является маяк, ориентирующими сигналами которого могут пользоваться все без исключения морские суда. Сюда можно отнести общественную безопасность, национальную оборону, автомобильные магистрали и многое другое.

3) квазиобщественные или квазигосударственные (лат. quasi — якобы) блага и услуги. К ним может быть применен «принцип исключения».

К этому виду относятся: а) библиотеки, музеи; б) профилактическое медицинское обслуживание; в) пожарная охрана, полиция и др. На данные блага и услуги могут быть установлены цены, а частные собственники (или владельцы общей долевой собственности) могут за плату обеспечивать ими потребителей. Однако такие собственники не берут на себя весь объем производства таких благ. Эту задачу выполняет государство, чтобы не допустить недостатка общественно полезных вещей и услуг.

Второй класс благ состоит из вещей, которые различаются в зависимости от характера удовлетворения потребностей.

1) взаимозаменяемые товары. Если растет покупка одного из них, то снижается продажа другого. Примерами могут служить, положим, пары продуктов: сливочное масло и маргарин, чай и кофе.
2) взаимодополняемые блага. Они сопутствуют друг другу и потребность в них одновременно увеличивается или в одно и то же время падает. Это, скажем, автомашина и бензин, компьютер и дискеты.

3) независимые товары. Потребности в этих вещах никак не связаны (например, бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы).

 

 

С точки зрения роли в хозяйственном механизме:

- потребители (покупатели) – носители рыночного спроса, эк.интерес: купить как можно больше товара по меньшей цене.

- производители (продавцы)

- посредники (торговцы).

С точки зрения социально-экономической формы:

- домашнее хозяйство – лицо или группа лиц, объединенных общим бюджетом, общей собственностью и осуществл. совместное потребление. Функции: дом.хоз-ва – главные потребители товаров и услуг, главные поставщики факторов производства на рынке факторов пр-ва. Поставляют на рынок труда рабочую силу.

- фирма – группа людей, объединенных общей целью – получение прибыли. Функции: главный производитель товаров и услуг, потребители факторов пр-ва, главный источник инновации в экономике. Фирма предоставляет людям возможность самовыразиться.

- государство. Экономические функции: выработка единых правил игры; антимонопольная политика; эмиссия денег; международная внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность; антикризисная политика; социальная поддержка; гос.предпринимательство (ВПК, атомная пром-ть, электроэнергетика, образование и здравоохраниение, фундаментальные науки, космос); производство общественных благ (спорт, нац.оборона, освещение улиц и т.д.); регулирование внешних эффектов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.