Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и развитие основных направлений экономической теории




 

Экономика, как система знаний зародилась еще в Древнем Китае, Индии, Греции.

Древний Рим – законы и приказы правителей. Колумелла (І ст. до н.э.), Варрон (100 лет до н.э.), братья Гракхи, Катон Старший (200 лет до н.э.) – защищали натуральное хозяйство, основанное на труде рабов.

Древняя Греция. Ксенофонт (400 лет до н.э.) – трактат «Домострой”, Платон (400 лет до н.э.) - „Политика или государство”, Аристотель (350 лет до н.э.) - „Политика”. Аристотель задумывался над вопросом, как сделать эффективным хозяйство землевладельца. Он первым ввел термин „экономика” („ойкос” – дом, „номос” – закон) - наука о ведении домашнего хозяйства. Различал два вида богатства: естественное, наука о нем – экономика. Это богатство – сумма потребительных стоимостей, которые служат людям - абсолютно необходимо обществу. Хрематистика - искусство получать деньги за счет торговли. Оно не является естественным и абсолютно необходимым обществу. Развитие товарно-денежных отношений разрушало натуральное хозяйство, которое Аристотель защищал, отсюда – негативное отношение к торговле.

Как наука, или система знаний экономика возникла в 17-18ст., в период становления капитализма. Когда исчезла феодальная роздробленность, перед мыслителями встал вопрос, как богатеет государство.

Первой теоретической школой, которая попробовала ответить на этот вопрос, стал меркантилизм (мерканте – торговец, купец). Существовала в 15-18 ст., считала, что экономика – это наука о государственном хозяйстве.

 

Основные положения:

1. Государство должно активно участвовать в экономической жизни, создавать условия для первоначального накопления капитала.

2. Богатство – это деньги в виде золота и серебра.

3. Источник богатства – неэквивалентная торговля. При обмене внутри страны общая сумма национального богатства не увеличивается, оно может возрастать лишь за счет внешней торговли. Меркантилисты были защитниками торгового капитала.

 

Два этапа меркантилизма – ранний и поздний.

Ранний (15ст.-16ст.) – монетарная система. Проводилась политика активного денежного баланса, которая ставила перед собой цель любыми средствами удерживать деньги в стране.

Поздний (ІІ половина 16ст.-18ст.). Проводилась политика активного торгового баланса. Проблема увеличения запаса золота и серебра решалась за счет превышения вывоза товара над ввозом. На первый план выдвигалась политика протекционизма. Поощрялось развитие экспортных отраслей промышленности при активной поддержке государства.

Представители: Томас Ман (1571-1641), Антуан Монкретьєн (1575-1621) – впервые ввел термин „политическая экономия” в 1615г. в „Трактате политической экономии”.

 

Вторая школа - физиократия (физио – природа, кратос - власть).

Возникла во Франции в 18ст. Основатель – Франсуа Кенэ (1694-1774).

Основные идеи:

1. Источником богатства является производство, а не обмен.

2. Сельское хозяйство - единственная отрасль производства, в которой естественным путем возникает дополнительный продукт, за счет которого увеличивается богатство.

3. Дополнительный продукт – дар природы (чистый продукт).

4. В „Экономической таблице” Кенэ показал движение продукта сельского хозяйства в натуральном и стоимостном выражении от производителей к ремесленникам и землевладельцам – впервые поставил вопрос о воспроизводстве общественного продукта.

5. Кенэ разделил общество на три класса в зависимости от экономической структуры общества: производительный класс (фермеры и наемные работники, которые работают в сельском хозяйстве), землевладельцы (король и аристократия), бесплодный класс (ремесленники, промышленные капиталисты, наемные работники, которые работают в промышленности, торговцы и другие, кто не создает богатство нации).

Физиократы защищали развитие капитализма в сельском хозяйстве.

 

ІІІ. Классическая английская школа (XVII- н.XIXст.).

Представители: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо.

Основные положения:

1. Богатство нации возникает во всех сферах производства.

2. Общая форма богатства – стоимость товара, которая создается трудом людей.

3. Разработали трудовую теорию стоимости. Считали, что рабочие создают новую стоимость, но получают лишь ее часть.

Петти: природа – мать богатства, труд – его отец. Богатство увеличивается тогда, если первоначальные затраты на производство покрываются и создается прибавочная стоимость.

Классики экономической теории жили в период, когда капитализм развивался по восходящей линии, поэтому они исследовали его объективно, строго научно. Такой подход позволил им проникнуть в тайны возникновения богатства. Они установили, что прибыль капиталистов – это неоплаченный труд наемных работников. Они защищали свободное предпринимательство, конкуренцию, свободную торговлю. Со временем капитализм выявил свои недостатки, возникли учения, защищающие тех, кто страдает от него.

Буржуазная политическая экономия защищала мелких товаропроизводителей, которые проигрывали в конкурентной борьбе с крупными капиталистами, становились банкротами и пополняли ряды наемных работников. Одни экономисты предлагали возвратиться назад, к мелкому производству, другие требовали реформировать капитализм.

Марксистская политэкономия (сер.19-20ст.) защищала интересы пролетариата. Это вершина классической политэкономии. Маркс и Енгельс в своих работах приняли за основу трудовую теорию стоимости и дополнили ее теорией прибавочной стоимости, возникающей за счет эксплуатации рабочих. Не рассматривали исчерпаемость ресурсов – только взаимоотношения между капиталистами и рабочими, процесс капиталистического производства. Теорию Маркса можно назвать классовой теорией

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.