Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночный спрос и закон спроса. Изменение величины спроса и изменение спроса. Неценовые факторы (детерминанты) спроса




Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.

Сущность рынка находит свое выражение в его экономиче­ских и социальные функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все сто­роны жизни общества. Можно выделить следующие основные экономические функции рынка.


1. Информационная функция. Ее суть состоит в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, коли­чество, качество и ассортимент товаров и услуг и т. п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической террито­рии, которую он охватывает, информирует общество о состоя­нии экономики.

2. Посредническая функция. Рынок соединяет в единую си­стему экономически обособленных, товаропроизводителей и по­требителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца.

3. Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы:

что производить? как производить? для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идёт бесконечный перелив капиталов и ресурсов, что в конечном счёте формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.

4. Ценообразующая функция. Известно, что у каждого товаропроизводителя складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем рынок признаёт лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы.

5. Функция экономичности потребления, сокращение издержек обра­щения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

6. Стимулирующая функция. Ориентир рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индиви­дуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает и Покупа­теля заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.

7. Эквивалентная функция. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным «эталоном», соизмеряя затраты и результаты, а также выявляя ценность товара.

8. Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, бо­лезненный, но он - реальность. Яркий и наглядный пример тому - структурная перестройка хозяйства в современной России.


СТРУКТУРА РЫНКА

Характеристику рынка как совокупности актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок от­дельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и сис­темы рынка:

Первый — по объектам:

• рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

• рынок факторов производства;

• финансовый рынок;

• рынок научно-технических разработок, патентов;

• рынок информации;

• рынок средств обращения;

• рынок лицензий и др.

 

Второй критерий — по субъектам:

• рынок покупателей;

• рынок продавцов;

• рынок государственных учреждений,

• рынок промежуточных продавцов — посредников.


Третий критерий — по географическому положению:

• местный (локальный) рынок;

• региональный рынок;

• национальный рынок;

• мировой рынок.

Четвертый критерий — по уровню насыщения:

• равновесный рынок;

• дефицитный рынок;

• избыточный рынок.

Пятый критерий — по степени зрелости:

• неразвитый рынок;

• развитый рынок;

• формирующийся рынок.

Шестой критерий — по степени ограниченности конкуренции:

• свободный рынок;

• монополистический рынок;

• олигополистический рынок;

• смешанный рынок.

Седьмой критерий — по соответствию действующему законодательству:

• легальный рынок;

• нелегальный («черный» и «серый») рынок.

Восьмой критерий — по отраслям:

• автомобильный рынок;

• компьютерный рынок и т.д.

Девятый критерий — по характеру продаж:

• оптовый рынок;

• розничный рынок.

Десятый критерий — с учетом ассортимента товаров:
• замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого про­изводителя;

• насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;

• рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связан­ных между собой и направленных на удовлетворение одной или несколь­ких связанных между собой потребностей;

• смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не свя­занные между собой.



Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в Альфредом Маршаллом.

 

Спрос - это количество товара, которое потребители готовы и желают приобрести за одну цену, на данном рынке, на протяжении данного периода. Величина спроса - количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

Факторы, влияющие на спрос:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.