Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В психологии различают четыре типа памяти




Память

В деятельности юриста, где ведущим является коммуникативный процесс, получение информации и ее запоминание являются той осно­вой, на которой строятся все практические действия. В связи с этим тренировка умений и навыков запоминания является одной из основ­ных в системе психологической подготовки к юридической деятельности.

Память представляет собой сложный психический процесс, включаю­щий в себя: 1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыс­лей, информации и т. д.; 2) сохранение в памяти того, что было запом­нено; 3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение за­помненного.

Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых, температурных и т.п. образов. Это может быть зрительное представление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, знания, процесса обще­ния и т. д. Наглядно-образная память имеет большое значение в учеб­ной и творческой деятельности человека.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроиз­ведении мыслей. Этот тип памяти тесно связан с речью, так как любая мысль обязательно выражается словами. Особенности этого типа па­мяти учитываются в процессе обучения. Чтобы запоминание было более эффективным, используются образная речь и интонация.

Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбужде­ния и торможения соответствующих проводящих путей и нервных кле­ток. Например, следователь может очень четко представить свои дей­ствия, которые он совершал при наблюдении за преступником. Если по истечении некоторого времени ему придется словесно описывать эту процедуру, то он незаметно для себя может воспроизводить совершен­ные им движения.

Эмоциональная память — это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило, яркие эмоциональные образы быстро запоминаются и легко воспроизводятся. Отличительной особен­ностью эмоциональной памяти являются широта общения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной памяти зависят от особенностей работы органов чувств.

Различают следующие виды памяти: зрительную, слуховую, двига­тельную и смешанную. В соответствии с этим работник юриспруденции должен представлять, какой вид памяти присущ ему самому, а также людям, с которыми ему придется работать. Это необходимо для того, чтобы при восприятии и описании событий вносить соответствующие коррективы для принятия правильного решения.

Различают также долговременную и кратковременную память. Крат­ковременная память удерживает информацию в неполном виде. Долго­временная память служит для запоминания информации надолго, не­редко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и наиболее сложен. Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значимы для следственной работы.

 

В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринима­емую информацию по плану: 1) основная мысль (осмысливание запо­минаемого): 2) факты и события (что, когда и где происходит); 3) при­чины происходящих событий; 4) выводы и источник информации.

 

В зависимости от цели деятельности запоминание может носить непроизвольный или произвольный характер. При произвольном запо­минании происходит осмысливание образа, отбор и обобщение главно­го в нем, а если это необходимо, информация заучивается. При непро­извольном же запоминании закрепление впечатления происходит как бы само собой, без усилия со стороны воспринимающего. Юридическая деятельность показывает, что непроизвольное, как и произвольное, за­поминание в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроиз­ведение нужной информации на допросе.

Индивидуальные различия памяти могут проявляться и в том, что один человек хорошо запоминает даты, цифры, другой — имена людей, третий — цвета красок и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.