Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к зачету по юридической психологии 4 страница




--возможно ли совершить определенные действия при конкретных условиях;

--возможно ли провести определенное действие за определенное время;

--имелась ли возможность слышать и различать определенные слова или звуки;

--наделено ли данное лицо проверяемыми способностями, навыками ли умением. закон запрещает проведение следственного эксперимента, если он унижает человеческое достоинство или создает опасность для окружающих.

Содержание следственного эксперимента заключается в проведении опытов и организации посредственного наблюдения за имевшими место во время преступления реальными явлениями и процессами.

Требования: проведение эксперимента в том же месте, где произошло событие, в тоже время суток и года, при однородных физических условиях, при тех же погодных и климатических условиях и т.д.

 

63. Психологические основы проверки и уточнения показаний на месте.

Психологическая сущность проверки показаний на месте определяется тем, что в ней для получения информации используются 3 познавательных процесса: расспрос, наблюдение, сопоставление.

К психологическим особенностям проверки показаний на месте относятся также:

а) способность лица к восприятию и запоминанию обстановки, в которой происходит то или иное событие;

б) пространственная ориентация при воспроизведении обстановки;

в) психологическое воздействие повторного присутствия на месте расследуемого события на лицо, дающее показания с целью их проверки.

Обязательным условием проверки показаний на месте является то, что основным участником является лицо, чьи показания проверяются. Невозможна замена этого участника кем-либо другим, так как тогда теряется смысл производства данного следственного действия.

 

64. Психологические особенности судебной деятельности.

Судебное разбирательство как стадия уголовного процесса следует за предварительным следствием. В ходе судебного разбирательства суд должен в полном объеме проанализировать версию предварительного следствия, а также все возможные взаимосвязи событий обстоятельства дела. Кроме того, суд может выдвинуть по любому уголовному делу и собственную версию. Деятельность суда строится на принципах:

--гласности; устности;

--непосредственности непрерывности процесса

--при состязательности сторон.

Судья должен обладать определенными психическими качествами, такими, как эмоциональная устойчивость и способность к конструктивной деятельности в экстремальных условиях уголовного процесса, ведь не секрет, что именно в судебном заседании повтор воспроизводятся агрессивность, злоба и ненависть заинтересованных сторон. Судья в такой ситуации должен проявлять выдержку, терпимость, а также способность в необходимой момент воспользоваться своими властными полномочиями, которыми его наделило государство. Вся деятельность суда должна быть направлена на установление истины по делу принятию единственного верного, законного решения по приговору.

 

65. Психологические особенности деятельности прокурора в суде.

В судебном разбирательстве уголовного дела прокурор участвует в качестве гос.обвинителя. Обвинительная деятельность прокурора носит характер изобличения преступника, его общественного порицания, выявления осуждения условий, содействующих преступлению. Очень важна речь прокурора, она должна чётко излагать и анализировать преступление. Очень важно, чтобы прокурор непредвзято относился к подсудимому. Иначе он будет показывать все оттягчающие обстоятельства и скрывать смягчающие.

На прокурора в суде возложена обязанность по поддержанию государственного обвинения, которое должно быть основано на фактических обстоятельствах правовой оценки преступления, совершенного подсудимым.

Прокурор вправе настаивать на обвинении только в том случае, если материалы следствия подтверждают обвинение, в противном случае он должен отказаться от обвинения. Речь прокурора должна строиться только на неопровержимых доказательствах и конкретных фактах, носящих аналитический, а не повествовательный характер. Очевидно, что анализ события преступления должен, в первую очередь, быть направлен на доказательство того, что событие преступления имело место и в его совершении виновен именно подсудимый.

 

66. Психология деятельности адвоката.

В гражданском процессе, как было замечено ранее, адвокат выступает на стороне доверителя, защищая и охраняя его права в процессе; их интересы совпадают. Вся речь адвоката состоит при его выступлении по гражданскому делу из следующих элементов:

-вступление, путем которого устанавливается контакт с аудиторией;

-определение отправной точки по рассматриваемому делу;

-обоснование имеющихся в деле фактических обстоятельств дела;

-определение нормы права, которая должна быть применена при разрешении дела;

-конкретное предложение о разрешении дела;

-предложение о вынесении частного определения по делу.

-заключительное обращение к суду.

Таким образом, в речи адвоката оцениваются все имеющиеся обстоятельства дела, обосновано применение соответствующей правовой нормы и даны предложения о решении дела в пользу доверителя.

А в уголовном процессе:

Основной задачей в деятельности адвоката является умение оказать высококвалифицированную помощь в любой из отраслей права. Адвокатская деятельность в основном состоит из тщательной работы с нормативной базой и документами а также общение с гражданами и представление интересов в суде. Наиболее сложной психологической проблемой, которая встречается на пути адвокату это защита прав подсудимого или обвиняемого. С одной стороны адвокат защищает человека а не преступление, с другой стороны, он не должен быть предвзятым к тому или иному человеку. Адвокат должен выяснить всё, что может послужить в пользу подзащитного. Также защитник должен дисциплинировать поведения подсудимого и помогает ему выполнять юридически грамотные действия.

 

67. Психология подсудимого.

Психология поведения подсудимого во многом определяется отрицательными психическими состояниями - стрессом и фрустрацией, которые он постоянно испытывает.

Сначала подсудимый ведёт себя раздраженно, потому что испытывает страх перед наказанием, беспокойство за семью, он долгое время находится сам с собой в заключении (часто в одиночной камере), а на суде его поведение меняется. Его позиция становится продуманной. Тем не менее сильными факторами воздействия на подсудимого всегда является присутствие в зале судебного заседания большого числа лиц, сам процесс суда. Большинство подсудимых - это лица, впервые совершившие преступления, и поэтому необходимо объяснить им, что их правдивые показания помогут суду получить более правильное представление об их роли в совершении преступления. Также поведение подсудимого будет настороженным, т.к. он будет внимательно следить за следователем и за судьями, чтобы понять, верят ему или нет.

Особым видом подсудимых являются несовершеннолетние подсудимые. Они часто ведут себя не в соответствии со своими желаниями, иногда специально дают неправильные показания, в надежде скрыть правду.

 

68. Психологические аспекты справедливости и законности уголовно-правового наказания.

В ходе судебного следствия суд должен проанализировать и учесть все обстоятельства, послужившие совершению преступления конкретным подсудимым с оценкой его личностных качеств. Все негативные характерологические качества индивида, обусловившие преступное деяние, должны быть проанализированы и учтены судом. (злобность, агрессивность, развращенность). + Аморальность (социально значимое негативное качество индивида) – система взглядов и поведенческих стереотипов индивида, основанная на непринятии им норм нравственности, нигилистическом отношении к социальным требованиям.

При индивидуализации наказания суд должен учитывать:

--форму вины, цели и мотивы преступления;

--психическое состояние подсудимого особенности его личности.

Для назначения судом наказания большое значение имеет повторность. неоднократность совершения преступления. Как отягчающие, так и смягчающие вину обстоятельства характеризуют личность подсудимого. Смягчающими обстоятельствами являются чистосердечное признание, явка с повинной, публичное раскаяние, готовность возместить причинный ущерб и т п.

 

69. Психология постановления приговора.

Постановление приговора является завершающей стадией судебного разбирательства. Для той цели суд удаляется в совещательную комнату, где решает весь перечень вопросов, поставленных на разрешение суда. Закон гласит, что каждый вопрос, поставленный на разрешение суда, должен быть в такой форме, чтобы на него возможно было дать либо утвердительный, либо отрицательный ответ.

Приговор должен быть составлен в понятных и доступных выражениях, а описание преступного деяния должно соответствовать фактам, установленным судом. Обоснование самого судебного решения должно содержать доводы, анализ исследуемых доказательств, по которым суд принял одни из них и отвергнул другие.

Все сомнения, которые не представляется возможным устранить, толкуются в пользу подсудимого. Признание подсудимым своей вины может быть положено в основу обвинительного приговора лишь при его подтверждении совокупностью других установленных в судебном заседании доказательств.

Решение о виде наказания должно быть сформулировано таким образом, чтобы при исполнении приговора не возникало также никаких сомнений. Объективная всестороння оценка доказательств – основа правильного судебного решения.

В оправдательном приговоре не должны допускаться формулировки, ставящие под сомнение невиновность оправданного.

Составление приговора. Закон устанавливает ряд об­щих требований к структуре приговора. Приговор со­стоит из следующих частей:

1) вводная,

2) описатель­ная,

3) резолютивная.

Он составляется одним из судей и подписывается всеми судьями (особое мнение изла­гается отдельно в письменном виде).

 

70. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования.

В повседневной жизни ГП регулирует основы экономических личностных взаимоотношений: товарно-денежные, отношения эквивалентно-возмездного характера. В основном имущественный отношения.

Хозяйственная деятельность человека становится эффективной, если он – Хозяин: относится к вещам как к своей собственности, владеет, пользуется, распоряжается, проявляя инициативу, находчивость и добросовестность в своей предпринимательской деятельности.

Гражданско-правовой договор с психологической точки зрения определяет порядок действий и способ его выполнения, характер взаимодействия партнеров, устанавливает систему контроля.

Принцип добросовестного партнерства - основной принцип межличностного взаимодействия. Договоры признаются недействительными, если заключены под влиянием заблуждения, обмана, насилия, угрозы.

Кабарная сделка (недействительная) – которую лицо вынуждено было совершить с следствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем воспользовалась другая сторона.

Деликтные правонарушения: производимые людьми с социально отрицательными психическими качествами социально-негативного воздействия – зловредность, злонамеренное соглашение, клевета.

Гражданское право стимулирует честное, правдивое, добропорядочное поведение людей, социально –ответственное отношение к их производственной деятельности.

 

71. Психология гражданского судопроизводства.

Социально-ролевое поведение сторон (истец, ответчик) определяется их процессуальным статусом. Правореализация в гражданском процессе часто зависит от психического состояния сторон.

Для судьи при знакомстве с исковым заявлением и сопутствующими материалами возникает познавательно-проблемная ситуация, а при опросе ответчика у судьи, как правило, уже формируется вероятностная модель исследуемого события. Судья должен четко представлять себе круг фактов и лиц, которые подлежат выявлению, исследованию (или опросу).

Личностные качества судьи: эрудиция, компетентность, коммуникабельность, объективность, четкое понимание различных жизненных ситуаций. Во время опроса, стороны обращают на эти качества внимание.

Противоборство интересов! Задача судьи – урегулирование его на законном основании.

Суд призван координировать действия сторон. Помощь в сборе доказательств. Судом направляется активность сторон, которые обязаны сообщать суду факты для обоснования своих требований и приводить им доказательства.

Доказывание – процесс познавательной деятельности целью постижения истины. Внутреннее убеждение судьи определяется системой эмоциональных, интеллектуальных и волевых компонентов.

 

72. Особенности речи прокурора и адвоката.

Целью судебной речи является убедительное воздействие на суд через соответствующие аргументы. Речь оратора должна быть ясной, грамотной с точки зрения закона и доступной для всех участников судебного следствия.

На прокурора в суде возложена обязанность по поддержанию государственного обвинения, которое должно быть основано на фактических обстоятельствах правовой оценки преступления, совершенного подсудимым.

Прокурор вправе настаивать на обвинении только в том случае, если материалы следствия подтверждают обвинение, в противном случае он должен отказаться от обвинения. Речь прокурора должна строиться только на неопровержимых доказательствах и конкретных фактах, носящих аналитический, а не повествовательный характер. Очевидно, что анализ события преступления должен, в первую очередь, быть направлен на доказательство того, что событие преступления имело место и в его совершении виновен именно подсудимый. Для этого доказательства должны быть строго систематизированы, что в конечном счете и обеспечивает правильность выдвигаемого обвинения.

Процессуальной функцией адвоката является зашита подсудимого с аргументацией своих доводов. Деятельностью в суде защитник помогает своему подзащитному выполнять юридически грамотные действия.

В психологическом плане между защитником и подзащитным должны складываться доверительные отношения, при этом защитник не должен быть связан с волей и позицией своего подзащитного.

Речь защитника должна строиться только на собранных по делу доказательствах, которые могут опровергнуть предъявленное его подзащитному обвинение или же смягчить его ответственность. Адвокат как никто другой должен помнить о презумпции невиновности, используя любое сомнение при толковании закона в пользу своего подзащитного. Своими действиями он должен обеспечивать полноту зашиты, раскрывать все психологические обстоятельства совершенного деяния своим подзащитным, с тем чтобы вызвать снисхождение к нему суда.

Речь адвоката, выступающего после прокурора, должна быть настолько аргументированной и убедительной, чтобы сломить сложившийся после выступления прокурора психологический барьер. Но всегда нужно помнить о том, что приемы защиты должны быть корректными и тактичными, проявляющими гражданскую позицию защитника.

 

73. Психология познания судом обстоятельств дела и принятия судебных решений.

Задачей суда в гражданском процессе является восстановление подлинных событий по имеющемуся фактическому материалу. Установление истины по делу лежит через получение доказательств, имеющих значение по конкретному делу. Суд должен определить по каждому делу предмет доказывания путем выявления обстоятельств, которые имеют значение для дела.

Познание в судопроизводстве связано с установлением подлинности и достоверное сведений о существенных для дела обстоятельствах. Знание достоверное — это знание бесспорное, т.е, доказанное в установленном законом порядке. Как известно, решение суда должно быть законным, обоснованным и справедливым, основанным на внутреннем убеждении судьи, на его твердой уверенности в том, что круг необходимых для решения дела фактов определен правильно.

 

74. Социально-психологические аспекты деятельности арбитражного суда.

 

В компетенцию арбитражного суда входит разрешение споров, которые возникают при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров.

Арбитражный суд принимает самостоятельное, основанное на законе решение, а также содействует достижению соглашения между сторонами и принимает решение в соответствии с соглашением, если оно не противоречит законодательству и не нарушает охраняемые законом права третьих лиц. Задачи арбитражного суда (как посредника) состоит: главным образом в снятии враждебности, нервозности, обеспечить сугубо деловую атмосферу между сторонами для разрешения возникшего спора; помочь одной из сторон увидеть проблему глазами своего партнера и перевести конфликт в рамки сотрудничества и доброго партнерства - на этой основе анализируется проблема, определяются объективно возможные варианты решений. Возникшие между сторонами конфликты могут быть:

--разрешены конфликт ликвидируется сам источник напряженности;

--урегулированы — резко уменьшается противостояние двух конфликтующих сторон. Наиболее продуктивен компромисс – достижение стороной своих целей с учетом интересов другой стороны. Деятельность арбитра должна быть направлена на то, чтобы ни у кого не складывалось впечатления, что выигрыш одной из сторон наносит ущерб другой. Конструктивное обсуждение вопроса должно начинаться не со спора сторон, а с варианта поиска возможных направлений сближения позиций. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что судья арбитражного суда, который организует взаимодействие спорящих сторон, должен отличаться особой объективностью, способностью нейтрализовать необъективную информацию, профессионально и грамотно. Главной чертой судьи должна быть его способность принимать законное, обоснованное и справедливое решение.

 

75. Социально-психологические аспекты деятельности нотариата.

Нотариус не уполномочен проверять по существу основания совершения тех или иных действий, правильность решения, на основании которого выданы документы и др. Его задача — проверить подлинность документов, фактов, действий, засвидетельствовать, удостоверить их реальность и на основе этого придать документам юридическую силу. При психологическом анализе профессиональной деятельности нотариуса следует выделить в первую очередь следующие стороны: познавательная (аналог поисковой деятельности) — заключается в профессиональном исследовании представленных нотариусу документов; коммуникативная — заключается в организации психологического контакта со всеми гражданами, обращающимися к его помощи; удостоверительная — является завершающей, и сущность ее заключается в достижении основной профессиональной цели и в решении задачи. Для квалифицированных нотариусов характерны предельная терпеливость, профессиональная зоркость, аккуратность, умение располагать к доверию.

 

76. Социально-психологические аспекты деятельности юридических консультаций.

Юридические консультации оказывают населению юридическую помощь, составляя различные правовые документы, участвуя в судебном разбирательстве по гражданским и уголовным делам на предварительном следствии, а также по поручению предприятий и организаций — в арбитражном суде.

Коллегия адвокатов является общественной организацией, которая независима от гос. органов, т.к. адвокаты получают вознаграждение за свою деятельность не из гос. бюджета, а из средств, поступающих на счет коллегии адвокатов, организаций и граждан за оказание им юр. помощи.

Члены коллегии адвокатов не могут состоять на службе в других учреждениях. Исключение из коллегии адвокатов возможно: при обнаружении непригодности к исполнению обязанностей адвоката, систематическом нарушении правил внутреннего распорядка коллегии; получении денежного вознаграждения помимо юридической консультации; при совершении преступления. Адвокат не вправе откататься от принятой себя зашиты обвиняемого что касается его деятельности по гражданскому делу, то на него возложена обязанность досудебной подготовки этого дела. В обязанности адвоката входит оказание бесплатной юридической помощи по несложным правовым вопросам, по делам о взыскании алиментов и по трудовым спорам.

 

77. Предмет, объект, задачи судебно-психологической экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза - один из видов судебных экспертиз и одно из средств установления истины в судопроизводстве. Основная цель судебной экспертизы сводится к тому, чтобы на базе определенных данных, выработанных юридической психологией или накопленных практикой, провести исследование и ответить на вопросы следователя, органа дознания или суда.

Предметом СПЭ являются особенности лица и психологизированные обстоятельства, которые имеют существенное значение для установления истины по делу, выявление которых требует специальных научных знаний. Но эта экспертиза некомпетентна определять достоверность показаний, мотивы и цели деяния. Экспертом назначается работник, имеющий медицинское или психологическое образование.

Составляется заключение, в вводной части указывается время и место, в исследовательской все диагностические методы, методики, процедуры, прилагаются протоколы проведения, в заключительной даются чёткие ответы на поставленные вопросы. Эксперт психолог не дет юридической оценки исследуемых обстоятельств. Заключение может являться доказательство в суде.

Объектом будет являться само преступление и преступник.

Основная задача это установить истину в судопроизводстве.

Обязательные экспертизы: экспертиза умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого, выявление способности лица правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства, установление возможного беспомощного состояния потерпевшей при половых преступлениях, установление признаков аффекта, выявление устойчивых психических аномалий обвиняемого.

Факультативные поводы: установление автора письма, установление психического состояния самоубийцы, исследование роли личности обвиняемого в групповом преступлении, совершалось ли деяние в ситуации необходимого риска,

 

78. Предмет и задачи исправительной психологии.

Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации (это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида) осужденных:

-восстановление нарушенных социальных качеств личности

-проблемы эффективности наказания

-соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

Исправительная психология нужна для того чтобы выработать практические рекомендации по ресоциализации осужденных.

Основными задачами исправления будут:

-диагностика личностных особенностей каждого преступника и дефекты его саморегуляции

-разработка долгосрочной программы коррекции

-осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации

-разработка новых принципов режима

Самое главное формирование социально-положительных перспектив.

 

79. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных.

Проблема наказания всегда стояла перед человечеством, раньше это было "око за око", а теперь судом должны быть учтены все негативные качества индивида, которые характеризуют его и которые обуславливают преступные деяния этого индивида. Для квалифицированного наказания нужен психологический анализ типологических особенностей поведения преступности. Назначая наказания нужно прежде всего проанализировать личность обвиняемого, тяжесть и характер преступления, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие вину.

Нужно учитывать психическое состояние личности, в момент совершения преступления. При анализе неоконченного преступления надо учитывать мотивы отказа от преступления. Основная цель судебной системы в наше время не только наказать, но и заставить преступника исправиться.

При исправлении будут учитываться личность осужденного и преступление которое он совершил. Основными задачами исправления будут:

-диагностика личностных особенностей каждого преступника и дефекты его саморегуляции

-разработка долгосрочной программы коррекции

-осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации

-разработка новых принципов режима

Самое главное формирование социально-положительных перспектив.

 

80. Задачи и факторы ресоциализации осужденных.

Ресоциализация личности (исправление личности) осужденных связана с переориентацией ценностей у осужденных. Ресоциализация - усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия.

Основной задачей исправительных учреждений является создание условий для адаптации личности. Благодаря этой задачи можно добиться личностного исправления в процессе исполнения наказания. Для ресоциализации личности осужденного необходимо знать личностные особенности каждого осужденного. Для того, что бы психологическое воздействие на осужденного было эффективным нужно установить психологический контакт с заключенным и узнать побольше о той группе, в которой заключенный общается.

 

81. Психология личности, отбывающей наказание.

Основной особенностью психического состояния людей, отбывающих наказания это состояние психического напряжения. У осужденного появляется механизм самозащиты на воспитательные воздействия. Стихийно отбывающий наказание выстраивает вокруг себя малые группы, именно эти группы и будут формировать его микроклимат. Тюрьма это замкнутое пространство с высокой концентрацией социально деформированных индивидов. В тюрьме возможности человека, его коммуникативные эстетические и этические потребности очень резко ограничены, именно поэтому личность отбывающего наказание тоже становится очень ограниченной.

На «зоне» человек, попавший туда сразу пытается найти друга или хотя бы единомышленника. Этот человек может выбираться по одинаковым взглядам или по национальности.

 

82. Личность осужденного и воспитательный процесс.

Знание личности осужденного. Успеха в переубеждении и формировании установки на исправление можно добиться, если воспитатель знает специфику направленности личности осужденного, действительные его взгляды и убеждения. Помимо труда и режима могут также действовать на заключенного такие фактору как семья, его друзья на воле и пр. Эти факторы могут влиять не только положительно, но и отрицательно (ссора в семье), Если есть семья, дети, то этот фактор при воспитании лучше использовать как доминирующий, рисуя перспективу на будущее. В тюрьме человек, попавший туда сразу пытается найти друга или хотя бы единомышленника. Этот человек может выбираться по одинаковым взглядам или по национальности.

Воспитание.

Есть несколько основных видов деятельности в воспитательном процессе:

1.социальная - нужно выработать в заключенных чувства патриотизма, честность, гуманность. воспитатель должен очень верить в положительный конечный результат!

2.коммуникативная деятельность - тут происходит обмен информации, которую воспитатель хочет донести до группы, тут важно не только как информация доходит, но и кем она произносится. Тут воспитатель должен учитывать тип темперамента и поведение человека.

3.организационная деятельность - воспитатель д.б. хорошим и волевым организатором. воспитатель должен обладать авторитетом, чтобы не только создать коллектив но и управлять им.

4.конструктивная деятельность - создание планов и стратегии воспитательской деятельности. Тут воспитатель должен спланировать содержание своей дальнейшей деятельности, тактику и последовательность, заранее спланировать последовательность действий осужденных.

 

83. Психологический анализ групп осужденных.

Малые группы осужденных возникают стихийно, вне зависимости от администрации. В исправлении и перевоспитании осужденных они играют особую роль: в них создается тот микроклимат, который оказывает нередко решающее влияние на поведение осужденных, здесь же со всей силой действуют механизмы подражания, соперничества и самоутверждения.. В малой группе воспитателю приходится иметь дело с групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными традициями. Между воспитателем и осужденным, как и между коллективом и личностью осужденного, всегда стоит малая группа. Взгляды и убеждения, а также установки осужденного, образ его поведения существенно зависят от господствующих взглядов и мнений в группе. Это обязывает воспитателя иметь полное представление об этих взглядах и убеждениях. В противном случае он не сумеет заранее подготовить контраргументы и будет вести работу с тем или иным осужденным вслепую.

Важно также уметь максимально использовать социально-психологические механизмы (заразительность, групповое давление). В группе у каждого своя "роль", выделяется "вожак", или "первый номер". В процессе организации и становления отрицательно направленной малой группы нередко возникает нездоровое соперничество, а порой и борьба между лидерами. Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осужденных. Но, захватив лидерство, «вожак» перестает сам лично творить суд и расправу. Всю черную работу он поручает обычно другим осужденным, оставляя за собой функцию организатора, вдохновителя, «верховного судьи». Поэтому ни о какой истинной дружбе между членами отрицательно направленной малой группы не может быть речи. В то же время в малой группе с положительной направленностью обычно складываются товарищеские, дружеские отношения, проявляются взаимные симпатии. Выявление групповых лидеров связано с расшифровкой ролей, которые играет та или иная личность в коллективе. Существует опасность допустить в этом ошибку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.