Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение деятельности судов. Судебный департамент при Верховном Суде РФ




Правовой статус судей в РФ. Требования, предъявляемые к судьям и кандидатам в судьи.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой лишь компетенцией. Различие по компетенции не нарушает общего принципа единого статуса.

Единство статуса означает равенство всех судов внутри судейского сообщества. На них одинаково распространяются меры государственной защиты, гарантии независимости и недопустимость вмешательства в их деятельность, материальное и социальное обеспечение. Вместе с тем единство правового статуса не исключает особенностей правового положения судей, связанных с разным объемом полномочий и спецификой их деятельности.

Статус судьи обеспечивается государственными гарантиями его независимости, которые включают: определенные законом процедуры осуществления правосудия; несменяемость судьи; порядок приостановления и прекращения полномочий и его право на отставку; неприкосновенность судьи и предоставление ему за счет государства материального и социального обеспечения. К гарантиям обеспечения полноправной судебной деятельности относится также деятельность системы органов судейского сообщества.

Процедура осуществления правосудия, предусмотренная законом, – одна из важнейших гарантий независимости судьи. В нормах процессуального законодательства и федеральных законодательных актах детально излагаются правила проведения судопроизводства по уголовным, гражданским, арбитражным делам, а также порядок осуществления конституционного контроля. Следование этим нормам объективно обеспечивает устранение из процедуры правосудия посторонних влияний, а всякое вмешательство в процессуальную деятельность судьи преследуется по закону.

В соответствии со ст. 121 Конституции РФ судьи несменяемы. Они не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены решением квалификационной коллегии судей и не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Неприкосновенность судей – важнейший элемент судейского иммунитета. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Неприкосновенность судьи обеспечивает его защиту от преступного мира и «обиженных» в гражданском процессе сторон, а также от бюрократического администрирования со стороны государственных органов и вышестоящих судей.

Материальное и социальное обеспечение судей – важная составляющая их независимости.

Государственная защита призвана обеспечивать независимость и неприкосновенность судьи с учетом важности и значимости выносимых им решений.

Помимо мер правовой и социальной защиты, установлена система мер обеспечения безопасности судей.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти образуются органы судейского сообщества (Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов РФ, Совет судей РФ, советы судей субъектов РФ, общее собрание судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ) – важнейший институт обеспечения независимости судей.

Полномочия судей могут быть приостановлены только решением квалификационной коллегии судей. Приостановление полномочий – временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей, основанием для которого является:

– признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

– возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

– участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной власти Федерации, субъекта РФ;

– избрание судьи в состав органа законодательной власти Федерации, субъекта РФ.

Судья, не согласившийся с решением квалификационной коллегии, может обжаловать его в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Приостановление полномочий не лишает судью гарантий неприкосновенности, не снижает уровень материального обеспечения.

Решение о возобновлении полномочий принимается квалификационной коллегией судей, которая приостановила его полномочия.

Прекращение полномочий судьи – это полное отстранение его от исполнения должностных функций решением квалификационной коллегии судей по установленному законом перечню оснований:

– письменное заявление судьи об отставке;

– неспособность по состоянию здоровья или по другой уважительной причине;

– письменное заявление о переходе на другую работу;

– истечение срока полномочий, если они были ограничены определенным сроком;

– увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

– прекращение гражданства РФ;

– занятие деятельностью, не совместимой с должностью;

– вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи;

– вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

– смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

– отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

– достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.

Обжаловать решение квалификационной коллегии судья может в Верховном Суде РФ.

Важно, что приостанавливает и прекращает полномочия судьи решение квалификационной коллегии судей, а назначает Президент РФ. Тем самым закреплена высокая степень доверия внутри судейского корпуса.

Прекращение полномочий судей судов общей юрисдикции по п. 1,2,3,4,5,9,11,12 считается отставкой, т. е. почетным уходом или почетным удалением с должности судьи. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. За судьей, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии неприкосновенности и принадлежность к судейскому корпусу, он может быть повторно назначен судьей. Прекращение отставки возможно по следующим основаниям: невыполнение требований, предъявляемых к судьям; совершение проступка, порочащего его и умаляющего авторитет судебной власти.

При прекращении отставки судья имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.

 

Организационное обеспечение деятельности судов — одна из основных функций (направлений) право охранительной деятельности, от которой в немалой степени и зависит институт независимости судебной системы. В наши дни под ней принято понимать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурс ному обеспечению. В состав организационного обеспечения входит осуществление следующих задач:

1) разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов;

2) разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;

3) подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

4) обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

5) дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;

6) организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; контроль за законностью избрания, назначения или отбора таких заседателей;

7) организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;

8) дача заключений и представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей;

9) материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности;

10) содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;

11) организация и ведение судебной статистики;

12) оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности;

13) изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;

14) разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;

15) организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;

16) изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной.

 

Статья 1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Статья 7. Структура Судебного департамента

1. Судебный департамент состоит из следующих подразделений:

главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;

главное управление обеспечения деятельности военных судов;

главное финансово-экономическое управление;

управление государственной службы и кадрового обеспечения;

контрольно-ревизионное управление;

управление делами;

управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

отдел учебных и образовательных учреждений;

отдел международно-правового сотрудничества;

аппарат Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия Судебного департамента

1. Судебный департамент:

1) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

2) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

3) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

4) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

5) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;

6) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации.

Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.