КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты правовой работы
Необходимым условием рациональной организации и эффективного ведения правовой работы является правильная идентификация субъектов данной работы. В литературе высказываются разные точки зрения о субъектах правовой работы. Это обусловлено имевшимися в советский период развития нашей страны и в целом сохранившимися до настоящего времени недостатками в нормативной регламентации правовой работы. В частности, в п. J Общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов (далее — Общее положение), утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 июля 1972 г. № 467[2]. указывалось, что для проведения правовойлаботы создается юридическая служба. Данная.^ запись давала многим авторам повод утверждать, что субшаами правовой работы являются именно юридические службы пргяничяпий
Другие ^специалисты рассматривают в качестве субъектов правовой работы не только юридические службы, но и руководящие органы одгят*з^нй; их административный персоналка также ру- ководителей структурных подразделений организаций. И, наконец, в современной литературе высказывается точка зрения, что субъектами правовой работы являются не только коммерческие и некоммерческие организации, их подразделения, должностные лица, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления и суды[3]. В этой связи полагаем необходимым отметить следующее. Во-первых, следует иметь в виду, что губгьрктями правовой рз- боты мдгут яддяться не любые, а только правоспособные лица, т. е. лищц cnocoj&Hbie иметь юридические права и нести юридические обязанности.
Поскольку правоспособность лиц в различных сферах общественной жизни различна,то, во-вторых, субъектныйсоставучаст- ников правовой работы неоднороден и существенно отличается в зависимости от сферы общественной жизни, в которой ведется данная работай В результате можно уверенно утверждать, что субъектами правовой работы, безусловно, явдяДахся органы власти Тзаконодательной, исполнительной и судебной) иi ощщшместно- го &аш>уцравления, а также должностные лица оэответствующих органов, выполняющие правотворческие, правоприменительные, ' правоохранительные функции в соответствии со своей компетенцией в различных сферах общественной жизни, например: Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, судья, следователь, прокурор, комиссия антимонопольного органа, руководитель налогового органа и др. В сфере экономических отношений субъектами правовой работы помимо указанных выше лиц являются также правоспособные хозяйствующие субъекты; npwHUl<iUии, имеющие статус юридического лица, индивидуальные предприниматели^граждане, атак- же объед и не н и я указан ных л и право- способностью. ' ТШТКГббра^ом, следует исходить из того, что субъектом пра- втщ^зйботы является сама или некоммерческая соотпз^ствующей^органи- Шции. служба имеет другой статус^ исполнителя мероприятий правовой работы. Исполнители мероприятий правовой работы Структурные подразделения коммерческой организации, ее руководители (менеджеры) и сотрудники являются организаторами и исполнителями мероприятий правовой работы в соответствии с заданной им коштет№цйё1Г; Как покйзы ваетпрайсптка, ведение правовой работы требует вовлечения в ее процесс большого числа исполнителей, так как ни руководитель организации, ни юридическая служба самостоятельно выполнить необходимый комплекс мероприятий правовой работы не в состоянии. Кроме того, зачастую возникает необходимость вовлечения в процессы правовой работы не только собственных, но и сторонних исполнителей, не являющихся работниками организации (сотрудников юридических или консалтинговых компаний, адвокатов и т. д.). Данная группа исполиггслейгмероприятий правовой работы традиционно именуется внешними юридическими консультантами. —
Привлечение к выполнению мероприятий правовой работы большого числа исполнителей работе не только правового, но и организационно-управленческого? компонента, поскольку труд исполнителей нёоЬхоДИмо""органи- зовать (объединить, координировать и поддерживать его в таком состоянии). Рациональная организация взаимодействия разных исполнителей обеспечивает достижение высоких конечных результатов правовой работы. Цели правовой работы Организация правовой работы предполагает необходимость уяснения целей данной работы. Неверная постановка целей правовой работы приводит к ошибкам в ее организации и, как следствие, к снижению конечньшзазультатов данной работы. В советский""лериод развития нашей страны основной целью правовой работы в хозяйственных организациях было принято считать укрепление законности. К примеру, на это указывается в п. 2 Общих положений. Однако опыт убеждал в неточности данной точки зрения. Так, еще в 1972 г. Ю. М. Аристаков подчеркивал, что правовая работа на предприятии не может иметь цели, отличной от общей, единой для всего предприятия. Ввиду этого правовая работа не сводится к обеспечению соблюдения законности. Руководящие и иные должностные лица, решая хозяйственно-производственные задачи, не просто исполняют различные предписания, а отыскивают, избирают те варианты решения, которые в наибольшей степени удовлетворяют экономические и иные интересы предприятия. Но чтобы принять оптимальное решение, необходимо иметь в виду и правовую сторону дела. Исходя из этого, задачами право- тивное использование юридических норм и правовых средств для достижения лучших хозяйственных результатов1. Иными словами, применительно к деятельности хозяйствующих субъектов определяющей целью правовой работы предлагалось считать не укрепление законности, а улучшение хозяйственных результатов данной деятельности при соблюдении требования законности.
Такой подход к определению целей правовой работы является правильным. Практика свидетельствует о том, что для коммерческих организаций экономические (хозяйственные) результаты правовой работы имеют ведущее значение. Данный вывод обусловлен тем, что такие организации создаются именно для того, чтобы вести экономическую деятельность и получать в результате такой деятельности экономический эффект — прибыль. Если экономическая деятельность коммерческой организации не обеспечивает получения необходимого размера прибыли, а тем более если становится убыточной, не только деятельность, но и само существование такой организации теряет смысл и пользу. «Пттому несовременных пуб^икяиидупбпг^ияннп обращается дервоочередное внимание на экономические
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |