Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты правовой работы




Необходимым условием рациональной организации и эффек­тивного ведения правовой работы является правильная идентифи­кация субъектов данной работы.

В литературе высказываются разные точки зрения о субъектах правовой работы. Это обусловлено имевшимися в советский пери­од развития нашей страны и в целом сохранившимися до настоя­щего времени недостатками в нормативной регламентации право­вой работы.

В частности, в п. J Общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте мини­стерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов (далее — Общее положение), утвержденного постановлением Сове­та Министров СССР от 22 июля 1972 г. № 467[2]. указывалось, что для проведения правовойлаботы создается юридическая служба. Данная.^ запись давала многим авторам повод утверждать, что субшаами пра­вовой работы являются именно юридические службы пргяничяпий

шшш

Другие ^специалисты рассматривают в качестве субъектов пра­вовой работы не только юридические службы, но и руководящие органы одгят*з^нй; их административный персоналка также ру- ководителей структурных подразделений организаций.


И, наконец, в современной литературе высказывается точка зрения, что субъектами правовой работы являются не только ком­мерческие и некоммерческие организации, их подразделения, должностные лица, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления и суды[3].

В этой связи полагаем необходимым отметить следующее.

Во-первых, следует иметь в виду, что губгьрктями правовой рз- боты мдгут яддяться не любые, а только правоспособные лица, т. е. лищц cnocoj&Hbie иметь юридические права и нести юридические обязанности.

Поскольку правоспособность лиц в различных сферах обще­ственной жизни различна,то, во-вторых, субъектныйсоставучаст- ников правовой работы неоднороден и существенно отличается в зависимости от сферы общественной жизни, в которой ведется данная работай

В результате можно уверенно утверждать, что субъектами право­вой работы, безусловно, явдяДахся органы власти Тзаконодательной, исполнительной и судебной) иi ощщшместно- го &аш>уцравления, а также должностные лица оэответствующих органов, выполняющие правотворческие, правоприменительные, ' правоохранительные функции в соответствии со своей компетен­цией в различных сферах общественной жизни, например: Пре­зидент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, судья, следователь, прокурор, комиссия антимонопольного органа, руко­водитель налогового органа и др.

В сфере экономических отношений субъектами правовой рабо­ты помимо указанных выше лиц являются также правоспособные хозяйствующие субъекты; npwHUl<iUии, имеющие статус юриди­ческого лица, индивидуальные предприниматели^граждане, атак- же объед и не н и я указан ных л и право-

способностью.

' ТШТКГббра^ом, следует исходить из того, что субъектом пра- втщ^зйботы является сама или некоммерческая

соотпз^ствующей^органи- Шции. служба имеет другой статус^ исполнителя

мероприятий правовой работы.

Исполнители мероприятий правовой работы Структурные подразделения коммерческой организации, ее ру­ководители (менеджеры) и сотрудники являются организаторами и


исполнителями мероприятий правовой работы в соответствии с за­данной им коштет№цйё1Г;

Как покйзы ваетпрайсптка, ведение правовой работы требует во­влечения в ее процесс большого числа исполнителей, так как ни ру­ководитель организации, ни юридическая служба самостоятельно выполнить необходимый комплекс мероприятий правовой работы не в состоянии. Кроме того, зачастую возникает необходимость вовлечения в процессы правовой работы не только собственных, но и сторонних исполнителей, не являющихся работниками орга­низации (сотрудников юридических или консалтинговых компа­ний, адвокатов и т. д.). Данная группа исполиггслейгмероприятий правовой работы традиционно именуется внешними юридическими консультантами. —

Привлечение к выполнению мероприятий правовой работы большого числа исполнителей

работе не только правового, но и организационно-управленческого? компонента, поскольку труд исполнителей нёоЬхоДИмо""органи- зовать (объединить, координировать и поддерживать его в таком состоянии). Рациональная организация взаимодействия разных исполнителей обеспечивает достижение высоких конечных ре­зультатов правовой работы.

Цели правовой работы

Организация правовой работы предполагает необходимость уяснения целей данной работы. Неверная постановка целей пра­вовой работы приводит к ошибкам в ее организации и, как след­ствие, к снижению конечньшзазультатов данной работы.

В советский""лериод развития нашей страны основной целью правовой работы в хозяйственных организациях было принято считать укрепление законности. К примеру, на это указывается в п. 2 Общих положений.

Однако опыт убеждал в неточности данной точки зрения. Так, еще в 1972 г. Ю. М. Аристаков подчеркивал, что правовая работа на предприятии не может иметь цели, отличной от общей, единой для всего предприятия. Ввиду этого правовая работа не сводит­ся к обеспечению соблюдения законности. Руководящие и иные должностные лица, решая хозяйственно-производственные зада­чи, не просто исполняют различные предписания, а отыскивают, избирают те варианты решения, которые в наибольшей степени удовлетворяют экономические и иные интересы предприятия. Но чтобы принять оптимальное решение, необходимо иметь в виду и правовую сторону дела. Исходя из этого, задачами право-



тивное использование юридических норм и правовых средств для достижения лучших хозяйственных результатов1. Иными словами, применительно к деятельности хозяйствующих субъектов опреде­ляющей целью правовой работы предлагалось считать не укрепле­ние законности, а улучшение хозяйственных результатов данной деятельности при соблюдении требования законности.

Такой подход к определению целей правовой работы является правильным. Практика свидетельствует о том, что для коммер­ческих организаций экономические (хозяйственные) результаты правовой работы имеют ведущее значение. Данный вывод обу­словлен тем, что такие организации создаются именно для того, чтобы вести экономическую деятельность и получать в результа­те такой деятельности экономический эффект — прибыль. Если экономическая деятельность коммерческой организации не обе­спечивает получения необходимого размера прибыли, а тем более если становится убыточной, не только деятельность, но и само су­ществование такой организации теряет смысл и пользу.

«Пттому несовременных пуб^икяиидупбпг^ияннп обращается дервоочередное внимание на экономические




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.