Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм содействия в реализации прав несовершеннолетних. Его место в структуре правосубъектности несовершеннолетних

Ребенок тоже гражданин. Такое положение закреплено в ст. 6 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"[25], в соответствии с которой ребенок рассматривается в качестве человека и гражданина. Состояние правосубъектности ребенка обеспечивается Конституцией РФ и действующим законодательством при наличии специального механизма реализации правовых возможностей несовершеннолетнего. В нем и заключается особенность правосубъектности несовершеннолетних. Такой механизм содействия ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов посредством действий родителей ребенка (лиц, их заменяющих) с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема его дееспособности закрепляется в ст. 7 вышеназванного Закона. Именно поэтому в структуре гражданской правосубъектности подобный "механизм содействия в реализации и защите прав" должен найти свое место. В связи с этим представляется удачной теория О.А. Красавчикова о наличии в содержании правосубъектности такой правовой категории, которая обозначает восполнение дееспособности одних лиц действиями других лиц. Думается, что более приемлемым термином, характеризующим в гражданском праве механизм содействия, мог бы явиться термин "продееспособность", а не "трансдееспособность".

Согласно Толковому словарю В.И. Даля приставка "про" образует:

1) существительные со значением - "действующий в чьих-нибудь интересах";

2) существительные со значением - "заменяющий, действующий или существующий вместо кого-нибудь"[26].

Таким образом, термин "продееспособность" подходит для обозначения двух существующих вариантов реализации правоспособности несовершеннолетнего. Это, во-первых, содействие дееспособного лица не полностью дееспособному лицу (посредством дачи согласия на совершение ребенком сделки) и, во-вторых, замена действиями дееспособного лица действий не полностью дееспособного или недееспособного субъекта в интересах последнего (осуществление от имени малолетнего гражданско-правовых сделок).

В отличие от приставки "про", приставка "транс" означает "осуществление действия через кого-либо, обозначение или передачу через посредство чего-либо"[27] и более подходит для характеристики действий посредника, а не представителя или содействующего лица, восполняющих дееспособность другого.

Вряд ли можно согласиться с таким термином, обозначающим механизм содействия в реализации и защите прав несовершеннолетнего лица, как "субсидиарная дееспособность", предложенным Т.И. Илларионовой.

Во-первых, он определяет только дополнительную дееспособность, необходимость в которой может возникнуть при наличии у субъекта какого-либо объема собственной дееспособности, т.е. в качестве восполнения недостающей.

Во-вторых, в общепринятом правовом смысле термин "субсидиарный(ая)" характеризует правовое явление, к которому прибегают в том случае, когда невозможно первоначально реализовать интерес за счет или посредством основного предмета или субъекта (например, субсидиарная ответственность, ст. 399 ГК РФ). При наличии субсидиарно ответственного лица кредитор может обратить к нему свое требование лишь в случае неполучения удовлетворения от основного должника (ответственного лица).

В ситуации с таким явлением, как дееспособность, дееспособное лицо содействует недееспособному, а не только отвечает за него, поэтому отсутствующая дееспособность либо полностью заменятся механизмом содействия, названным нами продееспособностью, либо неполная (частичная) дееспособность вместе с механизмом содействия образуют тот элемент, который необходим для полноты правосубъектности. Данный механизм в ситуации с недееспособными или частично дееспособными лицами работает как основной, а не субсидиарный.

Возможно для рассматриваемого механизма содействия использовать наряду с термином "продееспособность" термин "содееспособность". Однако лингвистически он обозначает лишь одну сторону исследуемого явления, подходит для характеристики действий дееспособного лица, дающего согласие на совершение сделок (например, несовершеннолетнему в возрасте от 14 - 18 лет). В данном случае субъекты (ребенок - родитель) действуют совместно. Приставка "со" служит для образования существительных, означая "общее участие в чем-нибудь, совместность"[28].

При отсутствии у лица дееспособности (или незначительном ее объеме) его представитель действует за него, от его имени и в его интересах, в данном случае термин "содееспособность" является неточным. Приставка "про", напротив, как было сказано выше, может характеризовать и действия представителя от имени недееспособного, и согласие родителей на сделку (действие) не полностью дееспособного лица. Но поскольку законодатель в ст. 7 ФЗ о гарантиях прав ребенка использует термин "содействие" применительно ко всем детям, учитывая среди них малолетних и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, по аналогии для определения самого механизма реализации прав недееспособного (не полностью дееспособного) лица, наряду с термином "продееспособность", может быть использован термин "содееспособность", обозначающий то же явление.

И наконец, при определении продееспособности (содееспособности) в структуре правосубъектности вряд ли можно согласиться с точкой зрения Т.И. Илларионовой, рассматривающей субсидиарную дееспособность как разновидность дееспособности и не включающей ее в качестве элемента в содержание правосубъектности[29].

Субсидиарная дееспособность не может быть разновидностью дееспособности, поскольку дееспособность это способность лица действовать самому, своей волей реализовывать собственные правовые возможности. Субсидиарная же дееспособность таковой способностью или ее разновидностью не является, она обозначает действия других лиц (законных представителей) по реализации не своих правовых возможностей, а возможностей подопечных, детей. Таким образом, совершенно прав был О.А. Красавчиков, выделяя в качестве самостоятельного отдельного элемента в структуре правосубъектности - "трансдееспособность".

Изложенное позволяет сделать вывод, что в структуре правосубъектности следует различать такие элементы (имеющие природу правовых состояний), как правоспособность, дееспособность и продееспособность или содееспособность. Сочетание их в состоянии лица является неодинаковым, при этом лицо признается правосубъектным. Так, правосубъектность малолетнего лица характеризуется наличием правоспособности и продееспособности (а в определенных случаях и незначительной дееспособности самого малолетнего), правосубъектность несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет обеспечивается состоянием правоспособности, неполной дееспособности самого несовершеннолетнего и продееспособности.

Именно рассмотренный правовой механизм содействия в реализации и защите прав недееспособных и частично дееспособных лиц оправдывает и объясняет самостоятельное правовое значение правоспособности и дееспособности и обеспечивает действительное признание правосубъектности в равной мере за дееспособными, не полностью дееспособными, ограниченно дееспособными и недееспособными лицами, взрослыми и детьми. Это подтверждается Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка, другими международными актами, а также действующим российским законодательством.

Представленное исследование категории правосубъектности и составляющих ее элементов позволяет сделать вывод, что правосубъектность некоторых участников гражданских правоотношений обладает определенными особенностями.

Так, правосубъектность несовершеннолетних субъектов гражданского права является более сложным правовым явлением, нежели правосубъектность совершеннолетнего гражданина. Именно указанная особенность призвана обеспечивать одинаковое состояние правосубъектности взрослого человека и ребенка и объясняется тем, что несовершеннолетний гражданин в силу своих психофизических возможностей не способен в полной мере реализовать себя в качестве субъекта гражданского права без помощи и содействия других лиц. Аналогичной особенностью характеризуется правосубъектность ограниченно дееспособных и недееспособных граждан.

Механизм содействия родителей (усыновителей), опекунов и попечителей в реализации прав своих подопечных (или своими подопечными) должен обеспечивать реальное действительное участие детей (недееспособных, ограниченно дееспособных) в гражданских правоотношениях. Этот механизм, называемый продееспособностью (содееспособностью), и является составным элементом правосубъектности наряду с правоспособностью и дееспособностью.

Слово "механизм" обозначает систему, внутреннее устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности, процесса[30].

Механизм осуществления субъективных гражданских прав и исполнения обязанностей представляет собой последовательную, комплексную организацию правовых средств и обеспечение условий, направленных на достижение конечной цели, заложенной в содержании права и обязанности не только на достижение результата де-юре (официального), но и на действительную реализацию тех возможностей (де-факто) для управомоченного лица, которые предоставляются правом. Аналогично цель механизма исполнения обязанностей в идеале должна выражать не исключительно юридическое (формальное) выполнение необходимых требований, но и фактический, социально-экономический результат действия (бездействия) обязанного лица. Поскольку именно при данном теоретическом, законодательном и правоприменительном подходе юридическая (правовая) цель как превращение объективной возможности в идеальную (до ее практической реализации) действительность может считаться достигнутой[31].

Закрепление в ГК РФ особенностей право- и дееспособности несовершеннолетних, а также иных институтов, обеспечивающих механизм участия детей в гражданских правоотношениях, должно способствовать защите и полной реализации прав несовершеннолетних в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и иными международными актами, составляющими систему российского права, а не просто декларировать положение детей как субъектов права.

Выявление и признание особенностей право- и дееспособности имеет также большое значение для обеспечения и защиты прав других субъектов, не обладающих полной дееспособностью, - граждан, недееспособных и ограниченно дееспособных.

 


 

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История развития прав несовершеннолетних | Правоспособность несовершеннолетних
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.