КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеи Н.Миллера и Дж.Долларда о социальном научении развивали американские психологи А. Бандура, Дж.Роттер
Теории социального научения. Научение через наблюдение и подражание Уже в работах Э.Толмена и Б.Скиннера ставились вопросы о необходимости изучать социальное поведение и управлять им. В середине XX в. появились разнообразные концепции приобретения человеком социального опыта и норм поведения. Впервые в научный обиход термин «социальное научение» в 1941 г. ввели Н.Миллер и Дж.Доллард. Центральной проблемой теории социального научения стала проблема социализации. Все новорождённые похожи друг на друга, а через 2-3 года – это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия – результат научения, они не врождены. Термин «социализация» не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. По определению американских исследователей (бихевиористов), социализация представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. В отечественной психологии это определение дополняется идеей активности личности в преобразовании этого усвоенного опыта. Альберт Бандура (1925 — 1988) — канадский психолог (украинец по происхождению), известный своими работами по теории социального научения, автор теории научения агрессии через наблюдение и подражание. Работал в основном в Стэнфордском университете, в 1974 был избран президентом Американской психологической ассоциации. В центре теорий социального научения лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. А.Бандура отмечает, что «многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: мы просто наблюдаем, что делают другие, а затем повторяем их действия. Этот акцент на научении через наблюдение или пример, а не на прямом подкреплении, является наиболее характерной чертой теорий социального научения». (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1997, С.379). Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным и потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших собственных действий. Предположим, автомобилист должен был бы полагаться только на непосредственные последствия (столкновение с другим автомобилем, наезд на человека) для того, чтобы научиться не ехать на запрещающий сигнал светофора. Вербальная передача информации и наблюдение соответствующих моделей (например, других людей) обеспечивает основу для приобретения наиболее сложных форм поведения человека. А.Бандура устанавливает, что фактически все феномены научения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями. Наблюдая, дети учатся делать повседневную домашнюю работу или играть в определённые игры. Также через наблюдение они могут научиться быть агрессивными, альтруистичными, отзывчивыми. Во многих случаях необходимо учиться моделируемому поведению именно таким образом, как оно выполняется. Езда на велосипеде, катание на роликовой доске, печатанье на машинке, например, позволяют очень мало, если вообще позволяют, отойти от существующей практики. Однако в дополнение к передаче специфических форм путём моделирования можно выстроить новое поведение. Если малышка научилась делиться вкусным с куклой, ей будет нетрудно поделиться игрушками со сверстниками, оказать внимание маленькому брату, помочь маме по хозяйству. При помощи процессов моделирования наблюдатели извлекают общие черты из, казалось бы, разных реакций и формулируют правила поведения, дающие им возможность идти дальше того, что они уже видели и слышали. Научение через наблюдение может привести к стилю поведения, довольно отличающемуся от того, что человек наблюдал в действительности. С точки зрения А.Бандуры, люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация (хранящаяся в долговременной памяти) служит ориентиром в их действиях. Он полагал, что люди избавлены от груза ненужных ошибок и траты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут, по крайней мере, приблизительно, научиться чему-то на примере. Например, человек, который внимательно наблюдал за опытным теннисистом, будет иметь мысленный образ хорошей подачи мяча. Когда он учится подавать мяч, то объединяет свою попытку с мысленным образом подачи мяча специалистом. Научение через наблюдение может осуществляться в двух формах как чистое подражание и как викарное научение. Чистое подражание – это способ научения, при котором организм воспроизводит действия модели, не всегда понимая их значение. Оно свойственно в основном приматам и маленьким детям. Викарное научение – способ научения, при котором индивидуум полностью усваивает ту или иную форму поведения другого, включая понимание последствий этого поведения для модели. Согласно теории Бандуры, научение регулируется 4 взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы (приводится по Л.Хьеллу, Д.Зиглеру, 1997.). Процессы внимания: понимание модели. Человек может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты поведения модели и правильно поймёт их. Человеку недостаточно просто видеть модель и то, что она делает: скорее индивид должен тщательно выбрать, на что следует обратить внимание, чтобы извлечь соответствующую информацию для использования в имитации модели. Процессы внимания, следовательно, влияют на то, что выборочно постигается в модели, к которой человек обращается, и на то, что приобретается в результате наблюдения. Процессы сохранения: запоминание модели. А.Бандура предлагает две основные внутренние репрезентативные системы, с помощью которых поведение модели сохраняется в памяти и превращается потом в действие. Первая – образное кодирование. В процессе наблюдения возникают относительно стойкие и легко воспроизводимые образы того, что было увидено. Мысленные образы формируются так, что любая ссылка на события, наблюдаемые ранее, сразу вызывает живой образ или картину. Вторая репрезентативная система заключается в вербальном кодировании ранее наблюдаемых событий. Человек про себя повторяет последовательность выполнения моделируемой деятельности, которой надо будет заниматься позже, и когда он захочет воспроизвести этот навык, вербальный код даст соответствующий сигнал. Моторно-репродуктнвные процессы: перевод памяти в поведение. Несмотря на то, что человек тщательно формирует и сохраняет мысленные образы поведения модели и повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он всё-таки будет не в состоянии выстроить поведение правильно. Это относится к сложным моторным действиям (гимнастические упражнения, игра на музыкальных инструментах, управление самолётом и др.). Постоянная практика в выполнении последовательности движений имеет большое значение, если наблюдатель хочет совершенствовать моделируемое поведение. Мотивационные процессы: от наблюдения к действию. Есть один способ усилить желание человека наблюдать, сохранять и выстраивать моделируемое поведение – через предвидение подкрепления и наказания. Наблюдение за поведением, которое является причиной позитивного поощрения или предотвращает какие-то нежелательные условия, может быть сильнейшим стимулом к вниманию, сохранению и в дальнейшем (в похожей ситуации) выстраиванию такого же поведения. В этом случае подкрепление переживается косвенно, и человек может предвидеть, что сходное поведение приведёт к сходным последствиям. Если вы увидите, что кого-то поощряют за какие-то действия, вы, вероятно, придёте к заключению, что получите такой же подкрепляющий стимул, если поступите так же. И наоборот, если вы увидите, что кого-то наказывают за что-то, вы, вероятно, придёте к заключению, что то же самое случится с вами, если вы поступите сходным образом. Таким образом, хотя теория социального научения признаёт важную роль внешних подкреплений, она постулирует существование более широкого круга подкрепляющих воздействий. Люди не только подвержены влиянию опыта, приобретённого в результате своих действий, но и регулируют поведение на основе ожидаемых последствий, а также создают их для себя сами. Это формы подкреплений: косвенное и самоподкрепление. Косвенное подкрепление осуществляется всякий раз, когда наблюдатель видит действие модели и его последствия. Если вы увидите, что кого-то поощряют за какие-то действия, вы, вероятно, придёте к заключению, что получите такой же подкрепляющий стимул, если поступите так же. И наоборот, если вы увидите, что кого-то наказывают за что-то, вы, вероятно, придёте к заключению, что то же самое случится с вами, если вы поступите сходным образом. Самоподкрепление очевидно имеет место всякий раз, когда люди оценивают своё поведение и пощряют или наказывают себя. По А.Бандуре, есть три процесса, входящие компонентами в саморегулирование поведения: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа. Самопоощрение или самонаказание человеком своего поведения зависит от личностных стандартов, с позиций которых оно оценивается. В качестве таких критериев выступают: 1) сравнение своего поведения с поведением других людей; 2) ориентация на стандартные нормы и ценности эталонной группы; 3) сравнение своего сегодняшнего поведения с прошлым поведением; 4) личностная значимость деятельности; 5) объяснение своих успехов и неудач собственными усилиями и способностями или случайностью и везением; 6) адекватность самооценки. А.Бандура уделял особое внимание исследованию подражания в процессе научения. Результаты показали, что дети, как правило, подражают сначала взрослым, а затем сверстникам, чье поведение привела к успеху, т.е. к достижению того, к чему стремится и данный ребенок. Бандура также обнаружил, что дети часто подражают даже тому поведению, которое у них на глазах и не привело к успеху, т.е. они усваивают новые модели поведения как бы «про запас». Особую роль в формировании образцов поведения играют средства массовой информации, распространяющие символические модели в широком социальном пространтве. Легко вызывается и подражание агрессивному поведению, особенно у детей. А.Бандура провёл многочисленные исследования, подтверждающие важность научения через наблюдение в приобретении и модификации агрессивного поведения. По представлениям Бандуры, агрессивность – результат научения. Она развивается, поддерживается или уменьшается просто в результате наблюдения сцен агрессии и учёта её видимых последствий для агрессивного человека. Лабораторные исследования Бандуры свидетельствуют о влиянии телевизионного насилия на социальное поведение. Длительная экспозиция насилия по телевидению может приводить к негативным последствиям: 1) увеличению агрессивности поведения; 2) уменьшению факторов, сдерживающих агрессию; 3) притуплению чувствительности к агрессии; 4) формированию образа социальной реальности как угрожающей, полной страхов и опасностей. А.Бандура дал рекомендации взрослым для научения детей неагрессивному поведению. Он предложил, чтобы на личном уровне родители моделировали неагрессивные формы поведения своих детей, поощряли неагрессивное поведение. А.Бандура полагает, что в повседневной жизни агрессивные модели чаще всего встречаются в семье. Он настаивает на том, чтобы родители пытались оградить своих детей от насилия по телевидению, заранее оценивая содержание таких программ. А.Бандура рекомендует родителям смотреть телевизионные программы вместе с детьми и комментировать их с тем, чтобы они были восприимчивы, а не равнодушны к злу и страданиям, вызываемым актами насилия. Моделирование неагрессивного поведения возможно через демонстрацию по телевидению просоциальных программ.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |