КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Достигнутые результаты в процессе воспитания
Как и у любой деятельности, у воспитания должен быть результат. По каким же критериям оценивается воспитанность человека? Прежде всего, необходимо отметить, что нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по отношению к людям, к деятельности; по облику и речи; по манере поведения в целом и отдельным поступкам; по ценностным ориентациям. Таким образом, в критериях воспитания проступают два аспекта: внешний, связанный с выполнением норм, правил поведения, и внутренний, определяющийся моральными установками, мотивами, нравственными выборами». В работе А.Г. Марковой (Маркова А.К. и др., 1992) мы можем обратить внимание на согласованность этих двух аспектов воспитания. Автор выделяет два уровня воспитанности: Воспитанность (высокий уровень): Широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. "Сильное" целеполагание - удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении. Воспитанность (низкий уровень): Слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков. Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе. Конечно, эффективность решения воспитательной задачи зависит от многих факторов, но, в первую очередь, от логики применения методов, приемов и средств воспитания; индивидуально-личностных особенностей воспитанника и воспитателя; условий и обстоятельств, в которых осуществляется воспитательный процесс. Успешность воспитания проявляется как повышение самостоятельности и активности воспитанника, передача ему полномочий и обязанностей. Важно, чтобы у ребенка возникла мотивация к самовоспитанию. Основные приемы самовоспитания: самопознание; самообладание; самостимулирование. В свою очередь к приемам самопознания относятся – самонаблюдение, самоанализ, самооценивание. Важно, чтобы ребенок мог понимать свои поступки, анализировал не только внешнюю сторону поведения, но и мотивы поступков. Процесс самопознания является сложным и не всегда приятным. Поэтому, отмечает Ю.Б. Орлов, «единственный путь движения самопознания, которое может скрасить шок, неприятность от открытий, - это самосовершенствование» (1991, с.134). Автор отмечает, что первое, о чем надо задуматься, - это гармония черт характера. Каждая черта носит полярный характер: уверенность – неуверенность; общительность – замкнутость; педантизм – неорганизованность и т.д. Любая из них, получив чрезмерное развитие, приводит к деформации характера и дезорганизует поведение. К приемам самообладания относятся – самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самоубеждение, саморегулироваие. Эти приемы помогают мобилизовать силу воли, сдерживать эмоции, обрести уверенность в успехе. Приемы самостимулирования включают – самоободрение, самопоощрение, самонаказание. Путем самоободрения человек может, вспомнив свои прошлые успехи, поверить в свои возможности, нереализованные резервы, изменить отношение к сегодняшним трудностям. Саморегуляция предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Контролировать свои эмоции – это значит осознавать те умственные операции, в результате которых они возникают. При успешном выполнении сложной работы, особенно когда нет внешней оценки, важно похвалить себя. Самопоощрение может быть не только словесным. Это может быть и встреча с друзьями, и чтение увлекательной литературы, и кино, и покупка чего-то приятного для человека. Лишение же себя удовольствия будет средством самонаказания. И опять следует подчеркнуть роль индивидуальных особенностей человека в успешности реализации самовоспитания. Примеры конкретных приемов самовоспитания приведены в Приложении VI. В традиции отечественной культуры, участие писателей, поэтов в воспитательной деятельности. Интерес представляют критерии воспитанности, оставленные нам А.П. Чеховым: «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: 1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в жилье посторонних… 2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… 3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. 4) Они чистосердечны и боятся лжи как огня… Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии… 5) Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не говорят: меня не понимают! 6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями… 7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. 8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде. Дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу…» Подводя некоторый итог обсуждения проблемы психологических аспектов воспитания, хочется еще раз отметить, что в воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы как объективных, так и субъективных условий. Самыми влиятельными из объективных условий являются стиль общения в семье и школьная атмосфера. По мнению многих исследователей, изменяя школьную и семейную атмосферу, удается полностью изменить отклоняющееся поведение и развитие ребенка (М.Раттер, А.С.Спиваковская и др.). Значимость процесса воспитания в деятельности учителя подчеркивает доктор психологических наук Н.Н.Вересов: «Педагог должен «строить и оценивать свою работу по основному критерию – по способности детей совершать человеческие поступки и по изменениям этой способности… Им всегда есть место, даже в самом безнравственном обществе, даже в бесчеловечном окружении. Между прочим, в безнравственном обществе совершать человеческие поступки даже легче – для этого просто больше возможностей» (2004). Для учителя процесс воспитания, прежде всего, связан с классным коллективом, учитель создает из него среду воспитания, организует педагогическую деятельность таким образом, чтобы дети не только усваивали знания, но и овладевали человеческими личностными качествами. Поэтому успех учителя как воспитателя связан с тем, как он сумел сделать обучение собственной деятельностью учащихся, в которой они сами себя развивают и воспитывают.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1) Подтвердите или опровергните зависимость целей воспитания от состояния общества. Постарайтесь выявить социально-специфические, экономические, политические и общечеловеческие нравственные цели воспитания. 2) Объясните необходимость комплексного применения различных методов воспитания: прямых и косвенных; когнитивных, эмоциональных и поведенческих; терапевтических. 3) Составьте схему, показывающую существование или организацию воспитательного процесса на различных уровнях: семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации, коллектив класса, группа друзей, общество, влияние учителей, самовоспитание. 4) Как оценить эффективность методов воспитания? От чего зависит их выбор? 5) Каковы достоинства и недостатки известных вам видов воспитания?
ЛИТЕРАТУРА 1) Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа.-М., 2002. 2) Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн.- М., 2000.- Кн.1. 3) Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. 4) Вересов Н., Мельников А. Образование и культура: нереальные цели и реальные ценности // Известия академии педагогических и социальных наук. 2004. № 8. С. 11-30. 5) Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996. 6) Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989. 7) Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. 8) Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3 Под ред. М.В. Гамезо.-М., 1982. 9) Леви В. Нестандартный ребенок. Спб. 1993. 10) Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. «Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте». Петрозаводск, 1992 11) Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. М., 1977. 12) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1994) Толковый словарь русского языка, 1994). 13) Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991. 14) Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов н/Д, 1996. 15) Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2000. 16) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946. 17) Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. – М., 1996. 18) Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта. – М., 1983. 19) Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. СПб, 1995. 20) Синицына Г.П. Электронный научный журная «Вестник омского государственного педагогического университета», Выпуск 2006. www.omsk.edu 21) Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. – М., 1998. 22) Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1997. 23) Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю - М., 1985.
Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |