Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы психологии. Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент




Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения:

- срез (кратковременное наблюдение),

- лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет),

- выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

 

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1. определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4. выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

Метод наблюдения заключается в изучении психической деятельности человека в обычных условиях жизни.

При помощи наблюдения исследуются психические процессы (восприятие, мышление, речь, память, воображение), психические состояния (внимательность, настроения, аффекты и т.п.), психические свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности). В процессе той или иной деятельности человека (игровой, учебной, трудовой) наблюдается формирование у него соответствующих умений и навыков.

Для объективности изучения явления, процесса наблюдение необходимо проводить систематически, а не отрывочно. Обычно психологическое наблюдение требует продолжительного времени. Продолжительность наблюдения обеспечивает накопление большого количества фактов, более глубокое изучение наблюдаемого. Например, наблюдение за эмоциональным проявлением качеств личности школьника требует продолжительного времени, так как только целый ряд наблюдений позволит объективно изучить истинное, соответствующее действительности проявление эмоций у школьника. Задача изучения особенностей мыслительной деятельности, и в частности соотношения анализа и синтеза у того же школьника в процессе рисования, требует не меньше времени для наблюдения, поскольку для объективного изучения данного вопроса необходимо исследовать аналитико-синтетическую деятельность мозга в разных условиях выполнения графического изображения (в условиях длительного рисования и в условиях быстрого рисования – набросков и зарисовок; в условиях рисования простого по форме и конструкции предмета и в условиях сложного по форме и конструкции предмета; в условиях приема рисования одними линиями и в условиях приема рисования тоном, завершением рисунка штриховкой и т.д.). Результаты наблюдения систематически записываются в специальные дневники или оформляются в виде психологических характеристик. Кроме того, результаты наблюдения могут фиксироваться на кинопленку, в фотографиях.

Таким образом, преимуществом метода наблюдения является то, что изучение психических проявлений человека протекает в естественных условиях, без нарушения естественности протекания психических явлений, процессов у человека.

Однако метод наблюдения имеет и отрицательные стороны. Во-первых, находясь в позиции наблюдателя, исследователь вынужден ждать, когда снова он сможет наблюдать интересующее его явление, что не всегда целесообразно и нарушает систематичность наблюдения. И во-вторых, метод наблюдения не позволяет с необходимой точностью установить причину конкретного психического явления, поскольку в процессе наблюдения нельзя учесть все взаимоотношения наблюдаемого психического явления с другими, нельзя учесть самые разнообразные факторы, воздействующие на развитие, формирование того или иного психического процесса, свойства личности.

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу к эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Виды бесед:

- сбор анамнеза.

- интервью

- вопросники

- психологические анкеты.

Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Недостатком метода беседы является то, что умозаключения о психологических закономерностях исследователь делает на основе ответов самих испытуемых, что не всегда дает объективную картину изучаемого.

Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Есть несколько разновидностей психологических экспериментов: естественный, лабораторный, полевой, констатирующий и формирующий.

Естественный эксперимент ставит сама жизнь, а ситуация его складывается без вмешательства исследователя.

Лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Лабораторный эксперимент в отличие от естественного придумывает и ставит сам экспериментатор, активно вмешиваясь в жизнь и создавая искусственные условия, специально рассчитанные на то, чтобы проверить некоторую научную гипотезу. Такой эксперимент нередко проводится в лаборатории с использованием специальных приборов. Поэтому он и называется лабораторным.

Полевой эксперимент чем-то похож на лабораторный с той лишь разницей, что он проводится в реальных жизненных условиях человека.

Констатирующим называется такой эксперимент, задача которого состоит в простой фиксации и описании фактов, т.е. в констатации того, что в действительности происходит без активного вмешательства в процесс со стороны экспериментатора. От естественного констатирующий эксперимент отличается тем, что при нем просто фиксируется реальное состояние дел и не сравнивается между собой результаты до и после эксперимента.

Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы сформировать у человека какое-то качество или изменить его поведение.

Совершенствование метода эксперимента, и прежде всего естественного эксперимента, привело к появлению такой разновидности психологического эксперимента, как психолого-педагогический развивающий эксперимент. Особенностью психолого-педагогического развивающего эксперимента является то, что вначале исследуются те или иные психические процессы, свойства личности школьника, а затем, на основе результатов исследования, организуется специальное обучение (иногда в нескольких вариантах), которое предполагает новую, более высокую ступень развития изучаемых психических процессов, качеств.

Метод психологического анализа процесса и продуктов деятельности позволяет проследить за течением, последовательностью выполнения той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой), раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса деятельности.

Примером такого исследования может быть изучение процесса изображения в рисовании по методу срезов, разработанному советским психологом Е.И. Игнатьевым. Метод срезов можно успешно использовать и в черчении. В настоящее время последовательность процесса изображения в рисунке и черчении все чаще фиксируют фото- и киноаппараты, позволяющие получить значительно большее количество поэтапных изображений.

Анализ продуктов деятельности человека позволяет проследить особенности многих процессов, свойств, характерных для психики конкретной личности.

Биографический метод представляет собой изучение психологии человека на основании его биографических данных.

Метод тестов (анкетный метод) – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

С помощью анкетного метода изучаются различные стороны психической деятельности человека на основе массового опроса.

Как правило, анкетный метод дает богатый материал для исследования. Однако этот материал не всегда объективен, недостаточно глубок по своему содержанию (испытуемые могут дать неправильные ответы или заведомо написать неправду). Поэтому обычно метод анкет используется одновременно с другими методами психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 4182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.