Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековая архитектура Турции

Из всех видов искусства наибольшее развитие в Османской империи получила архитектура.

На первых порах она развивалась под сильным влиянием как сельджукского, так и византийского искусства. С начала XV в. турецкая архитектура принимает все более оригинальный характер. Основными памятниками турецкой архитектуры рассматриваемого периода были религиозные постройки - мечети, тюрбе и др.

Султаны, члены династии, крупные сановники, желая украсить столицу, увековечить свое имя или совершить богоугодное дело, строили мечети, мавзолеи и другие религиозные здания. Многие мечети и дворцы являются шедеврами архитектуры. К ним относятся знаменитая Зеленая мечеть (Йешиль джами), построенная в Бурсе в 1419 г. султаном Мехмедом I Челеби (1413-1421 гг.) Свое название мечеть получила от украшающего ее фаянса бирюзового цвета. Поражает безупречный вкус и роскошь внутреннего убранства.

В наружном оформлении мечети царят мрамор с тонкой резьбой и бирюзовые фаянсовые плитки, которые окаймляют окна. В интерьере приковывает внимание богатство изразцовых украшений с удивительной и замысловатой игрой цвета и рисунка. Окружности, звезды и геометрические фигуры в бирюзовом, зеленом, белом и голубом цвете чередуются друг с другом, образуя бесконечно меняющуюся композицию, которая своей изощренностью и вместе с тем гармонией должна воплощать не что иное, как небесный рай.

Простая надпись по-персидски у богато украшенного алтаря (михраб) свидетельствует о том, что керамические плитки сработаны мастерами из Тебриза (Иран). Зеленая мечеть создана по схеме айван (терраса в домах восточного типа), с фонтаном в центральном зале и приподнятыми над полом галереями с каждой из четырех сторон для молящихся.

Основой для средневекового искусства Турции стал художественный опыт народов Ирана, Грузии, Армении, арабских стран и Византии, а также сельджуков. В конце 12-13 вв. из камня строились города (Конья и др.), окруженные мощными крепостными стенами, с цитаделью в центре и кварталами, часто изолированными друг от друга.

Для культовой архитектуры характерны ясная гармония стереометрически чётких форм, распространение композиций с айванами и открытым двором или с центральным залом, перекрытым куполом, широкое применение 3-угольных парусов в перекрытиях.

Из гражданских построек (включавших элементы оборонного зодчества) особенно хорошо известны караван-сараи и бани. В декоративной отделке ведущую роль играли рельефы с геометрической плетёнкой, стилизованными растительными (иногда фигурными) мотивами и надписями, облицовочные плитки тёмно-синих и зелёных тонов, нередко составляющие целые орнаментальные мозаики.

Работая над декором, мастера обычно оставляли часть стены гладкой, что придавало узорочью особую пластичность.

Если зодчество Турции в 14 первой половине 15 вв. было связано преимущественно со строительными навыками сельджукского времени, то архитектуре конца 15-16 вв. свойственно в первую очередь творческое переосмысление византийских традиций.

Разрабатывая тип купольного культового здания, турецкие мастера конца 15-16 вв. (прежде всего Синан) создавали грандиозные целостные, строго центрические пространственные композиции: вместе с тем архитектурная форма живописно обогащалась множеством сводов, ниш и окон, а внутренние помещения насыщались орнаментальными росписями и инкрустированными мраморными панелями.

Особая декоративная пышность была характерна для дворцовых построек: стены зданий павильонного типа, возводившихся среди садов, украшались ковровыми керамическими композициями, где преобладали цветочные мотивы. В 12-19 вв. в турецких городах сооружались также медресе, мавзолеи, бани (обычно купольные), изысканно оформленные фонтаны. В городской жилой архитектуре преимущественное распространение получили фахверковые дома с выступающими верхними этажами.

Бесспорным достижением турецких зодчих Эмина Оната и Орхана Арды является мавзолей Ататюрка — строгий, торжественный, впечатляющий по своей архитектуре.

Мечеть Сулеймание

Самая большая мечеть Стамбула выделяется своим огромным куполом на фоне старого города. Внимательный турист отметит сходство этой мечети с мечетью Айя София, хоть эти два здания и разделяет тысяч лет. Однако различия есть - они внутри.

Мечеть Долмабахче

Мечеть Долмабахче - это одна из самых красивых и богато декорированный мечетей. Она находится в южной части дворца Долмабахче, на берегу пролива Босфор.

Византийская церковь святого Георгия

Храм святого Георгия находится в живописном уголке Аланьи, вблизи средневековой крепости.

Мечеть Михримах султан

Мечеть Михримах Султан, построенная в XVI веке, – яркий пример средневековой османской архитектуры. Особо примечательны витражные окна с ярким орнаментом и мраморный минбар, щедро отделанный ажурной резьбой. Двери и оконные ставни выполнены из дерева с инкрустацией перламутром и слоновой костью.

Церковь св. Ирины

Церковь Святой Ирины (на турецком Aya İrini, на греческом Αγία Ειρήνη, Айя-Ирена) самое раннее сооружение из всех церквей Константинополя, которое сохранилось до наших дней. Церковь была посвящена «Святому миру» а не святой Ирине, как гласят некоторые легенды, также добравшиеся до наших дней. Расположилась церковь во внутреннем дворике дворца Топкапы, который в свою очередь занимает не последнее место в культурном наследии Турции и находится в историческом районе Стамбула – районе Султанахмет.

 

Армянская церковь Акдамар

На острове Акдамар озера Ван когда-то стоял древний армянский монастырь, от которого до наших дней сохранилась только одна церковь Акдамар, построенная в X веке. От остальных монастырских построек не осталось и следа.

Мечеть Фатиха

Наиболее часто посещаемая и любимая туристами достопримечательность Трабзона – это Мечеть Фатиха, которая расположена в средневековой крепости.

 

Подъем зодчества малоазийских сельджуков (сельджукидов) падает на время правления султана Ала ад-дина Кей Кубада I (1219—1236), при котором были построены города Алаие и Кубадие, строились мечети, караван-сараи, были реставрированы стены Конии и Сиваса.
Индже-Минарели. Едва ли не самым интересным зданием периода строительства в Конии является купольная мечеть Индже-Минарели (1251).
Само здание скромно, но портал его оформлен чрезвычайно пышно.
Очень эффектны декоративные ленты с изящным эпиграфическим орнаментом, огибающие портал и как бы завязанные узлом над входом. Плоскость портала над стрельчатой нишей выбрана в форме совка и украшена огромными резными цветами.
Такие же цветы находятся внутри мечети при переходе от куба основания к куполу, в месте, где обычно помещаются тромпы или сталактиты.
Минарет мечети имеет характерную малоазийскую форму: призма, на ней — цилиндр; затем еще цилиндр меньшего объема и коническое завершение. Переходы от одного объема к другому оформляются в виде балкончиков, поддерживаемых ступеньками сталактитов.
Преемниками династии сельджукидов в Малой Азии было государство турок-османов, формирование которого относится к первой половине 14 века.
Первоначально вассалы Конийского султана, османы, после монгольского нашествия, в короткий срок, пользуясь преимуществами своей военно-феодальной организации и политической раздробленностью своих противников, не только подчинили себе близлежащие округа с греческим и тюркоязычным населением, но и распространились на Балканах.
Архитектура классического периода (16 в). Так называемый «классический стиль» в архитектуре Турции падает на период после занятия турками Константинополя, то есть на период после 1453 года.
Турция приобрела значение передовой державы, игравшей важную роль в торговой и политической жизни Европы и Востока, и к началу 16 века включала в свой состав Малую Азию, Египет, Северную Африку, часть Ирана, Балканский полуостров, Крым и значительные районы Кавказа.
Подъем политического могущества повлек за собой расцвет искусства и, прежде всего, архитектуры.
Наивысшего расцвета турецкая архитектура достигает в правление Сулеймана Законодателя (Сулеймана Великолепного, 1520—1566).
Одним из слагаемых культурного наследия турок-османов было сельджукское искусство. Однако, придя на берег Босфора, османы столкнулись с древней и высокой архитектурой Византии. Великое сооружение византийцев — Софийский собор оказало заметное влияние на турецкое культовое зодчество.
В решение культовых сооружений архитекторы Османской Турции привносят новые оригинальные черты как в поисках силуэта наружных масс зданий (ступенчатость, образованная рядом куполов, минареты), так и в разработке плана (двор на аркадах, перекрытых куполками). В здании собственно мечети турецкие архитекторы преодолевают расчлененность внутреннего пространства на нефы, давая благодаря опоре на 4 пилона или 4 колонны свободное, открытое взору посетителей, большое внутреннее пространство, освещенное рядами окон. Это получило свое развитие в работах знаменитого зодчего 16 века Ходжи Синана (1489—1573).
Архитектор Синан. Синан строил, главным образом, в Стамбуле, украшая столицу Сулеймана Великолепного. Сохранившиеся списки работ архитектора насчитывают несколько сот сооружений, в том числе мечети, медресе, госпитали, караван-сараи, дворцы, бани, мосты, водопроводы (одних только мечетей Синан создал более восьмидесяти).
Наиболее знаменитые его творения — мечеть Сулеймана в Стамбуле, мечеть Селима в Эдирне (Адрианополе), мечеть Шах-заде в Стамбуле.
Мечеть Сулеймана (Сулеймание). Мечеть Сулеймана (1550—1556) величественно поднимается на вершине холма, господствующего над Золотым Рогом. Оригинально решенные перекрытия — купол, два примыкающих к нему полукупола над центральным нефом и меньшие куполки на углах и на боковых нефах — придают ступенчатость наружным массам здания.
Характерный силуэт мечети подчеркивается четырьмя минаретами, которые поставлены по сторонам двора со своеобразным оптическим расчетом: минареты которые ближе к мечети, выше, чем два других, находящихся на концах двора. Это создает удачный эффект перспективы, подводя взгляд зрителя к куполу.
План мечети напоминает план константинопольской Софии. Размеры ее — 63×69 м.
Четыре огромных гранитных столба, взятых из императорского замка Юстиниана, держат купол. Высота купола— 71 метр (превышает высоту константинопольской Софии на 6.м); диаметр — 26 метров.
В орнаментации интерьера оригинальны арки с чередующимися блоками темного и белого мрамора. Арки опираются на колонны с капителями в форме мраморных сталактитов с позолоченными ребрами.


Мечеть Сулеймана (Сулеймание) в Стамбуле. План

Сулеймание изобильно декорирована изразцами; в верхней части стен имеются эпиграфические фризы (белые по синему фону) и медальоны с надписями из Корана. Многочисленные окна увенчаны стрельчатыми тимпанами и украшены витражами.
В мечети Сулеймание Синан достиг большой свободы внутреннего пространства путем облегчения системы опор боковых нефов. Окончательно эта задача была им разрешена в адрианопольской мечети Селимие (1567—1574).
Ученики Синапа продолжили его «классический стиль».
Мечеть Ахмеда (Ахмедие). Архитектор Мехмед Ага создал в 1609—1616 годах, неподалеку от Софии, на территории бывшего византийского императорского дворца и ипподрома самую большую в Стамбуле мечеть Ахмеда (Ахмедие) с шестью минаретами.
Главное, что поражает в мечети Ахмеда, — это обилие света, который щедрым потоком льется из окон, расположенных в пяти этажах. После создания мечети Ахмеда «возобновленный классический стиль» повторяет найденные формы, утрачивая, вместе с тем, гармоничность и монументальность культовых сооружений 15—16 веков (например, мечеть Мухаммеда II в Стамбуле).
Гражданское строительство 15—16 веков. Жилые дома Стамбула и других городов Османской Турции открыты не в сторону двора, а в сторону улицы, над которой нависают балконы или поддерживаемые консолями вторые этажи (что дает известную экономию площади). Материал нижйих этажей — фахверк (деревянный каркас и каменная забутовка на известковом растворе); второй этаж — деревянный. По плану дома однотипны: в подвальном помещении размещаются кухня, склад угля, часто прачечная и цистерна для дождевой воды; в первом этаже — гостиная и столовая (приемная часть — селямлик); во втором — женская половина (гарем).
В малых формах — в намогильных сооружениях, киосках, фонтанах, а также в оформлении интерьеров жилых зданий наблюдается гораздо большая общность с декоративным искусством Ирана.
Распад Османской империи, военное поражение и утеря значительных территорий в 18—19 веках привели архитектуру и другие виды искусства к упадку.

 

Мавзолей в Галикарнасе

 


Местонахождение: Галикарнас, Кария (Бодрум, Турция)

Начало строительства: 359 г. до н.э.
Являестя гробницей-памятником карийского правителя Мавсола

Заказчик: супруга Мавсола Артемисия III (что примечательно, начала строить за 6 лет до смерти мужа)))

Архитекторы: Сатир и Пифей

Скульпторы: Леохар, Скопас, Бриаксид и Тимофей.

Входит в 7 чудес света.

Гробница дала название всем последующим сооружениям этого типа – мавзолеям.

Источник:
“Greek Architecture” by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D.
Professor of ART AND ARCHAEOLOGY
IN RINCETON UNIVERSITY

 

Дворец Топкапы

 

Местонахождение: Стамбул (Турция)

Создание: 1453-1853 гг.
Заказчики: первоначально – султан Мехмед Завоеватель, позднейшая и главная перестройка при Сулеймане I

 

 

Церковь святого Феодора в Константинополе

 

Другое название: мечеть Килиссе-Джами, мечеть Молла-Гюран

Местонахождение: Стамбул (Турция)
Создание: ~ 1081—1118 гг.
Источник:

“Всеобщая история искусств”
том II, книга первая
“Искусство”, Москва, 1960

 

Церковь св. Ирины в Константинополе

 

Местонахождение: Стамбул (Турция)
Создание: 532 г. (на месте первой церкви, которая была сожжена), при завоевании Константинополя турками не была переделана в мечеть и не перестраивалась

Заказчик: император Юстирован

Источник:

“Всеобщая история искусств”
том II, книга первая
“Искусство”, Москва, 1960

 

 

Кафедральный собор в Ани

 

Местонахождение: Ани, город 1001 церквей, столица Анийского государства (Анийское городище, провинция Карс, северо-восток Турции)

Создание: 989—1001 гг.
Архитектор: Трдат Архитектор

Источник:

“Всеобщая история искусств”
том II, книга первая
“Искусство”, Москва, 1960

 

Сооружение Мавзолея началось ещё до погибели Мавсола в 359 г. до н.э. и, согласно сообщениям античных авторов, управлялось его женой Артемисией. Для проектирования Мавзолея она пригласила греческих архитекторов Сатира и Пифея, и наиболее прославленных скульпторов того времени — Леохара, Скопаса (работы которого украшали также и второй Храм Артемиды в Эфесе), Бриаксида и Тимофея.

Плиний Старший так описывает это сооружение:

«С юга и севера протяжение его — по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны — уже, общее протяжение — 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера — Бриаксид, с юга - Тимофей, с запада — Леохар. Ещё до того, как они закончили работу, царица умерла....над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней всё сооружение достигает в высоту 140 футов [46 м].[1]»

 

О расположении Мавзолея и материале (кирпич, облицованный проконнеским мрамором) сохранилось свидетельство Витрувия.[2] Архитектура Мавзолея необычна для греческой архитектуры того времени: если классические эллинские храмы в плане прямоугольны и их высота не превышает длины фасада, то Мавзолей в плане почти квадратен, и его высота значительно превышала сторону основания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практическая часть. О процессе мышления. С точки зрения анатомии все люди в общем схожи | ВВЕДЕНИЕ. “Всеобщая история искусств” /том II, книга первая/“Искусство”, Москва, 1960
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.