Вопросы для самопроверки. Резюме Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее
Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков.
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.
Знания могут быть: донаучными; житейскими; художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности); научными (эмпирические и теоретические).
Знания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др., таковыми, например, являются: системность; обобщенность; осознанность; гибкость; действенность; полнота; прочность.
Знания могут усваиваться на разных уровнях: репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции; продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.
Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, В.П. Беспалько выделил следующие уровни усвоения учебной информации: понимание, узнавание, воспроизведение, применение, творчество.
Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизированно, без осознания промежуточных шагов.
Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах.
Созданная П.Я. Гальпериным общепсихологическая концепция планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий получила подтверждение и нашла эффективное применение в практике школьного обучения, а также других форм образования. В общепсихологическом плане ее основу составляет новая методология психологического исследования, коренная перестройка традиционных представлений о психике и о предмете и методе психологии.
Переход внешней деятельности вовнутрь называется интериоризацией. Согласно общепринятой точке зрения, под этим термином понимается переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами, преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности.
К числу независимых характеристик (параметров) действия относятся: форма, обобщенность, развернутость и освоенность (автоматизированность, быстрота и др.) Кроме этих основных характеристик действие имеет ряд вторичных свойств: разумность, сознательность, абстрактность, прочность.
На основе типов ориентировочных основ действий П.Я. Гальпериным выделено три типа учения, каждый из которых характеризуется: своей ориентировкой в предмете; своим ходом процесса учения, качеством его результатов; отношением детей к процессу и предмету учения; развивающим эффектом.
Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
Для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые узкопредметные умения и навыки. Им соответствуют такие действия, формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь других специфических действий этого предмета или смежных предметов.
Формирование общеучебных умений и навыков - специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения.
Словарь терминов
Действие
Действие материальное
Действие перцептивное
Действие речевое
Действие умственное
Знание
Интериоризация
Навык
Обобщенность действия
Обобщенность знаний
Обученность
Общеучебные умения и навыки
Ориентировочная основа действия
Освоенность действия
Осознанность знаний
Полнота знаний
Понимание
Применение
Системность знаний
Узкопредметные умения и навыки
Умение
Усвоение
Как трактуется понятие "знания" в психолого-педагогической литературе?
Какие функции выполняют знания?
Назовите основные виды знаний.
Какие формы существования учебных знаний выделяет В.И. Гинецинский?
Назовите основные свойства знаний.
Чем отличается глубина знаний от широты знаний?
Что включает в себя обученность учащихся?
Что составляет основу усвоения знаний?
Назовите основные этапы процесса учебного познания.
Дайте характеристику уровней усвоения знаний по В.П. Беспалько.
Приведите примеры заданий для диагностики уровней усвоения знаний (по В.П. Беспалько).
В чем суть проблемы понимания?
Как соотносятся знание и понимание?
Приведите основные трактовки понятий "умение" и "навык".
Назовите основные уровни овладения умениями и навыками.
В чем проявляется особенность применения знаний, умений и навыков?
В чем сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий?
Назовите основные этапы формирования умственных действий.
Дайте характеристику умственных действий.
Назовите и охарактеризуйте основные типы ориентировочной основы действия.
Охарактеризуйте основные типы учения по П.Я. Гальперину.
Приведите пример организации обучения при использовании разных типов ООД.
Дайте определение понятия "общеучебные умения и навыки".
Чем отличаются общеучебные умения и навыки от специально-учебных?
В чем особенности формирования общеучебных умений и навыков?
Список литературы
Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М., 1998.
Бардин К.В. Как научить детей учиться: Учебная деятельность, ее формирование и возможные нарушения. (Родителям о детях). Мн., 1973.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
Волович М.Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. М., 1995.
Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. М., 1992.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского; Вступ. ст. А.И. Подольского. М.; Воронеж, 1998.
Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Доблаев Л.Н. Смысловая структура учебного текста: Автореф. дис. …д-ра наук. Саратов, 1972.
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978.
Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопр. психологии. 1986. № 2.
Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
Кабанова-Меллер Е.Н. О переносе в процессе учения // Советская педагогика. 1965. № 11.
Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
Нурминский И.И., Гладышева Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М., 1991.
Пантина Н.С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании // Вопр. психологии. 1957. № 4.
Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова. М., 1978.
Психология усвоения истории учащимися / Под. ред. А.З. Редько. М., 1961.
Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., 1981.
Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962.
Смирнов А.В. Факторы успешности обучения студентов математике: Дис. …канд. пед. наук. Л., 1975.
Сухов П.Ю. и др. Учимся учиться. Л., 1990.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
Талызина Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
Тищенко П.Д. Что значит знать? Онтология познавательного акта. М., 1991.
Формирование приемов математического мышления / Под ред. Н.Ф. Талызиной. М., 1995.
Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление