В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное. Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Сегодня наиболее распространенным является традиционный тип обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским ("Великая дидактика").
Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Традиционное обучение обладает рядом противоречий (А.А. Вербицкий). Среди них одним из основных является противоречие между обращенностью содержания учебной деятельности (следовательно, и самого обучающегося) в прошлое, опредмеченное в знаковых системах "основ наук", и ориентацией субъекта учения на будущее содержание профессионально-практической деятельности и всей культуры.
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение.
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
В американской педагогике начала XX в. известны две основыe концепции проблемного обучения (Дж. Дьюи, В. Бертон).
Педоцентрическая концепция Дж. Дьюи оказала большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы школ США и некоторых других стран, в частности советской школы 20-х гг., что нашло свое выражение в так называемых комплексных программах и в методе проекте.
Теория проблемного обучения начала интенсивно разрабатываться и в СССР в 60-х гг. XX в. в связи с поиском способов активизации, стимулирования познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности школьника.
Основой проблемного обучения является проблемная ситуация. Она характеризует определенное психическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения.
Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).
Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. XX в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники.
Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные Б. Скиннером, и б) так называемые разветвленные программы Н. Краудера.
В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а достижения обучения внедрялись в практику в 70-х гг. XX в. Одним из ведущих специалистов в этой области является профессор Московского университета Н.Ф. Талызина.
Словарь терминов
Кибернетика
Классно-урочная система обучения
Мотив достижения успеха
Обучающая программа
Проблема
Проблемная ситуация
Проблемное обучение
Программированное обучение
Противоречие
Традиционное обучение
В чем сущность традиционного обучения?
Назовите отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии обучения.
Назовите достоинства и недостатки традиционного обучения.
В чем проявляются основные противоречия традиционного обучения?
Укажите основные исторические аспекты проблемного обучения в зарубежной педагогике и психологии.
В чем особенности проблемного характера обучения Дж.Дьюи?
Что характерно для развития проблемного обучения в отечественной науке и практике?
В чем сущность проблемного обучения?
Назовите типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе.
В каких случаях возникают проблемные ситуации?
Назовите основные правила создания проблемных ситуаций в учебном процессе.
Назовите основные достоинства и недостатки проблемного обучения.
В чем сущность программированного обучения?
Кто является автором программированного обучения?
Дайте характеристику типов обучающих программ.
В чем особенности разветвленных программ программированного обучения?
Что характерно для бихевиорального подхода к программированному обучению?
Что характерно для развития программированного обучения в отечественной науке и практике?
Почему программированное обучение не получило должного развития?
Список литературы
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. М., 1980.
Бертон В. Принципы обучения и его организация. М., 1934.
Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М., 1975.
Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.
Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
Липкина А.И. Самооценка школьника и его память // Вопр. психологии. 1981. № 3.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление