Психологическая структура деятельности педагога, как было сказано выше, включает следующие компоненты:
проектировочный;
конструктивный;
организаторский;
коммуникативный;
гностический.
Расшифровывая эти понятия, целесообразно сформулировать требования к умениям педагога, характеризующим различные аспекты его деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта можно сформулировать следующие группы умений. Проектировочные умения, заключающиеся в планировании своего курса, в предвидении возможных затруднений со стороны учащихся при усвоении данного курса, в нахождении методов и методических приемов, необходимых для преодоления трудностей учащимися, в определении наиболее рациональных видов деятельности учащихся, способствующих успешному овладению знаниями, умениями и навыками, в умении корректировать свою деятельность, исходя из реакции учащихся на преподавание, в выборе иллюстративного материала по всему курсу, в дифференциации подхода при обучении учащихся.
Проектировочные умения - это умения:
осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения;
предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование;
намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы;
научить учащихся ставить и реализовывать цели самостоятельной работы;
ставить цель учебной работы, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности;
проектировать содержание учебного предмета;
проектировать собственную педагогическую деятельность.
Конструктивный компонент деятельности педагога включает: отбор и разработку композиции содержания информации; проектирование деятельности учащегося, в процессе которой необходимая информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятельности и поведения для эффективного взаимодействия с учащимися. В связи с этим преподаватель должен уметь: отобрать материал для занятия, выделить узловые понятия и закономерности в нем, найти правильное соотношение фактического и теоретического материала на данном занятии, планировать логические переходы от одного этапа занятий к другому, расположить теоретический материал от легкого к более сложному, сделать выводы по данной теме и осуществлять переход к последующей, композиционно строить занятия, не похожие друг на друга и др.
Конструктивные умения - это умения:
отбирать и структурировать материалы во вновь разрабатываемые учебные предметы;
отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии;
проигрывать разные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решения конкретная задача, отбирать формы организации, методы и средства обучения;
конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельность учащихся.
Организационный компонент включает в себя организацию информации в процессе ее сообщения учащимся и организацию различных видов деятельности учащихся таким образом, чтобы результаты соответствовали целям системы собственной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с учащимися. Взаимодействие предполагает объединение, интеграцию членов взаимодействующей группы и воздействие на группу педагога-организатора, обеспечивающего эту интеграцию. Интеграция является организаторской деятельностью, направленной на учет, контроль, установление индивидуальной ответственности и т.д. В связи с этой стороной деятельности педагог должен уметь организовывать свое время, индивидуальную работу учащихся, коллективную деятельность учащихся, осуществлять взаимодействие с учащимися в учебной работе и т.д.
Организаторские умения - это умения:
организовывать групповую и индивидуальную работу учащихся с учетом всех факторов;
организовывать индивидуальные и проводить деловые учебные игры, дискуссии, тренинги;
управлять психическим состоянием учащихся на учебных занятиях;
диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности;
оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному;
организовывать усвоение учебного материала согласно программным требованиям и потенциальным возможностям учащихся;
осуществлять коррекцию учебной деятельности.
Коммуникативный компонент, характеризующийся взаимоотношениями в коллективе, рассматривается в двух аспектах: а) взаимоотношения по горизонтали (педагог - учащийся) и б) взаимоотношения по вертикали (руководитель педагогической системы - партнер по деятельности).
Коммуникативные умения - это умения:
строить взаимодействие учащихся и педагога в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов обучения;
индивидуально воздействовать на учащегося в ходе фронтального изложения учебного материала;
устанавливать доброжелательные доверительные взаимоотношения с учащимися;
вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения;
мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.
Гностический компонент является своеобразным стержнем всех вышеназванных. Он включает в себя изучение и анализ особенностей процесса и результатов собственной деятельности, изучение и анализ деятельности и способности воздействия на других людей с учетом их возрастных и типологических особенностей.
Гностические умения педагога - это умения:
извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности;
самостоятельно работать с различными источниками информации;
выделять главное, существенное при отборе и структурировании учебного материала и изложении его;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление