Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема:регуляция обмена веществ и энергии. Тепловой обмен




Дополнительная

Справочник по функциональной диагностике / Под ред. И. А. Кассирского, М.: Медицина, 1970.

Држевецкая И. А. Основы физиологии обмена и эндокринной системы. М.: Наука, 1983.

Мак-Мюррей У. Обмен веществ у человека, М.: Мир, 1980.

Петров В. Н. Физиология и патология обмена веществ. Л.: Наука, 1982.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Ø Знать механизмы регуляции обмена веществ и энергии, поддержания постоянства температуры внутренней среды организма;

Ø Уметь правильно интерпретировать показатели гомеостазиса, характеризующие полноценность различных видов обмена веществ и терморегуляции;

Ø Уметь на основе решения ситуационных задач проанализировать особенности обмена веществ и терморегуляции при различных функциональных состояниях организма и воздействиях внешней среды;

Ø Знать физиологическую роль углеводов в организме, механизмы саморегуляции углеводного обмена;

Ø Знать показатели нормального углеводного обмена и способы его оценки (уровень сахара в крови, нормальная сахарная кривая);

Ø Уметь правильно интерпретировать понятия физиологической гипергликемии и гипогликемии;

Ø Уметь объяснить роль различных звеньев системы регуляции углеводного обмена при функциональных состояниях организма (покой, прием пищи, эмоции, физическая нагрузка);

Ø Знать физиологическую роль белков в организме, механизмы саморегуляции белкового обмена;

Ø Знать показатели нормального белкового обмена и способы его оценки (остаточный азот крови, азотистое равновесие, положительный и отрицательный азотистый баланс);

Ø Знать физиологическую роль жиров в организме, механизмы саморегуляции жирового обмена;

Ø Знать показатели нормального жирового обмена и способы его оценки (кетоновые тела крови, доля жировой клетчатки от общей массы тела, распределение жира в организме);

Ø Знать отличительные особенности системы регуляции постоянства температуры внутренней среды организма (отсутствие собственных исполнительных органов, использование соматических и вегетативных эффрентов);

Ø Уметь правильно интерпринировать понятие «постоянство температуры тела» с учетом наличия гомойотермного ядра и пойкилотермной оболочки;

Ø Знать принципы выбора точек измерения температуры внутренней среды;

Ø Знать организацию терморегуляторного центра, реципрокные взаимоотношения между теплопродукцией и теплоотдачей;

Ø Знать эфферентные механизмы термогенеза и отдачи тепла;

Ø Знать понятия «температурный комфорт», минимальные и максимальные допустимые температурные границы, совместимые с жизнью;

Ø Уметь с помощью функциональной системы терморегуляции объяснить механизмы поддержания постоянства температуры внутренней среды при различных функциональных состояниях организма и изменениях внешней среды (физическая нагрузка, холодовое, тепловое воздействия, адаптация и акклиматизация).

КОНКРЕТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

Ø Биохимическую структуру и сущность углеводного, белкового и жирового обменов в организме человека;

Ø Участие углеводов, белков и жиров в построении клеточных и неклеточных структур организма;

Ø Роль различных органов в поддержании нормального обмена веществ;

Ø Роль гипоталамуса и пути его влияния на обмен веществ организма (гипофизарный, нервный);

Ø Понятие «пищевой центр» и его роль в регуляции обмена углеводов, белков и жиров;

Ø Роль различных информонов в регуляции обмена веществ, клеточные механизмы их рецепции (мембранный, ядерный, холинорецепторы, адренорецепторы);

Ø Трофическое влияние соматической нервной системы на органы и ткани.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Вводное слово преподавателя о цели занятия и схеме его проведения. Ответы на вопросы студентов.

2. Устный опрос.

3. Учебно-практическая и исследовательская работа студентов

4. Выполнение студентами индивидуальных контрольных заданий.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

1. Физиологическая роль углеводов.

2. Регуляция углеводного обмена. Принципы его оценки.

3. Физиологическая роль белков.

4. Регуляция белкового обмена. Принципы его оценки.

5. Физиологическая роль жиров.

6. Регуляция жирового обмена. Принципы его оценки.

7. Тепловой обмен организма. Постоянство температуры внутренней среды как необходимое условие нормального протекания метаболических процессов.

8. Понятие о пойкилотермии и гомойотеропии. Температура тела человека, ее колебания, принципы измерения. Величина температуры в различных участках тела.

9. Система терморегуляции, ее основные компоненты (центральные и периферические).

10. Теплопродукция, ее основные механизмы.

11. Теплоотдача, ее основные механизмы. Способы отдачи тепла организмом.

 

После просмотра в/фильма обсудите ситуационные задачи.

Задача 1

Почему определение основного обмена следует проводить натощак? Объясните?

Задача 2

Почему определение основного обмена должно производиться в помещении с температурой 18-200С, а испытуемый должен лежать?

Задача 3

Два студента, имеющие одинаковый возраст, вес и рост, занимающиеся в одной группе, тратят в сутки 2800 ккал и 3000 ккал. Оцените эти показатели и объясните их разницу.

Задача 4

В каком случае у человека дыхательный коэффициент может быть больше 1,0? Почему?

Задача 5

Может ли дыхательный коэффициент быть меньше 0,7? Если да, то в каком случае? Объясните.

Задача 6

Рассчитайте дыхательный коэффициент, если известно, что испытуемый поглощает в минуту 0,4 л кислорода и выделяет 0,36 л. углекислого газа. О каком характере питания свидетельствует эта величина?

Задача 7

У пациента сахарный диабет. Какие изменения дыхательного коэффициента следует ожидать?

Задача 8

Как может повлиять «перенасыщение» углеводами пищи пациента на величину дыхательного коэффициента? Объясните механизм. Нет ли здесь аналогии с насильственным питанием гусей?

Задача 9

С мочой выделилось в сутки12 г азота. Сколько белка распалось в организме?

Задача 10

Перечислите признаки недостаточного и избыточного потребления углеводов (глюкозы) человеком.

Задача 11

У одного пациента значительное снижение потребления жиров, у другого – повышенное содержание жиров в рационе. К каким нарушениям это может привести?

Задача 12

Какие нарушения могут наблюдаться у 2-х пациентов при недостаточном и избыточном потреблении белка?

Задача 13

Жаркий летний день (+ 300С). Кто из двух людей будет чаще пить: полный или худой? Объясните. Свяжите свой ответ с особенностями терморегуляции.

Задача 14

Почему в жарких районах Средней Азии можно увидеть летом людей в папахах, стёганных халатах, да еще и пьющих горячий чай?

Задача 15

Почему в жаркую погоду пользуются веером или вентилятором?

Задача 16

Почему на морозе лицо человека сначала бледнеет, а затем становится «румяным»? Объясните механизм и его значение.

Задача 17

Объясните, почему на лыжную прогулку лучше одевать шерстяные вязаные вещи: шапочку, свитер, носки, брюки?

Задача 18

Почему к зимнему пальто, где как правило есть меховой воротник, надевают шарф?

Задача 19

Почему в обуви «по ноге» или чуть тесноватой в прохладную погоду ноги мерзнут сильнее, чем в более свободной?

Задача 20

Одинаковы ли условия возникновения «теплового удара» и теплового обморока у людей?

Задача 21

У пациента, бывшего в контакте с гриппозным больным, к вечеру появилось «лихорадочное состояние», озноб. Каков (в общих чертах) механизм развития лихорадки? Чем она опасна для организма?

Задача 22

Какие особенности терморегуляции отмечены при старении?

Задача 23

С какой целью используется искусственная гипотермия в клинической практике? Обоснуйте целесообразность. Каким образом исключаются начальные приспособительные реакции, направленные на поддержание температуры тела?

Задача 24

Кровь, оттекающая от легких в жаркую погоду оказывается меньшей температуры, чем притекающая. Почему?

Задача 25

В летние месяцы температура окружающего воздуха нередко равна температуре тела человека. Одинакова ли теплоотдача при сухом и влажном воздухе?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная.

Основы физиологии человека / Под ред. Б. И. Ткаченко. Санкт-Петербург: Международный фонд истории науки, 1994, Т.1, с.380-492.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1996, Т.3, с. 633-822.

Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. М.: Медицина, 1985, с.374-396.

Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М.: высшая школа, 1980, с.174-187, 143-144.

Руководство к практическим занятиям по физиологии / Д. Г. Квасов, В. Д. Глебовский и др. М.: Медицина, 1977, с.170-182.

Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высшая школа, 1983, с.111-115.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.