КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Архаика и современность 9 страница
1 Занятно в этой связи известное римское поверье о том, что при потере 2 Ср. с упомянутым выше сюжетом о несостоявшейся мести Скади за уби 3 Возможно, в валькирии изначально «зачислялись» девушки, умершие до 4 «Она назвалась Сигрдривой и была валькирией. Она рассказала, что два В Михайлин Тропа звериных слов Показательно, что именно связка «герой—валькирия» воспринимается как протагонистическая, причем «противозаконность» и «неправильность» этой связи рассматриваются в данном случае как положительные героические характеристики. Герой никогда не овладевает красавицей как законной женой — только как «заклятой подругой». «Статусный» же герой лишен в отношении «валькирии» каких бы то ни было шансов на успех, чтобы овладеть ею, нужен «волк». Так, «статусный герой» Гуннар не в состоянии совладать с валькирией Брюнхильд — и передоверяет эту функцию «волку» Сигурду. Конхобар растит Дейрдре себе в жены буквально с первых дней ее жизни, но лишает ее девственности (причем на сугубо маргинальной территории!)1 «волк» Найси. Грайне «похищает» Диармайда непосредственно со свадебного пира, после которого она должна стать женой Финна2. Во всех перечисленных сюжетах женщина играет выраженную провокативную роль. Характерно и то, что с мотивом бегства здесь часто соседствует мотив воздержания от непосредственного полового контакта, как бы данное обстоятельство ни мотивировалось. Волк магически кастрирован, и «сыграть полноценную свадьбу» он не имеет не только права, но и возможности. Самый известный в этом отношении сюжет — сюжет о мече на ложе (Сигурд и Брюнхильд; Тристан и Изольда), символика которого в данном контексте прочитывается достаточно легко. Еще более показателен тот способ, которым Диармайд дает понять преследующему их с Грайне Финну, что он относится к ней «как к сестре»: уходя утром с очередного «лежбища», он оставляет на нем кусок сырого мяса — законной волчьей пищи. Сигурд не притрагивается к Брюнхильд, несмотря на то что в их «предыстории» он уже успел лишить ее девственности (эпизод на холме с Сигрунн, на которой Сигурд рассекает мечом доспех). Итак, «весенний» ритуал связан с начальной стадией «основного» сюжета — с похищением (при том, что не всегда понятно, 1 Сюжет «король-герой» в случае с Найси дублируется даже в хтоничес- 2 Кстати, она «кладет на него глаз» в тот момент, когда он разнимает де Архаика и современность кто, собственно, кого похищает) и «странной жизнью вдвоем» «Осенний» ритуал трактуется в завершающей стадии сюжета, связанной со смертью героя и валькирии (каковые можно понимать и как преображение того и/или другой в «статусные» персонажи) Подобная смерть обставлена целым рядом специфических, имеющих вполне прозрачную символическую значимость обстоятельств В большинстве древнегерманских текстов особо подчеркивается смерть героя от копья (см выше), а в ряде случаев герой возвращается «за смертью» на «статусную» территорию1. Понятно, что весенний и осенний ритуалы представляют собой две изначально неразделимые половинки единого годового цикла Существующие эпические (и отчасти мифологические) сюжеты доносят их до нас именно в этом смысловом единстве, представляющем собой отраженную ритуалом и его вербальной составляющей матрицу сезонного движения мужчины изсакрализованно-го внутреннего в маргинальное внешнее пространство и обратно с двумя «стадиально значимыми» остановками в серединной «посредничающей инстанции» для совершения ритуалов соответственно посвящения и очищения2. 1 Найси, поверив обещаниям Конхобара и ручательству Фергуса, приез 2 Вполне вероятно, что та же ритуальная схема лежит и в основе самого В Михайлин Тропа звериных слов В сюжете о Хегни, Хедине и Хильд данная схема представлена в «снятом» виде, где три ключевых участника ритуала, абстрагировавшись от сезонных частностей, выступают в архетипически «чистых» ролях Зеркально похожая схема — с акцентом именно на сезонности в ущерб «кровавому спору» — представлена в одной из версии сюжета о Тристане и Изольде, где Марк и Тристан договариваются о том, что Изольда будет полгода проводить с Марком во дворце (естественно, Марк выбирает зиму!), а полгода — «в зеленых лесах» с Тристаном. 3.6. ЖРЕЦ В ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЕ. ВЕПРЬ Остается еще несколько вопросов, каждый из которых заслуживает, по большому счету, самостоятельной и весьма подробной разработки, вопрос о жрецах в женской одежде, отправляющих ритуал, связанный с богами-близнецами в священной роще нага-нарвалов, и вопрос о подозрительно часто мелькающем в героических текстах, близких к «основному» сюжету, третьем (наряду с псом и волком) зооморфном персонаже — о вепре. Появление странной фигуры жреца, одетого в женскую одежду, представляется вполне объяснимым, исходя из сугубо мужской природы воинского союза, к которому имел отношение реконструированный в общих чертах ритуал. Женщина не могла и не должна была принимать в этих таинствах никакого участия Однако ритуал отправлялся на традиционно женской территории, где следование определенным территориально-магическим нормам было строго обязательным. Отсюда — женская одежда, отсюда, вероятно, и дополнительное обилие «женских» инвектив в традиционной ритуальной перебранке1. Одетые в женское платье жрецы, как «хозяева места», должны были занимать (сообразно как сюжетной, так и территориально-магической логике) позицию между «волками» и «псами» и «проводить одних в другие» — через себя, то есть через женскую суть, а возможно, что и через женскую одежду. Этот элемент инициационных одинические муки На костер вслед за братом (') восходит сестра Бальдра Наина После гибели Одина в Рагнарек Бальдр возрождается и занимает его место на германском «Олимпе» Круг завершился Еще более явные параллели героическому сюжету находим в версии, изложенной у Саксона Грамматика в «Деяниях датчан» Здесь треугольник Хед (Хотерус) — Бальдр (Бальдерус) — Нанна приобретает вполне узнаваемый «стандартный» вид Нанна из сестры Бальдра превращается в сводную сестру Хеда Хед и Бальдр соперничают за нее, Хед убивает Бальдра, а затем и сам гибнет от руки Вали, сына Одина и Ринд 1 Напомню, что в «Перебранке Локи» обвинение Одина в колдовстве прямо сопряжено с обвинением в «женовидности» Архаика и современность ритуалов отразился, как мне кажется, в целом ряде сюжетов, принадлежащих к самым разным традициям. Так, рассказ об Ахилле, отправляющемся в поход на Трою прямиком с женской половины, вполне встраивается в предложенную логику, несмотря на традиционные обоснования данного обстоятельства его (или Фетиды) нежеланием воевать. Замечу, что женская половина, на которой, одетый в девичье платье, пребывал Ахилл, находилась отнюдь не в отцовском доме, а на вполне хтоническом (с точки зрения удаленности от родины и приближенности к месту будущей смерти) Ски-росе, в доме царя с характерным именем Ликомед (то есть буквально: «Повелитель волков»), и что сам момент инициационного выбора между «богатством» и оружием происходит именно там1. Итак, жрец-мужчина, одетый в женскую одежду, — элемент ритуального (сезонного) посвящения/перехода в маргинальный мужской воинский статус и выхода из него2. С этим обстоятель- 1 То же касается, вероятно, и Геракла, отправлявшего при дворе «вальки 2 Подобная трактовка стандартной мифологемы «умирающего-воскреса В. Михайлин. Тропа звериных слов ством, возможно, связан и довольно странный сюжет о происхождении самоназвания «лангобарды» у малочисленного, но отличавшегося крайней агрессивностью племени винилов. Согласно преданию, Водан обещал победу в сражении между винилами и вандалами тому племени, чьих воинов он первыми увидит утром на поле боя. Винильские женщины, подвязав себе длинные бороды, опережают и своих, и вражеских воинов. Водан, увидев первыми винилов, дарует победу им. Реальный смысл подобного действа имеет четко выраженные магические коннотации. Магическая разница между днем и ночью, параллельная разнице между летом и зимой, думаю, не нуждается в особых комментариях — «честное» сражение между двумя племенами (при том, что винилы всегда были гораздо малочисленнее вандалов) могло происходить только днем. Винилы, не уверенные в «честной» победе, идут на военную хитрость. Выйти на поле боя ночью они не имеют «магического права» — иначе воинская удача с восходом солнца «поменяет знак». Однако они высылают вперед женщин в костюмах, четко повторяющих костюм «жреца в женской одежде», и тем самым ставят противника в положение «мирных псов», на которых из ночной хтонической тьмы движется «бешеная» волчья стая. Существующий у германских племен обычай выставлять при столкновении «племя на племя» в первый ряд «отпетых»1, «пожизненных» волков и псов, маркированных как таковые (для устрашения противника), — распространяется здесь на все племя. Вандалы оказываются лицом к лицу с целым «народом берсеркеров» и, естественно, понимают, на чьей стороне будет сегодня воинское счастье2. Винилы с этого дня именуют себя лангобардами — «длиннобородыми». О магических смыслах небритости и нестрижености речь уже шла, о магическом смысле перемены име- 1 Термин из более поздней, христианской эпохи вполне адекватен ситуа 2 Аналогичную схему ведения боевых действий, направленную на магиче Архаика и современность ни говорить особо не вижу смысла, тем более если речь идет о смене имени целым племенем: бывшие винилы во всеуслышанье заявляют о том, что с этого дня они «народ волков», и оправдывают новое имя дальнейшими шагами на тогдашней исторической арене. Связана со жрецом в женской одежде, на мой взгляд, и каноническая фигура вепря. Я не стану браться здесь за основательное и детально аргументированное решение этой проблемы1: выскажу только ряд небезынтересных, на мой взгляд, предположений. Как в германистике, так и в кельтологии к настоящему времени более или менее прочно устоялась точка зрения на вепря, как на животное, тесно связанное с жреческим сословием. Однако необходимо учитывать еще и своего рода «параллельность» магической ситуации вепря, существующего в двух ипостасях — домашней и дикой — ситуации волка и пса. Важно и то обстоятельство, что вепрь, животное по преимуществу травоядное, может выступать и в роли хищника, причем хищника, опасного в том числе и для человека. Однако, судя по мифологической атрибутивной «привязанности» данного зооморфного персонажа к богам, четко связанным с культами плодородия и со жреческой функцией (Фрейр; Дагда и т.д.), основной магически-территориальной доминантой в данном случае должна выступать «серединная» зона, зона «женской» магии, зона «окультуренной природы» (сад, огород, отчасти поле) — то есть именно та территория, на которой, согласно реконструированному ритуалу, происходил жреческий «развод» «агнцев и козлищ». Связь германских жрецов именно с этой зоной подтверждается и растительной символикой стандартного рунического гадания. Так, у Тацита читаем: «10. <...> Срубленную с плодового (курсив мой. — В.М.) дерева ветку они нарезают на плашки и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань». Самое забавное, что в данном случае под плодовыми деревьями понимаются вовсе не те растения, которые мы привыкли считать таковыми: речь идет о дубе или буке, ибо желуди и буковые орешки обильно употреблялись в пищу в древнегерманской культуре (и не только в ней) людьми и свиньями, причем как домашними, так и дикими. Выпас свиней, в отличие от «маргинального» выпаса рогатого скота, производился на «окультуренной», «серединной» территории; дубравы и буковые рощи были отчасти аналогичны плодовым садам и воспринимались как таковые. Мало того, практически все зафиксированные священные рощи германцев были или буковыми, или дубовыми. Таким образом, связь «со-бачье-волчьего» ритуала перехода с растительной символикой бука 1 См. главку «Интерпретация конкретных образов: лев, пард, олень, кабан» в «скифском» разделе. В. Михаилин. Тропа звериных слов или дуба и с символикой вепря получает, с моей точки зрения, достаточно веские основания1. 4. ТРАНСФОРМАЦИИ «ВОЛЧЬЕ-СОБАЧЬЕГО» КОМПЛЕКСА В ЭПОХУ РАННИХ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ (V-VI ВВ.) И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПУТИ ЭПИЧЕСКОЙ ГЕРОИКИ С тех пор как статистика стала непременным атрибутом исторической науки, исследователям переходной эпохи, угнездившейся в пространстве, ограниченном двумя довольно смутными понятиями — «поздняя античность» и «раннее Средневековье», — не дает покоя один весьма странный факт, а вернее — целый комплекс родственных, по сути, фактов. Как могло случиться, чтобы терри- 1 В этой связи представляется вполне логичной и не слишком принципиальной кельтская эсхатологическая подмена в качестве губителя нынешнего мира германского демонического волка/пса демоническим вепрем. Стандартный же сюжет, в котором откровенно «волчий» герой погибает в схватке с вепрем, получает совершенно иное толкование — связанное все с той же культовой жертвой в ходе реконструированного здесь ключевого ритуала. Демонический вепрь, смертельно ранивший Диармайда, ничуть не противоречит в этом случае откровенно ритуальной сцене с «живой водой» в руках Финна, завершающей данную версию «основного» сюжета. Смерть Адониса, охотника, который возвращается от девственной «валькирии» Артемиды к «плодородной» Афродите, также вполне укладывается в логику ритуала (как и — с некоторыми вариациями — сюжет о Калидонской охоте, связанный с братоубийственной распрей разбившихся на «две команды» участников, с ритуализированной смертью Мелеагра и с участием «валькирии» Аталанты). Возможны также и соответствующие комментарии к сюжету об Актеоне. Если вернуться к германцам, то интересен случай с атрибутикой тесно связанного с вепрем Фрейра: согласно мифологической традиции, он категорически лишен возможности сражаться мечом (хотя и владел им когда-то) и вынужден биться неметаллическим оружием, костяным или деревянным (олений рог) То же касается и вооруженного волшебной (наделенной способностью как массового убийства, так и массового оживления!) деревянной палицей ирландского Даг-да Тацит, рассказывая о совсем уже незнакомом ему дальнем германском племени эстиев, пишет. «45. <...> Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. Меч у них — редкость; употребляют же они чаще всего дреколье». Напомню также об известном «взаимном отталкивании» зоны земледельческой Mai ии и металла и о том, что даже в относительно поздний период у некоторых европейских народов было принято первую борозду проводить не привычным плугом с металлическим лемехом, а деревянной сохой. Архаика и современность тории, подконтрольные Западной Римской империи, территории, чье римское и романизованное население по численности во много раз превышало так называемые «орды» завоевателей, настолько быстро и легко стали добычей варварских племен, которые уже к началу VI века контролировали практически все упомянутые земли9 В классической, посвященной именно этому периоду книге Корсунского и Гюнтера приводятся весьма впечатляющие оценочные данные Готы представляли собой незначительную по численности этническую группу в королевстве Их было примерно сто тысяч человек (20 тыс воинов), в то время как чиоенность населения Италии в конце V в составила 5—7 млн человек Таким образом, готы составляти менее 2% от общей массы насетения страны [Корсунскии, Гюнтер 1984 174| И — несколько выше: Общее число вторгшихся в середине V в в римскую Галтию германцев оценивают в 450—500 тыс человек 50 тыс бургундов от 100 до 150 тыс вестготов, 100 тыс алеман нов и 200 тыс франков В их числе могло быть примерно 50—100 тыс способных нести военную службу мужчин Им противостояло галло-римское население численностью примерно от шести до десяти миллионов человек По-видимому, столь непреодолимыми (так1 — В М) германцев, а среди них в первую очередь франков, сделали прежде всего остатки родовых отношений и возникшие из синтеза феодальных элементов как приходящего в упадок рабовтадетьческо-го общества, так и разлагающегося родоплеменного строя новые общественные отношения, особенно отношения собственности [Корсунскии Гюнтер 1984 162] Какой бы смысл исследователи ни вкладывали в последнее не слишком внятное пояснение, оно никак не отвечает на поставленный вопрос — что же сделало 50—100 тысяч германцев (не представляющих при этом единой организованной силы, а, напротив, то и дело воюющих друг с другом, в том числе и на стороне римлян в качестве федератов и т д) столь «непреодолимыми», что 6— 10 миллионов галло-римлян (то есть до 2 млн потенциально боеспособных мужчин) не оказали им никакого или почти никакого сопротивления'7 В тех же случаях, когда подобное сопротивление 1 Ср также сходную ситуацию (с точки зрения численного соотношения «завоевателей и завоеванных>) между булгарами и местным славянским насе- В. Михайлин. Тропа звериных слов оказывается, речь идет в первую очередь не о подконтрольных ра-веннскому правительству войсках, но либо о «самообороне» местных магнатов, либо об узурпаторах, которые опирались на не связанные с местным населением кадровые части (набранные во многом из тех же самых германцев) и вели себя точно так же, как лидеры франкских или бургундских боевых дружин'. В данном случае, на мой взгляд, речь идет о необходимости серьезной смены акцентов в оценке происходящих процессов. Римские провинции периода республики и раннего принципата были вовсе не частью Римского государства в современном смысле слова, а скорее пищевыми территориями, на которых старательно уничтожались все возможные очаги вооруженного сопротивления, и которые столь же старательно оберегались от постороннего «хар-чевания» (ср. практику откупов и т.д.) Позднеримские расширения «прав гражданства», изменение национального состава армии и т.д. можно, конечно, рассматривать как попытки «растянуть» государство и на провинции, но к радикальному изменению ситуации все эти меры не привели. Более того, в имперском Риме, в результате начавшегося еще в годы республики процесса профессионализации, армия окончательно утрачивает всякую связь с почвой, с Римом как сакральным центром; чем дальше, тем меньше она отличается по сути от варварских племенных дружин, а постепенно ими же и замещается. Также и облик полководца, императора, цезаря, дукса и т.д. чем дальше, тем больше начинает сливаться с обликом предводителя «стаи», который (и которая) использует подведомственную территорию (как варварскую, так впоследствии и «свою»)2 как территорию «пищевую» — со всеми вытекающими отсюда маргинально-магически обоснованными практиками. лением на территории бывшей Фракии в VII веке; между греко-македонцами и основной массой населения в эллинистических государствах Передней Азии и соседних с ней регионов; между варягами и славянами на территории будущей Киевской Руси и т.д. 1 «Государство» Эгидия — Сиагрия в 461—489 годах, успешно отбивавшее 2 Показательно, что уже по результатам неофициального, но «реально-по Архаика и современность _________________ 43 1 С точки зрения местного населения, различия между «стаями», осуществлявшими контроль над «подведомственными» территориями, были минимальны, и «завоевание» было простым вытеснением подконтрольных Риму кондотьеров и федератов неподконтрольными «волчьими стаями» или теми же федератами, которые почувствовали слабость «большой стаи». Навыки самообороны были если и не уничтожены вовсе, то серьезно подорваны многовековыми стараниями тех же римлян. Если не считать отдельных магнатов и полководцев, пытавшихся действовать «на равных» с варварами, и «национально-освободительных движений» вроде движения багаудов в Арморике и соседних землях1, то никто против подобной «смены крыши» особенно-то и не возражал. С точки же зрения пришлых варварских «стай», захваченные территории имели статус, также не сопоставимый со статусом «коренных», оставшихся в германских лесах или причерноморско-паннонских степях2 земель: они являлись прямой собственностью вождя, свободного распоряжаться «добычей» так, как ему заблагорассудится, при условии должного соблюдения «пищевых» интересов всей стаи. Интересно, однако, и другое обстоятельство, а именно невероятно быстрая институционализация завоеванных земель. Франки, готы, вандалы/аланы, бургунды и пр., не имевшие до вторжения на бывшие римские территории не только писаного права, но и самой письменности (если не считать рунической, использовавшейся по преимуществу в дивинационных и других магических целях), словно сговорившись, впадают в своего рода одержимость законодательным творчеством.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |