Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постскриптум. Упражнение на раскачку эмоций




Упражнение на раскачку эмоций

Установочная беседа (раскачка эмоций как способ коррекции ОСЭ; зарядка энергококона в процессе раскачки эмоций)

Задумывались ли вы, почему человека так манят всевозможные шоу?

Почему латыши и эстонцы гигантскими толпами осаждают певческие поля? Почему народ Рима требовал от своих властителей не только хлеба насущного, но и зрелищ? Почему футбольный (хоккейный, бейсбольный) матч собирает десятки тысяч болельщиков? Почему крестьяне средних веков бросали работу, завидев кибитки бродячего цирка? Почему во все времена лицедейство, музыка, танцы, театральные представления были столь притягательны для людей? Ведь без всего этого, казалось бы, вполне можно прожить.

Потому что любое из этих зрелищ (неважно — балаган, коррида, спортивное состязание или театр) доставляет человеку ни с чем не сравнимое наслаждение, будоража воображение зрителя и волей-неволей вовлекая его в процесс раскачки эмоций. Собственно говоря, именно эта раскачка и манит людей, как животных манят солончаки. Новизна быстро сменяющихся впечатлений восстанавливает (на какое-то время) в человеке духовную гибкость, утраченную в будничной монотонности жизни. Зритель жадно впитывает образные построения, которые ему предлагают. Чем резче их трансформации, тем лучше. Ситуативные перепады сценического или спортивного действа то швыряют его в бездну отчаяния, то омывают волной восторга. Зритель возвращается к повседневным заботам на вершине блаженства, воспоминания о пережитом долго греют его.

Почему греют? Или, если расширить поле вопроса, почему наши душевные переживания то животворно, то угнетающе влияют на нас? Почему внезапное горе в один миг лишает сил и словно ломает даже очень сильных людей? Почему нежданная радость нас окрыляет и мы чувствуем, что готовы свернуть горы? Особенно живо на печали и радости реагируют дети. Ребенка обидели — он ложится и плачет, протянули подарок — он скачет на месте, он просто не в состоянии себя удержать.

Пришла пора объясниться и прямо указать вам на то, о чем мы прежде старались говорить лишь вокруг да около. Вот вся до копеечки правда — наши эмоции обладают собственной энергетикой. Положительные переживания вбрасывают в энергококон мощные кванты животворящей энергии, отрицательные - поглощают или нейтрализуют наши позитивные энергополя.

Природа эмоций, равно как и природа их энергетики, не очень ясна. Мы склонны полагать, что эмоции вырабатывают нечто вроде энергетической эманации, являющейся своеобразной питательной средой для зарождения наших мыслей. Чем богаче палитра эмоций, тем плодороднее среда, тем богаче мысли, ею рождаемые, и соответственно, тем эффективней действие нашего ОСЭ. Вот почему нам так важно подчинить эмоции своей воле. Вот почему наша методика уделяет столько внимания их изучению и тренировке — искусственной раскачке наших эмоциональных структур.

Рассмотрим энергетический аспект процесса эмоциональной раскачки. (Другие аспекты этого вида духовного тренинга затронуты в наших двух предыдущих работах. Новичкам настоятельно рекомендуем в них заглянуть.) Во-первых, сильные энергетические подвижки «сшибают с
насиженных мест» сгустки скопившихся в коконе отрицательных энергополей. Они словно разжижаются, их легче убрать. Во-вторых, ход маятника нашего настроения от одной крайней позиции к другой схож с ходом поршня насоса. Поршень пошел к минусу — насос набирает воздух,
поршень пошел к плюсу — насос вталкивает воздух в баллон. Кокон заряжается позитивной энергией. Почему лишь позитивной? Потому что кокон умеет бороться за выживание и не пропускает в себя минус-энергию, если ее концентрация не чересчур велика. Минус-энергия остается за кадром, уходит в пространство или уничтожается прямо в момент возникновения, когда кокон здоров. Здоровый кокон призван рассеивать сгустки враждебных энергий. Это качество — его хлеб, его прямая обязанность. Это — основа действия механизма энергетической самобалансировки, который, пусть пока вяло, со скрипом, но все же функционирует в каждом из нас.

Скоро и качественно активизировать чудодейственный механизм (то есть привести его в нормальное рабочее состояние) мы можем лишь с помощью образа сверхэнергии.

Тренировка (раскачка) эмоций нам помогает и тут, ибо любая наша эмоция в сути своей есть сигнал-приказ нашему организму запустить в действие ту или иную механику противодействия или содействия ситуации (неважно, реальной или просто воображенной). Так вид (или мысленно нарисованный образ) обнаженной цветущей плоти настраивает нас на эротический лад, так, обнаружив поблизости (или представив себе) змею, приготовившуюся к броску, мы внутренне подбираемся, чтобы отразить неожиданную атаку.

Образ сверхэнергии призван будить в нас тот ряд эмоций, который «кодирует» программу энергетической самобалансировки нашего организма. Так банковский сейф запирает устройство, отомкнуть которое можно только набором в определенном порядке расположенных цифр. Разница лишь в том, что наш «внутренний сейф» может «отомкнуть» даже приблизительное сочетание «цифр» (эмоций), но в этом случае мы вынем из «сейфа» приблизительную программу самобалансировки, а нас с вами в конечном счете интересует лишь идеал. Приблизительная программа, образно говоря, тоже способна поставить нас на ноги, но, например, на чересчур коротенькие (мы будем на них переваливаться) или на чересчур длинные (мы будем путаться в них). Кроме того, код, даже точный и правильно набранный, не откроет заветную дверцу, если замок оброс
грязью и проржавел. (Если наша внутренняя сущность забита эмоциональными «шлаками», если мы долгое время не «прибирались в себе».)

Из вышесказанного нам следует уяснить вот что. Раскачка (тренировка) эмоции всегда поиск, всегда дополнительный шажок к идеалу, словно бы наводящий на резкость наш ОСЭ и соответственно корректирующий нашу программу самооздоровления. Взломщик сейфа несчетное количество раз поворачивает наборный диск в надежде услышать заветный щелчок и выловить очередную искомую цифру. Мы, тренируя эмоции, поступаем почти так же. Искусственно ввергая себя в пучины печали или взлетая на волне упоения, медитативно сплетая и расплетая причудливые узоры из эмоций разного плана, мы ищем в этих узорах те иероглифы, на которые особым образом откликается наша душа.

Этот отклик (подчеркиваем) нам внятен, он обозначается особым свечением в глубинах нашего существа, которое все разгорается по мере нашего продвижения к цели. Тренируя эмоции, мы непрестанно уточняем и корректируем наш ОСЭ, открывая все новые и новые перспективы для его совершенствования и тем самым вводя в строй все новые и новые ветви программы энергетического саморазвития нашего организма. Так мелкая почка превращается во много раз превосходящий ее размерами лист, так неказистый бутон, развертывая лепестки, становится пышной розой.

Почему же такое волшебное преображение не происходит с обычными зрителями, исправно посещающими балет, цирк или театр? Или с болельщиками, заполняющими котловины бушующих стадионов? Ведь их эмоции также непрестанно кипят и образуют сочетания, на которые должны соответственным образом откликаться их души.

Да, уважаемые ученики, волшебные всплески происходят и в них. Сильные движения чувств сбивают окалину с души человека. Недаром подмечено, что страдание облагораживает, что много пережившие люди особенно доброжелательны и мудры. Кванты внутреннего свечения вспыхивают в душе любого болельщика или зрителя как премия, как награда за внутреннюю работу духа, спровоцированную извне, но эти вспышки очень разрозненны. Они дают человеку какую-то толику пользы, но обречены
на угасание. Почему? Потому что, как мы уже не раз говорили, тренировка без смысла и цели — путь в никуда.

Вспомним, как на 1-м уровне обучения мы проводили тренировку эмоций. Мы искусственно загоняли маятник нашего эмоционального состояния в крайние точки, а затем приводили его в нейтраль (младенчески безмятежное состояние духа). В этом нам помогали образное мышление
и уроки актерского мастерства. Если эмоции влияют на наш внешний облик, то и наш внешний облик должен влиять на них. Маска скорби (опущенные уголки рта, надломленные брови, наморщенный лоб) помогает актеру привести себя в состояние глубокой печали, маска радости (рот до ушей, сияющие глаза) навевает веселье.

Превратимся в актеров. Попробуем разыграть следующую сценку. Закрываем глаза, внутренне сосредоточиваемся, лишние мысли выталкиваем в воображаемый («мусорный») квадрат или круг.

Принимаем позу вселенского благодушия. Плечи расправлены, на губах играет улыбка. Мы стоим на перекрестке у светофора, ожидая разрешающего сигнала. Настроение праздничное, весеннее, потому что — весна и в руках у нас пышный букет. Мы спешим на свидание, но не торопимся. Мы успеваем, время еще есть. Мы думаем о своей
возлюбленной (или возлюбленном). Она (он) тоже сейчас спешит к нам и думает только о нас. Скоро-скоро настанет миг долгожданной встречи. Мы чуть волнуемся, на не очень: нас любят, ждут, на душе у нас хорошо. Мы снисходительно поглядываем на окружающих. Бедняги, какие-то они блеклые и зачуханные, погружены в свои заботы, дела... разве можно так жить? Прав Блок — только влюбленный имеет право на звание человека!

Стоп! Промчавшаяся мимо машина с головы до ног окатила нас грязью. Ах, это же невозможно! Все вдруг стало мокрым, липким, грязным — руки, лицо, одежда, цветы. Посмотрите, во что превратился букет, который вы так тщательно выбирали! Что за сволочи эти автоводители!
Носятся как бешеные, не могут притормозить! На душе закипает гнев, ярость, на глазах выступают слезы обиды. Нагнетайте в себе эту ярость бессилия, не сдерживайте праведного возмущения. Всю жизнь ведь вот так, не одно, так другое! Только расслабишься, почувствуешь себя человеком, как тебя тут же мешают с дерьмом! Хватайте с мостовой камень, бегите за этим типом, может быть, успеете в отместку раскокать ему стекло!..

И тут же остановитесь. Подумайте, ну на что это похоже? В одной руке камень, в другой — весенний букет! Букет все равно красив, а вода уже просыхает, и грязи не видно, да ее и не было, просто вас окатило серым талым снежком. Вы живы, здоровы, и любимая (любимый) ждет вас.
Подумай, как она (он) будет смеяться, когда вы опишете в красках и ситуацию, и ваш праведный гнев! Весна, снег тает, таких случаев в городе много. Да и водитель этот не так уж и виноват. Просто он очень спешил куда-то — может быть, на свидание, и сейчас, наверное, сожалеет, что кому-то невольно устроил холодный душ. Бог с ним, пусть
себе едет... и пусть повнимательнее смотрит по сторонам, ведь с такими торопыгами всякое может случиться. (Простив водителя, мы автоматически очистились от вредных последствий вспышки ярости, которая, не вылившись в действие, и обратилась бы против нас.) Вот и зеленый сигнал загорелся. Пора двигаться, пора целоваться — весна, солнце, цветы, все у нас хорошо.

Что это значит, — «все у нас хорошо»? Это значит, что маятник нашего настроения пришел в нейтраль, но остается в плюс-зоне ее — около средней точки. Нам важно, чтобы он оставался именно в плюс-зоне чаще всего. Нам важно, чтобы наше среднее состояние всегда было оптимистичным — на работе, у телеэкрана, за рулем и когда мы в
домашних тапочках выносим мусорное ведро. Постоянные подвижки маятника на чуть-чуть в сторону плюса называются коррекцией настроения, мы этим занимались, осваивая позиции книги «Тренировка тела и духа». Пожалуй, стоит сказать два слова, почему эта коррекция так важна.

Дело в том, что нашему организму нельзя пребывать долгое время в пиковых эмоциональных режимах. Нам, например, равно опасны и длительная (пусть благородная) ярость, и затянувшийся (телячий) восторг. Во-первых, фанатизм ослепляет (склоняет нас к однобоким, и следовательно ошибочным, оценкам жизненных ситуаций).

Во-вторых, интенсивная эмоция направляет концентрированные потоки энергии к определенным структурам нашего организма, вызывая «перегрев» какой-то одной его части и провоцируя энергетическое истощение остальных. Налицо дисбаланс, который не очень страшен, если
энергетический импульс «решит» ситуацию и организм вернется в состояние равновесия. Если процесс затянется, наши «энергопробки» просто-напросто перегорят и организм в пожарном темпе вывернет пиковую ситуацию наизнанку. После телячьей радости наступит черная меланхолия, после длительного прилива гнева следует ожидать ощущения абсолютной беспомощности (вы будете трепетать от дуновения ветра или шевеления листа).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.