Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и метод курса ИОГП




Тема 1

1. Предмет курса.

2. Методы курса.

Первый семинар курса носит вводный характер. Преподаватель объясняет студентам цели и задачи курса ИОГП, подчеркивает значение изучения государственно-правовых институтов в развитии.

Ориентируя обучающихся на методы исследования, преподаватель дает схему анализа исторических нормативных памятников. Основной упор делается на методе сравнительного анализа и принципе историзма.

Определяются сферы научной работы студентов. Работа на семинарах включает в себя чтение докладов (схему предоставляет преподаватель), решение задач из практикумов, анализ нормативных актов (по нескольким позициям), самостоятельное составление задач, написание контрольных работ, ответы на контрольные вопросы.

При анализе древних актов студент должен проводить внешнюю и внутреннюю критику источника. Необходимо определить причины принятия документа, время принятия, источники, легшие в его основу. Анализируя содержание акта, нужно отметить, как уровень развития общества повлиял на характер документа, отметить уровень юридической техники (казуальный, формальный и т.д.), подчеркнуть особенности структуры документа, выделить новеллы и архаизмы. Особо отмечается обусловленность порядка расположения статей (глав) нормативных актов.

При подготовке ответа студентов на задачи практикума рекомендуется на первых семинарах задавать их в виде домашнего задания. Нужно достичь того, чтобы студенты смогли давать квалифицированный формально-логический ответ на вопросы практикума. Например:

«В 1095 г. изгой Нездинич, находясь на рынке в г. Перемышль, встретился с рядовичем Водовиком. Водовик назвал Нездинича татем. Нездинич отсек Водовику три пальца, а Водовик отсек Нездиничу руку. При этом присутствовал тиун Внучко, который обнажил меч и оттолкнул Водовика от Нездинича».

Какое решение примет суд?

Ответ может быть следующим:

Согласно ст. 5 Краткой редакции Русской Правды (далее КР РП), Водовик должен возместить причиненный Нездиничу ущерб в сумме виры 40 гривен. Нездинич же должен возместить Водовику ущерб за отсечение пальцев в сумме 9 гривен (по 3 гривны за каждый палец) (ст. 7).

Сложнее решить дело по поводу действий Внучко. Во-первых, можно ли считать действия тиуна неправомерными, ведь он предотвратил убийство? Во-вторых, в отношении кого Внучко должен возместить ущерб за обнажение меча?

Если исходить из смысла закона, в котором подобные нюансы не оговариваются, то Внучко должен заплатить 3 гривны (ст. 10) Водовику. Что касается обнажения меча, то на основании закона определить, в пользу кого должна быть возмещена вира, невозможно (ст. 9), и, скорее всего, вопрос об отнесении виры к объекту правонарушения будет решать суд.

 

Основная литература

1. Тарановский Ф.В. История русского права / Ф.В. Тарановский - М., 2004.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.