Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика моральной регуляции в педагогическом коллективе




В педагогическом коллективе наряду с общими нормами мо­ральной регуляции большое значение имеют особенности про­фессиональной психологии педагога, которые в качестве субъ­ективных факторов определяют специфические моменты в пове­дении и отношениях педагогов.

1. Один из них — кажущийся индивидуализм педагогического труда. Действительно, основная работа каждого педагога проте­кает один на один с учащимися. На протяжении учебного года или даже нескольких лет он и только он учит их за закрытой дверью своему предмету, а заодно и жизни, отношению к делу, людям и т.д. И постепенно возникает иллюзия, что благодаря именно его усилиям дети становятся более умными, знающи­ми, развитыми. Учитель «забывает», что одновременно с ним, в том же направлении на них воздействуют его коллеги и что по­лученный результат — это результат совокупных усилий всех педагогов. И тогда он перестает координировать свои требова­ния и действия с требованиями своих коллег и начинает дейст­вовать по принципу «выхожу один я на дорогу». Это может прояв­ляться, например, в неумеренной требовательности педагога.

Известно, что требовательность проявляется, в частности, в объеме домашних заданий. Однако мало кто из учителей, давая задание на дом, думает о том, какие еще предметы будут у учащихся в этот день? И сколько им задали другие учителя? Возможно ли полностью и добросо­вестно выполнить все эти задания? А ведь не думая об этом, педагог, по существу, провоцирует учащихся на выбор: чему отдать предпочте­ние — физике с математикой или биологии с историей. И уже тем са­мым поступает некорректно по отношению к коллеге.

2. «Индивидуализм» тесно связан с. другой профессиональной чертой педагога: обостренной потребностью в авторитете. Есте­ственно, любой специалист стремится обладать авторитетом в своей области. Но у учителя «соискание авторитета» — профес­сиональная необходимость, ибо учитель без авторитета просто-напросто не может учить: ему «не поверят». Однако потребность в авторитете может проявляться по-разному. Например, в неко­торой амбициозности, выражающейся в преувеличенном чувст­ве собственного достоинства, в излишней уверенности в себе — в непогрешимости своих знаний, методик, в ценности своих педагогических находок.

3. Без уверенности в себе и истинности своих знаний педагогу нельзя — он должен быть уверен в себе! Однако постоянное «об­щение» с вечными, незыблемыми истинами, сопровождаемое убедительной аргументацией, может привести к тому, что по­степенно у него развиваются категоричность и максимализм, без­апелляционность суждений и уверенность в собственной непогре­шимости. Эти «профессиональные черты» осложняют педагогу даже личную жизнь, общение с близкими и любимыми людьми. Что же говорить об отношениях в учительской, где собираются десятки одинаково «непогрешимых» и категоричных, и тогда политические или безобидные бытовые дебаты и замечания ока­зываются чреваты серьезными конфликтами, порождающими неприятие, а порой и неприязнь друг к другу.

4. Подстерегает учителя и такая опасность, как излишняя по­дозрительность, с которой он порой относится к любому кри­тическому замечанию в свой адрес, усматривая в нем покуше­ние на свой авторитет. Подозрительность идет рука об руку с обидчивостью. И обе препятствуют как установлению оптималь­ного морально-психологического климата в учительской, вы­зывая напряженность в отношениях между коллегами, так и со­вершенствованию профессионального мастерства, ибо блоки­руют самокритичность и объективность педагога по отношению к собственным ошибкам.

5. Все эти опасности и «ловушки» связаны со сложностями в самооценке и объективной оценке педагогического труда. Возмож­на ли такая оценка вообще и каковы ее критерии? Проблема, грубо говоря, сводится к дилемме: кого-то незаслуженно «пере­хвалили», кого-то несправедливо «недохвалили»... Неправиль­ное поведение первых или вторых (или тех и других) способно спровоцировать деление коллектива на группировки, вызвать враждебность, зависть и недоброжелательство.

Например, кто-то из педагогов, однажды попав в «обойму» масте­ров (заслуженно или незаслуженно), остается там многие годы, поль­зуясь славой, почетом и авторитетом, а другие — «неудачники» — никак не могут выбраться из списка тех, кому постоянно указывают на недос­татки или кто надолго остается «молодым преподавателем». И тогда ста­новится понятным, откуда у многих педагогов складывается порой это ощущение несправедливости и обиды: меня недооценили, коллегу пере­хвалили. В результате возникает стремление, противоречащее нормам

педагогической этики, доказать не то, что ты не хуже педагога-мастера, а то, что он ничем не лучше тебя и других, т. е. «развенчать» его.

Профессиональная этика требует от педагога, независимо от его личной оценки, уважительного отношения к опыту и мас­терству признанного педагогического авторитета, скрупулезно­го их изучения (а не отрицания «с порога»), попыток примене­ния в собственной практике. Тем более недопустимы зависть и недоброжелательство, стремление умалить заслуги другого, до­казать его несостоятельность или даже выжить из коллектива. Но это уже нормы не профессиональной, а просто человеческой порядочности.

Вместе с тем многое зависит и от поведения самого педагога- мастера.

Бывает так, что однажды став «лучшим», «образцовым», учитель преисполняется уверенности в собственной непогрешимости, начина­ет «почивать на лаврах» и «стричь купоны» с предыдущих достижений. Он перестает искать и учиться сам, а чужие новации его раздражают. Он обретает особый — высокомерно-снисходительный тон арбитра пе­дагогического мастерства по отношению к своим коллегам, что, разу­меется, не может не нервировать их.

Подлинная педагогическая культура несовместима с само­любованием и самовлюбленностью, заносчивостью и чванством, которые отталкивают коллег и вызывают их справедливые наре­кания.

6. Сложности в оценке педагогического труда и определении квалификационного положения (опытные — неопытные, стар­шие — младшие) связаны с особенностями критики в педагоги­ческом коллективе. В связи с этим следует сделать несколько за­мечаний о критике — «замечания о замечаниях». Лучше всего ис­пользовать те рекомендации, которые выработаны для анало­гичных ситуаций Д. Карнеги. Они общезначимы и не носят про­фессионально направленного характера, однако могут и долж­ны учитываться в профессиональном педагогическом общении с коллегами, например, при обсуждении проведенного занятия. Общей нормой здесь должны быть доброжелательность и опора на положительное восприятие.

К сожалению, обычно при разборе занятия после традиционных констатаций о «соответствии требованиям», «методической грамотно­сти» и т.д. большая часть времени посвящается «недостаткам» и «упуще­ниям». При этом педагоги-коллеги порой забывают о необходимости щадить самолюбие и гордость человека. Конечно, конструктивная кри­тика необходима для совершенствования мастерства, но лучше делать замечания и критиковать наедине, в неформальной обстановке, а «на людях» постараться выявить все положительное, подчеркнуть малей­шие достижения. Дайте человеку почувствовать, что вы высокого мне­ния о его возможностях, и он постарается оправдать ваше мнение, приложив для этого максимум сил. Ободряйте человека, не столько подчеркивая его ошибки, сколько показывая, особенно на собствен­ном опыте, что они исправимы.

Можно, конечно, и не согласиться с этим, считая, что такие дей­ствия могут привести к зазнайству и потере самокритичности. Действи­тельно, эта опасность есть, но все же лучше перехвалить человека, дать ему уверовать в собственные силы, чем унизить и выбить почву из-под ног. Каждый из нас хоть раз бывал в положении человека, которого при всех «разделывают под орех». Какие чувства испытывали мы тогда: стыд, обиду, возмущение?.. Но никогда при этом человек не испытыва­ет творческого подъема, удовлетворения и желания трудиться еще луч­ше. Значит, и для пользы дела соблюдение этических норм приносит благо, а не вред.

Рассмотренная система связей в педагогическом коллективе, симпатии и антипатии, совместимость и несовместимость, слож­ности оценок и психологического взаимопонимания не могут и не должны, однако, фатально определять отношения в коллек­тиве. Обеспечению оптимального климата в отношениях «по го­ризонтали», созданию обстановки психологического комфорта должно способствовать соблюдение необходимых этических прин­ципов и норм.

Принципы и нормы отношений «по горизонтали»

В учительской, где собираются люди такие разные и вместе с тем такие ранимые, надеяться на стихийное установление оп­тимального морально-психологического климата не приходится. Здесь особенно велика роль этики и культуры общения — толе­рантности, терпимости к инакомыслию, желания и умения по­нять другого. Подобные отношения между педагогами могут быть обеспечены при соблюдении следующих требований, выступаю­щих принципами отношений «по горизонтали».

1. Самоуправление и контроль за собственным поведением, фор­мирование в себе качеств, необходимых профессии, приятных окружающим, способствующих личному успеху и продвижению.

2. Координация собственного поведения, темперамента, по­требностей, интересов, настроения с окружающими. Недопус­тимо распускать себя, оправдываясь тем, что вы холерик или у вас неприятности дома.

3. Терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к их раздражающим вас взглядам, убеждениям, мнениям. Осно­вой такой терпимости должна быть твердая уверенность в том, что каждый человек имеет право быть таким, каков он есть, и мы должны принимать людей именно такими — «иными» по сравнению с нами.

4. Стремление к взаимопониманию, желание понять другого, для чего надо «выйти из собственной концепции к общей систе­ме координат», попытаться понять, что движет другим человеком.

5. Способность к сочувствию, сопереживанию — это даже не тре­буемое (требовать этого нельзя), а скорее ожидаемое, желаемое.

Эти общие принципы отношений «по горизонтали» конкрети­зируются в нормах поведения, включающих в себя:

— подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим це­лям коллектива;

— умение не превращать деловые разногласия с коллегами в лич­ную неприязнь и не переносить свои симпатии и антипатии на служеб­ные отношения;

— стремление сохранить с коллегами хорошие отношения, которые не должны препятствовать деловой критике, способности аргументи­рованно отстаивать собственную точку зрения;

— умение координировать собственную точку зрения с мнением коллег, вести коллективный поиск наиболее оптимального решения профессиональных педагогических проблем;

— способность проявить во взаимоотношениях с коллегами тактич­ность, стремление к взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.

Оптимизации отношений «по горизонтали» способствуют также установки, ожидания, желания личности.

Если вы действительно стремитесь вызвать хорошее к себе отноше­ние и хотите, чтобы подобные отношения установились между всеми коллегами, то следуйте известным советам Д. Карнеги:

— искренне интересуйтесь людьми, проявляйте внимание к их де­лам и проблемам;

— доброжелательно и как можно чаще улыбайтесь людям, и они ответят вам тем же;

— запоминайте имена людей и обращайтесь к ним по имени и отче­ству: людям это нравится;

— умейте слушать собеседника, побуждайте человека говорить о том, что для него наиболее важно, и он будет благодарен вам;

— говорите с людьми о том, что интересует их, а не вас;

— дайте собеседнику почувствовать себя личностью, вызовите в нем чувство самоуважения, и он будет бесконечно благодарен вам.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.