Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа юрслужбы по обеспечению законности




Согласно общему положению, первой задачей названо обеспечение законности в деятельности организации. В развитие этого требования, общее положение и квалификационный справочник закрепляют ряд конкретных обязанностей юристов по обеспечению исполнения законности:

· проверка соответствия законодательству проектов приказов инструкций и других документов правового характера

· принятие мер по изменению или отмене правовых актов, сданных с нарушением законодательства или пришедших в несоответствие с законом

· организация изучения должностными лицами нормативных актов, пропаганда законодательства

Оценивая содержание этих обязанностей, надо отметить, что все они имеют контрольную и информационную направленность. Между тем, обеспечение законности — это в основном организационная задача. Обеспечить законность означает организовать исполнение законов соответствующими субъектами. Меры по организации законности принимались в конце советского периода. Это 80е годы. Так, в связи с неисполнением издававшихся законодательных актов, были проведены исследования причин такого положения в результате которых сделали вывод о том, что новые акты не идут в жизнь, не исполняются потому, что в стране не создана система, не отлажены приемы практического воплощения законов в повседневные действия людей.

 

Правовые науки в тот период повально занимались изучением эффективности действия норм, поисками того, как формулировать нормы права, чтобы они эффективно воздействовали на людей. Основным результатом этих работ был вывод о необходимости максимального соответствия содержания норм той цели, на достижение которой норма направлена. Кроме того, писалось множество работ о правовом механизме, который обеспечивает правовое регулирование. Механизм этот якобы состоит из 3 частей, на подобные разработки было потрачено более 30 лет. Все эти изыскания оказались абсолютно бессмысленными и бесплодными. При этом вся ученая братия в упор не видела, что у правовых норм нет цели. Цель устанавливается, да и то условно, лишь для законодательного акта в целом. Нелепо говорить о действиях норм, ибо действуют не нормы, а люди которые исполняют или не желают исполнять закон. Столь же недопустимо говорить о механизме правового регулирования, не включающем в себя человека, поскольку субъектом деятельности является человек. В отличие от ученых, у руководителей государства вызрело понимание того, что без осуществления организационно-обеспечительных мер, невозможно добиться исполнения законодательных установлений. С учетом этих выводов, в России в период с 19984 по 1990е годы стали издаваться постановления правительства, снабженные программой мероприятий по организации их исполнения. Минюст и управление делами правительства требовали от органов, вносивших проекты постановлений, составления программ исполнения этих постановлений. Развал СССР прервал это движение, пришедшая к власти воровская клика бездумно разрушила механизм преемственности, благодаря которому государство только и может существовать как целостностный и развивающийся организм. Однако определенные требования по организации исполнения законодательства, хотя и формально, но удалось сохранить. Так, в статье 4 ФКЗ о правительстве РФ 1997 года предусмотрено, что правительство организует исполнение ФЗ и указов президента, принимает меры по устранению нарушений, причем эта обязанность предусмотрена в качестве первоочередной, главенствующей, она идет впереди всех. К сожалению, в правительстве отсутствуют службы, которые вели бы такую организационную работу. Лектор полагает, что Медведев и прежние председатели даже не подозревают о наличии у их правительства такой обязанности. Задачу организации исполнения законов подменили мониторингом, которым также не занимаются.

 

Органы исполнительной власти обязаны организовывать исполнение законов, это их главная функция. В последнее время отмечаются некоторые подвижки. Правительством 11.11.2002 года принято постановление № 803. В этом постановлении, несмотря на громкое название, посвящен только 8й пункт, который гласит, что после опубликования закона, органы исполнительной власти обязаны незамедлительно принять меры по организации исполнения и руководители органов несут персональную ответственность за несвоевременное принятие актов, направленных на исполнение принятых законов. В результате, акты федеральных органов сводятся к ретрансляции ФЗ, а не предусматривают конкретные организационные меры. Данная работа пока стране не налажена, это служит главной причиной срыва всех стратегий и программ, причиной топтания страны на месте, причем правовая наука этим совершенно не занимается.

 

Следует четко представлять, что обязанности юристов в деле обеспечения законности сформулированы не полно и неточно. Эти обязанности по совковой традиции заложены еще Лениным, ориентируют юриста на формальный контроль, проверку соответствия локальных документов закону и на разъяснительную работу. Это совершенно дефектный, неполноценный подход. 30Тилетнй опыт применения общего положения показывает, что даже надлежащее выполнение юристами тех обязанностей не позволяет добиться необходимого результата, а именно соблюдения законности, точного исполнения законов руководителями и персоналом фирмы. Вывод: задача исполнения законности требует осуществления дополнительных мер. Перечисленные в общем положении обязанности должны выполняться, вместе с тем, обеспечение законности требуют осуществления комплекса дополнительных мер организационного характера, причем организационные меры имеют главенствующее, первоочередное значение.

 

Следует четко представлять, что обязанности юристов в деле обеспечения законности сформулированы неполно и неточно. По архаичной традиции законодательство продолжает ориентировать юриста на формальный контроль, проверку соответствия локальных внутренних документов закону, а также на разъяснительную работу. Это совершенно неполноценный, дефектный подход. 30Летний опыт применения Общего положения о юридической службе показал, что даже надлежащее выполнение юристами тех обязанностей, относительно законности, которые предусмотрены в Обще положении, не позволяет добиться необходимого результата, а именно соблюдения законности, точного исполнения законов руководителями и персоналом фирмы. Отсюда следует, что задача обеспечения законности требует осуществления дополнительных мер, даже иных методов. Лектор хочет подчеркнуть, что обозначенные в Обще положении и Квалификационном справочнике обязанности должны выполняться юристами, но этого совершенно недостаточно. Обеспечение законности требует осуществления комплекса дополнительных мер, мер организационного характера, причем организационные меры, выполняемые юристами, имеют главенствующее, первоочередное значение. В чем состоят эти меры? Прежде всего, общая работа по обеспечению законности должна быть разделена на 2 направления:

· организация выполнения новых, вновь изданных законодательных актов

· общая работа по укреплению законности

 

Это 2 хотя и взаимосвязанных, но весьма различных по методам и средствами направления работы. Рассмотрим их конкретное содержание. В случае издания нормативного акта, касающегося деятельности фирмы, юрслужба, совместно с другими подразделениями, обязана осуществить комплекс организационных действий. Лектор назовет самые необходимые из них, которые мы должны запомнить. Во-первых, нужно выделить в нормативном акте пункты и положения, непосредственно относящиеся к деятельности фирмы. Во-вторых, определить круг структурных подразделений и работников, в практической деятельности которых должны реализоваться новые положения, которые должны будут непосредственно руководствоваться новыми нормами. В-третьих, определить меры, необходимые для непосредственного выполнения нормативного акта и составить рабочую программу организации его выполнения. Программа должна выглядеть не в виде призывов и пустых слов, а по схеме: исполнитель — организационное действие — сроки — необходимый результат. В-четвертых,, закрепить вытекающие из нормативного акта новые обязанности работников в приказе по фирме, а когда обязанности носят постоянный и значимый характер — также включить их в положения о соответствующих отделах и должностные инструкции соответствующих работников с тем, чтобы они закреплялись как постоянные обязанности соответствующих лиц. В-пятых, провести изучение, совместно с исполнителями, порядка действий по новым требованиям. Речь идет не просто об изучении нормативного акта, а о более сложном, о выработке и овладении способами работы согласно этим правилам. Итак, нужно определение и усвоение порядка работы по новым правилам. В-шестых, внести изменения в используемые на фирме бланки учета и деловой документации в соответствии с новыми правилами. Если этого не сделать, то сохранившиеся прежние формы документов будут служить препятствием исполнения нового закона. В-седьмых, внести изменение в используемые компьютерные программы или заказать новые. В-восьмых, предусмотреть выделение материальных ресурсов и денежных средств для проведения организационных мероприятий. Внедрение закона, вносящего изменения в существующий порядок деятельности дорогостоящее дело. В-девятых, необходимо налаживание взаимодействия между соисполнителями. Требуется налаживание согласованности, координированности их действий при исполнении новых правил. В-десятых, нужно установление постоянного и четкого контроля за исполнением организационных мер и самих новых законоположений. Контроль должен возлагаться не на руководителя фирмы, а на ответственных должностных лиц, с обязанностью систематически докладывать руководству о ходе исполнения. Наконец, требуется регулярное изучение хода выполнения нового нормативного акта, а это уже задача юриста, и принятие дополнительных мер по улучшению порядка исполнения, это называется доводка исполнения. Практику организационных мер следует начинать с небольших, простых нормативных актов, напрямую относящихся к деятельности фирмы, поскольку на них можно успешно вырабатывать опыт внедрения. Не надо бросаться исполнять сразу все законы, из этого все равно ничего не получится. Надо обращать внимание на законы с будущим сроков введения в действие и предусматривать наперед организационные меры. Обучаться организации исполнения законов должен каждый из нас. Кто не умеет этого делать, тот не годится в корпоративные юристы. Между тем, этого не понимают ни ученые, ни преподаватели.

 

Наряду с мерами по исполнении новых законов, необходима работа по последовательному текущему укреплению законности в деятельности организации. Ее характерными чертами, отличающими от мер первой группы, являются:

· планомерность (это регулярно осуществляемая, планируемая работа, а не действия по поводу единичного нового акта)

· основанность на анализе состояния законности на фирме в целом и в отдельных подразделениях (это мероприятия основанные на анализе законности на фирме)

· направленность на создание условий для надлежащего выполнения законодательных требований и устранения причин допускаемых нарушений (по своей значимости второе направление не менее важно чем первое; Лектор просит заметит, что Общее положение не идет столь глубоко и указанных направлений и способов работы не различает, хотя это главные аспекты обеспечения законности)

К мерам второй группы относятся в частности:

· осуществление проверок законности актов руководителя фирмы и структурных подразделений

· обобщение и анализ результатов рассмотрения судебно-арбитражных дел

· и другие

 

В процессе выполнения этих работ, выявляются нарушения в исполнении нормативных актов. Такая информация должна служить основанием для планирования и последовательного осуществления мер по укреплению законности. Таким образом, проверочные, аналитические и контрольные мероприятия должны перетекать в организационные меры по укреплению законности. Как необходимый участок данной работы следует рассматривать информирование персонала о законодательстве и пропаганду законодательства. При проведении занятий важны актуальность тематики лекций, ее связь с деятельностью фирмы. Также важен подбор высококвалифицированных лекторов,способных дать полезную для дела информацию ответить на конкретные вопросы сотрудников. Это трудоемкая работа. Для этого надо подыскивать дельных лекторов, договариваться с ними. Нельзя сбрасывать со счета наглядную агитацию. На фирме должен иметься стенд с правовой информацией. Здесь также следует использовать определенные приемы. Так стенд следует вывешивать в местах скопления и остановки людей, недалеко от кассы или автомата, неподалеку от лифта, в местах курения. Стенд должен быть хорошо освещен. В нем следует соединять информацию, касающуюся хозяйственной деятельности и личных интересов сотрудников. Ведение работы по обеспечению законности требует перестройки от самой юрслужбы. В современных условиях, корпоративному юристу необходимо формировать в себе чувство долга перед фирмой и перед обществом за укрепление законности. Необходимо заставлять себя вести данную работу, ибо никто другой не заставит, поскольку никто не представляет что ы обязаны и можем делать в данном отношении. Следует планировать, хотя бы для себя, работу по укреплению законности. План — это хороший инструмент улучшения работы: он и обязывает исполнителя и облегчает дело, распределяя его во времени. При планировании следует исходить из реальных проблем и затруднений в работе фирмы,делать, прежде всего, то, что позволяет предупредить возможный ущер от нарушений и повысить получаемую прибыль. Важно четко определять первоочередные и последующие виды работ с тем, чтобы выполнение первых облегчало осуществление других. Здесь, как и в любом деле, следует избегать формализма, творчески добиваться результата, а результат — это научение персонала действовать по правилам, выработка привычки к этому, умение не допускать нарушений. Лектор просит учитывать, что все, о чем он говорит — это не теоретические изыскания, а практический опыт. С развалом СССР и прекращением руководства правовой работой, корпоративных юристов стало много однако творческих и ответственно работающих оказалось крайне мало.

 

Чтобы беспрепятственнее вести работу по укреплению законности юрслужбе требуется привлечь на свою сторону руководство фирмы. Для получения такой поддержки, необходимо, при внесении предложений о правовых мерах, прибегать к следующим доводам:

· предупреждение возможных значительных убытков вследствие несоблюдения законодательства

· предупреждение возможного применения мер материальной, административной и уголовной ответственности в отношении руководства фирмы

 

Следует постоянно апеллировать к мотиву повышения прибыли при работе в режиме законности, объяснять, что нарушения фирме обходятся дороже чем работа по правилам. Лектору нередко приходилось вести судебные дела по заказам клиентуры, дела, вызванные нарушением тех или иных законоположений, и он всегда на этих примерах объяснял, что работа по правилам предохраняет от риска многомиллионных потерь, тем более, что обеспечивать соблюдение правил должен персонал, а вот убытки несет руководитель. Такого рода доводы очень убедительны, они позволяют изменить отношение к инициативе юристов.

 

Есть еще одна острая проблема, а именно информирование о нарушениях закона, допускаемых самими руководителями фирмы. Сейчас юристы как бы не замечают таких деяний начальства, а происходит это потому, что юрист достаточно беззащитное существо, у него нет иммунитета от неосновательных наказаний, увольнений, нет даже моральной поддержки в обществе. В деле обеспечения законности должны помогать государственные органы: правительство и минюст, а также судебные органы. К сожалению правительство и минюст устранились в этом еле от помощи юридической службе. Обеспечение законности в стране должно рассматриваться как постоянная функция государства. Это требует закрепления данной работы а конкретными звеньями исполнительной власти, непрерывных организационных усилий. Без таких мер, запись в Конституции о правовом характере нашего государства будет такой же утопией как и построение коммунизма.

 

Изучить:

· ФКЗ 1997 «О правительстве» статья 4

· Статья «Гражданско-правовой договор»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.