Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Договор займа




Правовое регулирование кредитования хозяйственной деятельности

В условиях формирования в нашей стране рыночных отношений обеспечение нормального осуществления хозяйственных процессов, дальнейшее развитие производства и стимулирование предпринимательской деятельности у субъектов хозяйствования различных форм собственности требуют привлечения, наряду с имеющимися у них собственными средствами, а также ассигнованиями бюджета, новых источников финансовых ресурсов. Среди этих источников все большее значение приобретают различные виды займов, в том числе банковские кредиты. Основной целью для их получения является удовлетворение временных потребностей субъектов хозяйствования в дополнительных средствах. С другой стороны, размещаемые в форме кредитов и займов ресурсы способствуют повышению эффективности их использования для собственников, поскольку приносят им определенный доход. Таким образом, отношения кредита и займа строятся на базе экономической целесообразности временного позаимствования средств и взаимной заинтересованности участников.

Заемные и кредитные отношения едины по своей экономической природе, что объективно обусловлено их единой основой - наличием товарно-денежных отношений в


обществе. В связи с этим договор займа и кредитный договор близки по правовой природе и своей экономической сущности. Однако между этими двумя формами договорных обязательств имеется ряд различий, носящих существенный характер, что потребовало раздельного регулирования вытекающих из указанных договоров отношений.

В соответствии с п. 1 ст. 760 ГК договор займа - это

соглашение, по которому одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Характерной чертой договора займа является то, что среди применяемых в хозяйственной практике видов договорных обязательств этот договор выступает в качестве классического примера реального и одностороннего договора. Его реальность закреплена прямым указанием в Гражданском кодексе (п. 2 ст. 760) о том, что договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. Иными словами, обещание заимодавца или иное заранее согласованное сторонами условие о предоставлении займа не имеет юридической силы в части факта и момента заключения договора займа.

Только при условии реального предоставления заемщику денег или других вещей возникает его обязательство по отношению к кредитору. Вместе с тем заимодавца нельзя принудить к передаче указанных ценностей заемщику, поскольку если нет передачи займа, то нет и соответствующего договора.

Односторонний характер договора займа выражается в том, что заимодавец с момента совершения действий по


передаче займа получает право требования по нему в силу самого факта этой передачи. Другая сторона (заемщик) берет на себя только обязательства по возврату полученного займа и (если это предусмотрено сторонами) уплате по нему процентов.

Договор займа, как правило, возмездный, что означает право заимодавца на получение с заемщика процентов на сумму займа, даже если договор не содержит условия о размере процентов. В последнем случае размер процентов определяется по выбору заимодавца существующей по месту его нахождения ставкой банковского процента либо ставкой рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на день погашения долга заемщиком. Проценты обычно выплачиваются в порядке, согласованном сторонами: однократно или по частям (как правило, ежемесячно) вплоть до дня фактического возврата займа. В отдельных случаях уплата процентов возможна по договоренности сторон в натуральной форме.

Договор займа может быть и беспроцентным, если это предусмотрено законодательством или условиями договора, а также в случае передачи заемщику не денег, а других вещей, определенных родовыми признаками (если в договоре прямо не оговорено иное).

Сторонами договора займа являются заимодавец и заемщик. В роли субъектов по договору займа могут выступать любые дееспособные лица (как юридические лица, так и отдельные граждане). При этом, если граждане могут быть и заимодавцами, и заемщиками, то в отношении некоторых организаций существуют ограничения в праве на получение займа. Такая разновидность договора займа, как государственный заем, имеет особый субъектный состав, поскольку в роли заемщиков в нем выступают Республика Беларусь или ее административно-территориальные единицы.


Предмет договора займа - это деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, передаваемые заемщику в собственность на условиях возврата заимодавцу такой же суммы денег или равного количества таких же вещей.

Заем денежных средств может осуществляться в белорусских рублях или в иностранной валюте. Наряду с иностранной валютой в качестве предмета договора займа разрешено также использование валютных ценностей. Случаи, порядок и условия займа иностранной валюты на территории Республики Беларусь определяются специальными нормативными актами, в частности «Положением о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь» (письмо Национального банка Республики Беларусь от 1 августа 1996 г. № 768, с изм. и дополн.). В отношении переданных в качестве объекта займа вещей, право собственности по которым переходит к заемщику, оговорено, что возврату подлежат не те же конкретно вещи, а им подобные, того же рода и качества и в том же количестве (п. 1 ст. 760 ГК). Следовательно, предметом договора займа в его вещественной форме могут быть потребляемые заемщиком, а значит - заменимые вещи, что отличает договор займа от договоров аренды и безвозмездного пользования.

Договоры займа заключаются, как правило, в письменной форме. В п. 1 ст. 761 ГК предусмотрено обязательное письменное заключение договоров займа на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законодательством размер минимальной заработной платы, а в случаях, когда заимодавцем выступают юридические лица -независимо от суммы. В подтверждение совершения займа со стороны заимодавца могут быть представлены: договор, расписка или иной вид документа в письменной форме, подтверждающий факт передачи заемщику определенной суммы денежных средств или определенного количества


вещей. Кроме того, в Гражданском кодексе специально оговорено, что заем может оформляться также с помощью ценных бумаг, таких как вексель или облигация, используемых главным образом в отношениях коммерческого и государственного займа. Несоблюдение установленной законодательством формы договора займа лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае возникновения спора (за исключением особых, оговоренных в законе обстоятельств со стороны заемщика).

Договор займа носит односторонний характер, поэтому его содержание заключает в себе перечень прав заимодавца в отношении заемщика требования возврата долга, а также исполнения других условий заемного обязательства. Соответственно, заемщик берет на себя обязанность возврата позаимствованных денег либо вещей и уплаты оговоренных процентов. Договором займа на заемщика могут быть возложены и иные обязанности, в частности: по принятию мер для обеспечения возврата суммы займа, соблюдению сроков исполнения договора, уплате дополнительных процентов заимодавцу вследствие несвоевременного возврата причитающейся суммы, а в отдельных случаях также по досрочному возврату всего займа или оставшейся его части.

Хотя срок не является существенным условием договора займа, обычно он указывается в соглашении, что дает право заимодавцу на принудительный возврат денег либо вещей после истечения предусмотренного договором срока. Если конкретный срок возврата займа договором не установлен или определен моментом востребования заимодавцем, то в соответствии с п. 1 ст. 763 ГК сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления требования об этом, если иное не предусмотрено договором. Досрочный возврат займа возможен, однако сумма займа, предоставленного под проценты, может


быть возвращена досрочно лишь с согласия заимодавца, так как он при этом теряет часть своего дохода.

Сумма займа считается возвращенной в момент непосредственной передачи ее заимодавцу или зачисления на его банковский счет. Как правило, полученные по договору займа деньги либо вещи должны быть возвращены заемщиком полностью единовременно. В то же время законом предусмотрена возможность возврата займа по частям в соответствии с условиями договора (п. 2 ст. 764 ГК). При нарушении заемщиком установленного срока для возврата очередной части займа заимодавец вправе требовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами. В случае несвоевременного возврата заемщиком суммы займа на нее подлежат уплате проценты за весь период задержки платежа, вплоть до дня возврата заимодавцу. Размер процентов за нарушение срока возврата заемных средств устанавливается на уровне учетной ставки Национального банка на день фактического исполнения заемного обязательства или его соответствующей части.

Заимодавец также вправе требовать досрочного возврата займа, если заемщик не выполнил предусмотренные договором условия, касающиеся обеспечения принятого им обязательства. К формам обеспечения исполнения обязательств по договору займа относятся: поручительство третьих лиц, банковские гарантии, а также различные виды залога. Поэтому, если произошла утрата указанных видов обеспечения по причинам, не зависящим от заимодавца, либо ухудшились условия обеспечения (например, предмет залога обесценился), то по договору займа наступают определенные последствия. Таким образом, в рассматриваемых отношениях заемщик несет ответственность в одностороннем порядке.

В то же время заемщик вправе оспаривать договор займа по его безденежности. Безденежность договора означа-


ет, что указанные в нем деньги или другие вещи в действительности не получены или получены в меньшем количестве. Если в процессе оспаривания заемщиком будет установлен факт безденежности договора займа, то такой договор будет считаться незаключенным. Однако в случае получения заемщиком денег или вещей в меньшем количестве, чем это предусмотрено договором займа, договор считается заключенным на фактическое количество вещей или денег.

На отношения, определяемые как договор займа, распространяются условия исполнения обязательств, предусмотренные главой 22 ГК. В частности, законом допускается исполнение заемного обязательства в пользу третьего лица, установленного в договоре займа. Должником также может быть возложено исполнение обязательства на третье лицо, если это не противоречит законодательству, условиям и существу основного обязательства.

Среди разновидностей договоров займа нормами Гражданского кодекса особо выделены: целевой заем; заем, оформленный векселем или облигацией; государственный заем и коммерческий заем.

Особенность договора займа состоит в том, что обычно в нем отсутствуют условия об использовании заемщиком полученных средств на определенные цели. Однако стороны могут специально оговорить целевой характер заемного обязательства. В этом случае заимодавец получает право контроля за целевым использованием суммы займа. В свою очередь, заемщик обязуется обеспечивать возможность такого контроля. Более того, в случае выявления нецелевого использования займа, а также нарушения условия о контроле со стороны заимодавца последний вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и причитающихся по нему процентов.

Специфика выпуска облигаций и векселей субъектами различных форм собственности (в том числе банками), а


также их обращения на территории Беларуси потребовала выделения указанных ценных бумаг в качестве особого вида займа. Взаимоотношения сторон в договорах займа, оформляемых с помощью облигаций и векселей, регулируются, наряду с общими правилами о договорах займа, предусмотренными Гражданским кодексом, рядом специальных законодательных и иных нормативных правовых актов. Важнейшими из них являются: Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах» (в редакции Закона от 28 июня 1996 г.); Закон от 13 декабря 1999 г. «Об обращении переводных и простых векселей»; Правила регистрации и выпуска ценных бумаг на территории Республики Беларусь от 16 октября 1997 г.; а в отношении ценных бумаг, выпускаемых банками, и совершения с вышеуказанными ценными бумагами операций с их участием - Банковский кодекс Республики Беларусь.

Согласно Закону «О ценных бумагах и фондовых биржах» под облигацией понимается ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (инвестором) и эмитентом, т.е. лицом, выпустившим ее (заемщиком). Облигация подтверждает обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если условиями выпуска не предусмотрено иное).

Основной целью выпуска облигаций субъектами хозяйствования является решение проблем их финансирования за счет привлечения на условиях возвратности дополнительных средств. Облигации относятся, таким образом, к долговым денежным обязательствам, выпускаемым на территории Республики Беларусь на определенный, конечный срок. Порядок и размер эмиссии облигаций зависит от финансово-имущественного состояния эмитента и осуществляется, как правило, только под залог его собственности. Законом разрешена фиксация прав, закрепляемых облига-


циями, в бездокументарной форме в виде записей с помощью средств электронно-вычислительной техники.

Вексель представляет собой ценную бумагу в виде письменного долгового обязательства строго установленной формы, дающего владельцу бесспорное право по истечении срока обязательства требовать от должника (либо иного лица, обязанного по векселю) уплаты обозначенной в нем денежной суммы.

Особенностями векселя как специфического вида договора займа является его строгая форма и абстрактный, ничем не обусловленный характер вытекающего из него денежного обязательства.

Субъекты хозяйствования имеют право на выпуск векселей в установленном порядке с учетом лимита собственных вексельных обязательств и расчета показателей своей финансовой устойчивости. Они вправе выпускать векселя, номинированные в валюте Республики Беларусь либо в иностранной валюте в установленном законодательством порядке; осуществлять выпуск простых («соло») либо переводных векселей («тратт»).

Договоры государственного займа также строятся на основе выпуска определенных видов ценных бумаг, однако отличаются по субъектному составу, целям и содержанию заемных обязательств. По договору государственного займа в роли заимодавцев выступают юридические и физические лица, в том числе иностранные, имеющие права и финансовые возможности для инвестирования средств в ценные бумаги Правительства. Заемщиком является Республика Беларусь в целом или ее административно-территориальные единицы. Основными целями выпуска государственных ценных бумаг являются: исполнение республиканского бюджета по расходам и финансирование его дефицита. Средства, вырученные от продажи ценных бумаг государства, направляются не только на покрытие возросших потребностей бюджета (финансирование общегосударст-


венных программ, обеспечение макроэкономической стабилизации и т.п.), но и на погашение ранее выпущенных Правительством займов. По сравнению с эмиссионной и налоговой практикой выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита и рассматривается как его безинфляционный источник.

Государственные ценные бумаги выпускаются от лица Правительства Министерством финансов Республики Беларусь. Функции финансового агента Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг берет на себя Национальный банк Беларуси. Выпуск и размещение государственных облигаций и иных видов ценных бумаг Правительства устанавливает между государством и юридическими (физическими) лицами отношения займа. Условия договоров займа определяются правилами выпуска соответствующих ценных бумаг и принимаются заимодавцами (инвесторами) путем их покупки. Такие отношения, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 27 мая 1993 г. «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», рассматриваются как одна из форм внутреннего государственного долга. Наряду с этим, за счет выпуска государственных ценных бумаг для иностранных инвесторов Республика Беларусь может формировать и внешний государственный долг. Государственный внутренний и внешний долг обеспечиваются средствами республиканского бюджета, государственным имуществом и другими видами государственной собственности. Объемы, периодичность и формы выпуска государственных ценных бумаг устанавливаются Правительством. Погашение государственных займов осуществляется путем обратного выкупа размещенных у держателей ценных бумаг и выплаты по ним дохода в виде процентов (либо выполнения иных, вытекающих из условий займа, обязанностей).


Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения государственного займа, дифференцируются в зависимости от характера применяемых видов ценных бумаг и совершаемых с ними операций. В настоящее время в Беларуси выпускаются для размещения среди инвесторов -юридических лиц следующие виды государственных ценных бумаг: государственные краткосрочные облигации (ГКО); долгосрочные государственные облигации (ДГО); государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО).

Выпуск этих ценных бумаг осуществляется в виде записей по счетам, т.е. в бездокументарной форме, а обращение -путем аукционной продажи на Межбанковской валютно-фондовой бирже. Первичными покупателями государственных ценных бумаг могут выступать юридические лица, являющиеся профессиональными участниками на фондовом рынке. Государственные облигации, выраженные в белорусских рублях, размещаются исключительно среди юридических лиц. Основными их приобретателями выступают коммерческие банки.

Ценные бумаги, выпускаемые Национальным банком Республики Беларусь, по своей экономической сути близки к государственным, поскольку основными целями их эмиссии являются регулирование объема денежной массы в стране и поддержание стабильности банковской системы. Однако в правовом отношении они таковыми не являются, поскольку в соответствии со ст. 36 Банковского кодекса Национальный банк не отвечает по обязательствам Правительства, равно как и Правительство не отвечает по обязательствам Национального банка (за исключением случаев, предусмотренных законом).

Таким образом, особенностью договоров государственного займа является то, что государство, выступая в роли заемщика, само устанавливает условия этих займов, а значит, обладает правом верховенства над заимодавцами (ин-


весторами). Последние не могут воздействовать на государство в лице его органов с целью выполнения им взятых обязательств и ограничены в возможности защиты своих прав и интересов по договору займа.

Договор коммерческого займа специфичен тем, что возникает не как форма самостоятельного договора, связанного с передачей в собственность заемщику денег или вещей на условиях их возврата, а во исполнение обязательств, вытекающих из других договоров. Чаще всего условием для возникновения коммерческого займа является реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг с отсрочкой платежа или рассрочкой оплаты, которые рассматриваются как заем покупателя. Однако на практике в аналогичных сделках встречается и заем продавца, при котором поставке товаров, оказанию услуг предшествует авансовый платеж или предварительная оплата со стороны покупателя.

В связи с этим в качестве коммерческого займа может рассматриваться всякое несовпадение во времени встречных обязанностей по договорам товарного характера. Появление договора займа обусловлено отношениями между субъектами хозяйствования по поводу их предпринимательской деятельности и неразрывно с ними связано.

Объектом коммерческого займа могут служить деньги и поставляемые товары, притом не только вещи, определенные родовыми признаками, но и с индивидуально определенными характеристиками. В большинстве случаев коммерческий заем осуществляется без специального юридического оформления, так как его условия изложены в основном договоре, но возможно и оформление займа с помощью коммерческого векселя. В случае, если иное не предусмотрено законодательством, к отношениям коммерческого займа применяются нормы Гражданского кодекса, касающиеся договора займа.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.