КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчёт передачи проверочный
1 Фактическая частота вращения колеса 2 Угол подъема витков червяка 3 Фактическая скорость скольжения Следовательно, согласно табл. 42 материал колеса выбран правильно. 4 КПД червячного зацепления где (см. табл. 47). Ранее было принято η=0,8. Полученное отклонение 2,5% считаем допустимым. 5 Уточняем мощность на червяке , значит электродвигатель выбран верно. 6 Коэффициент долговечности по условию контактной прочности =1. 7 Коэффициент долговечности по условию изгибной выносливости зубьев колес где - для бронз и латуней; Принимаем , что соответствует (40). 8 Допускаемые напряжения: контактные (см. табл. 43); изгибные (по умолчанию нагрузка - нереверсивная (см. табл. 43)). Допускаемые напряжения с учетом режима работы передачи: ; . 9 Уточняем коэффициенты расчетной нагрузки: , где KV=1,2 (что соответствует VS=5,3 м/с); ; =1,25 (см. табл. 53 для Z3=2; q=12,5);
10 Расчетные контактные напряжения , где ; . . 166,3 МПа > 163 МПа (перегруз составляет ) – контактная усталостная прочность обеспечена, так как допускается перегрузка по контактным напряжениям до 5% из рекомендаций 11 Расчетные изгибные напряжения , где (см. табл. 46), что соответствует числу зубьев эквивалентного колеса . 20,2 МПа < 81 МПа – изгибная усталостная прочность обеспечена. 12 Проверяем передачу на статическую прочность при кратковременных перегрузках. где (см. расчет зубчатой передачи 1-2 цилиндро-червячного редуктора). Допускаемые напряжения изгиба при статической перегрузке передачи , где =490 МПа - для бронзы БрА9ЖЗЛ (см. табл. 43). . 51,5 МПа < 294 МПа – статическая изгибная прочность при перегрузках обеспечена. 13 Проверяем передачу на теплостойкость. Рабочая температура масла . где t0=200C; P3=3,21 кВт; η=0,82; - охлаждение искусственное обдувом воздухом (см. табл. 48); ; . . 50°С < 60°C – теплостойкость передачи обеспечена.
4 Цепные передачи 4.1 Общие сведения
Цепная передача (рис. 12) - передача зацеплением с промежуточной гибкой связью, основанная на зацеплении шарниров или зубьев цепи с зубьями звездочек. Применяется при больших межосевых расстояниях, а также для передачи движения от одного ведущего вала нескольким ведомым, когда применение зубчатых передач невозможно или нецелесообразно, а ременные передачи недостаточно надежны. Рисунок 12 - Схема цепной передачи Цепные передачи различают по типу приводной цепи: с роликовыми, втулочными или зубчатыми цепями. Наиболее широко распространены передачи с роликовыми цепями.
4.2 Конструкция приводных роликовых цепей Конструкция приводной роликовой цепи представлена на рис. 13. Основные размеры по ГОСТ 13568-97, мм: – шаг цепи; – диаметр валика; – диаметр ролика; – ширина внутреннего звена; – расстояние между пластинами внутреннего звена; – нагрузка разрушающая; Стандарт регламентирует выпуск одно-, двух-, трех- и четырехрядных цепей с шагами от 12,7 до 50,8 мм. Установлены следующие обозначения видов роликовых цепей: ПРЛ - роликовые, однорядные, нормальной точности; ПР - роликовые повышенной точности; ПРД - роликовые длиннозвенные; ПРИ - роликовые с изогнутыми пластинами. В маркировке роликовых цепей указываются: число рядов (кроме однорядной), шаг, статическая разрушающая нагрузка (в килограммах). Например: ПР – 15,875 – 2270 ГОСТ 13568-97; 2ПР – 19,05 – 7200 ГОСТ 13568-97. 1-наружная пластина; 2-ролик; 3-валик; 4-втулка; 5-внутренняя пластина Рисунок 13 - Конструкция приводной роликовой цепи 4.3 Звездочки приводных роликовых цепей
Зубья звездочек для роликовых цепей (рис. 14) профилируются по ГОСТ 591-69. Стандарт предусматривает нарезание их профилей без смещения - для реверсивных передач и со смещением - для нереверсивных передач. Оси шарниров звеньев цепи, находящиеся в зацеплении со звездочкой, располагаются на делительной окружности звездочки с диаметром , (59)
где z – число зубьев звездочки. Диаметр окружности, ограничивающей вершины зубьев, определяется по формуле
. (60)
Ширина зубчатого венца звездочек
. (61) а - профиль зубьев без смещения; б - профиль зубьев со смещением ; в - ширина зубчатого венца звездочки однорядной цепи; г - ширина зубчатого венца звездочки двухрядной цепи Рисунок 14 - Параметры венца звездочки
4.4 Геометрические параметры цепной передачи
4.4.1 Числа зубьев звездочек Минимальное число зубьев ведущей звездочки ограничивается увеличением шага цепи вследствие износа шарниров, динамическими нагрузками на цепь и шумом работающей передачи. Оно назначается в пределах числа зубьев звездочек 15...17. (62) Определять рекомендуется по формуле . (63) 4.4.2 Шаг цепи Целесообразно выбирать цепь с минимально допустимым для действующей нагрузки шагом. Шаг цепи можно уменьшить, увеличивая числа зубьев звездочек или количество рядов цепи. Предварительно шаг цепи можно назначить исходя из условия обеспечения износостойкости шарнира: , (64) где – коэффициент, учитывающий динамичность внешней нагрузки (табл. 54). Таблица 54 – Коэффициент динамичности внешней нагрузки
– коэффициент, учитывающий количество рядов цепи (табл. 55). Таблица 55 – Коэффициент, учитывающий число рядов цепи
- частота вращения ведущей звездочки; – допускаемое давление, гарантирующее износостойкость шарнира в течение заданного срока службы, , (65) где – коэффициент работоспособности передачи, при граничной норме износа (Δt/t)·100%=3 % =4·106; – срок службы передачи, ч, ; (66) – время работы передачи в каждом из том режиме нагружения, ч; – коэффициент, учитывающий частоту вращения ведущей звездочки при расчете из условия износостойкости шарниров цепи, ; (67) – коэффициент, учитывающий параметры передачи, , (68) где – коэффициент, учитывающий число зубьев ведущей звездочки, ; (69) – коэффициент, учитывающий длину ведущей ветви передачи (межосевое расстояние), выраженную в шагах, ; (70) – межосевое расстояние, выраженное в шагах звеньев цепи, рекомендуется назначать =30...50; – коэффициент, учитывающий влияние передаточного числа, ; (71) – коэффициент, учитывающий условия эксплуатации передачи, , (72) где – коэффициент, учитывающий угол наклона линии центров передачи к горизонту (табл. 56). Таблица 56 – Коэффициент, учитывающий угол наклона линии центров передачи к горизонту
– коэффициент, учитывающий способ компенсации вытяжки цепи вследствие износа шарниров (табл. 57). Таблица 57 – Коэффициент, учитывающий способ компенсации вытяжки цепи вследствие износа шарниров
– коэффициент, учитывающий способ смазки шарнира (табл. 58). Таблица 58 – Коэффициент, учитывающий способ смазки шарнира
4.4.3 Межосевое расстояние передачи Оптимальное межосевое расстояние назначается по условию обеспечения нормальной жесткости ведущей ветви передачи. Его рекомендуется назначать в пределах : при - (30...50)мм; при - , где - наружные диаметры ведущей и ведомой звездочек. 4.4.4 Число звеньев цепи Число звеньев цепи рассчитывается в зависимости от ориентировочного, ранее назначенного межосевого расстояния передачи: . (73) Полученное значение округляется до ближайшего четного. 4.4.5 Уточнение межосевого расстояния передачи Теоретическое (расчетное) межосевое расстояние определяется в зависимости от назначенного числа звеньев: . (74) Цепная передача работает нормально, если ее ведомая ветвь провисает. Для оптимального провисания расчетное межосевое расстояние уменьшается на (0,2...0,4)%: . 4.5 Расчет передачи приводной роликовой цепью
4.5.1 Основные критерии работоспособности Основными критериями работоспособности и расчета роликовой цепи являются: износостойкость шарнира (увеличение шага вследствие износа шарнира нарушает зацепление цепи со звездочкой); усталостное разрушение пластин и роликов; разрушение цепи при кратковременном действии максимальных нагрузок. 4.5.2 Расчет износостойкости шарниров цепи Расчетное условие - . Расчетная схема представлена на рис.15. , (75) где - расчетное давление в шарнире, МПа; - коэффициент, учитывающий динамичность внешней нагрузки; - коэффициент, учитывающий число рядов цепи (см. табл. 55); - площадь опорной поверхности шарнира, мм2 (табл. 59). Рисунок 15 - Расчетная схема Таблица 59 – Параметры приводных роликовых цепей по ГОСТ 13568-97
Примечание. Рекомендуется назначать цепь с ближайшим большим к расчетному шагом; - допускаемое давление в шарнире, МПа; - эквивалентная полезная нагрузка на цепь, Н, , где - коэффициент, учитывающий переменность нагрузки, . (76)
4.5.3 Расчет усталостной прочности деталей цепи Расчетное условие – . , (77) где - допускаемое давление в шарнире, гарантирующее усталостную прочность пластин в течение заданного срока службы, МПа, , (78) где - коэффициент, учитывающий влияние числа зубьев ведущей звездочки, ; (79) - коэффициент, учитывающий срок службы передачи, ; 80) - коэффициент, учитывающий частоту вращения ведущей звездочки из условия усталостной прочности пластин цепи, ; (81) - коэффициент, учитывающий шаг цепи: - при p 25,4 мм; (82) - при p>25,4 мм. (83)
4.5.4 Проверка статической прочности цепи Расчетное условие – S³[S], где S - фактическое значение коэффициента безопасности; [S] - допускаемая величина коэффициента безопасности, [S]=6...8. , (84) где - стандартное значение статической разрушающей нагрузки, Н (указано в стандартной маркировке цепи в килограммах); - коэффициент перегрузки, при наличии настраиваемого предохранительного звена в кинематической цепи механизма (фрикционной муфты) задается настройкой и равен запасу сцепления , для остальных случаев можно рекомендовать: ; (85) - сила удара шарнира о зуб звездочки при входе его в зацепление, H: - ; - , где m - число рядов цепи.
4.6 Последовательность расчета передачи приводной роликовой цепью 4.6.1 Исходные данные Таблица 60- Исходные данные
4.6.2 Предварительный расчет передачи
Таблица 61 - Предварительный расчет передачи
Продолжение таблицы 61
Продолжение таблицы 61
Таблица 62 - Расчет геометрических параметров передачи
Продолжение таблицы 62
Продолжение таблицы 62
4.6.3 Проверочные расчеты передачи Таблица 63 - Проверка износостойкости шарнира цепи
Продолжение таблицы 63
Таблица 64 – Проверка усталостной прочности пластин цепи
Таблица 65 - Проверка статической прочности цепи
4.7 Пример расчета
Выполнить расчет цепной передачи по приведенной схеме и исходным данным (см. рис.2). Исходные данные выбираем из результатов кинематического расчета табл.13, задания на курсовое проектирование и общих соображений по анализу назначения привода: ; ; ; . Передача расположена под углом 300 к горизонту. Работа односменная, смазка регулярная окунанием ветви цепи в масляную ванну. Натяжение цепи регулируется перемещением опор одного из валов. Возможная перегрузка соответствует (см. расчет зубчатых передач – пара 1-2).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |