Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И общественного порядка 1 страница




 

Глава 24. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 205. Террористический акт

 

Комментарий к статье 205

 

1. Слово "террор" латинского происхождения и определяется как страх, ужас. Терроризм обладает высокой степенью общественной опасности, относится к преступлениям международного характера, приобрел транснациональный характер и угрожает стабильности в мире, в связи с чем от мирового сообщества требуется принятие эффективных мер противодействия. В настоящее время принят и действует ряд международных правовых документов, в частности Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, от 14 сентября 1963 г. <1>, Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. <2>, Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г. <3>, Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г. <4>, Конвенция о физической защите ядерного материала от 26 октября 1979 г. <5>, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке 17 декабря 1979 г. <6>, Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г. <7>, Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г. <8>, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. <9>, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. <10>, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. <11>, Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (принята Резолюцией N A/Res/59/290 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 апреля 2005 г.) <12>, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г. <13> и др.

--------------------------------

<1> Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 571 - 576 (извлечение).

<2> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1974. Вып. XXVII. С. 292 - 296.

<3> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1975. Вып. XXIX. С. 90 - 95.

<4> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1979. Вып. XXXIII. С. 90 - 94.

<5> Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 30 - 38.

<6> Сборник международных договоров СССР. М., 1989. Вып. XLIII. С. 99 - 105.

<7> БМД. 2002. N 1. С. 3 - 12.

<8> Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 812 - 819.

<9> СЗ РФ. 2001. N 35. Ст. 3513.

<10> СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1059.

<11> СЗ РФ. 2003. N 41. Ст. 3947.

<12> СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3819.

<13> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2393.

 

В Концепции национальной безопасности России терроризм назван среди иных внешних и внутренних угроз национальной безопасности России. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. от 08.11.2011) <1> определяет основные понятия терроризма, террористической деятельности, устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; 2008. N 45. Ст. 5149; N 52 (ч. 1). Ст. 6227; 2009. N 1. Ст. 29; 2010. N 31. Ст. 4166; 2011. N 1. Ст. 16; N 19. Ст. 2713; N 46. Ст. 6407.

 

2. Понятие террористического акта дано в ч. 1 ст. 205 УК. Вопросы судебной практики по ст. 205 УК и других преступлений террористической направленности (ст. ст. 205.1, 205.2, 208 УК) даны в Постановлении Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1.

Объектом во всех преступлениях террористической направленности выступает общественная безопасность, основные принципы и содержание деятельности по обеспечению которой устанавливает Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" <1>. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.

 

Дополнительным объектом являются жизнь, здоровье, отношения собственности, нормальное функционирование органов власти государственных, общественных учреждений, иных социальных институтов.

3. Объективная сторона террористического акта состоит в альтернативных действиях: 1) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; 2) угроза совершения указанных действий.

Взрыв, поджог и иные действия являются способами совершения преступления. Под иными действиями понимаются общественно опасные действия, которые могут вызвать такие же последствия, как при взрыве или поджоге (например, провоцирование обвала горных пород, затопление объектов жизнеобеспечения путем разрушения ирригационных сооружений, плотин, шлюзов, отравление источников водоснабжения, запасов продовольствия, захват объектов атомной энергетики, школ, больниц, театров, блокирование транспортных коммуникаций, средств связи, распространение радиоактивных, отравляющих веществ, эпидемий, эпизоотий и т.д.).

Значительный имущественный ущерб должен определяться с учетом стоимости и значимости уничтоженного или поврежденного имущества, материальных ценностей. Однако определяющим является то, насколько уничтожение и повреждение либо угроза этого были способны повлиять на устрашение населения или на решения органов власти или международных организаций.

Иные тяжкие последствия должны быть сопоставимы с указанными в законе последствиями, охватывают опасность причинения вреда здоровью людей, возникновения среди населения паники, страха, ухудшения экологической обстановки в регионе, появления большого количества беженцев, дезорганизации нормальной деятельности органов государственной власти и управления, длительного нарушения работы предприятий, средств связи, транспорта и т.д.

Угроза совершения террористического акта влечет ответственность независимо от намерения виновного лица привести ее в исполнение или от возможности реализации, важно, что она должна вызывать у населения и у власти обоснованное опасение ее осуществления. Угроза может быть открытой, анонимной, устной, письменной, по телефону, с помощью иных технических средств связи, средств массовой информации и т.д.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, предусмотренных ч. 1 ст. 205 УК, либо когда возникла угроза их совершения, и они создали реальную опасность гибели хотя бы одного человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий. Устрашающими признаются действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п. (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1). Фактическое наступление указанных последствий образует квалифицированные виды террористического акта или квалифицируется по совокупности с другими преступлениями.

4. Субъективная сторона террористического акта характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что совершает взрыв, поджог или иные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, либо сознает угрозу совершения указанных действий, и желает так действовать.

Обязательным признаком террористического акта является специальная цель - воздействие на принятие решения органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями. Террористы для этого могут требовать, например, выплаты значительных денежных сумм денег, передачи больших партий оружия, прекращения проводимой государством антитеррористической операции на какой-либо территории, вывода участвующих в такой операции войсковых формирований, освобождения задержанных в ходе операции соучастников террористов и т.д. Если же указанные в законе действия (взрывы, поджоги и т.д.) совершены виновными лицами с другой целью, например, ослабления экономической безопасности и обороноспособности страны, то содеянное квалифицируется по ст. 281 УК (диверсия), по другим мотивам, например, уничтожение имущества с целью мести, то содеянное квалифицируется по ст. 167 УК и т.д. Террористический акт в отношении конкретного государственного или общественного деятеля влечет ответственность по ст. 277 УК и т.д.

Мотив преступления не является обязательным признаком и на квалификацию содеянного не влияет.

5. Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 14 лет.

6. К квалифицирующим признакам террористического акта (ч. 2 комментируемой статьи) относятся те же деяния: а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) повлекшие по неосторожности смерть человека; в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Понятие группы лиц по предварительному сговору определено в ч. 2 ст. 35 УК, группы лиц по предварительному сговору - в ч. 2 ст. 35 УК, организованной группы - в ч. 3 ст. 35 УК (см. коммент. к ним). При квалификации действий членов организованной группы ссылки на ст. 33 УК не требуется.

Причинение смерти по неосторожности предполагает неосторожную форму вины в виде легкомыслия или небрежности (см. коммент. к ст. 109 УК).

Понятия "значительный имущественный ущерб" и "иные тяжкие последствия" см. в коммент. к ч. 1 комментируемой статьи. При причинении значительного материального ущерба дополнительной квалификации по ст. 167 УК не требуется. К иным тяжким последствиям могут относиться причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, средней тяжести двум и более лицам и др. (п. п. 6 - 8 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).

7. К особо квалифицирующим признакам террористического акта в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи относятся деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2, если они: а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; б) повлекли умышленное причинение смерти человеку.

8. Объекты атомной энергетики - это сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и другие летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами, сооружениями; комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов; места нахождения комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируются ионизирующие излучения; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов. Ядерные материалы представляют собой материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющие) ядерные вещества. Радиоактивными веществами, не относящимися к ядерным материалам, являются вещества, испускающие ионизирующие излучения. Источники радиоактивного излучения - это не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

9. Под ядовитыми понимают вещества, которые при их употреблении оказывают тяжелое отравляющее воздействие на организм человека, способное причинить смерть или тяжкий вред здоровью (например, цианистый калий, зарин, синильная кислота, змеиный яд и др.).

Отравляющие вещества представляют собой химические реагенты и их соединения, которые воздействуют на центральную нервную систему человека или органы дыхания и даже в незначительных количествах вызывают их поражение, но не относятся к химическому оружию (например, аммиак, хлор).

Токсичные вещества выделяются живыми организмами. Они могут быть бактериального, растительного или животного происхождения. Действие токсинов проявляется в угнетении функций живого организма и способно вызвать ботулизм, дифтерию, пищевые токсикоинфекции и т.д.

К опасным химическим или биологическим веществам относятся те, применение которых может причинить вред жизни и здоровью людей или окружающей среде и которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12.11.1992 N 869 "О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ" (в ред. от 05.04.1999) <1>. Государственной регистрации подлежат все потенциально опасные химические и биологические вещества природного и искусственного происхождения, производимые на территории РФ и закупаемые за рубежом для использования в народном хозяйстве и быту. Это не распространяется на химические и биологические средства защиты растений, регуляторы роста сельскохозяйственных растений и лесных насаждений, фармацевтические препараты. Государственная регистрация осуществляется Российским регистром потенциально опасных химических и биологических веществ, действующим в соответствии с учредительными документами.

--------------------------------

<1> САПП РФ. 1992. N 20. Ст. 1669; СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1824.

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (в ред. от 19.06.2012) <1> регистрация впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств), осуществляется Роспотребнадзором.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2899; 2006. N 22. Ст. 2337; N 52 (ч. 3). Ст. 5587; 2008. N 40. Ст. 4548; N 46. Ст. 5337; 2009. N 30. Ст. 3823; N 33. Ст. 4081; 2010. N 9. Ст. 960; N 26. Ст. 3350; 2011. N 14. Ст. 1935; N 43. Ст. 6079; N 44. Ст. 6272; 2012. N 27. Ст. 3729.

 

10. В п. "б" ч. 3 комментируемой статьи фактически объединены в одну норму составы терроризма и убийства. Понятие убийства, т.е. умышленного причинения смерти человеку, определено в ч. 1 ст. 105 УК. Поскольку в санкции комментируемой статьи предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы, а наказание в виде смертной казни в настоящее время за убийство не назначается, то умышленное причинение смерти потерпевшему при терроризме не влечет квалификацию по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 277, 295, 317 УК. Умышленное причинение смерти двум и более лицам дополнительной квалификации по ст. 105 УК не требует (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).

11. Примечание к комментируемой статье предусматривает обязательные условия освобождения от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке акта терроризма, - если оно способствовало предотвращению акта терроризма своевременным предупреждением органов власти или иным способом и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Способствование предотвращению преступления должно выразиться в своевременном предупреждении органов власти (когда они имеют реальную возможность принять меры к предотвращению акта терроризма). Форма, в которой сделано такое предупреждение, может быть любой: письменной, устной, с применением средств связи, лично, через других лиц, открыто, анонимно и т.д.

Способствование предотвращению осуществления акта терроризма иным способом означает активное действие самого лица, выразившееся, например, в обезвреживании соучастников, предотвращении взрыва, поджога или иных действий, предусмотренных комментируемой статьей.

Примечание распространяется как на индивидуально действующее лицо, так и на лицо, действующее в составе группы. Для индивидуально действующего лица освобождение от ответственности наступает при совершении преступления как в случаях пассивной (прекращение подготовки акта терроризма), так и при активной форме отказа (устранение последствий своих действий по подготовке акта). При подготовке акта терроризма в соучастии отказ одного из соучастников (кроме исполнителя) возможен только в активной форме. При неудачной попытке предотвращения акта терроризма, если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам, от него не зависящим, предотвратить акт терроризма не удалось (например, неправильные действия сапера при разминировании взрывного устройства), на данное лицо должно распространяться действие примеч. к комментируемой статье. Этот вывод вытекает из смысла закона, в котором говорится о способствовании предотвращению, а не о предотвращении акта терроризма.

Данная норма в определенной мере дублирует норму о добровольном отказе от преступления (ст. 31 УК), но в то же время расходится с ней. Если действия лица подпадают под добровольный отказ, то применяется ст. 31 УК как норма Общей части УК, согласно которой лицо не подлежит уголовной ответственности.

Если лицо участвовало в подготовке или совершении нескольких актов терроризма, то оно освобождается от уголовной ответственности только за те акты терроризма, предотвращению которых оно способствовало.

12. Если при терроризме использованы незаконно приобретенные либо хранящиеся ядерные материалы и радиоактивные вещества, а также незаконно приобретенные, хранящиеся либо изготовленные огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, то содеянное квалифицируется по совокупности ст. 205 УК и соответственно ст. ст. 220, 222 или 223 УК.

Действия участников НВФ, банды, преступного сообщества (преступной организации) при терроризме квалифицируются по совокупности ст. 205 УК и соответственно ст. ст. 208, 209 или 210 УК (п. п. 10, 13 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).

 

Статья 205.1. Содействие террористической деятельности

 

Комментарий к статье 205.1

 

1. Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. от 08.11.2011) <1> террористическая деятельность включает в себя: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию НВФ, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; 2008. N 45. Ст. 5149; N 52 (ч. 1). Ст. 6227; 2009. N 1. Ст. 29; 2010. N 31. Ст. 4166; 2011. N 1. Ст. 16; N 19. Ст. 2713; N 46. Ст. 6407.

 

2. Объективная сторона преступления предусматривает несколько альтернативных самостоятельных действий, связанных с содействием террористической деятельности: а) склонение лица к совершению хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277 - 279 и 360 УК; б) вербовка; в) иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из вышеназванных преступлений; г) вооружение лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений; д) подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений; е) финансирование терроризма.

Под склонением лица к совершению хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277 - 279 и 360 УК, понимаются активные действия, направленные на возбуждение у склоняемого лица желания, решимости, побуждения участвовать в совершении хотя бы одного из перечисленных преступлений и начало фактического совершения хотя бы каких-либо приготовительных действий. Способ склонения может быть любым, например уговоры, призывы к религиозному единству, к национальной сплоченности и солидарности, к чувству патриотизма, подкуп, обман, угроза, принуждение, психическое воздействие и т.д.

Преступление фактически является специальным случаем подстрекательства, окончено с момента совершения любого из указанных действий, получения согласия склоненного лица участвовать в действиях, связанных с содействием террористической деятельности, и фактическое начало выполнения хотя бы каких-либо приготовительных действий. В случае отказа лица участвовать в содействии террористической деятельности, действия вовлекающего следует признавать покушением на рассматриваемое преступление.

Под вербовкой понимаются действия, носящие систематический характер, направленные на поиск соучастников указанных террористических преступлений, на формирование преступной группы, преступной организации, включение в них новых членов и т.д.

Под иным вовлечением лица в совершение хотя бы одного из террористических преступлений следует понимать действия, носящие более широкий и не такой конкретный характер, как склонение и вербовка, характер, например идеологическая обработка и воспитание молодого поколения с привитием на будущее время навыков, определяющих содействие террористической деятельности, подражания взрослым террористам, взятия с них примера, обработка родственников, родных в таких же целях и т.д.

Под вооружением следует понимать снабжение любыми видами оружия, как предусмотренного Законом об оружии, так и боевыми видами вооружения, боевыми припасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами, оружием массового уничтожения.

Под подготовкой к совершению хотя бы одного из террористических преступлений понимаются такие действия, как, например, обучение лица, его идеологическая обработка, физическая тренировка, огневая подготовка, привитие ему конкретных знаний, навыков, приемов, способов, тактики, методики совершения таких преступлений, разработка планов осуществления террористической деятельности, правил конспирации, приобретения оружия, изготовления и подделки документов, организация материальной базы, транспорта и т.д.

3. В соответствии со ст. 24 Федерального закона "О противодействии терроризму", "организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей".

4. В понятие " финансирование терроризма" согласно п. 1 примеч. к комментируемой статье включены два варианта. Первый - это ряд альтернативных действий, направленных на финансирование совершения конкретного преступления, - предоставление средств, сбор средств, оказание финансовых услуг с осознанием виновным лицом того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279 и 360 УК. Второй вариант финансирования охватывает действия, направленные на обеспечение организованной группы, НВФ, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений. Например, денежные отчисления для материального снабжения членов преступной группы, в общую кассу преступной организации, покупка для них оружия, транспорта, жилища, объектов недвижимости, финансирование изготовления поддельных документов, взяток коррумпированным должностным лицам органов государственной власти и т.д.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект осознает, что осуществляет указанные в Законе действия, связанные с содействием террористической деятельности, и желает совершить любое из этих действий. Обязательным признаком этого преступления является специальная цель - обеспечение совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

6. Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает в качестве квалифицирующего обстоятельства использование своего служебного положения. Субъектом такого преступления может быть как должностное лицо, так и рядовые служащие государственных и муниципальных учреждений, предприятий, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании такими лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния, определяемого значимостью и авторитетом занимаемой ими должности, на других лиц в целях побуждения их к совершению действий, направленных на содействие террористической деятельности (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).

8. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за пособничество в совершении преступления, предусмотренного только ст. 205 УК.

Легальное толкование понятия пособничества дано в п. 1.1 примеч. к комментируемой статье, согласно которому под пособничеством понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

9. При совершении действий, предусмотренных комментируемой статьей и ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277 - 279 и 360, виновное лицо несет ответственность по совокупности преступлений.

10. В п. 2 примеч. к комментируемой статье указаны необходимые условия освобождения от уголовной ответственности. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное этой статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно в любой форме, своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится состава иного преступления. Своевременность сообщения о преступлении предполагает наличие у соответствующих органов власти возможности предотвратить наступление опасных последствий террористической деятельности, например взрыва, поджога, гибели человека и т.д. Способствование иным образом предотвращению либо пресечению преступления лица может выражаться в совершении каких-то определенных действий, например оказание помощи в освобождении заложников, в уговоре террористов прекратить свои действия, их разоружение, отказ в совершении посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя иностранного государства или международной организации и т.д. При наличии в действиях лица иного состава преступления оно несет за него уголовную ответственность, а по комментируемой статье - освобождается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.