Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местного самоуправления 5 страница




Документы, исходящие от отдельных лиц, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным или муниципальным учреждением (договоры, расписки и т.д.), сами по себе официальными документами не являются. Вместе с тем, если такие документы попадают в ведение (делопроизводство) указанных выше государственных (муниципальных) органов или учреждений, их следует признать официальными, поскольку через деятельность публичного аппарата власти и управления они приобретают свойства официального документа; кроме того, их искажение способно затруднить выполнение возложенных на государственные или муниципальные структуры функций.

Официальный документ должен иметь необходимые реквизиты (номер, дата, печать и другие реквизиты в зависимости от характера самого документа) и быть подписанным уполномоченным на это должностным лицом.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может быть выполнена одним из следующих действий: 1) внесением в официальный документ заведомо ложных сведений; 2) внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, - это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е. осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. Если же должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает такие же действия, но безотносительно к имеющейся по службе возможности, состав данного преступления отсутствует. При определенных условиях это деяние может быть квалифицировано по ст. 327 УК. По этой же статье следует квалифицировать действия виновного, когда должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает указанные действия не по отношению к официальному документу, который является таковым изначально, независимо от произведенных с ним действий, а работает с обычным документом, изготавливая из него документ официальный.

Следует учитывать, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 292.1 УК как по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК).

3. Состав преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является формальным. Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован. Использование поддельного документа при совершении какого-либо преступления следует квалифицировать по совокупности служебного подлога с соответствующим преступлением (например, со ст. ст. 159, 160 УК). Заранее не обещанный служебный подлог в целях сокрытия хищения, совершенного другим лицом, не может быть квалифицирован как пособничество в хищении и охватывается только составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

Внесение в официальный документ ложных сведений или исправлений с целью дальнейшего его использования для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления образует совокупность служебного подлога и приготовления к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражена виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления - корыстная или иная личная заинтересованность (о содержании этого признака см. комментарий к ст. 285). Отсутствие умысла исключает наличие рассматриваемого состава преступления. Подписание же, например, подложного документа по небрежности при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как халатность по ст. 293 УК.

5. Субъект преступления - специальный. Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч. 1 данной статьи действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о данном последствии см. комментарий к ст. 285).

 

Статья 292.1. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации

 

Комментарий к статье 292.1

 

Часть 1 комментируемой статьи содержит, по сути, два состава преступления, характеризующиеся спецификой предмета и совершаемого деяния:

1) незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства;

2) внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ.

2. Предметом первого состава преступления является паспорт гражданина Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Указа Президента РФ от 13.03.1997 N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" <1>, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории РФ, и вводится в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1301.

 

В соответствии со ст. 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (в ред. от 22.02.2012) <1>, выдача паспортов производится территориальными органами ФМС России в порядке, определяемом данной службой. В настоящее время выдача паспортов производится на основании Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 07.12.2009 N 339 (в ред. от 28.10.2011) <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 3). Ст. 5596; 2008. N 14. Ст. 1412; 2010. N 33. Ст. 4433; 2011. N 22. Ст. 3190; 2012. N 10. Ст. 1229.

<2> РГ. 2010. 5 марта; 2011. 22 авг.; БНА. 2011. N 49.

 

В целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на свободный выезд из России и въезд в нее, для осуществления их защиты и покровительства за пределами Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. от 30.12.2012) <1> Указом Президента РФ от 21.12.1996 N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" <2> введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами России (паспорт гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию - заграничный паспорт) <3>. Выдача заграничного паспорта производится территориальными органами ФМС России на основании Административного регламента Федеральной миграционной службой по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденного Приказом ФМС России от 03.02.2010 N 26 (в ред. от 01.12.2011) <4>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; 1998. N 4. Ст. 531; N 30. Ст. 3606; 1999. N 26. Ст. 3175; 2003. N 2. Ст. 159; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 27. Ст. 2877; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 29; N 3. Ст. 410; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6240; 2008. N 19. Ст. 2094; N 20. Ст. 2250; N 30 (ч. 1). Ст. 3583; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5735, 5748; 2009. N 1. Ст. 30; N 2. Ст. 772; N 7. Ст. 772; N 26. Ст. 3123; N 52 (ч. 1). Ст. 6407, 6450; 2010 N 11. Ст. 1173; N 15. Ст. 1756; N 21. Ст. 2524; N 30. Ст. 4011; N 31. Ст. 4196; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 16, 28, 29; N 13. Ст. 1689; N 15. Ст. 2021; N 17. Ст. 2321; N 50. Ст. 7339, 7340, 7342; 2012. N 21. Ст. 4322; РГ. 2012. N 262, 302.

<2> СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5914. Изменения, внесенные Указом Президента РФ от 22.10.2009 N 1180 (СЗ РФ. 2009. N 43. Ст. 5049), вступают в силу с 1 января 2014 г.

<3> Образец паспорта утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.03.1997 N 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" (в ред. от 06.10.2011) (СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1435; 2008. N 14. Ст. 1412; N 34. Ст. 3937; 2009. N 23. Ст. 2821; 2010. N 17. Ст. 2101; 2011. N 42. Ст. 5922). Такой паспорт действителен до замены его по желанию гражданина Российской Федерации паспортом нового поколения в соответствии со ст. 4 Указа Президента РФ от 19.10.2005 N 1222 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации" (в ред. от 27.07.2007) (СЗ РФ. 2005. N 43. Ст. 4372; 2007. N 31. Ст. 4020). О паспорте нового поколения см. подробнее: Постановление Правительства РФ от 18.11.2005 N 687 "Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации" (в ред. от 21.04.2010) (СЗ РФ. 2005. N 48. Ст. 5037; 2006. N 15. Ст. 1619; 2010. N 4. Ст. 411; N 17. Ст. 2101).

<4> РГ. 2010. 5 марта; 2012. 18 янв.

 

3. Объективная сторона преступления состоит в незаконной выдаче паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицом без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

 

Основания приобретения гражданства Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 12.11.2012) <1>. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России (имеющие вид на жительство), могут приобрести гражданство Российской Федерации в результате приема в гражданство, восстановления в гражданстве и на основании международных договоров РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031; 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4417; 2004. N 45. Ст. 4377; 2006. N 2. Ст. 170; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 49. Ст. 6057; N 50. Ст. 6241; 2008. N 40. Ст. 4498; 2009. N 1. Ст. 9; N 26. Ст. 3125; 2012. N 47. Ст. 6393.

 

Общий и упрощенный порядок приема в гражданство установлены ст. ст. 13, 14 указанного Закона, а также ст. ст. 10 - 21 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (в ред. от 30.12.2012) <1>. Восстановление в гражданстве осуществляется в соответствии со ст. 15 данного Закона и ст. 22 указанного Положения.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4571; 2004. N 1. Ст. 16; 2006. N 45. Ст. 4670; 2007. N 31. Ст. 4020; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3476; 2009. N 34. Ст. 4170; N 43. Ст. 5049; 2011. N 43. Ст. 6025; 2012. N 23. Ст. 2991; N 38. Ст. 5074; РГ. 2012. N 286. Изменения, внесенные Указом Президента РФ от 22.10.2009 N 1180, вступают в силу с 1 января 2014 г.

 

Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства состоит в выдаче паспорта без приобретения такими лицами гражданства в установленном законодательством порядке, т.е. в отсутствие решения о приобретении гражданства, принятого полномочным органом РФ.

4. Состав преступления является формальным. Преступление окончено с момента фактической передачи паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства и получения его данным лицом.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

6. Субъект преступления - специальный - должностное лицо или государственный служащий ФМС России.

7. Следующий состав преступления, предусмотренный ч. 1 комментируемой статьи, - это внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации.

8. Предметом преступления выступают документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Перечень таких документов, в зависимости от основания приобретения гражданства, содержится в ст. ст. 10 - 22.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. К их числу относятся, например, вид на жительство, один из документов, подтверждающих наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка и т.п.) и др.

9. Объективная сторона преступления состоит во внесении в документ, являющийся основанием к приобретению гражданства Российской Федерации, заведомо ложных сведений и последствии, выражающемся в незаконном приобретении гражданства. Следует учитывать, что вопрос о внесении указанных сведений в документ, отвечающий признакам официального документа, при возникающей конкуренции со ст. 292 УК решается в пользу ст. 292.1 УК, поскольку она является специальной по отношению к служебному подлогу. Для наличия рассматриваемого состава преступления необходимо, чтобы незаконное приобретение гражданства Российской Федерации явилось следствием внесения в соответствующий документ не соответствующих действительности сведений.

10. Состав преступления материальный. Преступление окончено с момента принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, решения о приобретении гражданства.

11. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

12. Субъект преступления является специальным - это должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, использующий свои служебные полномочия для внесения заведомо ложных сведений в соответствующие документы (например, должностные лица и государственные служащие подразделений ФМС России, дипломатических представительств и консульских учреждений России за ее пределами, налоговых инспекций ФНС России, государственных (муниципальных) образовательных учреждений и др.).

13. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства Российской Федерации.

14. Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками: 1) совершение деяния, которое может быть выражено либо в бездействии (неисполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей), либо в действии (ненадлежащее исполнение своих обязанностей); 2) наступление последствия в виде незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконного приобретения гражданства России; 3) причинно-следственная связь между деянием и последствием.

Данный состав преступления является специальным по отношению к составу халатности (ч. 1 ст. 293 УК).

О неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей см. комментарий к ст. 293.

15. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

16. Субъект преступления специальный - должностное лицо или государственный служащий.

 

Статья 293. Халатность

 

Комментарий к статье 293

 

1. Объективная сторона преступления состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей.

Неисполнение обязанностей заключается в фактическом бездействии при наличии обязанности действовать тем или иным образом. Ненадлежащее исполнение обязанностей - это исполнение обязанностей с нарушением требований, предъявляемых к деятельности должностного лица (нарушение сроков, допущение ошибок, неточностей и т.п.). И неисполнение, и ненадлежащее исполнение обязанностей должно являться следствием недобросовестного или небрежного отношения должностного лица к службе.

Важным моментом для наличия состава преступления является фактор наличия реальной возможности (объективной и субъективной) для исполнения (надлежащего исполнения) своих обязанностей. Наличие реальной возможности означает, что лицо могло исполнить свои обязанности при конкретных внешних условиях, а также имело к этому субъективную возможность, т.е. имело необходимый уровень профессиональной подготовки, опыт, не находилось в состоянии болезни, препятствующем выполнению служебных функций, и т.д. Если реальная возможность для исполнения обязанностей отсутствует, то отсутствует и признак недобросовестного или небрежного отношения к службе, что исключает рассматриваемый состав преступления.

Совершение указанного деяния (действия либо бездействия) для наличия состава преступления должно повлечь наступление последствия в виде причинения крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

2. В соответствии с примечанием к комментируемой статье крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. 500 тыс. руб. Данный ущерб может выражаться в причинении убытков в виде реального ущерба или упущенной выгоды.

3. К существенному нарушению прав и законных интересов можно отнести нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, создание значительных помех и сбоев в работе государственных и муниципальных структур, сокрытие тяжких преступлений и т.п. (см. также комментарий к ст. 285).

4. По своей конструкции состав преступления является материальным. Преступление окончено с момента наступления указанных в законе последствий.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновность лица, а значит и состав халатности, исключаются, если в совершенном деянии отсутствует признак недобросовестного или небрежного отношения к службе.

6. Субъект преступления - специальный - должностное лицо.

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированный вид халатности, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Понятие тяжкого вреда здоровью содержится в ст. 111 УК.

8. Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 комментируемой статьи) имеет место в случае, если деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц.

9. При разграничении состава халатности с иными составами преступлений необходимо исходить и из того, что этот состав является общим по отношению к целому ряду специальных норм (нарушение различных правил (строительства, производства работ, несения службы и иных)).

 

Глава 31. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ

 

Статья 294. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования

 

Комментарий к статье 294

 

1. Рассматриваемая статья, как и в целом гл. 31 УК, в качестве родового объекта уголовно-правовой охраны имеет отношения, складывающиеся в сфере осуществления государственной власти, а в качестве видового объекта - отношения, связанные с реализацией судебной властью функции осуществления правосудия, а также с деятельностью специализированных органов (предварительного следствия, дознания, прокуратуры, органов, исполняющих судебные решения), обеспечивающих реализацию целей и задач правосудия.

Непосредственным объектом преступлений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное осуществление правосудия судом (ч. 1), а также деятельность лиц, осуществляющих предварительное расследование уголовных дел и надзор за ним (ч. 2).

2. В силу ст. ст. 118, 125 - 127 Конституции судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства соответственно КС РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Частью 4 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <1> также предусматривается возможность учреждения в субъектах РФ конституционных (уставных) судов. Установленная ч. 1 комментируемой статьи ответственность наступает за препятствующее осуществлению правосудия вмешательство в деятельность любого из указанных судов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

 

3. Под осуществлением правосудия следует понимать любую деятельность суда, действующего как в коллегиальном составе, так и в лице единоличного судьи, в ходе которой он в соответствии с установленным процессуальным законодательством порядком рассматривает по существу соответствующие дела и разрешает иные отнесенные к его ведению вопросы (в частности, проверяет законность и обоснованность действий и решений следователя или дознавателя, дает разрешение на производство следственных и иных процессуальных действий, ограничивающих конституционные права и свободы участников судопроизводства).

4. Предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи деяния могут быть совершены как в отношении профессионального судьи (коллегии профессиональных судей), так и в отношении иных участвующих в отправлении правосудия лиц - присяжных заседателей, арбитражных заседателей.

5. С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется как вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда. Причем такое вмешательство может выражаться как в оказании воздействия на суд с целью добиться от него желательного для лица решения, так и в создании каких-либо препятствий для осуществления судом правосудия, быстрого и объективного разрешения дела.

6. В соответствии с ч. 1 ст. 120 Конституции судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, в связи с чем любые попытки во внепроцессуальных формах навязать судье, присяжному или арбитражному заседателю позицию, не отвечающую закону, обстоятельствам дела, их внутреннему убеждению, должны расцениваться как посягательство на независимость судьи. Оказание воздействия на судью с целью склонения его к принятию определенного решения осуществляется, как правило, в форме активных действий: дачи указания или "настоятельного совета", высказывания угроз, шантажа, обещания каких-либо благ, совершения посягательств на судью, присяжного или арбитражного заседателя, их родственников или их имущество. Однако не исключается возможность оказания воздействия на судью и путем бездействия (например, путем длительного непредоставления судье жилья, неосуществления ремонта помещений суда и т.п.).

Не может расцениваться как вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия реализация сторонами своих процессуальных прав в форме заявления ходатайств, написания жалоб, представления суду в письменном виде предлагаемых формулировок решений, высказывания просьб о тех или иных действиях или решениях. Однако в случаях, если адресованные суду просьбы сопровождаются обещаниями отблагодарить деньгами или иными материальными благами, они могут расцениваться как подпадающие под признаки преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.

7. Как воспрепятствование осуществлению правосудия следует рассматривать также создание с этой целью помех в объективном и справедливом разрешении судом дела в разумные сроки путем уничтожения доказательств или иных материалов дела, невручения повесток участникам судопроизводства, недоставления в судебное заседание содержащегося под стражей подсудимого со ссылкой на якобы введенный в следственном изоляторе карантин.

8. Вмешательство в деятельность суда образовывает состав преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, как в том случае, когда оно связано с производством по конкретному делу, так и когда такое вмешательство направлено на достижение определенного результата по некой категории дел или воспрепятствование деятельности неугодного судьи с целью отстранения его от участия в деле или прекращения его полномочий.

9. Состав рассматриваемого преступления по своей конструкции является формальным, с учетом чего данное преступление признается оконченным после выполнения виновным соответствующих действий, независимо от того, привело ли это к ожидаемым им результатам. Вместе с тем наступление тех или иных общественно опасных последствий в результате вмешательства в судебную деятельность подлежит учету при назначении наказания. Если же наступившие последствия выразились в незаконном лишении свободы невиновного, причинении вреда здоровью или имуществу других лиц, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи и соответствующей статьи Особенной части УК.

10. Субъектом преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет. Для признания наличия в действиях лица признаков этих составов преступлений не имеет значения, является это лицо участником судопроизводства, близким родственником такого участника или субъектом, не участвующим в производстве по делу.

11. Для субъективной стороны рассматриваемого преступления характерно наличие вины в форме прямого умысла, которым охватывается оказание воздействия на судей и иных лиц, осуществляющих отправление правосудия, либо создание иных препятствий для достижения целей правосудия, а также специальной цели - воспрепятствования осуществлению правосудия. С учетом этого не подлежат квалификации по ч. 1 комментируемой статьи действия, выразившиеся в склонении судьи к принятию законного и справедливого решения. В то же время в случае, когда такие действия образуют состав иного преступления (например, дачи взятки или причинения вреда здоровью), они подлежат квалификации по соответствующей статье Особенной части УК.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.