Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противоаварийные и профилактические работы




4.1. Аварийным считается состояние, угрожающее физической сохранности памятника или отдельных его частей, при котором непрерывно идут процессы разрушения, видоизменения и потери материальных компонентов памятника: активные осыпи красочного слоя или грунта, шелушение красочного слоя, его отставание от основы, деструкция основы.

Аварийное состояние фиксируется профессиональными художниками-реставраторами и представителями органов охраны памятников, о чем составляется «Акт аварийного состояния»

4.2. Противоаварийные работы на произведении монументальной живописи проводятся в целях устранения причин аварийного состояния.

К ним относятся: профилактические заклейки, бортовое укрепление штукатурки с живописью, локальные, в пределах аварийного участка, укрепления красочного слоя и грунта, подведение прижимных или страховочных устройств и др., а также архитектурно-строительные и ремонтные мероприятия, устраняющие причины интенсивного разрушения живописи.

4.3. Если причинами остро аварийного состояния живописи являются нарушения правил содержания памятника, пользователь обязан принять экстренные меры по ликвидации этих причин с уведомлением государственного органа охраны памятников. 4.4. Профилактические работы на произведении монументальной живописи проводятся в целях предотвращения возможности повреждения и утрат живописи.

При производстве ремонтно-реставрационных и других работ в зданиях, имеющих монументальную живопись, должны быть приняты меры по защите живописи от возможных механических повреждений, загрязнений и т.п.

4.5. Объем и перечень противоаварийных и профилактических работ определяются подрядчиком с участием заказчика, отражаются в задании на проведение противоаварийных (профилактических) работ, которые согласовываются с реставрационной комиссией.

Выполненные противоаварийные и профилактические работы принимаются реставрационной комиссией или непосредственно государственным органом охраны памятников, а исполнитель работ сдает заказчику и в государственный орган охраны памятников отчет с приложением фиксирующей документации.

 

5. Проведение комплекса научно-исследовательских работ

5.1.Научно-исследовательские работы являются неотъемлемой частью всего научно-реставрационного процесса. Они начинаются на стадии предварительных исследований и продолжаются на протяжении всего научно-реставрационного процесса, включая его производственные стадии.

5.2. В зависимости от значения памятника, целей и объемов предполагаемых реставрационных работ, наличия документации по ранее выполненным исследованиям, а также от уровня их профессионального исполнения научно-исследовательские работы могут осуществляться в различном объеме и с разной степенью проработки отдельных вопросов: либо в виде комплексной научно-исследовательской работы, либо в виде не выделяемых в самостоятельную стадию отдельных исследований, необходимость в которых возникает в процессе реставрации живописи. Однако общая программа проводимых работ должна предусматривать проработку всех основных проблем, которые вызваны состоянием памятника. Координацию научно-исследовательских работ осуществляет организация, ответственная за проведение научной реставрации памятника, или главный архитектор проекта реставрации.

5.3. Комплексная научно-исследовательская работа на произведении монументальной живописи проводится с целью: сбора сведений об истории и техническом состоянии памятника, необходимых для научно обоснованного выбора метода реставрации и для отработки методики, а также для выбора оптимального режима существования памятника.

5.4. В состав комплекса научно-исследовательских работ входят: предварительные исследования; архивные и библиографические исследования; физические и физико-химические неразрушающие лабораторные исследования; микологические и бактериологические исследования; экспериментально-реставрационные работы для разработки методики реставрации, включая предложения по приведению памятника к экспозиционному виду.

5.5. Научно-исследовательская работа на произведениях монументальной живописи выполняется опытными художниками-реставраторами и специалистами в области истории искусства, химической технологии, физико-химических методов исследования, биологии, климатологии и другими специалистами.

 

5.6. До начала комплексных научно-исследовательских и экспериментальных работ подрядчиком, ответственным за проведение исследования, назначается научный руководитель данных работ, который подготавливает программу будущих исследований и предлагает кандидатуры ответственных исполнителей по основным разделам комплексных научно-экспериментальных работ.

5.7. Научный руководитель должен иметь большой опыт научно-реставрационной деятельности по данному типу памятников и обладать широким профессиональным кругозором. Он несет ответственность за научную полноту (обоснованность) и качество проводимых исследовательских и экспериментальных работ.

5.8. Архивные и библиографические исследования позволяют получить представление о времени создания и истории существования памятника (ремонты, подновления, реставрации и т.д.).

В состав архивных и библиографических исследований входят:

  • сбор иконографического материала (фотографии, копии, иллюстрации в печатных изданиях и т.д.);
  • изучение научных публикаций, летописных и других архивных материалов о памятнике;
  • изучение реставрационных отчетов и паспортов прежних реставраций;
  • подбор аналогов;
  • аналитическая обработка собранного материала.

По материалам архивных и библиографических исследование составляется историческая справка.

5.9. Натурные исследования памятника являются важным этапом научно-исследовательского и консервационно-реставрационного процесса и позволяют выявить виды и причины повреждения живописи. Предварительные натурные исследования памятника проводятся путем визуального обследования и пробных раскрытий.

5.10. В ходе визуального обследования произведений монументальной живописи намечаются места для проведения пробных укреплений и раскрытий живописи, зондажей штукатурки и кладки, установки маяков на трещинах, отбора проб для лабораторных исследований; определяются места отставаний и отслоения штукатурки. При визуальном обследовании конструкции здания выявляются возможные причины повреждения живописи.

5.11. Зондажи и пробные раскрытия являются наиболее ответственными видами натурных исследований, так как они могут привести к невосполнимым утратам подлинной живописи или уничтожить промежуточные слои.

 

Начинать пробные послойные раскрытия-зондажи необходимо в наименее ответственных местах живописи (фон, разгранки и т.п.). До начала раскрытия авторской живописи и в процессе раскрытия могут проводиться физико-оптическое и химико-аналитическое изучение объекта.

Пробные раскрытия живописи из-под наслоений, записей и покрасок дают сведения о сохранности подлинной живописи, о количестве и ценности слоев записей, о наличии других наслоений (шпаклевок, лаков, штукатурок). При проведении пробных раскрытий отрабатываются методика и технология раскрытия росписей в целом. Проведение пробных раскрытий и зондажей осуществляется опытными художниками- реставраторами.

Зондажи и пробные раскрытия подробно описываются в отчете и фиксируются на фотографиях, архитектурных чертежах или схемах-картограммах.

5.12. При наличии нескольких красочных слоев, представляющих историческую и художественную ценность, научные исследования должны предусматривать возможности сохранения этих слоев. В таком случае разрабатывается отдельная методика дальнейшей консервации каждого слоя.

5.13. В процессе реставрации могут применяться неразрушающие (оптико-аналитические) и лабораторные (химические и физико-химические) виды исследований.

Для проведения лабораторных химических и физико-химических исследований производится отбор микропроб красочного слоя и грунта. Пробы отбираются в наименее ответственных местах опытным художником-реставратором вместе с сотрудником лаборатории.

5.14. Микологическое и бактериологическое обследование настенной живописи проводится с целью определения степени зараженности ее микроорганизмами и выявления их роли в процессе деструкции красочного слоя и основы настенной живописи и штукатурки.

В процессе обследования отбираются микропробы для выявления основных физиологических групп микроорганизмов и определения их численности.

На основании проведенного обследования делается заключение о необходимости использования биоцидов с учетом локальных условий, в которых находится стенопись, и даются рекомендации по выборке реставрационных материалов с учетом их биостойкости.

5.15. Пробные реставрационные работы проводятся в целях подбора материалов и отработки методов консервационных и реставрационных работ и осуществляются на наименее ответственных и минимальных по размеру участках росписи.

Опробование новых экспериментальных материалов должно проводиться в доступных для наблюдения местах и тщательно документироваться.

Рецептуры и способ выполнения экспериментальной работы описываются в отчете, место пробного участка отмечается на чертежах или на схеме-картограмме.

5.16. Для изучения микроклимата в памятнике архитектуры проводится исследование тепловлажностного режима и режима эксплуатации, обследуется состояние ограждающих конструкций.

Исследования проводятся по существующим методикам, скорректированным с учетом особенностей памятника.

По результатам исследования разрабатываются рекомендации по выведению памятника из неблагоприятного состояния, поддержанию в нем оптимального микроклимата и режима эксплуатации.

5.17. В состав научно-исследовательских работ входит разработка предложений по приведению памятника к экспозиционному виду (дополнение больших утрат грунта, монохромное или полихромное погашение белых пятен в местах утрат красочного слоя и т.п.).

 

При разработке предложений по приведению памятника к экспозиционному виду необходимо исходить из того, что воссоздание утраченных частей росписей не всегда является целью реставрационных работ.

Разработка этих предложений включается в задание на реставрацию и исследование памятника.

5.18. Результаты научно-исследовательских работ обобщаются в «Отчет о научно-исследовательских работах» или выдаются в виде заключений об отдельных видах исследований.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.