Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ульяновск, 2008 4 страница




ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — процесс мышления, включающий в обоснование истинности одного положения другим, истинность к-рого уже доказана; система правильных умозаключений, веду­щих от истинных посылок к доказываемому положению.

ДОЛГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - си­стема нравственных требований, обусловливающих эффективное осуществление педагогом профессиональной деятельности.

ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - форма организации учеб­ного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды Д. у. р.: по характеру познавательной деятельности — репродуктивная и творческая; по учебным действиям — выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений.

ДОЦИМОНОЛОГИЯ — исследования, касающиеся проверки и оценки знаний учащихся.

ДУХОВНОСТЬ — 1) высший уровень развития и саморегуля­ции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизне­деятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружаю­щих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точ­ки зрения — сопряженность человека в своих высших стремлени­ях с Богом.

ДУША — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в философско-рели­гиозной традиции и ориентированной на нее психологии Д. — нематериальное, независимое от тела животворящее и познаю­щее, глубоко личностное начало в человеке, его внутренний мир

как уникальное целое, остающееся относительно равным себе на протяжении всей жизни человека.

ДЬЮИ Джон (1859—1952) — амер. философ, педагог и психо­лог, представитель субъективно-идеалистической, прагматической философии и педагогики, педоцентризма. Главное место в пед. процессе отводил деятельности детей, труду. Исключал из обра­зовательного процесса систематическое сообщение детям знаний в определенной последовательности. Проповедовал обучение «пу­тем делания». В таком пед. процессе учитель выступает лишь как консультант, ребенок — как исследователь. В методике Д. большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художествен­ная самодеятельность, домоводство. Основное кредо Д. и его по­следователей: «Ребенок — это исходная точка, центр и конец все­го. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — внутренняя и внешняя активность личности в конкретных условиях.

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ — внутренняя установка, обуслов­ленная мировоззренческими, моральными и психол. качествами личности и отражающая ее субъективное отношение к обществу. Ж. п. проявляется в реальном поведении человека, м. б. активной (постоянное стремление изменить окружающую действительность) и пассивной (следование установившимся традициям и нормам).

ЗАДАЧА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — осмысление сложившейся пед. ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходи­мых действий.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - конк­ретизированные или более частные цели пед. исследования.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) - нару­шение нормального темпа формирования личности ребенка. Про­является в отставании психофизиологического, психического и соц. развития, бывает стойкой (типа олигофрении) и временной.

ЗАКОН ВОСПИТАНИЯ (как общественного явления) — за­кон, к-рый проявляется в обязательном и необходимом присвое­нии подрастающим поколением соц. опыта старших поколений, обусловливающим их включение в общественную жизнь, осуще­ствление преемственности между поколениями, жизнеобеспече­ние общества, отдельного индивида и развитие сущностных сил каждой личности.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА -объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, суще­ственные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. про­цесса. 3. п. п. могут обусловливаться соц. условиями (характер вос­питания и обучения в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, националь­но-культурными особенностями); природой человека (формирова­ние личности ребенка протекает в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей); сущностью воспи­тательного процесса (процессы воспитания, обучения, образова­ния и развития личности неотделимы друг от друга; взаимосвязь соц. группы и личности в учебно-воспитательном процессе; взаи­мосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания).

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО НАУКЕ - новая руководящая должность в школе. В обязанности 3. д. ш. п. н. входит формирование у педагогов, занимающихся исследовательской де­ятельностью, научного мышления и умений; разработка перс­пектив развития школьных экспериментов; контроль за работой школьных кафедр; осуществление межкафедральных связей и кон­тактов с научными работниками из научно-исследовательских учреждений, лабораторий и вузов. 3. д. ш. п. н. должен иметь высо­кую квалификацию, владеть теоретическими знаниями по педа­гогике, психологии, методологии науки, культурологии, фило­софии образования и т. п. и технологиями проектирования и экспертизы образовательных систем.

ЗАМЕЩЕНИЕ — см. Защита психологическая.

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ — черта характера, проявляющаяся в сму­щении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.

ЗАТРУДНЕНИЯ — перерыв в деятельности, наступающий в связи с к.-л. психол. преградой или помехой. Могут возникать как по объективным причинам (напр., педагог в силу недостаточной профессиональной компетентности не знает, как работать с не­успевающими, как найти подход к трудному ученику), так и по субъективным (из-за стресса, усталости учитель может оказаться не способным учесть состояние учеников, хотя в принципе это делать умеет).

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — неосознаваемые психиче­ские процессы, направленные на поддержание у человека высокой оценки и создание внутреннего психол. комфорта, на устра­нение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Свойственна всем людям и считается нор­мальным явлением здоровой психики, если не становится избы­точной и болезненно заостренной.

Вытеснение — способ психол. защиты, в результате к-рого непри­емлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «из­гоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, оказывать влияние на человека, вызывая у него тревогу, страх и т. п. Является краеугольным камнем теории психо­анализа 3. Фрейда. К такой психол. защите в процессе пед. взаимо­действия прибегают как дети, так и взрослые, т. к. между ними часто возникают сложные и противоречивые взаимоотношения. Замещение — защитный психол. механизм личности. Напр., аг­рессивные импульсы адресуются не тому, кто является источни­ком напряженной ситуации, а более безопасному объекту. Это сни­мает напряжение, вызванное недостижимостью адекватного ответа. Помимо данной формы проявления защиты — путем замещения объекта — в психоанализе выделена и др. форма защиты — путем замещения потребности.

Идентификация (от позднелат. identifico — отождествлять) — за­щитный механизм, при к-ром человек видит в себе другого, пе­реносит на себя мотивы и качества, присущие др. лицу. Изоляция, отчуждение — способ психол. защиты, проявляющийся в том, что травмирующие человека факторы обособляются и ло­кализуются внутри сознания и там блокируются. Явления раздвое­ния (расщепления) личности м. б. связаны с такой защитой. Рационализация — объяснение собственных поступков более бла­говидными, соц. одобряемыми (нежели на самом деле) мотиви­ровками с целью обеспечения душевного комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, предотвращения нежелатель­ных психических состояний (чувства вины, стыда и т. д.). Воспитан­ники в пед. взаимодействии нередко прибегают к такому способу психол. защиты.

ЗДОРОВЬЕ — состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; представляет собой не только био­логическую, но и соц. категорию, т. е. 3. — это состояние полного телесного, душевного и соц. благополучия. 3. является личной и об­щественной ценностью. Формированием у человека установки на сохранение и поддержание собственного 3. занимается новая от­расль знания, получившая название вапеология — наука о здоровье.

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881—1962) — право­славный педагог, психолог, богослов, философ, в 1919 г. вынуж­денный покинуть страну. Основные работы: «Принцип индивиду­альности в психологии и педагогике», «Социальное воспитание, его задачи и пути», «О педагогическом интеллектуализме», «Пси­хология детства», «Педагогика и психология», «Проблемы воспи­тания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика XX века» и др. Отстаивал ценность человеческой личности, при­зывал связывать воспитание с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Построил собствен­ную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка. На всех возрастных этапах в процессе воспитания считал необходимым иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти». Признавая право ребенка на свой путь развития, главнейшим принципом педагогики считал принцип индивидуаль­ности. Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждого ребенка. Без этого нет пед. интуиции, а следовательно, не будет и пед. мастерства. Дал свое понимание понятий «соц. педагогика» и «соц. воспитание». Высту­пал против сторонников свободного воспитания.

ЗНАНИЕ (в широком смысле слова) — проверенный практи­кой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, прин­ципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения; (в пед.) — понимание, сохранение в памяти и вос­произведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.

Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознан­ностью и действенностью.

ЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ — человек, являющийся авторитетом или имеющий значение для данного субъекта общения и деятель­ности (по Г.Салливану).

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - расхождение между уров­нем актуального развития (задачу ребенок может решить самостоя­тельно) и уровнем потенциального развития, к-рого ребенок спо­собен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками. 3. б. р. (это понятие введено Л. С. Выготским) свиде­тельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Развивающее обучение ориентировано на 3. б. р.

ИГРА — один из видов деятельности, значимость к-рой за­ключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует пси­хологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармонич­ному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, к-рые через воспроизведение в игровом процессе дей­ствий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физическому, умственному и нрав­ственному воспитанию детей.

Игра предметная — детская игра с окружающими предметами, в к-рой ребенок учится использовать их по прямому назначению. Игра ролевая — совместная групповая игра, в к-рой дети берут на себя различные соц. роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т. п.) в специально создаваемых ими сюжет­ных условиях.

Игра символическая — игра, в к-рой реальность воспроизводит­ся в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстракт­ной, символической форме.

Игра сюжетная — игра, в к-рой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п. Игры компьютерные дидактические и развивающие — игро­вые программы для персональных компьютеров, имеющие обуча­ющий и развивающий характер. Представленные в нескольких видах {абстрактно-логические, сюжетные, ролевые), компьютерные игры расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки (игровые тре­нажеры), способствуют психофизическому развитию. Однако из­лишнее увлечение играми может нанести вред ребенку.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (ТИПИЗАЦИЯ) ПОЛОРОЛЕВАЯ - приобретение ребенком психол. черт и особенностей поведения человека того же или др. пола.

ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ — процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концеп­циям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима.

ИДЕЯ — мысль, получившая концептуальное оформление.

ИДИОТИЯ — см. Олигофрения.

ИЗОЛЯЦИЯ, ОТЧУЖДЕНИЕ — см. Защита психологическая.

ИМАГОТЕРАПИЯ — см. Психотерапия.

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ -см. Олигофрения.

ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ (от англ. image — образ) — эмоциональ­но окрашенный стереотип восприятия образа учителя в созна­нии воспитанников, коллег, соц. окружения, в массовом созна­нии. При формировании И. у. реальные качества тесно переплета­ются с теми, к-рые приписываются ему окружающими.

ИММАНЕНТНЫЙ (от лат. immanens — свойственный чему-либо, пребывающий в чем-либо) — внутренне присущий к.-л. явлению, проистекающий из его природы, сущности.

ИМПЕРАТИВНЫЙ (от лат. imperativus — повелительный) — не терпящий возражений, не допускающий выбора.

ИМПЛИЦИТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ - стерео­типы воспитания, складывающиеся в народных традициях и опы­те, но не имеющие теоретического оформления.

ИМПЛИЦИТНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ - совокуп­ность представлений о том, каким должен быть каждый предста­витель данного этноса. Понятие разрабатывается И. Коном.

ИМПРОВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - нахождение учи­телем неожиданного пед. решения в ходе урока или общения и практически мгновенное его воплощение. Процесс И. п. состоит из четырех этапов, к-рые представляют собой по сути в сжатом виде все стадии творческого процесса. Первый этап— пед. озаре­ние. В ходе урока или воспитательного мероприятия в ответ на реп­лику, вопрос, поступок или при объяснении нового материала учи­тель получает толчок, импульс изнутри, происходит вспышка, озаряющая новую, необычную мысль, идею. Второй этап — мгновенное осмысление пед. идеи и моментальный выбор пути ее реализации. Если рождение идеи возникает интуитивно, то путь ее воплощения выбирается интуитивно-логически. Третий этап— публичное воплощение, или реализация пед. идеи. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность И. п. Четвертый этап— осмысление, т. е. мгновенный ана­лиз процесса воплощения пед. идеи и решение о продолжении И. п. или переходе к запланированным ранее действиям. И. п. по­зволяет совершенствовать пед. технику, гибко реагировать на воз­никающие задачи.

ИНВАРИАНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - пед. истины, не под­лежащие пересмотру. Термин введен в педагогику фр. педагогом С. Френе, к-рый разработал 30 инвариантных принципов на осно­ве гуманистической педагогики. Напр.: природа ребенка такая же, как и природа взрослого; поведение ребенка в школе зависит от его психол. склада и состояния здоровья; никто — ни ребенок, ни взрослый — не любит, чтобы ему приказывали; любой человек стре­мится к успеху; неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА — часть базисного учебного плана, не подлежащая изменени­ям на местах. И. ч. б. у. п. обеспечивает формирование личностных качеств школьников в соответствии с общечеловеческими идеа­лами и культурными традициями, создает единство образователь­ного пространства на территории страны.

ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. inhibere - сдерживать, останавливать) — ухудшение результатов деятельности, если че­ловек начинает ее осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых. Зачастую ребенок хуже, чем обычно, выполняет задание, когда учитель или родители нахо­дятся в это время в непосредственной близости.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in — приставка со значением от­рицания, determino — определяю) — философская теория, от­вергающая всеобщую закономерность и причинную зависимость явлений в природе и обществе. И. признает возможность человека поступать независимо от воздействующих на него внешних фак­торов, стимулов. В психологии синоним «свобода воли».

ИНДИВИД — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Само понятие И. указывает на объединение данного человека с человеческим видом (не путать с индивидуальностью — понятием, указывающим на отличие чело­века как личности и как И.); 2) отдельный представитель челове­ческой общности.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; по­зволяет создать оптимальные условия для реализации потенци­альных возможностей каждого ученика. И. о. осуществляется в ус­ловиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.

ИНДИВИДУАЛИЗМ — черта личности, одновременно тип ми­ровоззрения, выражающийся в абсолютизации позиций, интере­сов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам общества, группы людей. В морально-психологическом плане это качество близко к эгоизму.

Индивидуализм нравственный — внутренняя духовная сосредото­ченность личности на собственных проблемах совершенствования, поисках цели и смысла жизни, места среди людей, интеллекту­ально-нравственной свободы; на творческом самовыражении, раз­витии способностей и дарований.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — уникальное, неповторимое свое­образие личности, совокупность только ей присущих индивиду­ально-психических особенностей. И. проявляется в специфике тем­перамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей. Предпосылкой формирования человеческой И. слу­жат анатомо-физиологические задатки, к-рые преобразуются, полностью раскрываются в процессе воспитания.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕ­НИЯ УЧИТЕЛЯ — совокупность задач, средств и способов пед. деятельности и общения, а также более частных особенностей, как, напр., ритм работы, характерных и устойчивых для данного учителя. Поскольку И. с. определяется соотношением задач и спо­собов деятельности, то он может меняться.

ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ (от лат. indifferens — безразлич­ный) — нейтральность, равнодушие, безучастность.

ИНИЦИАЦИЯ (от лат. initio — начинать, посвящать в таин­ство; initiatio — совершение таинств). Комплекс действий (в ос­новном обрядовых), сопровождающих смену соц. статуса человека (напр., конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, ко­ронация). Инициируемый, став членом к.-л. замкнутого объеди­нения, приобретает новые особые знания, а также функции или полномочия. В узком значении И. — посвящение подростков, ха­рактерное главным образом для первобытной культуры, во взрос­лые полноправные члены социума, важнейший этап социализа­ции личности. И. заключает в себе огромный воспитательный смысл.

ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (нововведение) - 1) це­ленаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной систе­мы в целом. И. п. классифицируются по видам деятель­ности — педагогические, обеспечивающие пед. процесс, управ­ленческие; по характеру вносимых изменений— радикальные (основанные на принципиально новых идеях и под­ходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существу­ющие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений — локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязан­ные группы нескольких локальных И. п.), системные (полная ре­конструкция системы как целого); по масштабу исполь­зования — единичные и диффузные; по источнику возникновения — внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы); 2) процесс освоения новшества (нового средства, ме­тода, методики, технологии, программы и т.п.); 3) поиск иде­альных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Инновационный прогностический характер управления обра­зовательным учреждением — введение в управленческий цикл таких изменений, к-рые направлены на определение перспектив развития образовательной системы и ее радикальное обновление: диагностика состояния проблемы и выявление проблемных по­лей, построение концепции преобразования и проектирования, программирование деятельности, моделирование и коррекция мо­дели, ее адаптация и тиражирование результатов. Инновационные процессы в системе образования — управляе­мые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения пед. новшеств.

ИНСАИТ (от лат. insight — постижение, озарение) — внезап­ное, логически невыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом. Выступает одним из элементов пед. импровизации и любого творческого процесса.

ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППОВАЯ (от лат. integer - целый) - про­цесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений единства, общих ценностей, оптимизации взаимоотношений. В детском коллективе И. г. возникает на том этапе его развития, когда появляются общественное мнение и внутриколлективные гуманистические отношения.

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) — умственные способности человека; ум.

ИНТЕЛЛЕКТА КОЭФФИЦИЕНТ (от англ. Intelligence Quo­tient — IQ) — количественный показатель уровня интеллектуаль­ного развития, измеряемого с помощью теста интеллекта. Форму­ла И. к. имеет следующий вид:

Умственный возраст,__

И.к.=---------------------------------------- г-*-------- ЮО.

Хронологический возраст

Для умственной отсталости характерен низкий IQ: 50—75 % — для дебилов, 25—50 % — для имбецилов, ниже 25 % — для идиотов.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ - сниженный уро­вень интеллектуальной деятельности, обусловленный в основном особенностями воспитания. И. п. проявляется в недостаточной сфор­мированное™ интеллектуальных умений, негативном отношении к умственному напряжению, использовании обходных путей при выполнении интеллектуальных задач.

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ (от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, знающий) — совокупность личностных качеств чело­века, свидетельствующих о высоком уровне развития его интел­лекта, образованности и поведения. Интеллигентный человек на­строен на приобщение к богатствам мировой культуры, на приоритет общечеловеческих ценностей во всех сферах деятель­ности общества, на реализацию высших идеалов в своей деятель­ности. В своих поступках он следует велению совести и чувству справедливости, способен к состраданию, порядочен и тактичен, терпим к инакомыслию, принципиален.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ - выработка тактики и стра­тегии взаимодействия. Организация совместной деятельности лю­дей. Основные виды И. о. — кооперация и конкуренция.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИАЛОГ — активный обмен сообщения­ми между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Постепенно включается в оборот пед. взаимо­действия. Особенно актуален для дистанционного обучения.

ИНТЕРВЬЮ (от лат. interview — беседа, встреча) — способ получения соц.-психол. информации с помощью устного опроса. Различают два вида И.: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к ан­кете с заранее данными вопросами). Границы между этими вида­ми И. подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников И. определяется нали­чием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной ат­мосферой; уровень получаемой информации — богатством и слож­ностью ответов.

ИНТЕРЕС — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, озна­комлению с новыми фактами, более полному и глубокому ото­бражению действительности. Удовлетворение И. не ведет к его уга­санию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный И., вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствован­ный И. к объекту как средству достижения целей деятельности. Ус­тойчивость И. выражается в длительности его сохранения и ин­тенсивности. В педагогике проблема И. воспитанника в процессе его обучения и воспитания всегда была и остается актуальной. Про­буждение и сохранение И. у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. interioris — внутренний) — пе­реход извне вовнутрь. В психологию понятие И. введено фр. со­циологом Э. Дюркгеймом, отождествляющим его с социализа­цией. И. — одно из основополагающих понятий культурно-исторической теории отечественного психолога Л. С. Выготского. По его мнению, всякая форма человеческой психики первона­чально складывается как внешняя, соц. форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате И. становится компонентом психики отдельного ин­дивида. Особое место И. занимает в работах фр. психологов П. Жа­не, Ж. Пиаже.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ — истолкование, разъяснение смысла, зна­чения чего-либо.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (от лат. inter — между, ferens (feretis) — несущий) — снижение усвоения и запоминания отдельных час­тей получаемой информации в зависимости от последовательнос­ти их изложения. Это явление необходимо учитывать учителю в процессе отбора и подачи учебного материала, особенно при обу­чении блоками.

ИНТОНАЦИЯ (от лат. intono — громко произношу) — сово­купность акустических элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически орга­низующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений экспрессивной, эмоциональ­ной окраски. По данным психол. исследований, И. речи содержит в себе информацию не меньшего объема, чем ее смысловое со­держание. Является важнейшим элементом коммуникативной куль­туры учителя.

ИНТРОВЕРСИЯ (от лат. intro — движение внутрь и verto — обращать, поворачивать) — свойство человека, характеризующееся доминирующей ориентацией на собственный внутренний мир. Автор этого понятия К. Юнг, к-рый по критериям И. и противо­положной ей экстраверсии (т.е. преобладающей ориентации на внешний мир) выделял соответственно типы личности — интровертов и экстравертов. Согласно 3. Фрейду, И. является постоянным и необходимым условием заболевания психоневрозом.

ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — самонаблюдение человека за своей собственной психической активностью (чувствами, переживаниями, мыслями).

ИНТУИЦИЯ (от позднелат. intuitio — пристально смотреть) — способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения минуя рефлексию. Близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бес­сознательном слое психики человека.

Интуиция педагогическая — быстрое, одномоментное принятие учителем пед. решения, основанное не на развернутом осознан­ном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации. Совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта. Нали­чие И. п. обусловливает способности учителя к пед. импровизации.

ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis — младенческий, детский) — сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, при­сущих детскому возрасту. Человек, к-рому свойствен психический И. (инфантил), при нормальном или даже ускоренном физиче­ском и умственном развитии отличается незрелостью эмоциональ­но-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности реше­ний и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательно­сти к заботе др. о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.) Выделяют три вида И.: физический (отставание в физиче­ском развитии, причинами к-рого, как правило, являются ин­фекционные заболевания, интоксикации, неполноценное пита­ние и т. п.), психический (отставание в эмоционально-волевом развитии, преимущественно обусловленное недостатками воспи­тания) и психофизический.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.