Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кхечари-мудра 1 страница




Самбхави-мудра

Эта мудра приводит к внутренней медитации на чакрах и потому проводится после того, как садхак приступает к сосредоточению на чакрах. Как уже говорилось, медитация на чакрах представляет собой сосредоточение не на физических органах или районах тела, а на тонких центрах. При таком сосредоточении садхак медитирует на внешних объектах - на схематических изображениях чакр, - чтобы укрепить их образы в мыслях. Эти образы задействуют кроющиеся в чакрах божественные энергии: энергии божества-управителя чакры, местной шакти, биджя-звука, ваханы (носителя биджи) и янтры (геометрической фигуры чакры). С помощью внутреннего видения тантристы выявили те формы, которые служат основами этих схематических изображений.

Если садхак желает научиться выполнять самбхави-мудру в целях подъема кундалини, он должен сначала раскрасить схемы чакр, а затем медитировать на них. Такое сосредоточение на внешних образах служит подготовкой к медитации на чакрах; затем практикующий переходит к внутренней медитации на образах, которая становится возможной только после того, как его разум способен удерживать эти изображения. Эта практика проводится постепенно: садхак начинает с первой чакры, переходит ко второй, третьей и так далее. Центром сосредоточения должны быть неплотные органы тела или его отдельные области (например, сердце). В школах йоги, которые не используют образы божеств чакр, садхакам действительно рекомендуют медитировать на области сердца (анахата-чакре), центре медитации в самбхави-мудре, однако использование тантрической визуализации делает эту практику более эффективной.

Человек переходит в самбхави-мудру, когда его разум и дыхание поглощены мысленным образом, а зрачки глаз становятся неподвижными (глаза остаются открытыми, но не регистрируют внешних образов).

Эта мудра представляет собой внутреннюю медитацию на шестой чакре (аджне), расположенной между идой и пингалой в межбровье. Человек переходит в кхечари-мудру, когда прана проникает по сушумне в полость между бровями. Эта мудра делает поток праны в сушумне равномерным. При ее выполнении язык следует приподнять к нёбу - по этой причине эту мудру называют также "заглатыванием языка". Практикующий наполняет устье сушумны поступающим из сома-чакры нектаром. Благодаря выполнению кхечари-мудры садхак обретает власть над блужданиями разума и достигает унмани-авастхи, или турийи, - состояния неосознанного сознания. Садхак выполняет кхечари-мудру до тех пор, пока не переходит к йога-нидре (йогическому сну).

Заглатывание языка не позволяет воздуху проходить от ноздрей к легким, и потому при выполнении этой мудры останавливается внешнее дыхание, что, в свою очередь, приводит к приостановке дыхания внутри организма. Как и сам разум, прана замирает в брахмарандхре. В таком состоянии сосредоточение на кундалини приводит к ее окончательному слиянию с праной в брахмарандхре, то есть к единению разума и кундалини. Происходит соединение Шивы и Шакти - достигается высшая цель подлинного ученика.

Регулярная практика описанных выше техник приносит ученику состояние возвышенного одухотворения. Асаны прекращают все виды телесной деятельности, а любые действия сводятся к активности праны и органов чувств. Благодаря кумбхаке ослабевают и эти проявления деятельности, после чего остается только умственная активность.

Пратьяхара, дхарана, дхъяна и сампраджнята-самадхи прекращают умственную деятельность, и деятельным остается только буддхи, высшее понимание. Полное избавление от привязанностей и долговременная, регулярная практика сампраджнята-самадхи останавливает и активность буддхи. После этого садхак достигает естественного состояния бытия: сахаджа-авастха - состояния неизменности, окончательной цели йоги. Поднявшийся до этого уровня йог навечно остается в единении с Высшим Сознанием.

Глава 3. Сведения о чакрах

Муладхара - чакра (первая чакра)

Значение названия чакры: "Основание".

Местоположение: тазовое сплетение; область между задним проходом и половыми органами, основание позвоночника; три первых позвонка.

Биджа-звуки на лепестках: ВАМ, СAM, ШAM, САМ.

Проявления: кров и пища.

Таттва (элемент): земля.

Цвет таттвы: желтый.

Форма таттвы: квадрат.

Преобладающее чувство: обоняние.

Орган чувств: нос.

Орган действия: анус.

Вайю (воздух): апана-вайю - воздух, выталкивающий семенную жидкость из половых органов (у мужчин), мочу из мочевого пузыря (у представителей обоих полов) и рождающегося ребенка из утробы матери.

Лока (план существования): бху-лока (физический мир).

Планета-управитель: Марс (солнечный тип, мужское начало).

Форма янтры: желтый квадрат с 4 пунцовыми лепестками. Этот квадрат имеет огромное значение в отношении обычной, земной осознанности, так как олицетворяет саму Землю, четыре измерения и четыре стороны света. Форма элемента земли основана на прямых отрезках, и ее четыре вершины образуют четыре опоры, или угла, того, что называют четырехугольной Землей. Четверка означает завершенность, а Земля символизирует условия и требования завершенности человека на всех уровнях существования. Эта янтра является обителью биджа-мантры и испускает ее звучание в 8 направлениях, что показано исходящими от нее восемью стрелами. Земля представляет собой самый плотный из элементов, сочетание четырех других элементов: воды, огня, воздуха и акаши.

Круг с четырьмя лепестками. Четыре лепестка олицетворяют ганглии в четырех важнейших нервных окончаниях. Лепестки имеют пунцовый цвет с легким оттенком малинового.

Треугольник: обитель энергии жизненной силы, кундалини-шакти, которая изображается по-разному: в виде свернувшейся кольцами змеи, лингама или треугольника. Змея Кундалини совершает три с половиной оборота вокруг свайямбху-лингама ("самопорождающего лингама"). Приоткрыв пасть и подняв голову вверх, она соединяется с проходом сушумны - центральным нервным каналом, проходящим вдоль позвоночника. Непробужденная кундалини-шакти остается свернувшейся кольцами вокруг лингама, вложив в пасть собственный хвост. Поскольку при этом ее пасть обращена вниз, поток энергии также направлен вниз. Когда человек начинает работать с первой чакрой, эта дремлющая энергия приподнимает голову и без затруднений проникает в канал сушумны. Обращенный вершиной вниз треугольник является янтрой лингама и кундалини. Он указывает на движение вниз, а его вершины обозначают три важнейших нервных канала: иду, пингалу и сушумну. Слияние этих нервных каналов в муладхара-чакре образует перевернутый треугольник, также направляющий энергию вниз.

Лингам имеет дымчато-серый цвет, хотя иногда утверждают, что он имеет цвет молодых листьев.

Основной биджа-звук: ЛАМ.

Чтобы произнести этот слог, следует сложить губы квадратом и изогнуть язык под прямым углом, касаясь им нёба[5]. Этот биджа-звук вызывает вибрацию неба, мозга и верхней части черепа.

При правильном произнесении биджя-слог ЛАМ возбуждает нади в первой чакре и создает блок, препятствующий движению энергии вниз. В конце звука ЛАМ (то есть при звучании М[6]) энергия начинает двигаться вверх, а в верхней части головы возникают вибрации. Повторение этого звука избавляет от связанных с первой чакрой беспокойств и обеспечивает практикующего финансовой надежностью, осознанностью и внутренней силой. Говорят, что биджа-слог ЛАМ имеет четыре "руки". Его вибрации помогают открыть проход брахма-нади и способствуют течению в нем энергии.

На мандалах всех чакр знаки основных биджа-звуков изображаются золотой краской.

Носитель биджи: слон Айравата. На этом слоне восседает бог небесного свода Индра. Кожа слона имеет мягкий серый цвет - цвет облаков. Семь хоботов Айраваты образуют семицветную радугу. Каждый человек проявляется в семи аспектах, которые надлежит распознать и развивать в согласии с законами природы:

Слух - Уши (органы чувств)

Осязание - Кожа (орган чувств)

Зрение - Глаза (органы чувств)

Вкус - Язык (орган действия)

Обоняние - Нос (орган чувств)

Дефекация - Анус (орган действия)

Половая активность - Половые органы (органы действия)

Сходным образом, физическое тело состоит из семи дхату (компонентов):

1. Раджа: глина, земля.

2. Раса: жидкости.

3. Ракта: кровь.

4. Манса: плоть, нервные волокна, ткани.

5. Медха: жир.

6. Астхи: кости.

7. Маджджа: костный мозг[7].

Семь хоботов и цветов символизируют также семь типов желаний (желание делиться с другими, стремление к безопасности, воспроизводству, долголетию, знанию, самоосознанию и Единению). Кроме того, они связаны с семью чакрами, семью нотами октавы и семью важнейшими планетами.

Слон олицетворяет длящиеся в течение всей жизни поиски пищи для тела, разума и сердца. Тот, у кого активна первая чакра, ходит твердой, уверенной поступью слона. Он стремится увеличить свою власть, взваливая на себя самую тяжкую ношу, какую только способен выдержать. Такой человек трудится со смирением, подобно чернорабочему, выполняющему непрерывные указания хозяев. Того, кто овладел своими индрийями (органами чувств и действия), называют уподобившимся Индре.

Божество: Бала-Брахма (Брахма-Дитя). Богу Творения Брахме подчинен Север; он является управителем первой чакры. Его изображают в облике лучезарного младенца с четырьмя головами и четырьмя руками. Его кожа имеет цвет пшеницы. Он облачен в желтое дхоти (традиционная индийская одежда: кусок ткани, которым оборачивают нижнюю часть тела) и зеленый шарф. Благодаря четырем головам Брахма смотрит сразу в четырех направлениях. Его головы символизируют четыре аспекта человеческого сознания. Эти аспекты таковы:

1. Физическая личность: телесные потребности в пище, физических упражнениях, сне и сексе. Физическая личность проявляется посредством земли, материи и материнского начала.

2. Рациональная личность: интеллект, или ограниченная логика индивидуальных процессов рассуждения.

3. Эмоциональная личность: непрестанно изменяющиеся настроения и чувства. Эмоциональная личность также оказывает влияние на пристрастия и романтичность.

4. Интуитивная личность: внутренний голос сознательного разума человека.

В своих четырех руках Брахма держит различные предметы.

• В верхней левой руке - цветок лотоса, символ чистоты.

• В нижней левой руке - священные писания, содержащие знания обо всем сотворенном. При надлежащем обращении к Брахме он может передать эти священные знания человеку.

• В одной из правых рук - чашу с нектаром, амритой, - драгоценным напитком жизненной силы.

• Четвертая рука поднята в мудре, дарующей бесстрашие.

Брахма проявляется во время сумеречных предрассветных и предзакатных часов. Мысленная визуализация этого божества приносит практикующему спокойную неподвижность разума: всевидящий творец, бог Брахма избавляет от любых страхов и тревог.

Шакти: Дакини. Энергия Дакини сочетает в себе силы творца, хранителя и разрушителя, что олицетворяется трезубцем в одной из ее левых рук. В другой левой руке она сжимает череп, указывающий на избавление от страха смерти - основного психологического препятствия, связанного с первой чакрой.

В верхней правой руке она держит меч, с помощью которого устраняет страх, уничтожает неведение и помогает садхаку преодолевать любые трудности. В нижней правой руке она удерживает щит, защищающий практикующего от всех опасностей.

Кожа Дакини-Шакти имеет розовый цвет; эта богиня облачена в персиковое или пунцовое сари. В некоторых текстах она описывается как свирепая, грозная богиня, однако при медитации на образах божеств и богинь ее следует представлять себе в благодушном настроении. Глаза Дакини имеют ослепительный красный цвет.

Управитель: Ганеша. Этого бога с головой слона призывают для обеспечения защиты в начале любого нового предприятия.

Фигура Ганеши чрезвычайно привлекательна, однако рациональному разуму трудно воспринять его как значительное божество. Поклонение Ганеше связано с верой в него как в того бога, который устраняет любые преграды; он подчиняет рациональный разум (левое полушарие), имеющий аналитическую и критическую природу, и предоставляет свободу правому полушарию - эмоциональной части мозга, деятельность которой необходима для любых духовных занятий. Визуализация Ганеши помогает остановить внутренний диалог. Тот, кто обманывается внешним обликом этого бога, не сможет насладиться внутренней красотой Ганеши, однако человек, способный видеть сквозь физическую реальность, сумеет рассмотреть в Ганеше единство любви и мудрости, Шакти и Шивы.

Кожа Ганеши имеет кораллово-оранжевый цвет. Он носит лимонно-желтое дхоти, а его плечи прикрыты шарфом из зеленого шелка. Четыре руки помогают ему уничтожать разнообразные преграды. Ганеша является сыном Шивы и Парвати. Он несет на себе свастику - древнеиндийский символ единства четырех сторон света, направленной вверх энергии бога Вишну и солнечного света. В руках Ганеша держит следующие предметы:

• Душистое и сладкое лакомство ладду, символизирующее саттву - самое утонченное состояние чистого сознания. Кроме того, ладду приносит здоровье человеку и процветание дому.

• Цветок лотоса, олицетворяющий незапятнанность и способность на самоотверженные действия.

• Топор, символизирующий власть над "слоном желаний" и разрубленные оковы желаний. Этот топор освобождает человека от ложного отождествления "Я" с физическим телом.

• Четвертая рука Ганеши приподнята в наделяющей бесстрашием мудре.

Эффекты от медитации: муладхара-чакра олицетворяет проявление индивидуального сознания в человеческом облике, то есть физическом теле. Медитация на кончике носа приводит к расширению осознанности, избавлению от недугов, возникновению легкости и воодушевления, приливу жизненных сил, повышению выносливости и уверенности, к постижению внутренней чистоты, а также к мягкости голоса и его внутренней мелодичности.

Характерное поведение, связанное с муладхара-чакрой: Если, стиснув зубы и сжав кулаки, человек отказывается жить в согласии с управляющими его организмом законами природы, он продолжает создавать свою карму, то есть усиливает свою вовлеченность в земное существование. Органы чувств и действия только укрепляют растерянность и страдания такого человека, предоставляя ему лишь преходящие удовольствия. Когда человек начинает действовать в соответствии с законами природы, он уже не растрачивает энергию и не распыляет осознанность на чрезмерное потворствование своим желаниям. Его поведение становится мудрым и сдержанным; человек изучает свой организм и разум, постигая, что они являются средствами освобождения от низших миров.

Дети младше семи лет обычно ведут себя в соответствии с мотивациями первой чакры - познание земного мира приносит им новый опыт. Ребенку необходимо твердо усвоить и научиться использовать законы этого мира, изучить правила регулярного питания, сна и поведения, которые помогают ему жить на Земле. Ребенок сосредоточен на самом себе и прежде всего заботится о физическом выживании.

Основной трудностью ребенка или взрослого человека, действующего на основе мотивации первой чакры, является жестокость, вызванная ощущением тревоги. Подобно загнанному в угол животному, испуганный человек слепо и бесчувственно наносит удары окружающим - это происходит в результате того, что кажется ему отсутствием ощущения безопасности.

Человек, который живет преимущественно на уровне муладхара-чакры, обычно спит ночью на животе в течение десяти-двенадцати часов. Эта чакра охватывает планы порождения, иллюзорности, гнева, алчности, ложных представлений, корыстолюбия и чувственности, которые являются основополагающими аспектами человеческого существования. Основной побудительной силой и причиной индивидуального развития становится стремление к накоплению опыта и сведений.

Муладхара-чакра является обителью дремлющей кундалини, шакти (энергии) жизненной силы. Спящая змея Кундалини обвивается вокруг свайямбху-лингама. Эта низшая чакра является корнем любого развития и возникающего осознания божественности человека.

Свадхиштхана-чакра (вторая чакра)

Значение названия чакры: "Обитель "Я"".

Местоположение: подчревное сплетение; половые органы.

Биджа звуки на лепестках: БАМ, БХАМ, МАМ, ЙАМ, РАМ, ЛАМ.

Проявления: воспроизводство, семья, воображение. Земной элемент муладхара-чакры растворяется в связанном со свадхиштхана-чакрой элементе воды. Воображение проявляется, когда человек входит во взаимоотношения с семьей и друзьями. Во второй чакре впервые появляется стремление создавать.

Таттва (элемент): вода.

Цвет таттвы: голубой.

Форма таттвы: круг.

Преобладающее чувство: вкус.

Орган чувств: язык.

Орган действия: половые органы.

Вайю (воздух): апаш-вайю (см. описание в главе 1).

Лока (план существования): бхувар-лока, нага-лока (астральный план).

Планета-управитель: Меркурий (лунный тип, женское начало).

Форма янтры: круг с полумесяцем. Синий полумесяц является янтрой этой чакры. Второй чакре соответствует водный элемент - основа жизни. Из геометрических фигур ему соответствует круг.

Водой покрыты три четверти поверхности Земли. Океанские приливы и отливы подчиняются фазам Луны. Вода составляет три четверти веса человеческого тела, а Луна воздействует на людей, вызывая у них "эмоциональные приливы и отливы". Женские циклы согласованы с лунным циклом. Свадхиштхана-чакра представляет собой центр воспроизводства, которое непосредственно связано с Луной. Эти глубинные взаимоотношения воды и Луны представлены литром в форме полумесяца рядом с белым кругом водной чакры. Вода играет огромную роль в жизни человека с преобладающей второй чакрой - такие люди испытывают при сменах лунных фаз многочисленные эмоциональные перепады.

Круг с шестью лепестками. Белый круг расположен внутри лотоса с шестью лепестками красного (смешения малинового и пунцового) цвета окиси ртути. Шесть лепестков олицетворяют шесть важнейших нервных окончаний во второй чакре. Подобно тому как четыре лепестка в первой чакре символизируют течение энергии по четырем источникам и четырем измерениям, шесть лепестков второй чакры олицетворяют течение энергии в шести измерениях. Во второй чакре линейная осознанность первой принимает форму круга, что обеспечивает большую подвижность и текучесть. Белый круг означает воду - элемент свадхиштхана-чакры.

Основной биджа-звук: ВАМ. При сосредоточении на второй чакре следует повторять биджа-звук ВАМ. Связанные с водным элементом звучания усиливают воздействие этой биджи. При правильном произнесении этот звук устраняет все препятствия в нижней части тела и делает течение энергии в этой области свободным.

Носитель биджи: крокодил (санс-кр. макара). Передвигающийся подобно змее крокодил символизирует чувственную природу человека с преобладающей второй чакрой.

Крокодил охотится на свою добычу, используя множество хитростей. Ему нравится "парить" в воде и глубоко нырять; кроме того, он обладает повышенной сексуальной силой. Когда-то жир крокодила применялся для повышения мужской потенции.

Характерными качествами человека с преобладающей второй чакрой являются присущие крокодилу приемы охоты, хитрость, страсть к воде и воображение. Поговорка "проливать крокодиловы слезы", которая означает лживое выражение чувств, существует и в языках Индии.

Божество: Вишну, Бог-Хранитель. Вишну олицетворяет силу продолжения человеческого рода, и по этой причине его обителью является вторая чакра, чакра воспроизводства, где он восседает на розовом лотосе. Его кожа имеет бледно-голубой, а дхоти - желто-золотистый цвет. Четыре руки божества прикрыты шарфом из зеленого шелка. Вишну воплощает в себе принципы правильного образа жизни. Его природой является лила - игра. Он по собственной воле принимает различные облики и исполняет разнообразные роли. Вишну являет собой главного героя космической драмы. В руках Вишну держит четыре инструмента, необходимых для правильного наслаждения жизнью:

1. Раковина содержит в себе шум морских волн. Раковина Вишну символизирует чистое звучание, которое приносит человеческим существам освобождение.

2. Чакра - кольцо света, вращающееся на указательном пальце Вишну, - является символом дхармы. Дхарма-чакра обращается вокруг собственной оси; она прорывается сквозь преграды и уничтожает дисгармонию и неуравновешенность. Форма чакры - колесо - создает цикл времени: все, что не пребывает в согласии с космическим ритмом, подлежит уничтожению.

3. Палица из металла (элемента земли) представляет собой оружие власти над земными явлениями. Зажатой в руках палицей Вишну управляет Землей. Безопасность жизни на Земле является основным требованием, а ее гарантирует денежный достаток. Только после обеспечения земной безопасности возможно удовлетворение чувственных и половых желаний.

4. Лотос бледно-розового цвета. Лотос поднимается из грязного ила и все же остается сияющим, лучистым и изящным. Лотос чист и совершенно неподвержен окружающей среде. Его цветок раскрывается с первыми лучами солнечного света, а с последним лучом солнца лотос вновь смыкает свои лепестки. Изысканный, благоуханный лотос услаждает все органы чувств.

Шакти: Ракини. Кожа двухголовой Ракини-Шакти имеет бледно-розовый цвет (хотя в "Шатчакра-нирупане" говорится, что она окрашена цветом синего лотоса). Эта богиня облачена в красное сари, а ее шея и четыре руки усыпаны драгоценными камнями. От Ракини исходит вдохновение художников и музыкантов. В четырех руках она держит следующие предметы:

1. Стрела. Исходя из лука Камы (бога эротической любви), эта стрела олицетворяет природу человека с преобладающей второй чакрой, выпускающего свою стрелу в намеченную цель; она указывает на свойственное этой чакре побуждение двигаться вверх. Стрела Ракини-Шакти представляет собой стрелу чувств и эмоций, которая при возникновении двойственности приносит как удовольствия, так и страдания.

2. Череп. Череп символизирует характер тех людей, которые, как говорят в Индии, "носят голову в руке" - то есть у которых поведение подчинено эмоциям.

3. Дамару (барабан). Барабан олицетворяет силу ритма и биение второй чакры.

4. Парашу (топор). Топор был первым оружием, изобретенным человеком. С помощью этого топора Ракини преодолевает все преграды, присущие второй чакре.

Две головы шакти Ракини означают разделение энергии во второй чакре: усилия человека с преобладающей второй чакрой затрачиваются на достижение равновесия между внешним и внутренним мирами. В этой чакре начинается распространение личности вовне.

Основной побудительной силой первой чакры было преследование денежного достатка; внимание такого человека линейно и сосредоточено на одном направлении. У человека, относящегося к типу второй чакры, внимание переносится на желания и фантазии чувственного характера.

Эффекты от медитации: Сосредоточение на этой чакре позволяет разуму отражать в себе мир - подобно тому, как Луна отражает свет Солнца. Человек обретает способность пользоваться творческой и поддерживающей энергией, которая поднимает его на уровень изящных искусств и чистых взаимоотношений с окружающими, а также освобождает его от похоти, гнева, алчности, неуравновешенности и ревности.

При визуализации бога Вишну возникает неподвижное, словно поверхность озера, спокойствие. Восхождение от первой чакры ко второй приносит человеку лунную осознанность, отражающую божественную милость и силу сохранения. Благотворный Вишну с ликом невероятной чистоты видит все миры и оберегает то, что было сотворено богом Брахмой.

Характерное поведение, связанное со свадхиштхана-чакрой: Побуждения второй чакры обычны для детей в возрасте от 8 до 14 лет. Ночью такой ребенок спит по восемь-десять часов в позе эмбриона. Говоря в терминах элементов, в этой чакре земля растворяется в воде. Свойственную возрасту первой чакры эгоцентричность и защитную реакцию сменяют тяга к семье и друзьям в стремлении к физическому контакту. Заметно усиливается воображение. Как только потребность в крове и пище удовлетворена, человек может позволить себе воображать любые желаемые обстоятельства и ситуации. По мере развития нового осознания физического тела взаимоотношения человека с другими людьми наполняются чувственностью.

Проблемами человека на этом уровне могут стать стремление к физическим ощущениям и мысленные фантазии. Сила тяготения заставляет воду течь вниз, и потому вторая чакра действует на душу подобно затягивающему в глубины водовороту, то есть вызывает у человека беспокойство и смятение. Тело и разум подвластны определенным ограничениям, и если человек хочет сохранять здоровье и равновесие, ему необходимо понимать и соблюдать такие ограничения. Для достижения гармоничного, спокойного состояния тела и разума следует регулировать питание, сон и половую жизнь.

Люди с преобладающей второй чакрой часто воображают себя царями, высокородными владыками или героями. Им свойственна частая смена ролей, высокая самооценка и рыцарство. В любой культуре существует множество рассказов и стихов, восславляющих этих уничтожающих зло героев.

Свадхиштхана-чакра связана с астральным планом, воображением, ревностью, милосердием, завистью и радостью. Здесь земля превращается в драгоценный камень, а небеса оказываются в пределах досягаемости. Фантазия может стать полезной в занятиях ремеслами и изящными искусствами. Ничтожность представляет собой состояние опустошенности и бесцельности. Когда отрицающий разум смотрит на мир, ничто не способно ни порадовать его, ни вызвать у него интерес - все вызывает отвращение. Зависть и ревность порождаются желанием обладать другим человеком или его качествами и приводят к гибельному состоянию постоянной тревоги. Радость приносит ощущение глубокого удовлетворения, которое целиком пронизывает сознание человека, поднявшегося выше уровня второй чакры.

Манипура-чакра (третья чакра)

Значение названия чакры: "Город из драгоценных камней".

Местоположение: солнечное сплетение; надчревное сплетение; пупок.

Биджа звуки на лепестках: ДАМ, ДХАМ, ЦАМ (переднеязычные звуки); ТАМ, ТХАМ, ДАМ, ДХАМ, НАМ (зубные звуки); ПАМ, ПХАМ (губные звуки).

Проявления: зрение, форма, личность, цвет.

Таттва (элемент): огонь.

Форма таттвы: треугольник.

Преобладающее чувство: зрение.

Форма янтры: перевернутый треугольник. Красный треугольник, обращенный вершиной вниз, размещается в круге, который окружен десятью лепестками. Этот треугольник представляет собой форму огня. Третью чакру называют также солнечным сплетением; в ней преобладает элемент огня, способствующий пищеварению, то есть обеспечению организма необходимой для жизни энергией.

Треугольник является простейшей из правильных геометрических фигур - он имеет всего три стороны, однако представляет собой целостную единицу. Огромную роль в жизни человека с преобладающей третьей чакрой играет визуализация. В его сознании господствует огонь, и исходящее от такого человека тепло можно ощутить на расстоянии. Перевернутый треугольник означает нисходящее движение энергии.

Круг с десятью лепестками. Лепестки символизируют десять основных нерв ных окончаний, десять источников, из которых черпается энергия. Энергия распространяется в десяти измерениях; ее структура уже не является ни круглой, ни квадратной, а движение, в отличие от второй чакры, перестает быть круговым. Лепестки имеют голубой цвет, подобный голубому пламени самого яркого огня. Кроме того, эти десять лепестков обозначают десять пран, животворных дыханий, в образах рудр (первичных обликов Шивы). Каждый лепесток олицетворяет какой-либо аспект Браддха-Рудры (Древнего Шивы).

Орган чувств: глаза.

Орган действия: ноги.

Вайю (воздух): самана-вайю. Этот вайю находится в верхней части брюшины, в районе пупка, и способствует пищеварению. Он переносит вырабатываемые в солнечном сплетении при усвоении пищи химические вещества и кровь. С помощью самана-вайю раса (сущность) пища производится, перерабатывается и распространяется по всему организму.

Лока (план существования): свар-лока (небесный мир).

Планета-управитель: Солнце (солнечный тип, мужское начало).

Основной биджа звук: РАМ. Чтобы произнести этот звук, губам следует придать треугольную форму, а языком упереться в нёбо. Основным центром сосредоточения при произнесении этого звука является пупок. При правильном произнесении[8] звук РАМ повышает силу пищеварения, поглощения и усвоения. Помимо того, этот звук приносит долголетие - основную цель человека с доминирующей мотивацией третьей чакры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.