![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Переход народнохозяйственного комплекса Российской Федерации на принципы рыночной экономики в условиях либерализации цен
Переход народнохозяйственного комплекса Российской Федерации на принципы рыночной экономики в условиях либерализации цен, высокого уровня инфляции и дефицита государственного бюджета остро поставил проблему выживаемости отраслей социальной сферы, находящихся на бюджетном финансировании. Сегодня они также переживают серьезный кризис в связи с недостатком финансовых и материальных ресурсов, низкой оплатой труда, отсутствием организационно-экономического механизма, адекватного рыночной экономике, эффективных рычагов социальной защиты и поддержки важнейших отраслей социальных услуг, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства. Возникновение и развитие коммерческого сектора в данный сфере с более высоким уровнем оплаты труда, либерализация выезда из страны ведут к оттоку наиболее квалифицированных кадров специалистов из организаций социальной сферы в коммерческий сектор и за границу — так называемой «утечке мозгов». Остающиеся работники теряют стимулы к высокоэффективному труду, для отстаивания своих интересов прибегают к забастовкам, что показали 1992 — 1993 годы. В этих условиях возрастает значение поиска адекватных форм социальной поддержки отраслей социальных услуг, в том числе реформирования их организационно-хозяйственного механизма на принципах социальной рыночной экономики, обеспечивающих не только выживание
данной сферы, но и дальнейшее развитие в рыночной среде. При этом часто звучат призывы к коммерциализации отраслей и учреждений социального комплекса, переводу их на рельсы коммерческого хозяйствования на основе «Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности в Российской Федерации», что не соответствует теории и практике стран Запада с развитой рыночной экономикой. Крупные проблемы теории и практики деятельности отраслей социальных услуг, оптимизации их хозяйственного механизма встают в связи с процессами приватизации, начинающимися в данной сфере, в том числе в ходе приватизации социальной инфраструктуры предприятий материального производства, а также с условиями разработки политики разгосударствления и приватизации в данной сфере. Для этого нужно определить концептуальные основы реализации принципов смешанной экономики в социальном комплексе с учетом его важных функций в системе социальной защиты населения в рыночной экономике. В частности, необходим учет зарубежного опыта развитых стран, где значительная масса негосударственных организаций в социально-культурных отраслях работает на принципах некоммерческого хозяйствования. Серьезным вопросом демократизации управления социально-культурным комплексом при переходе к рынку является политика регионализации и муниципализации путем расширения полномочий государственных органов республик в составе РФ, краев, областей и местного самоуправления по регулированию и развитию данного комплекса. Отдельные отрасли социальной сферы имеют существенные особенности формирования хозяйственного механизма при переходе к рыночной экономике, что также подтверждает богатый зарубежный опыт. Вышеуказанные проблемы требуют разработки комплекса теоретических и практических вопросов по формированию основ механизма хозяйствования в социальной сфере и его отдельных отраслях при переходе к рынку, а также учета особенностей и форм смешанной экономики, собственности и хозяйствования, специфики государственного управления и регулирования деятельности их первичных звеньев. В то же время сегодня есть настоятельная необходимость в углубленной разработке теоретических основ механизма хозяйствования в социальном комплексе в условиях становления социально ориентированной рыночной экономики с учетом важнейших социально значимых функций, выполняемых его ведущими отраслями в народнохозяйственном комплексе в условиях рынка, таких, как социальная защита населения, гарантия важнейших прав человека в демократическом обществе, сохранение национального богатства страны, обеспечение равных стартовых возможностей всем членам общества в рыночной экономике и высокой конкурентоспособности национальной экономики в условиях международного рынка, где на первый план сегодня выходят неценовые факторы. Хозяйственный механизм нуждается в проработке как на макро-, так и на микроуровне, что предполагает оптимизацию принципов смешанной экономики в организации деятельности государственного и негосударственного секторов, соотношения различных форм финансирования и хозяйствования в социальной сфере. Для выработки оптимального механизма хозяйствования первичных звеньев отраслей социальных услуг необходимо исследование зарубежного опыта развитых стран, в частности, вопросов автономизации, некоммерческого хозяйствования, пределов и возможностей ком-
мерциализации, разгосударствления и приватизации учреждений и организаций в его основных отраслях и подотраслях. Наконец, особое значение в условиях перехода к рыночной экономике имеют управление и государственное регулирование деятельности первичных звеньев на различных уровнях — федеральном, региональном и муниципальном — в условиях децентрализации и демократизации государственного управления, разграничения государственной собственности и полномочий органов власти также, на различных уровнях. Это предполагает исследование и отбор инструментов правового, административного и экономического регулирований и управления, адекватных принципам смешанной экономики и развития самостоятельности первичных звеньев в принятии экономических решений. ГЛАВА I
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |