КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направление использования внебюджетных средств
обследованных университетов (в среднем за 1986—1991) гг., в %)*
* В отдельных университетах данные за 1988—1990 гг. Значительные различия в размерах направления внебюджетных доходов университетов на социальное развитие, повышение оплаты труда и содержание аппарата управления обусловлены, на наш взгляд, конкретными задачами и условиями деятельности того или иного университета в анализируемый период и величиной бюджетных ассигнований, выделяемых по соответствующим направлениям. Общая высокая доля расходов внебюджетных ресурсов, направляемая обследованными университетами на реконструкцию и развитие материально-технической базы, отражает в целом ее низкий уровень развития, технической оснащенности труда научно-педагогических кадров и учебного процесса в отечественных университетах по сравнению с потребностями НТП и зарубежными университетами. По данным В.Терехова, сегодня на 1 студента российских вузов приходится 4600 руб. стоимости основных фондов, в то время как в США — 70 тыс.долл. На 1 студента дневного обучения в России приходится 11 кв.м. учебно-лабораторных площадей при нормативе 21 кв.м., в США — 40—50 кв.м. Полное обновление учебного оборудования у нас происходит каждые 17 лет, в США — каждые 5—7 лет. Однако сегодня в условиях либерализации цен и сокращения бюджетного финансирования университетов (в реальном исчислении) важнейшим направлением расходов внебюджетных фондов должна стать социальная защита доходов преподавателей, сотрудников и студентов университетов от инфляции, включая поддержание необходимого уровня оплаты труда высококвалифицированных научно-педагогических работников университетов. Это обусловлено нарастающей внутренней (уход в коммерческие структуры) и внешней (эмиграция) «утечке мозгов» из высшей школы. Так, если в 1989 г. только 18% преподавателей и научных сотрудников высшей школы намеревались покинуть вуз, то в 1991 г. — 46%. За 1990 г. из вузов Комитета по высшей школе РФ уволилось более 2 тыс. преподавателей. По оценкам социологов каждый пятый специалист и четверть выпускников вузов РФ намерены сегодня выехать за границу. Потенциальные масштабы эмиграции высококлассных ученых и специалистов оцениваются в 1992 г. в размере 60—80 тыс.чел. В ряде университетов за анализируемый период наблюдается увеличение доли внебюджетных средств, направляемых на социальное развитие и повышение оплаты труда преподавателей и сотрудников (Казанский, Днепропетровский, Иркутский, Томский), что отвечает задаче усиления социальной защиты университетских коллективов в условиях перехода к рынку. СЪпедмнеобходимозшчш^яьноувеличитьдолюшебюджетнькфовдовю всех университетах'РФ, направляемую на индексацию оплаты труда их работников; на социальную защиту студентов и научно-педагогических работников. Как показал анализ уровня индексации оплаты труда вузовских работников за счет средств госбюджета, он значительно отстает от роста оплаты труда в промышленности, не говоря уже о коммерческом секторе экономики России, а также от уровня инфляции в стране. В целом исследование динамики внебюджетных доходов обследованных университетов показало, что большинство из них не готово к работе в жестких и меняющихся условиях рынка, не нацелено на активизацию зарабатывания дополнительных средств, в том числе путем расширения хозрасчетной деятельности и платных образовательных услуг. Средства, полученные университетами от реализации платных услуг населению и организациям, в большинстве университетов составляют Лингвистический 1 — 2% от общей суммы внебюджетных доходов (33,6%) и Томский (12%) университеты, исключение составляют более активно развивающие платные услуги. Нестабильны доходы университетов от повышения квалификации специалистов народного хозяйства на хозрасчетной и коммерческой основе. В ряде университетов они вообще отсутствуют, в других не превышают 3% от общей величины внебюджетных доходов. Исключение составляют Технический университет им.Баумана, где доходы от платного повышения квалификации в 1990 г. достигли 11% от внебюджетных поступлений, а также Омский университет — 6,3%. Необходимо иметь ввиду, что значение данного источника в ближайший период должно возрасти при расширении масштабов безработицы, развития
конверсии оборонных производств и в целом вследствие структурной перестройки народного хозяйства. Руководство университета должно активно изучать спрос на рынке труда и образо-вательских услуг и оперативно реагировать на меняющиеся потребности в переподготовке и повышении квалификации специалистов. Анализ показал, что за последние годы в большинстве обследованных университетов абсолютные размеры и доля внебюджетных доходов в едином фонде финансовых средств снизились. Исключение составляет Лингвистический, Уральский университеты, где наблюдалась противоположная тенденция. Важнейшей причиной снижения значимости внебюджетных доходов явилось сокращение объемов хоздоговорных НИР в университетах, особенно в 1990 г., а также снижение величины безвозмездных поступлений в ряде из них. Развитие кризиса в экономике, дефицит госбюджета и политика жесткой экономии ресурсов заставляют как государственные органы, так и предприятия, НИИ сокращать расходы на хоздоговорные научные исследования и благотворительность по отношению к вузам. Сегодня договора заключаются только на безусловно необходимые, жизненно важные для предприятий темы НИР, и, как правило, на краткосрочный период. Поэтому для университетов важно сегодня развивать разнообразные виды хозяйственной деятельности, диверсифицировать оказываемые ими платные услуги, учитывая неустойчивость рыночной конъюнктуры, активно изучать спрос на разнообразных рынках (труда, интеллектуальной собственности, образовательных, деловых и других видах услуг), развивать маркетинговые исследования и создавать коммерческие службы в ректоратах. Важное значение имеет изучение опыта передовых отечественных вузов в привлечении внебюджетных средств и использование их на цели социальной защиты преподавателей и студентов. Один из лидеров коммерческой деятельности — Российская экономическая академия им.Г.В.Плеханова. При Академии функционирует Центр по подготовке менеджеров, в котором пос- тигают искусство предпринимательской деятельности современные руководители. В системе коммерческих структур при Академии действуют 20 кооперативов, Инком-банк, 3 совместных предприятия, несколько малых предприятий, Универсальная торговая биржа, Межотраслевой институт повышения квалификации. Широкое привлечение преподавателей, аспирантов и студентов к участию в их работе является важнейшим фактором усиления социальной защиты коллектива Академии, способствует повышению оплаты труда преподавательского состава, является источником дополнительных средств на улучшение финансового положения коллектива. Благодаря помощи коммерческих структур, появляются дополнительные возможности для приобретения техники и оборудования, направления преподавателей и студентов на зарубежные стажировки. Коммерческая деятельность также позволила Академии высвободить часть средств для вложения в акционерный капитал с целью получения дивидендов и укрепления своей автономии. В результате учреждения на базе Российской экономической академии Центральной Российской универсальной биржы академия располагает 12 брокерскими местами. Наиболее крупные вклады сделаны в коммерческие банки — Инкомбанк (1 млн.руб.), Инвестцул (1 млн.руб.), «Деловая Россия» — 500 тыс.руб., а также в Российскую фондовую и центральную Российскую универсальные биржи (500 тыс.руб. и 2,5 млн.руб.). Только от Инкомбанка в 1991 г. дивиденды составили 170 тыс.руб.* В Государственной Финансовой академии действующие на основе самофинансирования хозрасчетные подразделения — это не только известные в стране, но и за рубежом формирования, занимающиеся проблемами финансов, страхования, права и внешнеэкономической деятельности. Среди них выделяются следующие подразделения. *«Вестник высшей школы», 1992,№3, с.46 — 47; Антошкин В.Г. Коммерческая деятельность вуза в условиях рыночной экономики. Материалы международной конференции «Экономика и управление высшей школы». Красногорск. 1992. С. 65 — 66. 1. Московская школа банковского бизнеса, учрежденная академией совместно с государственными и коммерческими организациями в декабре 1990 г. Школа осуществляет подготовку и переподготовку 124 деятельности и менеджмента, бухгалтерского учета и аудита. 2. Товарищество с ограниченной ответственностью по учебно-производственной и сервисной работе — «Юркомсервис». Занимается переподготовкой специалистов в области валютно-финансовой, налоговой и правовой деятельности. Оказывает юридические и внешнеэкономические услуги предприятиям и организациям. Осуществляет работы по приватизации, занимается подготовкой учредительских документов и дает юридические заключения и констультации по ним. В нем работают преподаватели, сотрудники и студенты академии. 3. Школа страхового бизнеса «Интерпрогресс» занимается обучением специалистов в области страхования, оказывает консалтинговые услуги слушателям школы и проводят международные семинары в области страхования, перестрахования и рискового менеджмента. 4. Научно-методический центр по новым методам хозяйствования осуществляет широкую консультационную деятельность по созданию, функционированию предприятий и организаций, акционерных обществ, совместных предприятий и других формирований. Имеются еще более десяти коммерческих структур. Заработанные в результате хозрасчетной деятельности денежные средства идут на оказание материальной помощи преподавателям и студентам, развитие материально-технической базы академии*. Коммерческие структуры имеют различный статус в вузе, создавались они также с различными целями. Одни работают на вуз, оказывая ему финансовую помощь, другие, фактически существуя параллельно, дают возможность дополнительно заработать преподавательскому составу. У каждого вуза сложились свои экономические взаимоотношения с коммерческими структурами. Одни малые предприятия платят за аренду помещения, другие оказывают ему спон-сорскую помощь, третьи — занимаются с вузами какими-либо совместными разработками и т.д. Например, малое государственное предприятие экономического факультета МГУ им.М.В-Ломоносова является структурным подразделением факультета, по Уставу вся его прибыль находится в распоряжении факультета. Необходимо разработать эффективный механизм государственного регулирования взаимодействия вуза и образованных при нем коммерческих структур, помочь вузам наладить с ними наиболее выгодные финансово-экономические отношения. В условиях сокращения бюджетного финансирования в финансовом механизме социальной защиты вузовских коллективов растет значение платной подготовки специалистов по договорам с предприятиями. Так, в 1991/92 учебном году Московский экономике-статистический институт принял на платное обучение по договорам 105 учащихся, Московский технологический институт — 156, Московский педагогический университет — 100, Московский авиационный институт — 188, Московский химико-технологический — 67, Московский архитектурный — 25, Московский институт химического машиностроения и Московский лингвистический университет — по 50 студентов*. Лидерами среди московских вузов по контрактной подготовке специалистов в 1991 г. стали Академия нефти и газа им.Губкина и Российский государственный гуманитарный университет. Получив в 1991 г. от богатых заказчиков 180 тыс.руб. в год за студента, Академия не ограничивается только этим видом экономических взаимоотношений с ними, а используют и другие возможности дополнительных субсидий. Так за счет средств предприятий нефтяной и газовой промышленности, курирую-
щих институт, в Академии был увеличен в 2 раза размер стипендии студентам*. В Российском государственном гуманитарном университете цены за образовательные услуги были в 3 раза ниже, чем в академии, и в 1991 г. университет набрал 180 коммерческих студентов на факультеты экономики, управления и философии. В Московском юридическом институте в 1991 г. открыт коммерческий факультет на 300 человек, уже имеющих высшее образование. Новосибирский инженерно-строительный институт по целевым договорам зачислил 200 студентов на сумму 2 млн.руб.**. Распространенной ошибкой при взимании платы за обучение по договорам является установление фиксированной платы за весь срок обучения. В условиях галопирующей инфляции их может нехватить даже на 1 учебный год. Несмотря на поиски новых внебюджетных источников финансирования, сегодня госбюджет остается доминирующей частью финансовых средств вузов, а другие источники занимают в большинстве из них незначительное место. Таким образом, чтобы вузам выбраться из тяжелейшего финансового положения, необходимо действовать во всех направлениях и, в первую очередь, надо решать проблему на государственном уровне путем увеличения бюджетных ассигнований высшей школе. Важные изменения в механизме финансирования вузов в условиях перехода к рынку были намечены в Программе углубления экономических реформ российского Правительства (Е.Гайдар). Эта программа определяла развитие его принципов на перспективу, вносила ряд новых элементов в механизм финансирования государственных и негосударственных вузов. Прогрессивный характер имели следующие задачи программы: — повышение эффективности использования финансовых ресурсов в области образования, усиление их адреснбсти, пере- * Поиск, 1992, №16, с.2. **Там же. с.4. ход на новую модель финансирования образования, адекватную развивающейся экономике; — недопущение снижения достигнутого в последние годы уровня государственного финансирования образования с учетом инфляции. Заслуживают положительной оценки следующие принципы в предлагавшейся Правительством РФ новой экономической модели образования: — сохранение за государством приоритета в финансировании системы образования; — многоуровневый подход в формировании ресурсного обеспечения образования: федеральный, региональный, муниципальный; — нормативный подход в формировании ресурсного обеспечения, установление норматива государственного финансирования, обеспечивающего реализацию общегосударственного стандарта образования; — автономизация и хозяйственная самостоятельность обра зовательских учреждений, самостоятельное использование доходов системы образования только для собственных нужд учебных заведений (некоммерческое хозяйствование); налоговые льготы на собственные доходы вузов, на средства спонсоров и инвесторов образования (некоммерческое хозяйствование); — развитие дополнительных платных услуг образования, выходящих за рамки государственного образовательного стандарта и др. В сфере высшего образования Программа углубления реформ предполагала следующие меры; — установить гарантированный уровень расходов из федерального бюджета на содержание и развитие вузов в процентах от ВВП или общего объема расходной части бюджета; — предоставить право органам государственного управления высшим образованием в пределах выделения бюджетных средств определять перечень вузов и контингент студентов, для которых гарантируется получение высшего образования за счет федерального бюджета (70 — 75% приема), устанавливать кон- трольные цифры дополнительного приема студентов (20 — 25%) по договорам с независимыми государствами, органами государственного и муниципального управления, предприятиями и организациями всех форм собственности и физическими лицами, предусматривающими полное возмещение затрат на обучение; — возмещение частично из местных бюджетов затрат на реализацию программы переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также за счет других юридических и физических лиц. В целом Программа развивала принципы и направления экономической реформы образования, заложенные в Законе РФ «Об образовании», делая более определенный акцент на образовательном ваучере. Стоимость его, согласно проекту Программы, должна отражать сумму всех расходов по обеспечению государственного стандарта образования, исключая капитальные вложения и учитывая индексацию на темпы инфляции. Номинальная стоимость ваучера профессионального образования дифференцируется в зависимости от региона, в котором находится учебное заведение, и от профессий, по которым осуществляется подготовка в профессиональном учебном заведении. Ваучер имеет одинаковое применение и стоимость для государственных и негосударственных учебных заведений. Недостатком проекта Программы является отсутствие определения понятия образовательного ваучера для высшего образования. Планируется ли он вообще и каков его размер для вузов — неясно. В проекте Программы ничего не сказано о личном государственном образовательном кредите на высшее образование, что также противоречит положениям Закона РФ «Об образовании». Практически и Закон РФ «Об образовании», и проект Программы углубления реформ вводят механизм платы за обучение. Для граждан в государственных вузах: в первом случае — через ее государственное кредитование (образовательный кредит), во втором случае, через механизм дополнительного платного приема студентов по договорам с физическими лицами. В принципе реформа в высшем образовании РФ может развиваться по двум возможным вариантам в условиях экономического кризиса и сохраняющегося дефицита бюджетного финансирования государственных вузов. 1. Сохранение государственной высшей школы через механизм нормативного бюджетного финансирования вузов в расчете на 1 студента и определение квоты приема студентов на бесплатной конкурсной основе. Сверх этой квоты — платный набор студентов с финансированием за счет средств спонсоров или через механизм государственного кредитования платы за обучение. При переходе на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавр — магистр) государственным вузам разрешается осуществлять подготовку магистров на платной основе. Система повышения квалификации при вузах (спецфакультеты, ФПК, ИПК, спецотделения) переводится на платную основу. Частные вузы поддерживаются государством через механизм их некоммерческого хозяйствования: льготное налогообложение доходов, идущих на цели уставной деятельности, льготы инвесторам и спонсорам. Кроме того, существует механизм государственного заказа на подготовку, повышение квалификации специалистов, научные исследования в аккредитованных частных вузах на конкурсной основе. Государственное кредитование платы за обучение в негосударственных вузах не осуществляется. 2. Политика поощрения и развития негосударственного сектора высшей школы путем налоговых субсидий некоммерческим частным вузам, госзаказ на подготовку специалистов и НИР, государственного кредитования платы за обучение в частных вузах, ваучеров, снижение налогооблагаемого дохода на сумму платы за обучение и др. При этом государственным вузам запрещается подготовка студентов на платной основе сверх конкурсного приема, а с платных дополнительных образовательных услуг и других видов собственных доходов взимаются налоги. Часть бюджетных ресурсов государственным вузам поступает в форме образовательного кредита, фактически являюще- гося государственным тарифом платы за обучение в этих вузах. Стипендиальное обеспечение в государственных вузах остается на минимальном уровне, что требует для большинства студентов очного обучения дополнительных заработков и дезорганизует процесс обучения, поскольку государственные кредиты на содержание студентов и их семей отсутствуют. Второй вариант позволяет значительно большему числу студентов обучаться в частных вузах, делает дневные отделения государственных вузов непривлекательными для студентов, снижает уровень бюджетной поддержки государственной высшей школы и ее конкурентоспособность по сравнению с частными вузами. Фактически второй вариант ведет к сокращению сети государственных вузов и преимущественному развитию частных. Этот сценарий близок к тому, который вытекает из нового закона РФ «Об образовании». По нашему мнению, более предпочтителен первый вариант развития экономической реформы в высшей школе, сохраняющей государственную сеть вузов в условиях экономического кризиса и дефицита госбюджета за счет введения квоты платного набора студентов сверх возможностей бюджетного финансирования бесплатного конкурсного приема, развития других видов платных услуг и хозрасчетной деятельности государственных вузов на основе принципов некоммерческого хозяйствования. Последнее требует скорейшего принятия Закона РФ «О некоммерческих организациях».
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |