Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема занятия: Экономика, планирование и финансирование здравоохранения




ЭКОНОМИКА, ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Учебное пособие

Сдано в набор 9.01.96 Подписано к печати 1.02.96

Формат 60x84 1/16

Гарнитура Тайме ЕТ, 11

Печать офсетная

Усл.печ.л. 14,18

уч.-изд.л. 13,28

Тираж 3000

Методическая разработка для студентов

 

 

Курс – 5 семестр - 1Х

Факультет – лечебный

Продолжительность занятия – 4,5 академических часа

Место проведения – учебная комната кафедры

 

Пермь, 2009 г.

Значение изучения данной темы для последующего обучения:

Реформирование здравоохранения диктует необходимость оптимального сочетания планового бюджетного финансирования и рыночных регуляторов. Практический врач должен разбираться в вопросах финансирования государственной, муниципальной и частной медицины, рационально используя ресурсы здравоохранения. Организацией всей хозяйственной стороны дела в области оказания медицинских услуг занимается экономика здравоохранения, поэтому будущий врач должен знать ее в объеме и формах, отвечающих современным условиям.

 

Цель занятия: изучить основные понятия экономики здравоохранения, научиться определять потребности населения в различных видах медицинской помощи, вычислять экономические показатели деятельности медицинской организации, вычислять экономические показатели деятельности медицинской организации, правильно ориентироваться в вопросах хозяйственной деятельности медицинской организации.

 

Студент должен знать:

· Определение предмета, задачи экономики здравоохранения, ее место в структуре современной экономической науки;

· Услуги здравоохранения в современном мире;

· Основные направления развития экономики здравоохранения;

· Основные положения планирования здравоохранения на современном этапе;

· Основные принципы, виды и методы планирования деятельности медицинской организации в здравоохранении;

· Структуру плана по субъекту Федерации, базовую программу ОМС, федеральную программу государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью;

· Структуру бизнес-плана;

· Систему финансирования здравоохранения;

· Источники финансирования медицинских организаций;

· Задачи реформирования здравоохранения в условиях ограничения финансирования из общественных фондов;

· Значение понятий: функция врачебной должности, функция больничной койки.

Студент должен уметь:

· Объяснять суть реформ, правильно ориентироваться в условиях бюджетно-страховой системы финансирования;

· Рассчитывать основные экономические показатели деятельности медицинской организации, потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи;

· Оценивать показатели, проводить сравнительный анализ;

· Составлять смету медицинской организации;

· Рассчитывать ожидаемые ресурсы из источников поступления;

· Выявлять зоны неэффективности и разрабатывать рекомендации оказания медицинской помощи.

Самоподготовка к занятию включает:

1. Предварительная самостоятельная работа по учебникам:

а). Ю.П. Лисицын Общественное здоровье и здравоохранение Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.

б) Общественное здоровье и здравоохранение Учебник для студентов медвузов. Под ред. В.А. Миняева, Н. И. Вишнякова, 4-ое изд. М.: МЕД.пресс-информ, 2006. – 526 с.

2. Ознакомление с методическими рекомендиями кафедры «Экономика здравоохранения».

3. Ознакомление с Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации.

4. Умение рассчитывать показатели медицинского обслуживания.

5. Ознакомление с методами расчета.

Базисные разделы для повторения и изучения:

При подготовке к занятию студенты должны прочитать основные источники информации:

-лекции: «Основные направления реформирования здравоохранения», «Политика в области охраны здоровья населения»,

-учебники

-методические рекомендации кафедры

-нормативно-правовые документы.

-выписать в рабочую тетрадь формулы расчета основных экономических показателей медицинского обслуживания;

- освоить основные методы расчета потребности в кадрах, койках, плановое число посещений, функцию врачебной должности и больничной койки.

Вопросы для повторения и изучения:

1. Понятие экономика здравоохранения.

2. Основные цели и задачи экономики здравоохранения как науки.

3. Основные направления экономики здравоохранения.

4. Эффективность здравоохранения, ее основные аспекты.

5. Основные показатели экономического анализа медицинской организации.

6. Что такое планирование здравоохранения.

7. Основные цели и задачи планирования.

8. Дать определение понятиям: потребность, спрос, функция врачебной должности, функция больничной койки.

9. Методы и уровни планирования.

10. Пути оптимизации структуры оказания медицинской помощи населению при ее планировании.

11. Текущее и перспективное планирование.

12. Этапы планирования.

13. Определение потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.

14.Что такое бюджет медицинской организации?

15. Внебюджетные средства, их источники.

16. Договор медицинского страхования в условиях бюджетно-страхового финансирования.

17. Единый финансовый фонд.

18. Долговременные экономические нормативы на душу населения.

19. Фонд заработной платы.

20. Начисления на заработную плату при составлении сметы расходов.

21. Что такое смета медицинской организации?

22. Основные методики составления сметы медицинской организации.

23. Формы оплаты за оказанную медицинскую помощь.

24. Что такое бизнес и бизнес-планирование?

25. Порядок финансового планирования на уровне субъекта Федерации.

Задачи для самостоятельного решения:

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА.

Зная затраты на отделение больницы, рассчитайте цену 1 койко-дня с учетом peнтaбельности, если норма рентабельности составляет 20%. Затраты в год на терапевтическое отделение ЦРБ:

Зарплата 114,3 тыс.рублей

Отчисления во внебюджетные фонды 15

Хозрасходы 183

Командировочные 6

Питание 57,7

Медикаменты 153,3

Приобретение оборудования 0

Мягкий инвентарь 13,41

Кап. ремонт 0

Прочие 9,91

Количество койко-дней 23200

ЭТАЛОН РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

Формула: Цена = Себестоимость+ Прибыль. Прибыль =Себестоимость * К рентаб.

1. алгоритм: определить все затраты за год на терапевтическое отделение ЦРБ: Зпл. - Отч.в/б + Хоз. расх. + Команд. + Питание + Медикам. + М. инвентарь + Прочие = 583,02 тыс.

2.алгоритм: 583,20 тыс, руб.: 23200 = 251,3 руб. - его стоимость одною койко-дня.

3.алгоритм: цена = 251,3 + (251,3 х 0,2) = 251,3 + 50,26 = 301,56

ЗАДАЧА 1.

Определить себестоимость и цену одного исследования атмосферного воздуха, рабочего места, если известно, что:

- средняя зарплата врачей, занимающихся данными исследованиями за год составила
10,4 млн. руб.

- среднего персонала - 5,1 млн.руб.

- накладные расходы составили - 14,8 млн.руб,

- процент рентабельности (норма прибыли) установлена в пределах 30% (0,3)

- за расчетный период (284 раб. дней в год) в сан.-химической лаборатории проведено 10000 анализов.

ЗАДАЧА 2.

Определить стоимость одного исследования объекта или продуктов питания на содержание в них пестицидов методом тонкослойной хроматографии, если известно, что:

- фонд заработной платы медицинского персонала, занимающегося исследованием на содержание пестицидов составила 27800 т.руб. (27,8 млн.руб.)

- накладные расходы (на административно-хозяйственный персонал, текущие хозяйственные расходы, транспортные услуги и т.н.) составил 41,68 млн. руб.

- за расчетный период (284 раб. дня в год) в сан. -хим. лаборатории проведено 1000 исследований на содержание пестицидов.

- коэффициент рентабельности (0,3) - 30%.

 

ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВОГО ЗАДАНИЯ:

Приложение к задаче по планированию и финансированию

Базовая программа обязательного медицинского страхования

Специальности коек На 10000 населения
Должностей врачей Всего
Амбулаторная помощь Стационарная помощь
Терапия (общая) 20,35 3,9 1,44 5,34
Хирургия (общая) 10,45 0,38 1,04 1,42
Педиатрия 3,96 2,05 0,33 2,38
Акушерство 5,7 0,98 0,5 2,01
Гинекология 6,8 0,5
Стоматология 0,43 4,71 0,03 4,74
Всего 97,06 15,16 7,5 30,4

 

Составить план медицинского обслуживания населения города, исходя из современных норм, нормативов гарантированной помощи населению в условиях развития бюджетно-страховой медицины;

1. Определить плановое (необходимое) число врачебных должностей для обеспечения потребностей населению в амбулаторно-поликлинической помощи.

2. Составить плановое (необходимое) число больничных коек для определения потребности населения в стационарной помощи (плановое количество коек).

3.Определить потребность населения в стационарозамешающих технологиях.

4.Определить потребность населения в медицинских кадрах.
ПРИМЕЧАНИЕ: исходные сведения, нормы и нормативы для определения потребности населения в различных видах медицинской помощи представлены в приложении и таблицах.

1.Базовая программа ОМС.

2. Федеральная программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению.

ПРИМЕР конкретного планирования оказания медицинской помощи населению в условиях развития бюджетно-страховой медицины. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: Численность населения города И. - 64000 человек, в т.ч. у детей -14 тыс.

Общий уровень заболеваемости по обращаемости - 870,0 на 1000 взрослого населения 1800,0 на 1000 детского населения.

I. Определение потребности населения в амбулаторно-поликлинической помощи (АПП).

Главный измеритель АПП - функция врачебной должности. Ф вр.д. - Б * С * Г, где Б -нагрузка врача на I час приема или обслуживания на дому; С - число часов работы в день. Г -число рабочих дней в году. Врачебная должность выполняет функцию, которая составляет примерно 6000 врачебных посещений в год. I метод - нормативный

а) N = 9,198 вр. пос. * 50000 = 459900 на взрослое население города.

б) Зная функцию врачебной должности, определяем плановое число врачебных должностей для взрослого населения: 459900: 6000 = 76,6 врачебных должностей, где 9,198 посещений к врачу
на 1 жителя - норматив федеральной программы государственных гарантий обеспечения
граждан РФ бесплатной медицинской помощью: - 6000 пос. к врачу - функция одной врачебной должности.

П. Определение потребности в стационарной помощи взрослого населения: главный измеритель стационарной помощи - функция больничной койки; Ф.б.к.=Д/п. где Ф.б.к. - плановая Функция больничной койки (число больных которое может обслужить койка в течение года.

п -среднее использование койки (в днях}.

и - средняя длительность пребывания больного на койке (в днях).

Ф.б.к.- 330/16=20,625 (оборот койки)

Определение потребностей в койках: I метод – нормативный:

а) 2812,5 * 50 = 145075 - дней пребывания в стационаре для всего взрослого населения; где 2812,5 -дней пребывания в стационаре на 1000 жителей - норматив по Федеральной программе.

б) 145075/16=9067.187 - госпитализаций, если известно из функции больничной койки, что одна госпитализация в среднем составляет 16 дней.

в) 9067/20=453 - койки. Такова потребность взрослого населения города в коечном фон­де.

II. Определение потребности населения в стационарной помощи по формуле П.И. Роэенфельда:

K=H*P*N

Д* 100

где К - число среднегодовых коек – искомая

величина.

Н - численность населения.

Р - процент отбора для госпитализации (по данным официальной статистики -17-18%)

N - среднее число дней пребывания больного на койке (16); Д - среднее число дней использования конки в году (330-340 дней)

К= 5 0000взр.нас. * 18* 16 = 423 койки

340* 100

III. Определение потребностей в койках детского населения:

а) ТОООО - 26,3 койки.

18,3 - норматив по базовой программе - необходимое число коек па 10000 детского на­селения, для обеспечения детского населения стационарной помощью

б) Определение штатных должностей врачей-ординаторов детского стационара
26,3/20=1.315 врачебной должности, где 20 коек - нагрузка на 1 ординатора в обслуживании больных в стационаре.

в) Определение штатных должностей врачей, занятых на амбулаторно-поликлиническом обслуживании детей: участковые педиатры 14000: 700 = 20, при этом одна должность участкового врача педиатра обслуживает 700-800 детей (норма).

IV. Определение потребности взрослого населения в амбулаторно-поликлинической помощи по обращаемости и заболеваемости.

а) 870 на 1000 нас. * 50 * 3,3 = 143550, посещений к врачу всего, где 870-уровень заболеваемости по обращаемости 50 - 50 тыс. взрослого населения 3,3 - кратность посещений по одному обращению.

б) Зная функцию одной врачебной должности (6000 вр. пос. вгод), определяем необходимое количество врачебных должностей по данным заболеваемости и посещаемости для обеспечения амбулаторной помощи".

143550: 6000 = 24 врачебной должности.

ВЫВОД: 1) При использовании нормативного метода планирования мы получили по­требность равную 76,6 врачебных должностей, а по данным заболеваемости 24.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-: 1. В современных условиях развития бюджетно-страховой медицины нормативы не носят директивный характер, следует ориентировать па объективные показате­ли здоровья.

2.Необходимо провести реструктуризацию оказания медицинской помощи населению в амбулаторно-поликлинических условиях.

3. Привести штатное расписание в соответствие с потребностью населения с ориентацией на показатели здоровья.

4. Формулу И.И. Розепфельда можно использовать для планирования стационарной помощи, так как она учитывает такие переменные величины как уровень госпитализации (процент отбора и величину средней длительности пребывания больного на койке).

 

ЗАДАЧА №3.

1. Определить плановое количество врачебных должностей в поликлинике для оказания медицинской помощи взрослому населению (по данным заболеваемости и нормативным ме­тодом). Определить число посещений в поликлинике.

2. Определить сумму, которую должна уплатить страховая организация за обслуживание больных в поликлинике (стоимость одного посещения 218,1 рубля).

3. Определить соответствие коечного фонда с Федеральной программой и привести его в соответствие с ней (N ~- 2,78 дней на 1 чел.).

4. Определить количество врачей для стационарной помощи (использовать метод нормативный и по данным заболеваемости по обращаемости),

5. Определить стоимость содержания плановых коек в целом по стационару на год, если известно что норматив средней стоимости одного койко-дня на 2010 год составил 1380,6 руб.

6. Определить число пролеченных больных (оборот койки 28).

7. Какая сумма должна быть перечислена ЛПУ за всех пролеченных больных.

Район Д.

Число жителей - 50000

Из них детей до 14 лет - 12000

Число коек - 200

Из них терапевтических - 60

хирургических (с травм) - 60

педиатрических - 30

акушерско-гинекологических - 50

Заболеваемость по обращаемости взрослого населения составляет 1050 на 1000 взросло­го населения при кратности посещений 3,2-3,4 по одному обращению.

ЗАДАЧА № 4

В районе Г. число жителей 18000. Изних детей до 14 лег – 5000. Число коек - 200, из них:

-терапевтических - 40

-хирургических (с травматологическими) - 30

-педиатрических - 10
акушерско-гинекологических - 20

Общая заболеваемость по обращаемости составила в 1999 году по району 1110,0 на 1000 взрослого населения при кратности посещения 3,3 по одному обращению,

1. Определить потребность населения в амбулаторно-поликлинической помощи: число врачебных посещений, число врачебных должностей.

2. Определить потребность населения в стационарной помощи: общее количество врачебных должностей и количество коек.

3. Использовать в работе основные методические методы (нормативный метод; по данным заболеваемости по обращаемости, по формуле И.И. Розенфельда).

ЗАДАЧА №5

В районе Ж. Число жителей 32000 Из них детей до 14 лет - 7000 Число коек - 350, из них:

- терапевтических - 60

- хирургических (с травматологическими) - 40

- педиатрических - 20

- акушерско-гинекологических - 30

Общая заболеваемость по обращаемости составила в 1999 году по району 1110,0 на 1000 населения,

1. Определить число посещений в поликлинике (включая на дому) на 2000 год для взрослого населения.

2. Определить необходимое количество врачей для амбулаторно-поликлинической помощи (использовать метод нормативный и по данным обращаемости населения за медицинской помощью.

3. Определить соответствие коечного фонда с Базовой программой; рассчитать необходимое количество коек нормативным методом (в соответствии с Федеральной программой и по данным заболеваемости по обращаемости).

4. Определить необходимое число врачебных должностей для стационарной помощи (всего и по специальностям).

 

5. Определить стоимость содержания коек в целом по стационару на год, если известно, что расчетная стоимость одного дня пребывания в стационаре составила 260 рублей.

6. Определить число пролеченных больных но стационару (оборот койки -21 ).

7. Рассчитать общую стоимость всех пролеченных больных в стационаре, если известно, что ориентировочная стоимость одного пролеченного больного на 01.01.99 г. 2500-2600 рублей.

ЗАДАЧА №6

Население района Н. составляет 50000. ЦРБ рассчитана на 160 коек., в т.ч. терапевтических - 50, инфекционных - 30, хирургических - 30.

Достаточная ли мощность ЦРБ для оказания стационарной помощи населению?

1.Рассчитать необходимое (плановое) число коек, исходя из Базовой программы ОМС и рекомендациям ВОЗ (70-80 коек на 10000 населения).

2.Полученное число коек распределить по специальностям в соответствии с нормативами.

ЗАДАЧА № 7.

В районе Ж. Число жителей 50000 Из них детей до 14 лет - 12000 Число коек - 500, из них:

- терапевтических - 90

- хирургических (с травматологическими) - 60

- педиатрических - 30

- акушерско-гинекологических - 50

Общая заболеваемость по обращаемости составила в 1999 году по району 1050,0 на 1000 взрослого населения при кратности посещений 3,2-3,4 по одному обращению.

1. Определить число посещений в поликлинике (включая на дому) на предстоящий год для взрослого населения.

2. Определить сумму, которую должна получить поликлиника от ТФОМС за обслуживание больных в поликлинике (стоимость одного посещения ориентировочно 25 рублей).

3. Определить соответствие коечного фонда с Федеральной программой государственных гарантий.

4. Определить количество врачей для амбулаторной и стационарной помощи.

 

Тестовые задания к теме «Экономика, планирование, финансирование»:

1. Система финансирования здравоохранения в России в настоящее время является:

а) государственной;

б) страховой;

в) бюджетно-страховой;

г) частной.

 

2. На медицинские услуги по программе ОМС устанавливаются цены:

а) договорные;

б) утвержденные администрацией территорий;

в) свободные;

г) бюджетные;

д) альтернативные.

 

3. Основными источниками финансирования здравоохранения в России являются средства

а) ОМС

б) ДМС

в) бюджета

г) граждан

д) предприятий и организаций

 

4. Бесплатная медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения обеспечивается за счет средств

а) бюджета

б) ОМС

в) ДМС

г) благотворительных взносов

д) предприятий и организаций

 

5. Территориальная программа ОМС составляется на уровне:

а) субъектов РФ

б) правительства РФ

в) органов местного самоуправления

г) органов управления здравоохранения

д) территориального фонда медицинского страхования

 

6. Укажите необходимые данные для определения потребности населения в

амбулаторно-поликлинической помощи:

а) численность населения

б) уровень заболеваемости

в) повторность посещений с лечебной целью на одно заболевание

г) число профилактических посещений

д) число застрахованных по ОМС

е) число застрахованных по ДМС

 

7. Какие из ниже приведенных данных используются для определения потребности

населения в стационарной помощи:

а) численность населения

б) уровень обращаемости (заболеваемость на 1000 населения)

в) удельный вес госпитализированных от числа обратившихся

г) средняя продолжительность пребывания больного на койке

д) количество процедур на одного госпитализированного

е) среднегодовая занятость койки

 

8. Экономика здравоохранения как отрасль решает задачи:

а) по оценке экономической эффективности лечебно-профилактической помощи

б) по расчету экономической прибыли от проведения оздоровительных

мероприятий

в) по рациональному использованию денежных и других ресурсов здравоохранения

г) все перечисленное верно

 

9. Комплексный план развития здравоохранения предполагает наличие следующих разделов:

а) сеть медицинских учреждений

б) капиталовложение

в) медицинские кадры

г) численность работников и фонд зарплаты

д) медицинское и хозяйственное снабжение

е) финансирование

ж) все перечисленное верно

 

Эталоны ответов:

1. в.

2. б.

3. а, в.

4. а, б.

5. а.

6. а, б, в, г, д.

7. а, б, в, г, е.

8. г.

9. ж.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1 Экономика здравоохранения. Уч. пособие. Под ред. А.В. Решетникова. – М., ГЭОТАР-МЕД, 2007. – 272 с.

2. Ю.П. Лисицын Общественное здоровье и здравоохранение Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.

3. Общественное здоровье и здравоохранение Учебник для студентов медвузов. Под ред. В.А. Миняева, Н. И. Вишнякова, 4-ое изд. М.: МЕД.пресс-информ, 2006. – 526 с.

Дополнительная:

1. Методические рекомендации кафедры. Экономика здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования. Сост. Лебедева Т.М., Березинская З.П. – Пермь, ПГМА, 2000 г.

2. Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в РФ.

3. Базовая программа ОМС.

4. Законодательство «Об охране здоровья граждан РФ».

5. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.01.98 г.

ПЛАН РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ:

1. Вводное слово преподавателя – 10 мин.

2. Определение необходимого уровня знаний путем активного собеседования – 40 мин.

3. Коррекция исходного уровня знаний – 30 мин.

4. Решение ситуационных задач – 100 мин.

5. Итоговый контроль знаний студентов -15 мин.

6. Подведение итогов, задание на дом.- 8 мин.

Место проведения: учебная комната кафедры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.163 сек.