Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Топливно-энергетический баланс России на период до 2030 года 3 страница




 

6. Угольная промышленность

 

Стратегическими целями развития угольной промышленности являются:

надежное и эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на высококачественное твердое топливо и продукты его переработки;

обеспечение конкурентоспособности угольной продукции в условиях насыщенности внутреннего и внешнего рынков альтернативными энергоресурсами;

повышение уровня безопасности функционирования угледобывающих предприятий и снижение их вредного воздействия
на окружающую среду.

Ход реализации Энергетической стратегии России на период
до 2020 года в указанной сфере характеризуется следующим.

В целом завершена реструктуризация угольной промышленности, обеспечившая ее трансформацию из планово-убыточной в эффективно функционирующую отрасль.

Завершается программа закрытия убыточных и неперспективных угольных предприятий, осуществляется строительство новых высокоэффективных угольных производств, что приводит к снижению издержек угольного производства, росту производительности труда и уменьшению производственного травматизма.

Прекращено дотирование угольной промышленности государством, а развитие предприятий отрасли осуществляется в основном за счет собственных средств и заемных финансовых ресурсов (около одной третьей общего объема инвестиций).

Возобновился после длительного перерыва ввод новых мощностей по добыче угля главным образом в Кузнецком бассейне.

Балансовый прирост мощностей по добыче угля в отрасли за последнее 5-летие превысил 80 млн. тонн, а мощностей по обогащению угля - 40 млн. тонн.

Возрос объем переработки угля на обогатительных фабриках с 85 млн. тонн (30 процентов) до 127 млн. тонн (40 процентов). При этом объем обогащения каменного энергетического угля увеличился в 2,7 раза.

Увеличился экспорт угля с 60,7 до 97,5 млн. тонн (в 1,6 раза).

При рассмотрении перспектив развития угольной промышленности необходимо учитывать следующие тенденции:

исчерпание потенциала развития действующих угольных бассейнов в европейской части страны и на Урале;

замедление темпов освоения новых угольных месторождений;

удорожание добычи и транспортировки угля.

К числу основных проблем в указанной сфере относятся:

сокращение внутреннего спроса на энергетический уголь;

зависимость предприятий отрасли от величины экспортных доходов;

высокая доля затрат на транспортную составляющую в цене угольной продукции;

недостаточные темпы обновления основных производственных фондов, высокий уровень износа оборудования и недостаточность средств на его модернизацию;

низкое по отношению к мировому уровню качество угольной продукции;

недостаточность инвестиционных средств для реализации масштабных инфраструктурных проектов по развитию ресурсно-производственного потенциала угольной промышленности;

недостаточный инновационный потенциал угольной промышленности, слабое развитие российского угольного машиностроения и вызванная этим усиливающаяся зависимость отрасли от импорта технологий и оборудования;

сохранение высокого уровня социальной напряженности в угледобывающих регионах, обусловленного низкой занятостью населения, дефицитом и низким качеством социальных услуг, а также высоким уровнем травматизма в отрасли и общим экологическим неблагополучием;

нарастающий дефицит квалифицированных трудовых кадров.

Для достижения стратегических целей развития угольной промышленности необходимо решить следующие основные задачи:

завершение работ по закрытию убыточных и неперспективных угольных предприятий;

обеспечение устойчивого и рационального воспроизводства минерально-сырьевой базы угольной промышленности;

рационализация структуры и территориального размещения производственных мощностей по добыче и обогащению угля, обеспечивающая эффективное использование ресурсного потенциала отрасли;

продолжение развития транспортной и портовой инфраструктуры для перевозки угольных грузов по экономически обоснованным тарифам, обеспечивающей диверсификацию направлений их поставки;

повышение эффективности процессов государственного регулирования в угольной промышленности и процессов корпоративного управления, обеспечивающих стабильность развития организаций угольной промышленности и способствующих росту их конкурентоспособности;

повышение эффективности добычи, обогащения и переработки угля на основе совершенствования применяемых технологий и оборудования, а также внедрения передовых организационных решений;

организация производства высококачественной конечной продукции (синтетическое жидкое топливо, этанол и другие продукты углехимии с высокой добавленной стоимостью), комплексное использование угля и сопутствующих ресурсов, включая добычу шахтного метана;

интенсификация природоохранных мероприятий в отрасли;

обеспечение предприятий угольной промышленности квалифицированными специалистами, ориентированными на длительные трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры.

Развитие добычи угля предусматривается в базовых бассейнах - Кузнецком и Канско-Ачинском. В средне- и долгосрочной перспективе наряду с базовыми бассейнами значительное развитие получит добыча угля на новых месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока (Ургальское, Элегестское, Эльгинское, Апсатское). Кроме того, при подтверждении экономической целесообразности сможет получить развитие добыча угля на Сейдинском (Республика Коми) и Сосьвинском (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) месторождениях, а также в Беринговском угольном бассейне (Чукотский автономный округ).

В целях дальнейшего развития экспортного потенциала отрасли предусматривается строительство необходимой портовой инфраструктуры (порт Восточный, Ванино, Усть-Луга, Мурманский глубоководный порт) и строительство новых портов с высокопроизводительными угольными терминалами, в том числе на побережье Черного моря, а при подтверждении экономической целесообразности - на северотихоокеанском побережье.

Намечаемое в рамках политики формирования рационального топливно-энергетического баланса увеличение доли угля в топливно-энергетическом балансе потребует наряду с созданием условий для эффективной межтопливной конкуренции оптимизации издержек на производство угольной продукции при одновременном совершенствовании системы налогообложения в отрасли и применении схем гибкого тарифного регулирования на перевозку угля железнодорожным транспортом.

Совершенствование системы экономического регулирования в угольной отрасли предусматривает:

переход к системе налогообложения на основе рентного подхода;

осуществление мер по рационализации налоговой нагрузки в отрасли;

освобождение от обложения таможенными пошлинами машин и оборудования для угольной промышленности, не имеющих российских аналогов;

применение механизмов частно-государственного партнерства, включая субсидирование части процентных ставок по кредитам, привлеченным в российских финансовых институтах, для стимулирования процессов обновления основных фондов отрасли, формирования новых центров угледобычи, реализации инновационных проектов (создание чистых угольных технологий, стандартизованного угольного топлива, углехимических производств, добыча шахтного метана) и развития железнодорожной и портовой инфраструктуры;

совершенствование системы регулирования железнодорожных тарифов при поставке угля на внутренний и внешние рынки, в том числе в зависимости от рыночной конъюнктуры цен на уголь и стоимости морских перевозок угля;

развитие системы прямых и долгосрочных контрактов, предусматривающих в том числе льготное тарифообразование на осуществляемые по указанным контрактам перевозки высококачественного энергетического угля для использования на российских тепловых электростанциях;

введение обязательного порядка формирования ликвидационного фонда для угледобывающих организаций;

рациональное использование механизма установления таможенных пошлин на импортируемый уголь;

развитие биржевой торговли угольной продукцией.

Совершенствование институциональной структуры отрасли и процессов корпоративного управления предусматривает:

формирование лизинговой компании, обеспечивающей предоставление высокотехнологичного горно-шахтного, горнотранспортного и обогатительного оборудования;

повышение прозрачности угольного бизнеса, включая внедрение международных стандартов финансовой отчетности и упорядочение структуры вертикально интегрированных компаний;

развитие сервисных и вспомогательных предприятий (аутсорсинг) для обслуживания основного бизнеса угледобывающих компаний, включая создание специализированных компаний, выполняющих комплекс научно-исследовательских, проектно-конструкторских и внедренческих работ,
в том числе в области дегазации шахт, с доведением в перспективе доли аутсорсинга в затратах на добычу 1 тонны угля до 30 - 35 процентов.

Совершенствование системы технического регулирования в отрасли предусматривает:

повышение нормативных требований к обеспечению безопасности и комфортных условий труда на угольных предприятиях, включая разработку новой редакции нормативных документов в области безопасности применяемого оборудования, а также средств индивидуальной защиты шахтеров и защитных систем, применяемых во взрывоопасных средах;

регулярный технический аудит состояния основных фондов угледобывающих предприятий;

разработку и внедрение технических регламентов, повышающих требования к качеству угольного топлива, включая установление стандартов качества по видам потребления угля, организацию сертификации продукции, внедрение на предприятиях международных стандартов качества.

Предусматривается последовательное приведение нормативных требований к организациям угольной отрасли в сфере охраны окружающей среды в соответствие с мировыми стандартами.

Планируется осуществление мероприятий по повышению социальной защищенности работников и качества трудовых отношений в отрасли, включая разработку социальных стандартов, создание системы обязательного страхования промышленного персонала на угледобывающих предприятиях, а также дальнейшее совершенствование информационно-аналитического обеспечения в угольной промышленности, позволяющего в том числе осуществлять регулярный комплексный мониторинг ситуации в отрасли.

На первом этапе реализации настоящей Стратегии в угольной промышленности планируются:

реализация комплекса программных мер по стабилизации ситуации в отрасли в условиях снижения объемов производства угля;

завершение мероприятий по реструктуризации отрасли;

техническое перевооружение и интенсификация угольного производства;

увеличение объемов обогащения угля;

снижение аварийности и травматизма на угледобывающих предприятиях;

дальнейшее развитие экспортного потенциала отрасли.

Второй этап реализации настоящей Стратегии в части развития угольной промышленности предусматривает формирование новых центров угледобычи на новых угольных месторождениях с благоприятными горно-геологическими условиями, оснащение предприятий отрасли современной высокопроизводительной техникой и технологиями, отвечающими мировым экологическим нормам, снятие системных ограничений при транспортировке угольных грузов на внутренний и внешний рынки, развитие системы аутсорсинга, достижение максимальной переработки каменного энергетического угля с учетом требований внутреннего рынка, реализация пилотных проектов на базе российских технологий глубокой переработки угля и добычи шахтного метана.

Третий этап реализации настоящей Стратегии в части развития угольной промышленности предусматривает кардинальное повышение производительности труда при обеспечении мировых стандартов в области промышленной безопасности и охраны труда, экологической безопасности при добыче и обогащении угля, промышленное получение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо, этанол и другие) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные материалы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.