Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раннее проявление одаренности и гениальности




Одним из доказательств решающей роли наследственности в существовании тех или иных способностей человека являются случаи крайне раннего проявления таланта.

В частности, В.Освальд (1910) среди десяти наиболее важных характеристик научного гения называет раннезрелость, а Г.Леман показывает, что ранний возраст совершения открытий характерен вовсе не только для прежних столетий, но и для XIX в.

Ограничимся пока минимумом примеров.

· Гассенди в 4 года читал на память стихи, в 7 лет он давал астрономические объяснения.

· Галлер ребенком толковал Библию.

· Ампер, еще не зная цифр и алфавита, вычислял при помощи камушков.

· Поль Бурже в 5 лет зачитывался Шекспиром и Вальтером Скоттом. Сен-Санс в 2,5 года читал ноты, в 5 лет сочинял вальсы, в 10 лет дирижировал оркестром.

· Ньютон уже в младших классах проявил большие способности в изготовлении воздушных змеев, ветряных мельниц и других игрушек.

· Майкл Фарадей, работая в книжной лавке и переплетной мастерской, уже в 14 лет постоянно читал научные труды.

· Юстус Либих дома повторял описанные в книгах химические опыты и еще мальчиком достиг знаний на уровне профессора.

Вот список людей (далеко не всеохватывающий), сделавших крупные открытия в возрасте до 21 года.

· Мэри Аннинг в 12 лет нашла первый экземпляр ихтиозавра, описанный в науке.

· Джейн Остин написала свою лучшую книгу в возрасте 20–21 года.

· Антуан Сезар Беккерель в 19 лет заметил, что свет меняет сопротивление селена (ему принадлежат классические труды по фосфоресценции и термоэлектричеству, его сын Александр – один из основоположников теории флуоресценции, а внук Антуан Анри – лауреат Нобелевской премии, открывший естественную радиоактивность солей урана).

· Л. Беллини в 19 лет обнаружил, что полоски на разрезе почки – трубочки, а не волокна.

· Ж. Бизе написал первую симфонию в 17 лет.

· У. Блейк написал первый сборник стихов в 12–20 лет.

· Луи Брэйль, ослепший в три года, изобрел свою азбуку для слепых в 20 лет.

· Эразм Дарвин написал «Зоономию» в 18 лет.

· Лейбниц в 21 год написал важные философские и юридические статьи, Джакомо Леопарди в этом же возрасте написал выдающиеся поэмы, Маркони изобрел метод передачи сигналов по радио, Милле написал две картины, прославившие его.

· Мендельсон-Бартольди создал увертюру «Сон в летнюю ночь» в 17,5 года.

· Мильтон в 15 лет – автор замечательного гимна.

· Мерфи в 12 лет стал чемпионом Нового Орлеана, а в 21 год – чемпионом мира по шахматам.

· Джеме Педжет открыл трихины, когда ему не исполнилось еще 21 года.

· Блез Паскаль в 19 лет изобрел счетную машину.

· У. Г. Перкин в 18 лет, пытаясь синтезировать хинин, открыл первый анилиновый краситель.

· Рафаэль в 20 лет создал свою первую знаменитую картину «Брак Богоматери».

· Д.Г. Россетти, основатель «братства прерафаэлитов», написал в 19 лет свою лучшую поэму.

· Россини написал оперу «Танкред» в 21 год.

· Шеллинг первое крупное философское произведение написал в 19 лет.

· Шуберт создал музыку первой песни в 17 лет, а знаменитую мелодию на слова «Лесного царя» в 18 лет.

· Роберт Бернс лучшие поэмы и песни создал в возрасте 14–21 года.

· Де Кандоль в 21 год закончил четырехтомный труд по ботанике, и этот труд получил признание Кювье и Ламарка.

· Т. Чаттертон написал свои замечательные поэмы и баллады в 12 лет.

· С. Кольт изобрел в 18 лет револьвер, а в 19 сконструировал револьвер и ружье, впоследствии запатентованные.

· Первую фармакопею составил в 20 лет В. Кордюс.

· Пьер Кюри сделал первые открытия в химии в 20 лет.

· Г. Дэви в 20 лет доказал молекулярную теорию тепла.

· Де Грааф открыл в двадцатилетнем возрасте, что яйцеклетки возникают в яичниках.

· В 20 лет П. Эрлих изобрел метод мазков крови и усовершенствовал методы окрашивания препаратов, Л. Эйлер – опубликовал диссертацию о математическом определении соотношения между длинами волн звуков, Гроттхуз опубликовал теорию электролиза.

· Галилей открыл правило колебания маятника в 17 лет.

· Галлей обнаружил солнечные пятна и затмения Марса в 19 лет.

· Джереми Хоррокс успел за 22 года сделать множество астрономических открытий.

· Джоуль сделал свое величайшее открытие – экспериментально обосновал закон сохранения энергии – в 21 год.

· Г. Кирхгоф в 21 год установил два правила для электрической цепи, носящих его имя.

· В 21 год Рене Леннек написал статью о разнице между перитонитом и энтеритом.

· Сваммердам в 19 лет первым описал эритроциты.

· Уильям Томсон (лорд Кельвин) к 21 году опубликовал дюжину оригинальных работ по математической физике.

· Т. Янг описал механизм аккомодации хрусталика в 19 лет, а в 21 год был избран членом Королевского общества.

· М. Ю. Лермонтов – в 15 лет первая редакция «Демона» и «Испанцы», в 16 лет – «Маскарад».

· А. С. Грибоедов – в 13 лет окончил университет, второй факультет – к 17 годам.

· О раннем Пушкине можно писать тома.

· Создатель евгеники английский психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон читал книги в возрасте двух с половиной лет. К 4 годам он уже знал таблицу умножения и пятьдесят строк латинской поэзии наизусть, к 5 годам декламировал с выражением поэмы Вальтера Скотта, в 6 – «Илиаду» и «Одиссею». В 8 лет его отдали в школу, в класс, где обучались 14–15-летние мальчики из обеспеченных семей. Он почти всегда был чем-то занят, никогда не бездельничал. Но справедливости ради надо отметить, что у него было семейное окружение, почти идеальное для реализации творческой одаренности.

· Французский писатель Франсуа Рене Шатобриан к 13 годам выделялся не только своей страстью к чтению, не только исключительной памятью, но и замечательной трудоспособностью. Его способности были настолько поразительны, что он мог почти дословно повторить многостраничную проповедь, к которой едва прислушивался.

· Французский философ Огюст Конт в 15 лет выдержал экзамен в Парижскую политехническую школу, а в 20 стал одним из наипризнаннейших философов своего времени.

· Поражал своим рано проявившимся интеллектом французский математик и философ Дан Д’Аламбер, который в 4 года читал и решал сложнейшие задачи, а в десять его перевели из школы в колледж. В 23 года он стал членом академии.

· Величайшее открытие Ренэ Декарта – «декартовы координаты» – было сделано им в 17-летнем возрасте. Кстати, в свои 22 – 23 года, служа в армии, в промежутках между боями и походами он написал несколько блестящих философских произведений.

· Среди рано проявивших свою одаренность людей все же поражают примеры английского историка Томаса Маколея и писателя Дж.Стюарта Милля. Маколей чрезвычайно напугал свою мать, когда в 3 года, сохраняя без труда в памяти точную фразеологию, повторил прочитанную им «взрослую» книгу, а посетив музей в том же возрасте, перечислял без запинки все экспонаты в порядке их расположения. Милль читал по гречески классиков в 4 года, а в 8 за один год выучил латынь. Уже в 5 лет он мог обсуждать сравнительные достоинства и недостатки полководческой деятельности Мальборо и Веллингтона.

Можно, конечно, сказать, что если бы такие сверхблагоприятные условия, какие были у большинства перечисленных выше людей, создать всем детям, то и они проявили бы столь же высокие показатели развития. Но, к сожалению, приходится констатировать, что, во-первых, даже в одной семье, где в равных условиях воспитывались будущие гении и их родные братья и сестры, все же именно гении вырвались к вершинам творчества и сумели проявить себя. Во-вторых, и мы об этом уже не раз упоминали, почти поголовное среднее образование, почти в сотни раз чаще получаемое высшее образование, почти в тысячи раз чаще встречающиеся вполне благоприятные условия развития, создаваемые в интеллигентных семьях в XX в., не прибавляют значительно количества гениев. Гениальность остается явлением, в столь же равной степени зависящим как от внешних условий, так и от врожденных особенностей. И лишь совокупность оптимальных внешних условий (включающее не только детский период, но и период дальнейшего развития человека) и врожденной одаренности может дать проявившегося гения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.