Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семестр




Занятие 1

Тема «Особенности внешнего и внутреннего строения рептилий»

Оборудование и материалы

1. Влажные препараты «Внутреннее строение агамы»

2. Муляж мозга рептилий.

3. Таблицы: 1) внутреннее строение ящерицы; 2) головной мозг рептилий.

Кл. Reptilia – рептилии

П/кл. Lepidosaura - лепидозавры

Отр. Squamata – чешуйчатые

Agama caucasica

ЗАДАНИЕ: Рассмотреть и зарисовать внутреннее строение агамы с влажных препаратов. Обозначить: отделы передних и задних конечностей, сердце (предсердия и желудочек), печень, трахею, пищевод, легкие, желудок, поджелудочную железу, селезенку, кишечник, клоаку, гонады, почки.

Рассмотреть муляж мозга агамы,

зарисовать мозг сверху, снизу и сбоку, обозначить все отделы.

Занятие 2

Тема: «Особенности скелета рептилий»

Оборудование и материалы

1. Скелет рептилий: ящерицы, змеи, черепахи.

2. Таблица: типы черепов амниот.

Кл. Reptilia – рептилии

П/кл. Anapsida - Анапсиды

Отр. Chelonia - Черепахи

Emys arbicularis – Черепаха болотная

ЗАДАНИЕ: Рассмотреть и зарисовать: а) череп черепахи (анапсидный) сбоку; обозначить ложную височную ямку;

б) скелет конечностей и их пояса, обозначить на скелете передней конечности: кости: плечевую, локтевую, лучевую, запясти, пясти; фаланги пальцев; интеркарпальный сустав;

на скелете задней конечности: кости: бедренную, большую и малую берцовые, предплюсны, плюсны; интертарзальный сустав, фаланги пальцев;

в плечевом поясе: лопатку, брюшной отросток лопатки, коракоид;

в поясе задних конечностей: кости: подвздошные, лобковые, седалищные.

П/кл. Lepidosaura - Лепидозавры

Отр Squamata - Чешуйчатые

Agama caucasica

ЗАДАНИЕ: Рассмотреть и зарисовать: череп ящерицы (диапсидный с редуцированной нижней дугой) сбоку, сделать соответствующие обозначения костей.

Рассмотреть череп змеи (диапсидный с редуцированными дугами).

Занятие 3

Тема: «Особенности скелета рептилий»

Оборудование и материалы

1. Коробка со скелетами рептилий: ящерицы, змеи, черепахи без подписей.

ЗАДАНИЕ: По макетам рассказать, какие кости входят в состав поясов конечностей, черепа рептилий; назвать типы черепов рептилий по наличию-отсутствию височных дуг.

Студенты сдают тему «Скелет рептилий» индивидуально.

Занятие 4

Тема: «Определение земноводных и рептилий»

Оборудование и материалы

1. Фиксированные амфибии и рептилии.

2. Кюветы, препаровальные иглы, пинцеты, перчатки

3. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР. Учеб. Пособие для студентов биол. специальностей пед. ин-тов. – М.: «Просвещение», 1977. – 415 с.

ЗАДАНИЕ: Пользуясь определительными ключами, определить 5 предложенных амфибий и рептилий. Амфибий определять до семейства, рептилий – до вида. В альбомах записать латинские и русские названия класса, отряда, семейства, вида и признаки (из определительной таблицы), наиболее характерные для данных животных.

Занятие 5

Коллоквиум «Организация пресмыкающихся»

ВОПРОСЫ

  1. Среды жизни рептилий.
  2. Особенности покровов рептилий, позволившие освоить им наземную среду.
  3. Изменения в опорно-двигательной системе рептилий.
  4. Особенности дыхательной системы рептилий. За счет чего происходит вдох и выдох у рептилий?
  5. Кровеносная система рептилий. Особенности строения сердца крокодилов.
  6. Выделительная система рептилий. Чем тазовые почки отличаются от туловищных?
  7. Размножение рептилий. Для каких рептилий характерно яйцеживорождение?
  8. Рептилии Приморского края. К каким подклассам, отрядам и семействам они относятся?

Занятие 6

Тема «Особенности внешнего и внутреннего строения птиц»

Оборудование и материалы

1. Влажные препараты «Внутреннее строение перепела»

2. Муляж головного мозга птиц

3. Таблицы: 1) внутреннее строение птицы; 2) головной мозг птицы.

Кл. Aves – птицы

Отр. Galliformes– курообразные

Coturnix coturnix - перепел

ЗАДАНИЕ: Рассмотреть и зарисовать внутреннее строение перепела с влажных препаратов. Обозначить: сердце (предсердия и желудочки), печень, трахею, пищевод, зоб, легкие, железистый желудок, мускульный желудок, поджелудочную железу, двенадцатиперстную кишку, клоаку, гонады, почки.

Рассмотреть муляж мозга птицы, зарисовать мозг сверху и снизу, обозначить все отделы.

Занятие 7

Тема «Особенности скелета птиц»

Оборудование и материалы

1. Скелеты голубя и курицы

2. Таблица: скелет птицы.

Кл. Aves – птицы

Отр. Galliformes– курообразные

Gallus domesticus – Курица

ЗАДАНИЕ: Рассмотреть и зарисовать: череп курицы сбоку, скелет конечностей и их пояса, обозначить:

- на рисунке черепа: тип черепа (диапсидный с редуцированной верхней дугой), нижнюю дугу, образованную скуловой и квадратно-скуловой костями;

- на скелете передней конечности: кости: плечевую, локтевую, лучевую, пястно-запястную (пряжку); фаланги 2-го, 3-го и 4-го пальцев;

- на скелете задней конечности: кости: бедренную, малую берцовую, голенно-предплюсневую, цевку, фаланги пальцев;

-в плечевом поясе: лопатку, вилочку (сросшиеся ключицы), коракоид;

- в поясе задних конечностей: кости: подвздошные, лобковые, седалищные; отметить, что таз у птиц открытый.

Занятие 8

Тема «Скелет птиц»

Оборудование и материалы

1. Коробка со скелетом птицы без подписей.

ЗАДАНИЕ: По макетам рассказать, какие кости входят в состав всех отделов скелета птицы, объяснить, какие особенности скелета позволили птицам освоить воздушную среду.

Студенты сдают тему «Скелет птиц» индивидуально.

Занятие 9

Тема: «Определение птиц»

Оборудование и материалы

1. Тушки птиц.

2. Иванов А.И. Краткий определитель птиц СССР/ А.И. Иванов, Б.К. Штегман. - Л.: Наука, 1978. – 560 с.

ЗАДАНИЕ: Пользуясь определителем, определить 5 предложенных птиц до вида. В альбомах записать латинские и русские названия класса, отряда, семейства, вида и признаки (из определительной таблицы), наиболее характерные для данных животных.

Занятие 10

Коллоквиум «Организация птиц»

ВОПРОСЫ

  1. Что обеспечивает теплокровность птиц?
  2. Особенности строения птиц, связанные с полетом.
  3. Особенности размножения и развития птиц.
  4. Происхождение птиц.

Занятие 11

Тема: «Особенности внутреннего строения млекопитающих»

Оборудование и материалы

1. Влажные препараты: «Внутреннее строение крысы», «Отделы желудка жвачных животных».

2. Муляжи мозга млекопитающих.

3. Таблица: внутреннее строение млекопитающих.

4. Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: учебное пособие для вузов /[В. М. Константинов, С. П. Шаталова, В. Г. Бабенко и др.]; под ред. В. М. Константинова. - М.: Академия, 2001. – С.240-243..

Кл. Mammalia – Млекопитающие

Отр. Rodentia– Грызуны

Rathus norvegicus – Крыса белая

ЗАДАНИЕ: Рассмотреть и зарисовать внутреннее строение крысы с влажных препаратов. Обозначить: сердце (предсердия и желудочки), трахею, пищевод, слюнные железы, легкие, диафрагму, печень, желудок, поджелудочную железу, двенадцатиперстную кишку, слепую кишку, толстую кишку, тонкую кишку, прямую кишку, гонады (указать, какие), почки.

Рассмотреть муляж мозга крысы, зарисовать мозг сверху и обозначить: полушария переднего мозга, обонятельные доли, эпифиз, мозжечок, продолговатый мозг.

Отр. Artiodactyla– Парнокопытные

ЗАДАНИЕ: Рассмотреть на влажных препаратах отделы желудка жвачных: рубец, сетку, книжку, сычуг, зарисовать схему расположения этих отделов и рядом стенки отделов желудка.

Занятие 12

Тема: «Особенности скелета млекопитающих»

Оборудование и материалы

1. Коробки со скелетом млекопитающих

2. Таблица: скелет кошки.

Отр. Carnivora– Хищные

Felis catus – Кошка

ЗАДАНИЕ: Рассмотреть и зарисовать: а) нижнюю челюсть с зубами, обозначить: резцы, клыки, ложнокоренные и коренные зубы;

б) слуховые косточки: молоточек, наковальню, стремя, подписав, производными каких костей черепа они являются;

в) скелет конечностей и их пояса; обозначить на скелете передней конечности: кости: плечевую, локтевую, лучевую, запясти, пясти; фаланги пальцев; на скелете задней конечности: кости: бедренную, большую и малую берцовые кости, предплюсны (среди них – таранную и пяточную кости), плюсны, фаланги пальцев.

Занятие 13

Тема: «Скелет млекопитающих»

Оборудование и материалы

1. Коробка со скелетом кошки без подписей.

ЗАДАНИЕ: По скелету рассказать, какие кости входят в состав всех отделов скелета млекопитающего, объяснить, чем можно объяснить различия в строении отделов позвоночника разных млекопитающих.

Студенты сдают тему «Скелет млекопитающих» индивидуально.

Занятие 14

Тема: «Определение млекопитающих»

Оборудование и материалы

1. Черепа млекопитающих.

2. Наземные млекопитающие Дальнего Востока СССР: Определитель. – М.: Наука, 1984. – 358 с.

ЗАДАНИЕ: Пользуясь определителем, определить 5 млекопитающих по предложенным черепам до вида. В альбомах записать латинские и русские названия класса, отряда, семейства, вида и признаки (из определительной таблицы), наиболее характерные для данных животных.

Занятие 15

Коллоквиум «Организация млекопитающих»

ВОПРОСЫ

Студенты в течение занятия заполняют таблицу «Сравнительная характеристика рептилий и млекопитающих»:

Признаки Рептилии Млекопитающие
Покровы    
Органы, расположенные на голове    
Тип черепа    
Шейный отдел позвоночника    
Пояс передних конечностей    
Пищеварительная система    
Дыхательная система. Акт дыхания    
Кровеносная система    
Выделительная система    
Головной мозг    

 

Занятие 16

Индивидуальное собеседование по результатам лабораторных занятий.

 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный университет»

(ДВГУ)

 


АкАдемия экологии, морской биологии и биотехнологии

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.