КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Архитектура Алвара Аалто
Выполнил студент: VI курса заочного отделения Голованова Елена Владимировна
Санкт-Петербург 2015 г.
Содержание: стр.
1. Основные принципы архитектурного строительства А.Аалто. 3 2. Главные постройки и проекты. 5 3. Эталонная библиотека в Выборге. 7 4. Роль А.Аалто среди современников - архитекторов. 11 5. Список использованной литературы. 14 6. Список иллюстраций. 15 7. Иллюстрации. 16
Основные принципы архитектурного строительства А.Аалто Алвар Аалто – всемирно известный финский архитектор и дизайнер. Родившись в самом конце XIX века, он прославился на весь мир своими многочисленными постройками жилых домов и целых градостроительных комплексов, в которых наряду с функционализмом, всегда отчётливо проявлено гуманистическое отношение их создателя. Годы его жизни – 1898 – 1976. Как и любому другому представителю своей профессии, Алвару Аалто было свойственно комплексное понимание архитектуры и её роли в обществе, необходимости решения многих социальных задач. Он воспринимал её как нечто цельное, охватывая в своей голове всевозможные связи: начиная от городской планировки от городской планировки и заканчивая такими мелочами, как конструкции дверных ручек. Отношение Аалто к окружающей его здания природе всегда базировалось на осознании её вечной ценности и первостепенной важности. Стараясь организовать союз архитектурного проекта и естественной среды окружение максимально эргономично, он до мелочей продумывал все мельчайшие аспекты их взаимодействия. Так, например, он старался максимально использовать естественный свет, как с точки зрения активного освещения внутреннего пространства, так и с эстетической составляющей. Восхищаясь природными формами, он выстраивал свои архитектурные комплексы и отдельные постройки так, чтобы они не только органично воспринимались в окружающем их ландшафте, но и становились его неотъемлемой частью. Помимо основных принципов функциональности и эргономичности, в его проектах жилых зданий неизменно учитывались социальные запросы и потребности человеческой личности. Аалто высказывал интересную мысль о том, что все предметы интерьера внутри жилого помещения – это символы, которые должны любым способом напоминать человеку о природе, своеобразно компенсировать её нехватку в городской среде. Так, одним из основополагающих приёмов, которые он часто применял, стал принцип построения жилого пространства вокруг центрального двора, что служило связывающим звеном между интерьером и внешней средой. Архитектор использовал этот метод независимо от масштаба проекта: это могло быть и частное жилище, и градостроительный комплекс. Интересно также заметить особое отношение Аалто к строительным материалам. Безусловно, оно было столь же избирательным и принципиальным, как и его подход ко всем граням своей профессии. И столь же обусловлено связью с естественной средой обитания человека. Он мастерски обыгрывал такие материалы, как дерево, медь, гранит, кирпич, но категорически отказывался применять пластмассу или другие синтетические материалы. Подобное неприятие он испытывал к становящейся массовым явлением в 30-ые году XX века стандартизации типового жилья. Признавая это удобным с точки зрения упрощения самого строительства, он отвергал связанную с этим жёсткость схемы и отсутствие вариативности. Он отчётливо понимал, что можно быстро построить целые жилые районы, но потом самим же людям будет психологически некомфортно в них существовать. Своими проектами он старался доказать существование альтернативного пути, продуманного, и в то же время естественного. Лёгкость осуществления проектов криволинейных стен, потолков и других поверхностей способствовало утверждение в архитектуре железобетонных каркасов. Очень интересны в этом отношении, например, потолок лекционного зала в знаменитой библиотеке, построенной Аалто в Выборге, или криволинейная наклонная стена финского павильона на выставке 1939 года в Нью-Йорке. На первый план, безусловно, выходит, их функциональное значение. Так, криволинейные стены позволяют разместить большое количество экспонатов, а наклон стен облегчает посетителю осмотр расположенных в верхней их части изображений. Но благодаря волнообразным изгибам стен возникает плавучее живое внутренне пространство, дарующее эргономику и психологический комфорт. Для Аалто важнее всего – полнее удовлетворить функциональные требования, а уже на этой основе он определял внешний облик сооружения. В то же время он всегда боролся со стандартизацией, принципиально делая свои проекты такими, чтобы они были приятны и нескучны для глаза человека. Жизнь в США, где Алвар Аалто провел годы, когда в Европе шла Вторая мировая война, убедила его в несовершенстве чисто функционального подхода к архитектуре. В 1948 году он, уже профессор Массачусетского технологического института, спроектировал шестиэтажное студенческое общежитие, сделав его план изгибающимся по криволинейному направлению, присоединяя по всей длине многочисленные корпуса, расположенные под разными углами. Подобная схема, на его взгляд, решительно устраняет однообразие фасада заведомо протяжённого здания. Главные постройки и проекты Алвару Аалто посчастливилось реализовать большую часть своих проектов, начиная от самых незначительных и заканчивая целыми градостроительными комплексами. Более того, несколько проектов были реализованы уже после его смерти коллегами - архитекторами, в соответствии с точным следованиям оставленным чертежам. В довоенное время Алвар Аалто построил санаторий в Паймио (1929-1933) и городскую библиотеку в Выборге (в то время финский город Виппури, 1930-1935), виллу «Майреа» в Нормаркку (1939) и некоторое количество небольших вилл в пригородах Финляндии. В 1940-1948 годах он работал и преподавал в США, где осуществил ряд проектов, например, общежитие в Бостоне. Аалто осуществил также ряд проектов крупных общественных зданий: муниципальный центр в Сяюнатсало (1950-1952), Управление пенсионного обеспечения (19520-1956), Дом культуры рабочих (1955-1958) и Дворец «Финляндия» (1967-1971) в Хельсинки, Политехнический Институт в Отаниеми (1949-1976.) Последнее сооружение поражает многоликостью своего фасада. В нём умудрились сочетаться кирпичный амфитеатр, деревянные поверхности и острые углы. С каждой стороны это сооружение кажется чем-то однозначным, но каждая новая грань вновь поражает воображение, объединяясь в зримый калейдоскоп воплощённых идей. Одним из примечательных объектов, построенных Аалто, стала его собственная мастерская в Хельсинки. В ней он словно использовал всё, что мог почерпнуть из множества изучаемых стилей архитектуры. Многоярусный рельефный потолок, создающий тени, треугольное окно, вогнутое стекло в другой оконной раме, призванное проецировать слайды на расположенную за ним белую стену - все элементы крайне своеобразны и часто просто уникальны. Также его проекты были успешно реализованы в других странах, большая часть – в Германии. Например, Северный дом в Рейкьявике (1965-1968), Центральную Университетскую Больницу в Хорватии, Виллу Ваммеканн в Эстонии(1932), музей Современного Искусства в Ольборге в Дании (1958-1872), бизнес - центры и Оперный театр в Эссене в Германии (1959-1988), офисы фирм в Швеции, частные виллы во Франции, Италии и Эстонии, одиннадцать библиотек в разных странах мира. Плюс к этому множество учебных центров и университетов в самой Финляндии: в Хельсинки, Эспоо, Кайаани, Отаниеми и Ювяскюля. Однако часто было и так, что изначально заказчики были готовы к реализации проекта, но впоследствии отказывались от этих идей, ссылаясь на то, что проект Аалто не вписывается в среду их страны. Помимо гражданской архитектуры общественного значения, жилых построек, вилл и выставочных павильонов, Аалто стал автором нескольких проектов церковной архитектуры. В том числе приходских центров в Вольфсбурге(1963), церкви Трёх крестов в Вуоксенниска(1958) и других. В целом же, его карьера была все же в большей степени связана с Финляндией. Он почти все время работал у себя на родине, и большинство его работ находится в его родной стране.
Эталонная библиотека в Выборге
Коснёмся несколько подробнее здания библиотеки, построенной им в Выборге в 1930-1935 годах. Алвар Аалто построил не просто оригинальное здание для публичной библиотеки, он создал новый вид публичной библиотеки, который можно охарактеризовать как гуманистический. Более того, именно это здание стало считаться эталонной библиотекой. Ее типологические особенности - впервые в истории библиотек - были определены непосредственно самим зодчим, а не профессиональным библиотечным работником, лишь в определенных случаях контактирующим с архитектором, как это было раньше. Функциональность библиотеки Аалто не имела при этом ничего общего с абстрактным характером организационно-технических требований к библиотеке, а понималась как служащая человеку. Библиотека для Аалто глубоко биологична. Прорезывая потолок круглыми окнами, он дает читателю свет, который неслучайно льется здесь сверху. Но при этом он добивается сбалансированного решения проблемы освещения, в результате чего оно благотворно влияет на зрение читающего человека, а вредное влияние инфракрасных лучей сводится к минимуму. Свет при этом не вредит книгам, так как нет прямого воздействия солнечных лучей. В условиях длительной зимы авторски разработанное потолочное освещение в Выборгской библиотеке физиологически благотворно действовало на человека вместе с другим фактором - отоплением, трубы которого проложены также по потолку, в итоге тепло шло сверху. Размещение отопления в верхней части помещения позволяет сократить неизбежную в среде книг циркуляцию пыли. Здание со стороны улицы не имеет окон, что позволило расположить книжные полки вдоль стен и обеспечило читальным залам практически полную изоляцию от городского шума, что тоже весьма немаловажно. Для Аалто принципиальное значение имело и то, как вписывалось библиотечное здание в окружающую среду, и как оно с ней взаимодействовало. Не было случайностью и то, что Выборгская библиотека построена в парке. Библиотекарь получал возможность находиться в определенном взаимодействии с окружающим миром природы, ибо благодаря огромным стеклянным окнам в рабочих помещениях сотрудники могли ощущать связь с природой. Вне всякого сомнения, это оказывало целительное воздействие на любого человека, работающего в библиотеке. Во многих планах Выборгская библиотека остается эталоном до сих пор: здесь само решение лекционного зала предполагало особое отношение к человеческому голосу - он был слышим в естественных условиях без обращения к микрофонам или другим техническим средствам. Проектируя библиотеку Выборга, Алвар Аалто создал свой знаменитый волнообразный потолок из нескольких тысяч деревянных пластин, обладающий уникальными акустическими характеристиками. В егоработах нет декоративных элементов, сделанных только ради декора здания. Все украшения, которые финский архитектор включает в свои проекты, несут определенную функциональную нагрузку. Он использует в качестве украшения технические детали: вентиляционные системы, осветительное оборудование, акустические панели и устройства. По его авторским эскизам была также изготовлена мебель из гнутой фанеры, дверные ручки и некоторые детали интерьера. Особо следует отметить, как новаторски для своего времени Аалто решил задачу разделения библиотеки на две основные зоны — традиционную библиотеку для читателей и пространство, открытое для широкой публики, включая тех, кто может быть охарактеризован как нечитатель (посетители библиотеки как культурного центра). Это пространство включает помещения для выставок, лекционный или концертный зал и расположено в стороне от зоны обслуживания. Сегодня такое решение стало нормой и учитывается при возведении новых зданий для библиотек, ибо сегодня любая крупная библиотека уделяет все больше и больше внимания своей деятельности в качестве культурного центра. Архитектурное построение библиотеки не только отвечает ее функциональному назначению, но и создает наилучшие условия для организации работы. Для Аалто принципиальное значение имело использование природных, т. е. естественных материалов. Сегодня мы могли бы сказать, что Выборгская библиотека была идеальной и в экологическом отношении. Но если в середине 1930-х гг. такая характеристика не являлась объектом внимания библиотечного персонала и руководителей и была лишь личным волеизъявлением архитектора, то сегодня она стала актуальной. Модные когда-то увлечения синтетическими и пластиковыми материалами отошли в прошлое. Например, при постройке новых современных зданий для Библиотеки Конгресса в Вашингтоне или Британской библиотеки в Лондоне применялись только природные материалы и особенно активно - натуральное дерево. В целом же, касаясь характера использования природных несинтетических материалов в библиотеках Аалто, можно сделать вывод: если библиотека стремится быть дружелюбной по отношению к своему читателю, то альтернативы пути, предложенному финским архитектором, и реализованному впервые в Выборге, нет. Среди личностей, которые в ХХ веке оказали наиболее сильное воздействие на развитие библиотек всего мира, имя Алвара Аалто – одно из самых значительных. Принципы свободного пространства, заложенные при ее проектировании и строительстве, не только не устарели до настоящего времени, но и представляются наиболее прогрессивными в современной практике библиотечного строительства.
Роль Алвара Аалто среди современников – архитекторов Из всего вышесказанного, становится очевидным, что проблема гармонизации среды занимала одно из центральных мест в творчестве Алвара Аалто. Говоря о его архитектурных изысканиях в целом, можно сказать, что от строго геометрических форм ранних построек он пришёл к самобытному сочетанию национальных традиций, принципов функционализма и органической архитектуры к свободе и гибкости объёмно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду. Кто-то называет доминирующий стиль его построек функционализмом, кто-то - рационализмом или региональным (северным) модерном, но точно прослеживается лишь одно: главенствующими идеями для него всегда оставались функционализм, прочно базирующийся на идеях гуманизма и органичности. Ф инский архитектор Алвар Аалто, обладавший неповторимой художественной индивидуальностью, по праву считается одним из основоположников органической архитектуры, ставящей на первые места человеческий фактор и эстетичность. В этом же ряду был и его предшественник американец Франк Ллойд Райт, во многих своих постройках использовавший принципы органического союза природной среды и архитектуры. Удивительно, что он занимался этим в то время, когда вокруг него в Америке уже вовсю кипели и воплощались в жизнь идеи функционализма и масштабных построек с прочными стальными каркасами. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли с давних времён. Форма здания, по его мнению, должна каждый раз вытекать из его особого назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует. В Европе наиболее влиятельным представителем органической архитектуры в Европе Алвар Аалто. Индивидуализм органической архитектуры неизбежно вступал в противоречие с потребностями современного урбанизма, и неудивительно, что основными памятниками этого направления стали загородные особняки для состоятельных оригиналов, любителей современного искусства. В 1950-е годы и А.Аалто, и Ф.Л.Райт стали отходить от органической архитектуры и в целом перешли к проектированию зданий в более универсальном, интернациональном стиле. Алвар Аалто последовательно следовал своим внутренним принципам, подчиняя им свои задумки, создавая и реализуя интереснейшие проекты. Кроме него, пожалуй, ни один из архитекторов XX века не смог достичь такого поразительного, гармоничного, просто музыкального созвучия самых разных строений с окружающей природой. Многие современные архитекторы ведут поиск своего решения в диалоге с наследием Аалто (Хеннинг Ларсен и др.). Аалто как-то сказал, что «мы должны создавать простые, удобные, недекоративные вещи… такие вещи, которые находятся в гармонии с существом человека, и которые вполне подходят маленькому человеку с улицы». Город его мечты – это, в первую очередь, место, удобное для человека, не загромождённое чуждыми ему формами и размерами, там, где ему комфортно. Возрождение интереса к органической архитектуре в начале XXI века связано со становлением эстетики био-тека, или бионики (нео-органическая архитектура), которая видит интересной возможность прямых внешних аналогий архитектурных форм с формами органической природы.
Список литературы: 1. Гозак А. П. Алвар Аалто. М.: Стройиздат, 1976. - 176 с. 2. Ёдике Ю. История современной архитектуры. М.: Искусство, 1972. – 246 с. 3. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Том 1. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 656 с. 4. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий. М.: Стройиздат, 1984. – 272 с. 4.Орельская О.В. Современная зарубежная архитектура. М.: Academia, 2006. - 266 с. 5. Савицкий Ю.Ю. Архитектура капиталистических стран. М.: Стройиздат, 1973. – 133 с.
Список иллюстраций:
1. Муниципальный центр в Сяунатсало. 1950-1952 гг. 2. Финский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке.1939 г. 3. Северный дом в Рейкьявике. 1965-1968 гг. 4. Дворец «Финляндия» в Хельсинки 1967-1971 гг. 5. Библиотека в г. Выборг. 1935 г. 6. Летний домик А.Аалто. Хельсинки. Фрагменты стен.
Иллюстрации:
1. Муниципальный центр в Сяунатсало. 1950-1952 гг.
2.Финский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1939 г.
3. Северный дом в Рейкьявике. 1965-1968 гг.
4. Дворец «Финляндия» в Хельсинки 1967-1971 гг.
5. Библиотека в г. Выборг. 1935 г.
6. Летний домик А.Аалто. Хельсинки. Фрагменты стен.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 3562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |