Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выразительные средства изобразительного искусства, используемые в работе над эскизом




 

В изобразительном искусстве есть один закон – закон красоты, гармонии, который достигается созданием образа через форму простую или сложную. И есть множество выразительных средств, которые составляют язык зодчего. Главным выразительным средством в искусстве является композиция. Она присуща всем видам искусств. В переводе с латинского языка (composition) обозначает сложение, соединение в единое целое в определённом порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые вместе взятые, составляют определённую форму. Композиция – это гармоничное расположение изображаемой формы в формате, в пространстве экстерьера и интерьера, на ландшафте, это важнейший организующий компонент художественной формы придающей ей единство и цельность, соподчиняющей его элементы друг другу и целому.

Формат – плоскость материала, используемая в эскизировании, в работе, имеющая форму и размер. Выбор формата зависит от изображаемой формы и от идеи. Правильно найденный формат может усилить замысел или наоборот случайно взятый формат может разрушить цельность композиции, ослабить динамику, помешать обострению художественного образа. Есть форматы статичные - это когда при изображении формы в центре формата расстояние от силуэта формы до краёв формата равны (квадрат, круг…) и есть динамичные – когда расстояния от изображаемой формы до краёв формата не равны (прямоугольник, овал, ромб...).

Контраст – резко выраженное различие форм, характеристик элементов друг от друга. Контраст усиливает и подчёркивает различие свойств форм, делает их единство более напряжённым, впечатляющим. Это контраст: форм, масс, размеров, цвета, фактур, направлений…

Нюанс – отношение форм незначительно различающихся сравнительными свойствами, так что их сходство выражено сильнее, чем различие. Нюанс используется в борьбе с монотонностью, жёсткостью ритма в построении композиции.

Статика – состояние покоя, равновесия, устойчивость. В формате она достигается вводом в композицию горизонтальных или вертикальных форм, или одновременно и тех и других, стороны которых параллельны сторонам формата. Статика может быть усиленна форматами: квадратом или кругом, расположением формы в центре.

Динамика - состояние движения. В формате она достигается расположением формы под углом к сторонам формата, усиливается вытянутыми формами и расположением формы дальше от центра.

Ритм – одним из важнейших средств приведения многообразных элементов формы к единству – упорядочение их расположения. Закономерное чередование линий. Пятен, тона, цвета, масс, фактур, форм, направлений… в формате. Важнейшим признаком ритма является повторность элементов формы и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В соотношении с этим повторность может быть двух типов: статическая и динамическая.

Доминанта – главенствующая, вызывающая на себя внимание, подчиняющая себе. Доминанта может быть: доминанта цвета, формы, тона, массы, размера.

Модуль – элемент. В композиции изобразительных видов искусств модуль применяется для создания фактуры, разнообразия светлого и темного, получаемых за счет уплотнения и разрядки расстояний между модулями. Модуль может измениться не только по размеру, но и по тону, и по цвету и по фактуре.

Симметрия – одинаковое расположение элементов, относительно какой – либо точки, оси или плоскости, называемых центром, осью или плоскостью симметрии. При повороте фигуры вокруг центра. Оси или плоскости симметрии, элементы полностью замещают друг друга. Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции.

Асимметрия – сочетание и расположение элементов, при котором ось или плоскость симметрии отсутствует. В такой композиции для достижения единства формы особенно важна зрительная уравновешенность всех её частей по массе, фактуре, цвету. В сложной композиции симметричные группы элементов могут сочетаться с асимметричными.

Масштабность – соразмерность форм и её элементов по отношению к человеку, к окружающему пространству и другим формам. Чувство масштабности – реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине.

Пропорции – размерное отношение двух элементов (частей) формы. Отношение большой формы к деталям и отношение деталей между собой к большой форме.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности.

Фактура (рисунок материала) – свойства, характеризующие общее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая…). Фактура материала зависит от плотности и величины микро искажений поверхности. Один из пределов – гладкие поверхности, у которых элементы фактуры так малы, что они зрительно не различаются. Другой предел – когда элементы фактуры по всей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. Фактура создаёт зрительный образ формы и выступает одним из источников осязательной информации. Восприятие фактуры зависит от расстояния зрителя от поверхности. Недостаточное внимание к свойствам фактуры, неудачное сочетание разных материалов в одной форме, часто приводит к дробности к дисгармонии. Текстура (ощутимость фактуры) – наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материла, из которого сделана форма.

Стилизация – преобладание в изображении условных, декоративных форм над реалистической передачей действительности, упрощение формы до степени её узнаваемости, считываемости; отказ от второстепенных деталей, оставляя лишь характерные детали формы, обостряя её.

Линия и пятно – являются основными выразительными средствами, которые несут на себе не только функцию языка данного изобразительного вида искусства, но также задают настой в формате листа: подъём (вертикаль и диагональ вверх), падение (вертикаль и диагональ вниз), беспокойство (пунктир), покой (горизонтальная прямая), неуверенность (линия из точек), нервозность, жёсткость, гротесковость (ломанная, угловая линия), приближение (толстая линия)… Пятно чаще работает на силуэт, поддерживает линию в листе, организует плоскость листа, работает в контраст белому.

Светотень – свойство, характеризуемое распределением светлых и темных участков на поверхности формы. Распределение светотени обусловлено формой предмета, рельефом его поверхности, материалом и освещением. Светотень облегчает зрительное восприятие объёма и рельефа, способна обобщить или расчленить объём или поверхность предмета. Тени собственные и отбрасываемые предметами организуют изобразительную плоскость. Собственная тень на самом объекте создаёт иллюзию реальности (трёх мерности). Тень, отбрасываемая объектом на другую поверхность, позволяет установить соотношения между предметом и окружающей средой. Свет подчёркивает объём непрозрачных тел, освещая их поверхность, определяет их положение в пространстве. Когда свет падает на форму спереди, то форма как бы утрачивает свою объёмность. Если источник света находится сзади – против света, то в этом случае не свет, а тень скрадывает наличие объёма, форма воспринимается как силуэт. Когда источник света расположен сбоку от объекта, то скользящее освещение придаёт предмету большую объёмность и подчёркивает края и выступы. Форма падающей тени определяется в основном конфигурацией объекта. Объекты строго геометрического очертания образуют жёсткую геометрическую тень, которая подчиняется линейной перспективы. Тела неопределённой формы отбрасывают расплывчатую тень. Порою тени по форме интересней и забавней самих предметов, которые их отбрасывают. Это зависит от угла падения лучей источника света, и расстояния между источником светом и формой (при искусственном освещении).

Цвет – свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражённого или излучаемого ими света. Цвет – активное композиционное средство. Основные характеристики цвета: цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности), ахроматические цвета (белый, серый, чёрный), хроматические цвета (цвета спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), тёплая гамма (жёлтый, оранжевый, красный и их промежуточные состояния), холодная гамма (зелёный, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния).

Выразительные средства могут организовывать плоскость, при этом не разрушая её, но также могут в этой изобразительной плоскости организовывать пространство, точнее говоря иллюзию глубины интерьера, экстерьера при определённых решениях выразительных средств:

Линия – организация плоскости за счёт характера линий (тонкая, толстая, плавная, нервная, жёсткая, лёгкая, тяжёлая, равномерная, прерывистая, пунктирная); организация пространства за счёт изменения толщины линий, контрастности их начертания.

Силуэт – организация плоскости за счёт однородности по тону пятна силуэта форм, составляющих силуэт изображаемой формы; организация пространства за счёт разного тона силуэтов, составляющих силуэт изображаемой формы.

Светотень – организация плоскости при низкой линии горизонта, когда собственные и падающие тени находятся на предмете и заднике; организация пространства при нормальной и высокой линии горизонта, когда раскрывается предметная плоскость, на которую падает падающая тень от изображающих форм.

Текстура – организация плоскости за счёт чередования дробных пятен, состоящих из модулей одного размера и цельных пятен; организация пространства за счёт направления модулей, увеличения и уменьшения их размера.

Цвет – организация плоскости при ритме локальных цветов, организация пространства при тональных отношения цвета.

Тон организует пространство, если мы рассматриваем его при изменении насыщенности от светлого к тёмному или от тёмного к светлому, при равномерной насыщенности он организует плоскость.

Симметрия организует плоскость, но не решает пространство, ассиметрия, напротив, разрушает плоскость и организует пространство.

Нюанс организует плоскость, а контраст – пространство.

 

 

Раздел 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 8610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.