КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Под принципами вообще следует понимать основные положения и установки, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности. 2 страница
Однако любой крутой бизнесмен, попав в нештатную ситуацию, а то и просто переутомившись, как раз и ищет у окружающих именно человеческого тепла, сочувствия, терпимости, доброжелательности, готовности принять его и, может быть, даже утешить. Эти черты личности человека, эта его готовность принять, посочувствовать, морально поддержать, помочь, хотя бы просто внимательностью к проблемам другого, всегда были и будут высоко цениться в обществе, но далеко не всякому по плечу. Здесь проявляется тот самый пробел в воспитании общечеловечески ценных качеств личности, который был допущен в те годы, когда общественное было выше личного, когда все мы имели «общую высокую цель», когда парткомы и месткомы решали семейные проблемы и следили за моральным обликом советского человека. Отголоски этих настроений слышны и поныне, может быть, уже не в контексте страны в целом, но уж в контексте отдельно взятой коммерческой фирмы (концерна, банка, ассоциации) и особо ярко проявляются в так называемой корпоративной этике (не выносить сор из избы, всегда быть патриотом своей фирмы, не делать ничего такого, что строжайше запрещено внутренним распорядком). Представляется, что, подготавливая детей к вхождению в непростой мир взрослых, педагогу не требуется проводить специальных тематических классных часов о нравственных категориях, не нужно «читать мораль» на те же темы. Ему достаточно просто действовать соответствующим образом, чтобы в каждом жесте, взгляде, слове ученики воспринимали учителя как носителя «разумного, доброго, вечного». А эти качества всегда «в моде», всегда актуальны, даже если на первый взгляд незаметны и не представляются значимыми в настоящее бурное время. Педагогу требуется не критиковать существующую действительность, а самому искать пути и способы достойного существования в ней, тем самым давая наглядный пример возможного поведения в достаточно жестком мире противоречий, иллюзий, соблазнов. Если опираться на этот принцип, тогда нет места для: - равнодушного отношения педагога ко всему тому, что он делает, ко всем тем, с кем он взаимодействует; - пустословия, стереотипов и штампов педагогической деятельности; - лицемерия и начетничества; - идеализации и чрезмерной романтизации должного поведения человека в окружающей реальности; - разрыва между желаемым, действительным и реально возможным. Поэтому здесь: - этика общения и совместной деятельности, опирающаяся на реальные условия теперешней действительности; - этика отношения педагога к самому себе и к другим; - этика отношения к собственной педагогической деятельности; - этика восприятия особенностей окружающего мира; - этика правил и норм достойной жизнедеятельности.
Принцип идентификации Его сущность - сделать некое знание, некую информацию, некое умение для ученика его собственным, то есть сделать так, чтобы ученик освоил его, сделал своим личным достоянием, увидел в нем себя. Нужно сделать так, чтобы ученик увидел в информации свой личный смысл, в котором он почувствовал бы какие-то созвучные его жизненному опыту мысли, переживания, образы, идеи, влечения, потребности. Это своеобразная адаптация знаний и умений непосредственно к своей индивидуальности. Нет единого для всех знания и единого для всех умения - все это индивидуально и личностно обосновано. В успешном функционировании принципа идентификации большую роль играют ассоциативные связи, возникающие в воображении, а также особенности темперамента, природных задатков и способностей, моменты личного опыта и многое другое. Такого рода освоенные знания лучше запоминаются и эффективней применяются. Можно идентифицировать себя с героем литературного произведения, с овладением каким-либо умением (решать задачи, делать творческие работы), с пониманием какого-либо научного закона и явления, с просто какой-либо информацией, имеющей, например, отношение к хобби ребенка, к некоему увлечению или просто к повышенному интересу относительно какого-то учебного предмета или неких его отдельных тем. Знание само по себе не имеет никакой ценности. Только при осознании человеком индивидуально-личностной значимости некой информации для него самого и всего, что с этим связано в его жизни, знания усваиваются и формируются в систему, отвечающую потребностям человека в его достойном существовании и развитии. Принцип идентификации связан с принципом актуализации и проявляется, если учитель в своей деятельности руководствуется принципом разнообразия целей педагогического взаимодействия, когда одна и та же тема урока или коллективное творческое дело изначально имеют сущностную и содержательную вариативность для удовлетворения разных потребностей разных детей - каждый из них должен найти в них нечто созвучное своей индивидуальности, В сущности, это именно то, что мы говорим о гуманистической направленности педагогической деятельности как о свободном развитии задатков и способностей ребенка. Представляется, что данный принцип напрямую формирует отношение ребенка к себе, к окружающей действительности и к своей деятельности, что уже само по себе увеличивает потенциал его любви, уважения к самому себе, формирует адекватную самооценку. В эти отношения в значительной степени вовлечены и другие люди: родители, учитель, одноклассники, друзья, коллеги. И тогда есть все основания полагать, что имеются шансы для того, чтобы люди не навязывали другим своей точки зрения, идеала человека и нравственных ценностей в своем понимании. Если опираться на этот принцип, тогда нет места для: - насильственного программирования личности ребенка сообразно неким общепринятым стандартам, стереотипам; - монотонно однообразного обучения и воспитания, когда «все одинаково для всех», так как «программа обучения едина для всех»; - некоего среднеарифметического показателя обученности и воспитанности «среднего статистического» учащегося; - восприятия учащихся как единого, «монолитного» целого; - стандартизации педагогической деятельности. Поэтому здесь: - этика индивидуализации педагогической деятельности; - этика вариативности профессиональных действий; - этика отношения педагога к своему труду, к другим людям.
Опережающие потребности общества, сущность, содержание и характер педагогической деятельности Сущность, содержание, формы работы педагога должны не только соответствовать определенному социально-экономическому состоянию общества, его потребностям в подготовке человека определенного уровня, качества и специальности, но и опережать потребности общества на сегодняшний день. Это становится понятным, если учитывать, что именно молодому поколению по прошествии некоего времени надлежит занять руководящие посты во всех сторонах жизнедеятельности общества. Поэтому в интересах прогресса многосторонность качеств и свойств личности всегда должны быть выше уже существующего социально обусловленного уровня. Это своего рода работа на будущее, на отдаленный результат. Это же есть и работа по формированию и развитию личностного творческого потенциала человека, как способность и готовность к каким-либо действиям в перспективе. Так, активная совместная деятельность педагога с детьми по развитию у них общечеловеческих нравственных ценностей может показаться не очень актуальной сейчас, однако здесь налицо все то же не столь отдаленное будущее, когда эти дети, став зрелыми личностями, должны будут жить и действовать согласно этим нравственным качествам своей личности и оказывать влияние на подрастающее поколение. Если хотите, то это есть требование объективного закона развития по спирали, когда в определенной мере осуществляется некий повтор действий, основ мышления, чувствования, но уже на новом, качественно более высоком уровне. Объективен мировой закон: «Все растет и развивается». Но вот неким образом сделать проявление этого закона на практике менее болезненным, а более плодотворным и эффективным есть задача и одна из сущностей профессиональной деятельности педагога. Если опираться на этот принцип, тогда нет места для: - застойных явлений в педагогической действительности; - искусственности в организации и проведении разнообразных форм педагогического взаимодействия; - монотонного однообразия организации деятельности детей на уроке и во внеклассной жизни. Поэтому здесь: - этика формирования, развития и удовлетворения потребностей; - этика развивающей деятельности педагога; - этика руководства познавательной деятельностью учащихся.
Психотерапевтический характер педагогического взаимодействия Понимая психотерапию прежде всего как заботу о душевном состоянии, как своеобразный уход за психикой человека, в связи с педагогической деятельностью учителя требуется следовать формуле «Не навреди себе и детям». Другими словами, нельзя, чтобы профессиональная деятельность учителя наносила психическую травму ребенку и самому педагогу. Понятие «дидактогения» как раз и обозначает нанесение психической травмы ребенку некими действиями учителя. Дидактогения может быть намеренной, когда педагог полностью осознает, что его слова, интонация, выражение глаз, мимика, жесты обижают, унижают, оскорбляют ученика; когда учитель считает себя вправе наказывать ребенка таким вот образом, ошибочно полагая, что он, мол, поймет свой проступок и больше не будет совершать ничего подобного. В данном случае учитель не знает, что любые действия, оказывающие воздействие на эмоциональную сферу психики ребенка, прежде всего воспринимаются чувствами и практически всегда блокируют способность интеллекта понять то, в чем состоит провинность ученика. Детский возраст особенно подвержен этой закономерности, и крайне негативные, но достаточно сильные чувства и переживания не дают ребенку полностью осознать случившееся. Эффективность наказания нулевая, а психическая травма нанесена. Дидактогения может быть и непреднамеренной, случайной. Неправильно истолкованный взгляд или слова любимого учителя могут быть восприняты ребенком как демонстрация нелюбви учителя к нему, презрение, равнодушие или обида на него. В данном случае учитель, ориентируясь в своей деятельности на личность одного ученика и одновременно на личности всех других детей класса, может (и должен) заметить изменение настроения ребенка и после урока прояснить возникшее недоразумение. Но в разных случаях последствия дидактогении как нанесенной психической травмы могут быть достаточно серьезными, чтобы обратиться к врачам. Следует обратить внимание на то, что в формуле «Не навреди...» на первом месте стоит сам учитель и первичным является то, чтобы он не навредил прежде всего самому себе, заботясь о своем психическом состоянии, от которого в очень большой степени зависит вся психическая атмосфера на уроке. Если же учитель обижается, или чувствует вину, или стыдится, если ему нездоровится или он раздражен, то такие его психические состояния оказывают негативное воздействие на общий психологический климат в классе на подсознательном или сознательном уровнях и вероятность возникновения дидактогении возрастает. Поэтому следует научиться основам психотерапевтического профессионального поведения, куда входят умения управлять своим внешним обликом, словесными действиями и основами саморегуляции психики. К сожалению, в Государственный образовательный стандарт по высшему педагогическому образованию не включены такие дисциплины, которые познакомили бы будущих учителей с техникой психотерапевтического поведения и помогли бы им овладеть ею. Если опираться на этот принцип, тогда нет места для: - унижения и оскорбления личности; - подчинения сиюминутным перепадам настроения учителя; - проявления нетерпимости во всех ее видах; - нанесения психических травм участникам педагогического взаимодействия; - нервных срывов с их далеко идущими печальными последствиями. Поэтому здесь: - этика поведения педагога во всех аспектах педагогического взаимодействия, которая, наверное, в наивысшей степени отражает нравственные основы, этические нормы и правила всей его профессиональной деятельности и объективно проявляет все оттенки отношения педагога к себе, к детям, к своему труду, коллегам, руководству.
Положительный эмоциональный фон педагогического взаимодействия Психотерапевтический характер педагогического взаимодействия порождает положительно окрашенный эмоциональный фон, на котором и происходит обучение, научение, воспитание - развитие ребенка в целом. Сами по себе положительные эмоции еще не есть психотерапия, но есть непременное условие ненанесения психической травмы учащимся. При соблюдении этого условия особенно плодотворно реализуется гуманистическая сущность педагогического взаимодействия и все его принципы в целом. Следует подчеркнуть, что положительный эмоциональный фон педагогического взаимодействия есть именно фон, на котором происходит развитие познавательной деятельности учащихся, формирование их индивидуально-личностных качеств, а также создается прецедент общения и совместной деятельности как своеобразный образец - пример взаимодействия людей между собой. Происходит так называемое викарное научение, когда дети воспринимают тот стиль общения, который им нравится, и позже начинают сами воспроизводить его в своих собственных действиях уже с другими людьми и при других обстоятельствах жизнедеятельности. Усвоенное и освоенное на сознательном и подсознательном уровнях становится собственной точкой зрения на то, что и как следует делать, взаимодействуя с другими людьми. Все это в полной мере отражает сущность педагогического общения как профессионального общения педагога с учащимися, направленного на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую и педагогическую целесообразную организация учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися. Положительный эмоциональный фон педагогического взаимодействия - это не только отсутствие насилия, навязывания знаний, нравственных ценностей и моральных норм поведения, это еще и обязательное условие для более полного восприятия слова учителя, его действий и точки зрения, поскольку нет страха наказания, нет основы для ученика отстраняться от учебной деятельности, нет стресса как психофизического перенапряжения организма, но присутствуют все условия для его активного участия во всем, что происходит на уроке. Образно говоря, при организации психотерапевтического характера педагогического взаимодействия и положительного эмоционального фона учитель создает в восприятии своих учеников такой свой образ, который достоин любви и подражания. Известно, что младшим школьникам для успешной учебы совершенно необходимо, чтобы учитель им просто нравился. Конечно, дети обращают внимание и на одежду, и на прическу учителя, но главное - это его доброжелательное отношение к ним. В старших классах к этому добавляется еще и уважение, и признание учителя как носителя идей, значимой информации, неких важных жизненных установок и, конечно же, своеобразных начал принципов взаимодействия с другими людьми. Если опираться на этот принцип, тогда нет места для: - частых окриков, выговоров, наказаний за нарушение порядка в классе; - постоянного чувства страха оказаться в нелепом и смешном положении; - боязливого и недоверчивого отношения к педагогу и ко всему тому, что он просит делать на уроке. Поэтому здесь: - этика взаимоотношений; - этика поведенческого репертуара педагога; - этика норм и правил всеобъемлющей характеристики сущности педагогической деятельности и жизнедеятельности вообще.
Принцип личностной органичности в отборе содержания и в выборе методик организации педагогического взаимодействия Всеобъемлющая директивная установка, обязательная в недавнем прошлом, - «внедрение передового педагогического опыта» - в концепции личностно ориентированной педагогики абсолютно неуместна и вредна, так как нельзя не учитывать саму личность педагога, его индивидуальные особенности, плюсы и минусы его характера. Рассуждая о педагогическом опыте, можно говорить только о его изучении другими и о возможной адаптации некоторых его аспектов другими педагогами непосредственно к самим себе. Методы организации плодотворного педагогического взаимодействия, способов достижения поставленной цели и решения поставленных задач должны быть выбраны соответственно особенностям педагога, учеников и самих целей обучения. То, что является положительной сущностью личности учителя, следует использовать для самого процесса обучения и развития учащихся, тем самым расширяя его профессионально-педагогические возможности. Эта истина фактически известна всем. Это все та же народная мудрость о том, что позволено делать одному человеку, категорически противопоказано делать другому. Но ключевым понятием в этом принципе является выражение «личностная органичность», которая подчеркивает естественную, природную поведенческую реакцию педагога на все то, что происходит в педагогическом взаимодействии. Парадоксально, но даже некоторые отрицательные свойства личности учителя, которые являются сущностью его индивидуальности, проявляемые органично по отношению к самому себе, к детям, ситуациям взаимодействия, могут восприниматься другими вполне положительно и не влиять в целом на плодотворность педагогического общения. Речь идет о таких индивидуально-личностных особенностях, как нетерпеливость, вспыльчивость одновременно с отходчивостью, эгоизмом, раздражительностью, чрезмерной увлеченностью чем-либо, уводящей от содержания урока («конёк») - все в определенной мере. Другие же негативные стороны личности учителя, такие как злопамятность, равнодушие, гневливость, склонность к унижению и издевательству и другие, не прощаются учениками, и такой учитель неприемлем в классе. (Хотя согласно сущности канонов педагогической этики как системы норм и правил, которые следует неукоснительно соблюдать, получается, что учитель должен постоянно сдерживаться, «держать себя в руках», даже терпеть какие-либо неприятные моменты взаимодействия с детьми. Но известно, что даже очень долгому терпению приходит конец, и тогда следует мощная разрядка, своеобразный выброс накопившейся отрицательной энергии, последствия которой будут крайне печальными). Органичность поведения как естественность проявления отношения к себе, к детям, к процессу взаимодействия и к его содержанию можно считать стержнем личности учителя, куда стягиваются все остальные параметры его психолого-педагогической и предметной подготовки, уровень образованности и культурности. Попытка учителя «изобразить» дружелюбие, заинтересованность в детях, демократизм отношений и тому подобное выступает против его личностной органики и является лицедейством, актерством, что сразу же чувствуется детьми, и веры такому учителю не будет. Таковы наиболее важные принципы педагогического взаимодействия личностно ориентированной педагогики. Строя свою деятельность с опорой на них, учитель принимает те психологические установки своего профессионального поведения, которые позволят ему придерживаться этих принципов. И вот тогда имеет смысл поговорить о трех принципиально необходимых линиях профессионального поведения учителя, которые могут оказать ему практическую пользу в организации плодотворного общения и эффективной совместной деятельности с учениками. Личностно-органичная. Это как раз то, о чем шла речь чуть раньше, - все действия учителя должны органично и естественно происходить из его индивидуально-личностных особенностей. Здесь же заложена основа для познания педагогом самого себя, плюсов и минусов своей личности и свобода принятия решений о том, каким ему надлежит быть. Здесь же просматривается и перспектива самосовершенствования, направления самовоспитания как основ усиления того положительного, что уже есть в индивидуальности педагога, того, что следует развивать и совершенствовать, вытесняя тем самым те недостатки, которые органично присущи данному человеку. Ситуативно-адекватная. Действия учителя, отдельные аспекты его поведения нельзя в полной мере спланировать заранее и претворять на уроке, несмотря на то, что в данный момент происходит с классом. А с классом могут происходить самые разные вещи: дети пришли на урок к нашему учителю крайне возбужденными, так как только что на уроке физкультуры обыграли в баскетбол старшеклассников. Они радостно возбуждены, и заранее запланированный учителем опрос по домашнему заданию может не получиться. Или дети приходят в подавленном настроении всего лишь потому, что у них была контрольная по математике и они явно были не на высоте. Тогда, условно, объяснение нового материала будет неэффективным: все мысли и чувства детей направлены на переживание неудачного решения контрольной. В обоих случаях требуется изменить запланированный ход урока, дать ученикам возможность успокоиться и помочь им переключиться на другой урок, на другое общение, на иную совместную деятельность. Педагогически-целесообразная. Наверное, стоит еще раз повторить, что истинная и результативная педагогика не может иметь готовые рецепты на все случаи школьной жизни, а также то, что все люди (и дети в том числе) - разные и по-разному реагируют на одно и то же поведение и действия педагога. Поэтому учителю приходится подходить, например, к оцениванию ответов на уроке с позиции педагогической целесообразности: может быть, не упрекать ученика, не выучившего стихотворения, и не ставить ему неудовлетворительную отметку или, наоборот, строго спросить с нерадивого ученика за лень и безделье. Здесь все зависит от поставленных целей и задач урока, индивидуальных особенностей каждого ученика, конкретных условий, в которых проходит педагогическое взаимодействие и от многого другого. Таким образом, действуя одновременно по трем направлениям, при условии, что принципы педагогического взаимодействия учителем были осознаны, освоены и приняты как руководство к действиям, можно надеяться, что данное взаимодействие прибавит авторитета и уважения к учителю, а ученикам не будет нанесена психическая травма, не будет испорчено настроение и желание общаться с данным педагогом. Тогда получается, что пресловутые нормы и правила поведения учителя с точки зрения педагогической этики как практической философии жизнедеятельности, перестают быть жесткими рамками, ограничивающими всю деятельность педагога, а предстают уже в виде органичной, естественной сущности, содержания и методики педагогической деятельности. На возникающие при этом вопросы: «А как практически воплотить данные принципы поведения в жизнь? Как следует вести себя, что говорить и как говорить?» - можно в известной степени найти ответы в приложении, в котором дается описание основных элементов внешнего облика и речевого поведения учителя, если он хочет облечь принятые им позиции личностно ориентированной педагогики в практические умения и стиль психотерапевтизирующего профессионального поведения. Органичная, адекватная и целесообразная деятельность учителя в педагогическом взаимодействии позволяет ему выдвинуть на первый план общечеловеческие ценностные качества своей личности, которые как раз и воспринимаются детьми в первую очередь и оказывают решающее влияние на обучение и воспитание. Вот почему представляется, что этически специальных профессиональных педагогических норм, правил, по сути, нет, а есть просто проявление общечеловеческих морально-нравственных ценностей в общении и совместной деятельности, то есть во взаимодействии педагога с детьми. • Они задают тон общению, активность в совместной деятельности, психологический комфорт в педагогическом взаимодействии, и они же оставляют самые лучшие воспоминания об этом педагоге и искреннюю благодарность ему на долгие годы. • Более того, поведение педагога сообразно принятым его умом и сердцем гуманистическим принципам всей его деятельности служит основанием для викарного научения детей основным позициям такого же поведения. • Они смотрят на педагога, слушают его и, может быть, особо не вникая в суть его отношений к ним, тем не менее, подсознательно начинают повторять его слова, интонации, выражения лица. • Позже подсознательное определенным образом видоизменяется сообразно индивидуальности каждого ученика и закрепляется в сознании уже как индивидуально-личностный стиль творческого взаимодействия с другими людьми. Таким образом, то, что было написано в самом начале этой книги относительно сомнений в существовании некой особой, профессионально обусловленной этики поведения педагога, по мнению автора, было подтверждено. Получается, что педагогической этики как свода особых и специальных морально-нравственных основ, норм и правил для учителя нет, а есть просто человечность, сердечность, искренность, уважение к окружающим, доброжелательность и многое другое, что и делает человека Человеком, развивая и укрепляя его чувство собственного достоинства, веру в свои силы и тем самым оказывая значимое и положительное влияние на других людей. Может быть, в этом и заключается самое главное в педагогической деятельности и истинное предназначение Педагога? ______________ Вместо заключения ________________ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
Правовые нормы, как известно, необходимы для поддержания порядка. Однако закон, как минимальное условие порядка, не может сам по себе создавать гражданственность или чувство ответственности. Воспитание гражданской этики или просто этики человеческих отношений необходимо людям, которые стремятся жить в гармонии с обществом. Благожелательность дополняет правовые нормы и обеспечивает нравственную основу законности. Настоящий диалог невозможен без благожелательности, которая незаменима в межкультурном общении. Гуманность дает возможность установить взаимоотношения с другими. Справедливость помогает переносить наше человеческое отношение к другому в практическую плоскость. А благожелательность обеспечивает саму форму межличностного общения. Без благожелательности соперничество превращается в жесткую проблему господства и ведет к напряженности, а состязательность быстро становится враждебной борьбой за власть, в которой происходит самоутверждение чаще всего молодого учителя, причем за счет детей класса, за счет психологического давления на них. Законы сами по себе могут легко поощрять согласие, но формирование и дальнейшее развитие благожелательности в профессиональной педагогической идеологии просто необходимо для нормального развития обеих сторон педагогического взаимодействия. Другими словами, практическую философию педагогической деятельности (то есть педагогическую этику) следует формировать в себе, заботясь об этом процессе постоянно, чтобы уже сформированные нормы и правила получили дальнейшее развитие и совершенствование. Все это желаемое, должное необходимо сделать своим и искренне принять. Тогда все это становится органичной частицей учителя, и то самое желаемое превращается в действительное. Если же происходит всего лишь подчинение учителя нормам и правилам педагогической этики, то это напоминает эффект ношения какой-то одежды, которая не очень-то и к лицу, неудобна или где-то жмет, тянет, морщит. Человек терпит - терпит и мечтает о том моменте, когда можно будет сорвать с себя неудобный костюм или платье и стать самим собой. Представляется, что именно такое или подобное явление могло происходить с теми учителями, действия которых, как уже говорилось, являются не только нарушением педагогической этики, но и попадают под статьи Уголовного кодекса. Но тогда возникает вопрос, где и как должно происходить морально-нравственное становление и развитие будущего педагога? На специальных лекционно-семинарских занятиях в вузе? Есть сильные опасения, что, ограничившись такими аудиторными «посиделками», как раз и получится всего лишь приобщение студентов к знаниям о желаемом и должном, но никак не личностная адаптация сущности общечеловеческих ценностей каждым студентом непосредственно к самому себе. Требуется освоение, то есть «подгонка одежды» под особенности своей фигуры, а может быть, даже и изменение в известной степени «фасона платья». Поэтому занятия по педагогическим дисциплинам представляются автору в виде интерактивных лекций, за которыми следуют практические занятия тренингового типа, где каждый студент будет апробировать самые разные виды, способы, стили поведения и находить то единственное, что будет органично и естественно для него и вместе с тем отвечать понятиям общечеловеческой этики поведения во взаимодействии с другими. Понятно, что такие занятия займут много времени, сил и педагогического мастерства преподавателя педагогики, но это стоит того. Отсюда самым естественным образом вытекает, что основная задача профессиональной подготовки будущего учителя есть оказание грамотного содействия ему в развитии общечеловеческих нравственно ценных свойств и черт его личности. Или, по-другому, - помочь молодому человеку прежде всего стать ЧЕЛОВЕКОМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Поведение есть проявление отношения к чему-либо или к кому-либо. В нем выделяют внутреннее поведение (система взглядов, убеждений, нравственных ценностей и т. п.) и поведение внешнее (как систему мимики, жестикуляции, микромимики, особенностей поз, походки, осанки человека, его речи).
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |