Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура эллинистического периода




АРХИТЕКТУРА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Архитектура V в. до н. э. предстает перед нами в гармонии со средой, в соразмерности с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой.

В классическую эпоху разрабатывается принцип ордеров. К дорическому и ионическому добавляется коринфский. Эти ордера легли в основу европейской архитектуры XVI–XIX веков. Разница между ними лучше всего иллюстрируется на примере колонн этих ордеров. Дорическая колонна простая и строгая, покрыта продольными желобками — каннелюрами, ее капитель (венчающая часть) сделана в виде каменной подушки без украшений. Это суровый стиль, в архитектуре его отождествляют с мужским характером и в дорических храмах колонны могли заменяться статуями атлантов. К дорическим относится храм Посейдона в Пестуме.

В ионическом ордере, возникшем, вероятно, под восточным влиянием, колонны прямые, практически без энтазиса (небольшого утолщения посередине, обязательного для дорических колонн). Пропорции сооружений облегчены, им свойственны и легкость, и изящная утонченность. Капители сделаны в форме двух тугих завитков, волют.

 

Ионический ордер в противоположность дорическому соотносили с женским началом — недаром волюты сравнивали с женскими локонами, а сами колонны иногда заменялись статуями девушек, кариатид.

В таком духе быЛИ Афины и Посейдона на афинском Акрополе.

В коринфском ордере колонны венчались стилизованными листьями аканфа.

По преданию архитектор, впервые применивший этот ордер, увидел на могиле одной девушки корзину с ее любимыми игрушками, принесенную на кладбище безутешной кормилицей. Корзину опутали проросшие сквозь нее листья аканфа — картина, вдохновившая художника.

Вершиной зодчества классического периода стал архитектурный комплекс афинского Акрополя, являвшегося одновременно святилищем, укреплением, общественным центром, местом хранения государственной казны, картинной галереи и библиотеки.

Окончательное оформление Акрополь получил при Перикле.

Иктин и Калликрат перестроили Парфенон, святилище Афины, а Фидий в центре Акрополя воздвиг ее огромную статую с тем расчетом, что отблеск острия копья Паллады будет издали виден подплывающим к городу кораблям.

В архитектуре Акрополя соединены два ордера: ионический и дорический. Этот комплекс неразрывно связан с окружающим ландшафтом, что вообще характерно для строительства классической эпохи. Храм не противопоставлялся природе, а сливался с нею, и нынешняя резко контрастная белизна античных храмов — результат губительного действия времени, поскольку они, как и статуи, раскрашивались: вертикальные части — черным цветом, а гор­изон­таль­ные — крас­ным. Теперь все краски стерты.

Входом на Акрополь служили Пропилеи, выстроенные архитектором Мнесиклом,

слева от них была Пинакотека, первая картинная галерея,

а справа — храм Ники Аптерос (бескрылой). Крыльев ее лишили для того, чтобы богиня победы никогда не покидала город.

На самом Акрополе возвышались Парфенон

и Эрехтейон, хиастически расположенные по отношению к Пинакотеке и храму Ники Аптерос.

Если провести две линии «Парфенон — Пинакотека» и «Эрехтейон — храм Ники», то они пересекутся в виде буквы «Х», — сочетание разнородных по конструкции построек, гармонически уравновешенных хитроумной планировкой.

 

 

Разрозненные города-государства Греции IV в. до н. э, были завоеваны македонским царем Филиппом, а в 332 г. до н. э. его сын Александр предпринимает ряд дальних походов и создает огромную державу, распавшуюся после его смерти на несколько эллинистических государств на обширной территории от Балкан до Индии, от Черноморья до Египта.

В зависимости от устойчивости местных традиций эллинистическая культура оказала разное по силе влияние в захваченных странах и сама претерпела значительные изменения.

С продвижением македонян и колонизацией новых земель возводились новые города, расширялись и реконструировались старые. Эти работы носили широкий масштаб, были государственным делом и проводились в сжатые сроки. На смену стихийному развитию города пришла регулярная застройка с четким выделением общественных и религиозных центров, главных маги­стралей.

Гипподамова система была применена при реконструкции Милета и строительстве Приемы, заменившей город Гелину, разрушенную землетря­сением и смытую наводнением.

Приена (IV—II вв. до н. э.) располагалась на крутом склоне горы недалеко от моря и примыкала с юга к скале акрополя. Ее продольные улицы имели широтную ориентацию, поперечные пересекали склон и в боль­шинстве случаев представляли собой лестницы. Живописность такой пла­нировки не скрывает, однако, недостатков применения в подобных усло­виях абстрактно геометрического трассирования магистралей, не характер­ного в целом для греческой архитектуры, сооружения которой возводились в гармонии с природой и градостроительный замысел исходил из условий рельефа.

Милет (рис. 40) получил новую регулярную планировку в эпоху эллиниз­ма. Расположенный на изрезанном бухтами полуострове, город огражден со стороны материка изломанной в плане линией стен. Торговый характер города определил тяготение центра к гавани, насыщенность его портовыми сооружениями. Здания общественного назначения объединялись здесь стоями ионического ордера. С юга к главной площади примыкал Большой рынок размером 162x116 м, окруженный дорическим портиком, за которым с юго-востока и юго-запада располагались торговые и складские помещения. Обе площади, завершенные уже при римлянах, композиционно связывались зданием Булевтерия. Он имел зал, вмещавший 1500 человек и предназначался для заседаний совета города. Культурный центр Милета к западу от Большого рынка включал театр, гимнасий и стадион, живописно расположенные вокруг бухты. Жилые кварталы деловой части города более мелки.

В некоторых городах сохранялась подчиненная рельефу планировка центральных частей, сложившихся еще в эпохи архаики и классики. В Пергаме сооружения акрополя живописно развернуты на концентрических террасах, ниспадающих к морю гак, что центром композиции, ее ключом, стал театр на 14 тыс. зрителей.

Простота и монументальность классики сменяются динамизмом, размельченностью, богатством деталей, игрой света и тени, активным использова­нием перепадов высот в качестве дополнительных средств достижения выразительности архитектуры. Идея обобщения застройки площадей пери-стильными колоннадами проникает и в культовую архитектуру. Святилище Афины в Пергаме представляет обширную площадь, окруженную с трех сторон двухъярусной стоей; южнее святилища располагался алтарь Зевса, также решенный в виде ионического перистиля. Цоколь алтаря обработан скульптурным фризом общей длиной 120 м, изображающим борьбу богов с гигантами (Динамичная, эмоционально напряженная композиция скульптурных групп алтаря характеризует общую направленность искусства эллинистической эпохи, его склонность к психологической характеристике, изображению грандиозных и драматичных событий.

В использовании ордеров уже не придерживались канонических схем. Ордер сохраняет значение основной конструктивно-художественной сис­темы, но приобретает более богатые декоративные формы. В сочетаниях ордеров по вертикали (в стоях) придерживаются принципа тектонической последовательности: монументальный дорический—внизу, легкий иониче­ский—на втором ярусе. В объемно-планировочных решениях фасад укра­шается дорическим или ионическим ордером, в интерьер вводятся изящные коринфские колонны. Излюбленным становится ионический ордер.

Широкое распространение эллинистической культуры и включение в сфе­ру ее влияния стран, где до этого развивались местные традиции, вызывает новые, смешанные явления в архитектуре, что приводит к обратному воз­действию на сложившиеся формы греческой архитектуры объемно-плани­ровочных принципов архитектуры Малой Азии и Египта.

Перистильный тип жилого дома окончательно утверждается в эллинисти­ческих областях. По-прежнему сохраняется изолированность жилища от внешней среды. Богатые дома имели бассейны, щедро украшенные рос­писью, мозаикой, скульптурой интерьеры. В озелененном дворе устраива­лись уютные места для отдыха, фонтаны.

Греки строили хорошо оборудованные гавани, маяки. История сохра­нила описания гигантских маяков на о. Родос и на о. Фарос в Алек­сандрии.

Родосский маяк представлял собой огромную статую из меди, изобра­жавшую Гелиоса — бога Солнца и покровителя острова — с заж­женным факелом, указывающего вход в гавань. Статуя была сооружена родосцами ок. 235 г. до н. э. в честь своих военных побед. От нее не сохра­нилось ничего; неизвестно даже, какой она была высоты. Греческий историк Филон называет цифру «семьдесят локтей», т. е. около 40 м.

Рис. 42.Стагуя-маяк на о. Ро­дос. III в. до н. э. Рекон­струкция общего вида.

Республиканский строй Родоса способствовал необычайному расцвету искусства. Чтобы судить о родосской скульптурной школе, достаточно упомянуть всемирно известное произведение «Лаокоон».

Александрия — столица эллинистического Египта, части основанной Александром Македонским державы. В конце IV в. до н. э. здесь органи­зуется крупнейший научный центр — Мусейон, где работали видные греческие ученые: математик Евклид (III в. до н. э.), астроном Клавдий Птоломей (II в.), врачи, писатели, философы, художники. При Мусейоне была создана знаменитая Александрийская библиотека. Город стоял на трассах торговли греков с восточными странами: он располагал крупными портовыми соору­жениями, удобными бухтами.

На северной оконечности о. Фарос, образующего защищенную гавань перед городом, в конце III в. до н. э. был сооружен маяк в виде высокой многоярусной башни с павильоном, где постоянно поддерживался яркий огонь. По сведениям историков, его высота равнялась 150—180 м (Ф1—8).

В эпоху эллинизма греческая культура проникает в самые отдален­ные уголки цивилизованного мира. Культурному обмену способствовали обширные завоевания Александра Македонского. «Высочайший внутрен­ний расцвет Греции совпал с эпохой Перинла, высочайший внешний расцвет — с эпохой Александра», — писал К. Маркс.

Архитектура Древней Греции на долгое время определила направлен­ность развития архитектуры мира. В зодчестве редкой страны не исполь­зовались общие тектонические принципы ордерных систем, разработанных греками, деталей и декора греческих храмов.

Жизнеспособность принципов древнегреческой архитектуры объясняется прежде всего ее гуманизмом, глубокой продуманностью в целом и деталях, предельной ясностью форм и композиций.

Греками была блестяще решена задача перехода чисто технических конструктивных проблем архитектуры к художественным. Единство худо­жественного и конструктивного содержания было доведено до высот совершенства в различных ордерных системах.

Произведения греческой архитектуры отличаются удивительно гармонич­ным сочетанием с природным окружением. Сделан большой вклад в теорию и практику градостроительства, в формирование среды жилого дома, в систему инженерного обслуживания городов. Разработаны основы стан­дартизации и модульности в строительстве, развитые зодчеством последу­ющих эпох.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 2233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.