Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История формирования культурного наследия Беларуси от первобытности до периода Возрождения




Культурное наследие

 

Культура современной Беларуси восходит к расселению славянских племён и их взаимодействию с уже населявшими эти земли ранее балтами. В то же время, во время археологических раскопок найдено множество предметов материальной культуры дославянского и доиндоевропейского населения Беларуси. В 988 году белорусские земли были вместе со всей Киевской Русью крещены по византийскому обряду. В 992 году была основана Полоцкая епархия, а в 1005 году — Туровская. Первоначально христианство приняли городские верхи, а окончательная христианизация затянулась. Вместо прежних видов погребения распространялись христианские кладбища. Велась борьба и с другими артефактами языческих времён. На «борисовых камнях», ранее являвшиеся объектами поклонения язычников, во время христианизации были выбиты надписи христианского содержания. Принятие христианства содействовало распространению грамотности. Сохранилось созданное в XI веке Туровское евангелие. На территории Беларуси найдены и. В архитектуре господствующим направлением было сакральное (церковное) зодчество, а наиболее распространённым типом сооружений был крестово-купольный храм. Существовали две региональных разновидности древнерусского зодчества (школы) — полоцкая и гродненская. Полоцк был одним из древнейших и крупнейших городов Киевской Руси. В середине XI века (около 1050-х) здесь началось создание третьего на землях восточных славян Софийского собора. В последней четвери XIII века (приблизительно в 1276 году) по приказу волынского князя Владимира Васильковича в районе Беловежской пущи была построена Каменецкая (Белая) вежа. В составе Великого княжества Литовского активно строились оборонительные сооружения, наиболее известные из которых — Лидский (1320-е), Кревский (1330-е) и Мирский замки (XVI век), а также Новый замок в Гродно. К числу наиболее известных культовых сооружений этого времени относятся готические церковь св. Михаила в Сынковичах Зельвенского района Гродненской области и Троицкий костёл в Ишкольди Барановичского района Брестской области.


 

2. История формирования культурного наследия Беларуси в 17-18 вв.: дворцово-парковое строительство.

В архитектуре в течение 17 в. осуществлялась активная застройка городов — Могилева, Полоцка, Витебска. Создавались многочисленные городские сооружения, жилые строения, ратуши, укрепления, представляющие собой образцы белорусской гражданской деревянной архитектуры. Некоторые из них носили переходный по отношению к предшествующему этапу характер. Черты, близкие древнерусскому зодчеству, долго проявлялись в культовой, особенно деревянной архитектуре. Так, Ильинская церковь в Витебске (17—18 вв.) по своей архитектурной композиции девяти глав, ритмически нарастающих к центральной, напоминает храм Василия Блаженного в Москве. Близка к традициям деревянного зодчества и каменная церковь Петропавловского монастыря в Минске (1612). Наряду с этим происходит и развитие костельной архитектуры. Типичным примером является иезуитский костел в Гродно (1667), построенный в стиле барокко. В 18 в. в Белоруссии продолжается распространение стиля барокко. Одним из крупнейших сооружений является Спасо-Преображенский собор в Могилеве, созданный Гляубицем (Гляубицасом—архитектором, строившим в Вильнюсе)—пример крестово-купольного храма. В нем также заметна связь с русским и украинским барокко, характером своего пятиглавия он напоминает собор Смольного монастыря Растрелли. Замечательным памятником белорусского зодчества является перестроенный около середины 18 в. Софийский собор в Полоцке, сооруженный еще в 11 в. и неоднократно перестраивавшийся и менявший свой облик. В 18 в. он был превращен в барочный двухбашенный базиликальный храм, сохранивший, однако, в своих мощных абсидах связь с древнерусским зодчеством. Монументальное здание собора, стоящее на высоком холме у впадения реки Полоты в Западную Двину, замечательно связано с природным окружением. Феодалы, концентрировавшие еще в 16—17 вв. в своих руках огромные земельные владения и богатства, продолжали строительство дворцовых ансамблей, постепенно заменивших прежние замковые комплексы. С проникновением в белорусскую архитектуру барокко увеличивается богатство их архитектурных форм и внутреннего декора. Крупнейшие сооружения нового типа — дворец (Новый замок) в Гродно (архитекторы И. Кристиан и И.-Ф. Кнёбель) середины 18 в. и дворец в Несвиже конца 16—18 вв.. В последней четверти 18 в. происходит постепенное отпадение Белоруссии от Речи Посполитой, сначала восточной части (1772), а в конце столетия и западных ее областей. В архитектуре начинается период, связанный с утверждением классицизма (дворец в Щорсах, вторая половина 18 в.). Примером переходного стиля от позднего барокко к классицизму является дворец в Святске, построенный архитектором Джузеппе Сакко (1779).


 

3. Закон РБ об охране историко-культурного наследия: принципы и основные направления государственной политики в сфере охраны историко-культурного наследия; понятие охраны, консервации и реставрации объектов культурного наследия.

Охрана историко-культурного наследия -- это система организационных, правовых и экономических мер по сбережению ценностей, от:

1) уничтожения или угрозы уничтожения;

2) исчезновения или угрозы исчезновения;

3) причинения или угрозы причинения вреда;

4) ухудшения или угрозы ухудшения технического состояния;

5) научно необоснованных изменений (включая среду);

6) ухудшения условий восприятия.

Государственная политика в области учета и охраны историко-культурного наследия определяется в Республике Беларусь Национальным собранием Республики Беларусь и осуществляется Советом Министров Республики Беларусь через Министерство культуры Республики Беларусь и его представителей в местных исполнительных и распорядительных органах. Охранение историко-культурных ценностей -- это недопущение утраты материальными объектами и нематериальными проявлениями человеческого творчества своих отличительных духовных, эстетических и документальных достоинств, обусловивших придание им статуса ценностей. Характер деятельности по сохранению ценностей зависит от их свойств.

4. Закон РБ об охране историко-культурного наследия: историко-культурные ценности, их виды и категории, выявление и фиксация.

Историко-культурные ценности -- это наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства в порядке, определенном данным Законом.

1) материальные ценности, материальное воплощение которых составляет их сущность; Материальные ценности делятся на следующие подвиды:

1а) недвижимые материальные ценности, перемещение которых в пространстве связано с осуществлением ряда инженерных мероприятий и ведет к частичной или полной утрате ими отличительных ценных достоинств;

1б) движимые материальные ценности, перемещение которых в пространстве не связано с изменениями их сущности и технического состояния.

2) духовные ценности, возможное материальное воплощение которых не оказывает существенного влияния на их сущность. Духовные ценности делятся на следующие подвиды: 2а) фиксированные духовные ценности, сущность которых может быть полностью зафиксирована и не зависит от дальнейшей судьбы их создателей;

2б) воплощенные духовные ценности, сущность или отличительные ценные достоинства которых полностью либо частично утрачиваются с исчезновением их создателей, носителей или изменением социальных условий их существования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.