Стиль барокко в архитектуре католических, униатских и православных храмов Беларуси
Барокко. Стиль родился на основе традиций Возрождения, что особенно заметно в памятниках раннего барокко. Для архитектуры зрелого барокко присущи вычурная пластика фасадов, сложные планы и очертания, украшение построек великолепной многокрасочной скульптурой, лепниной, резьбой, широкое использование росписей, зеркал. Перевесили присуща архитектуры барокко динамичность композиции, крывалинейнасць очертаний, стремление к созданию иллюзии движения и безграничного пространства через перацякальнасць объемов и форм. Стремление к единому композиционного центра проявились в тщательной обработке главного фасада храмов всех конфессий (особенно башен и щитов фронтонов, в которых проявляются основные черты стиля). Он выполняет роль своеобразной театральной ширмы. Боковые фасады служат как бы оттенком главной художественной идеи. Первый памятник архиэктуры барокко в Беларуси - иезуитский костел в Несвиже (сейчас костел Божьего тела) - был возведен в 1584 - 1593. итальянским архитэктрам Дж. М. Бернардони.
Монументальная скульптура - реализуется в крупных монументах и их комплексах, грандиозных многофигурную рельефах, архитектурно-скульптурных комплексах, посвященных общественному деятелю, важного исторического события. Разновидности ее - памятник, монумент, мемориальные сооружения. Выделяется большими размерами, величественностью, масштабностью. Произведения монументальной скульптуры рассчитан на восприятие с большого расстояния и довгачасавае существование, а потому моделируется большими массами из прочных материалов. Станковая скульптура не связана непосредственно с архитектурой, имеет близкие к натуре размере. Разновидности ее - портреты, ню, анималистические изображения, абстрактные композиции. Выполняются на скульптурном станке, используются для украшения интерьеров, как садово-парковая скульптура. Жанр монументальной скульптуры был расширен в 40-50-е гг. XX в. Примером являются работы З. Азгура, А. Аникейчика, А. Заспицкого, А. Глебова, что украшают города Беларуси и стали центрами композиций при оформлении мемориальных ансамблей или площадей города Ряд скульптур деятелям истории и культуры (А. Мицкевичу в Новогрудке, Я. Дроздовичу в Минске, Ефросиньи Полоцкой в Полоцке) появились в течение 80-90-х гг. XX в. С конца XX в. особое развитие получила городская скульптура, за счет чего создаются неповторимые образы города, которые приобретают популярность как туристические объекты (например, работы В. Жбанова в Минске)
АРХІТЭКТУРНЫЯ СТЫЛІ
стыль
Еўропа (ст.)
Беларусь (ст.)
Раманскі
X–XII – уся Еўропа,
X –сярэдзінаXII – Францыя
XII – культавыя збудаванні,
сярэдзіна XIII – XIV – абарончыя збудаванні
Готыка
Сярэдзіна XII – XV– Францыя
Канец XII – XV – Еўропа
Сярэдзіна XIII – пачатак XVI – культавыя збудаванні і дэкор абарончых
Рэнесанс
Канец XIII—XVI –Італія
XV–XVI – Еўропа
Канец XV – пачатак XVII
Барока
Канец XVI – сярэдзіна – канец XVIII
Канец XVI – сярэдзіна – канец XVIII
Класіцызм
XVII – сярэдзіна XIX – Францыя
XVIII – сярэдзіна XIX – Еўропа
Сярэдзіна – канец XVIII – сярэдзіна XIX
Рамантызм
з канца XVIII па 30–я гг. XIX
з канца XVIII
Рэалізм
з 30–40-х гг. XIX
З 30–40-х гг. XIX –асветніцкі рэалізм
з 90–х гг.XIX ст.
Пры захаванні абарончых якасцей – дэкаратыўная аздоба (неглыбокія нішы), вокны-байніцы, паліхромнасць фасадаў, адкрытая муроўка, вежа двух’ярусная (чацвярык і пастаўлены на яго васмярык)
Рэнесанс
канец XV – пача-так XVII
Прамаву-гольныя ці квадратныя вокны, крыжовыя скляпенні, карніз, рустоўка, франтон-лесвіца
Геаметрычныя формы фасадаў (трохкутны франтон, неглыбокія нішы прамавугольнай ці квадратнай формы), тынкоўка фасадаў, гранёная форма вежаў, выразны падзел на ярусы з дапамогай карнізаў
Барока
Канец XVI — сярэдзіна – канец XVIII
Цыліндрыч-
ныя ці крыжовыя скляпенні, прафілява-
ныя карнізы, фігурныя шчыты франтонаў, пілястры, фігурныя броўкі,
валюты, ракаўкі, нішы для скульптур,
Базілікальныя (Брыгіцкі і Бернардынскі касцёлы Гародні) і крыжова-купальныя (Фарны касцёл у Нясвіжы, Мікалаеўская царква ў Магілёве) храмы, манастыры і кляштары, сінагогі (Слонім), ратушы (Віцебск, Магілёў), калегіумы (Полацк, Пінск), шпіталі (Слонім), жылая гарадская забудова (дамы рамеснікаў – Паставы, Наваградак, Слонім), палацава-замкавыя ансамблі (Нясвіж)
Кантраснасць і перацякальнасць аб’ёмаў і форм, спалучэнне выпукла-ўвагнутых аб’ёмаў (ілюзія пластычнасці фасадаў), шмат’ярусныя вежы, дынамічныя кампазіцыі за кошт хвалепадобных карнізаў), галоўны фасад – тэатральная шырма
Класіцызм
Сярэ-дзіна – канец XVIII— сярэ-дзіна XIX
Калоны, што ўтвараюць манумен-
тальны порцік, трохкутны франтон і броўкі над вокнамі, двусхільны дах, гладкая столь
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление