Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зоология




Задание I. Выберите одно правильное утверждение из четырех предложенных.

Вариант 1

Тест 1. Современная фауна насчитывает:

1) 1,5 млн видов,

2) 0,5 млн видов,

3) 3,5 млн видов,

4) 3 млн видов.

 

Тест 2. Подразделение организмов на промыс­ловых и непромысловых, съедобных и несъедобных, диких и одомашненных — пример классификации:

1) естественной,

2) экологической,

3) искусственной,

4) экономической.

Тест 3. Из перечисленных типов к вторичноротым относятся:

1) круглые черви,

2) моллюски,

3) хордовые,

4) членистоногие.

Тест 4. Пример одноклеточного животного, у ко­торого наблюдается миксотрофный тип питания (ге­теротрофный — в темноте, автотрофный — на свету):

1) инфузория туфелька,

2) малярийный плазмодий,

3) дизентерийная амеба,

4) эвглена зеленая.

Тест 5. Эволюционно наиболее древняя груп­па простейших:

1) саркодовые,

2) ресничные,

3) споровики,

4) жгутиковые.

Тест 6. Тип, у представителей которого впер­вые появилась сквозная пищеварительная система:

1) плоские черви,

2) круглые черви,

3) кольчатые черви,

4) членистоногие.

Тест 7. Полость тела у членистоногих:

1) первичная,

2) вторичная (целом),

3) смешанная (миксоцель),

4) отсутствует.

Тест 8. Число ходильных ножек у паукообразных:

1) восемь,

2) шесть,

3) четыре,

4) неопределенное число.

Тест 9. Эволюционно наиболее древний рото­вой аппарат насекомых:

1) грызуще-сосущий,

2) грызущий,

3) колюще-сосущий,

4) сосущий.

Тест 10. Среда обитания ланцетника:

1) толща океана,

2) реки,

3) прибрежная зона морей,

4) мелкие пресные водоемы.

Тест 11. У ланцетника органом, приводящим в движение кровь, является:

1) многокамерное сердце на спинной сто­роне тела,

2) двухкамерное венозное сердце,

3) пульсирующая брюшная аорта,

4) трехкамерное сердце с неполной меж-предсердной перегородкой. |

Тест 12. В процессе эволюции второй круг кровообращения впервые появляется у:

1) амфибий,

2) млекопитающих,

3) рептилий,

4) птиц.

Тест 13. Особенность строения кожи у пре-, смыкающихся:

1) отсутствие желез,

2) наличие костной чешуи,

3) наличие слизистых желез,

4) наличие потовых и сальных желез.

Тест 14. Класс, представители которого обла­дают способностью поддерживать постоянную температуру тела:

1) костные рыбы,

2) амфибии,

3) рептилии,

4) птицы.

Тест 15. Класс, у представителей которого имеется дифференцированная зубная система:

1) костные рыбы,

2) амфибии,

3) птицы,

4) млекопитающие.

Тест 16. Насекомые с полным превращением линяют:

1) на стадии взрослого организма,

2) только на личиночных стадиях разви­тия,

3) на стадии куколки,

4) на стадиях личинки, куколки и взрос­лого насекомого.

Тест 17. Длина шеи птиц зависит от:

1) длины тел позвонков,

2) числа позвонков,

3) числа позвонков и длины их тел,

4) толщины хрящевых прокладок между телами позвонков.

Тест 18. Непарнокопытные имеют на ногах:

млекопитающие

1) по одному пальцу,

2) либо один, либо три,

3) на передних ногах — один, на задних — три,

4) на передних ногах — три, на задних — один.

Тест 19. В цикле развития печеночного со­сальщика окончательными хозяевами могут быть:

1) коровы, овцы, козы, человек,

2) собаки, волки, лисицы,

3) малые прудовики,

4) галки, вороны, голуби.

Вариант 2

 

Тест 1. Впервые в эволюции беспозвоночных животных третий зародышевый листок появился у:

1) моллюсков,

2)членистоногих,

3) плоских червей,

4) кольчатых червей.

Тест 2. Тип беспозвоночных животных, для ко­торого характерна радиальная симметрия тела:

1) моллюски,

2) кишечнополостные,

3) круглые черви,

4) кольчатые черви.

Тест 3. Группа одноклеточных животных — эволюционный предок многоклеточных животных:

1) ресничные,

2) споровики,

3) жгутиковые,

4) саркодовые.

Тест 4. В мире беспозвоночных животных тип моллюсков по своей численности уступает только:

1) типу членистоногих,

2) типу круглых червей,

3) типу саркожгутиконосцев,

4) типу плоских червей.

Тест 5. У моллюсков раковина образуется:

1) мантией,

2) паренхимой,

3) эпителием целома,

4) специальными железами.

Тест 6. Нервная система брюхоногих моллю­сков:

1) окологлоточное скопление нервных уз­лов и несколько пар узлов в туловище,

2) слившиеся надглоточный и подглоточный ганглии с отходящей брюшной нервной цепочкой,

3) нервная трубка с расширением в голов­ном конце,

4) диффузная нервная система. -

Тест 7. Представитель подтипа личиночнохор-довых:

1)актиния, 3) ланцетник,

2) асцидия, 4) минога.

Тест 8. Тип нервной системы у хордовых:

1) в виде нервной трубки,

2) диффузный,

3) ганглионарный,

4)узловой.

Тест 9. Органы дыхательной системы у хордо­вых развиваются из:

1) мезодермы, 3) эктодермы,

2) мезенхимы, 4) энтодермы.

 

Тест 10. У хордовых в процессе зародышевого развития бластопор превращается в:

1) рот,

2) анальное отверстие,

3) клоаку,

4) мочеиспускательный канал.

Тест 11. Органы выделения у рептилий:

1) предпочки,

2) тазовые почки (вторичные почки),

3) туловищные почки (первичные почки),

4) множество выделительных канальцев.

Тест 12. Органы дыхания птиц:

1) тонкостенные мешки с плохо выражен­ной ячеистостью,

2) альвеолярные легкие с развитым брон­хиальным деревом,

3) плотные губчатые тела,

4) парный вырост глотки, оплетенный кровеносными сосудами.

Тест 13. Класс, у представителей которого имеется дифференцированная зубная система:

1) хрящевые рыбы, 3) рептилии,

2) амфибии, 4) млекопитающие.

Тест 14. Класс, представители которого обла­дают способностью поддерживать постоянную тем­пературу тела:

1) хрящевые рыбы, 3) рептилии,

2) амфибии, 4) млекопитающие.

Тест 15. Группа позвоночных, у представителей которой имеется развитая кора головного мозга:

1) амфибии, 3) птицы,

2) рептилии, 4) млекопитающие.

Тест 16. Последовательность стадий развития с полным превращением:

1) яйцо, взрослое насекомое,

2) яйцо, личинка, взрослое насекомое,

3) яйцо, куколка, личинка, взрослое насе­комое,

4) яйцо, личинка, куколка, взрослое насе­комое.

Тест 17. Спящая птица не падает с ветки дере­ва, потому что:

1) чутко спит и при изменении равновесия тела сильно сжимает пальцы ног,

2) чем ниже опускается тело птицы под собственным весом, тем больше сгиба­ются ноги в колене и сильнее натягива­ются сухожилия, проходящие через ко­лено к пальцам,

3) на пальцах ног имеются острые, загну­тые вниз когти,

4) сохраняет равновесие изменением поло­жения крыльев.

Тест 18. Кровеносная система у кольчатых червей:

1) замкнутая, 3) смешанного типа,

2) незамкнутая, 4) отсутствует.

 

Тест 19. Считается, что самый густой и ценный мех среди хищных млекопитающих встречается у:

1) псовых, 3) медвежьих,

2) кошачьих, 4) куньих.

Задание II. Выберите три правильных утверждения из шести предложенных.

Вариант 1

 

Тест 1. Ресничные являются наиболее высоко­организованными одноклеточными животными, на что указывают следующие прогрессивные черты:

1) постоянная форма тела,

2) непостоянная форма тела,

3) наличие одного ядра,

4) наличие двух ядер с различными функ­циями,

5) усложнение пищеварительной системы,

6) наличие внутреннего игольчатого ске­лета.

Тест 2. Непрямое развитие (с метаморфозом) встречается у представителей классов:

1) насекомые, 4) птицы,

2) амфибии, 5) млекопитающие,

3) рептилии, 6) двустворчатые моллюски.

Тест 3. В отличие от земноводных в скелете пресмыкающихся имеются такие элементы, как:

1) шейный отдел позвоночника,

2) грудная клетка,

3) поясничный отдел позвоночника,

4) грудной отдел позвоночника,

5) череп,

6) хвостовой отдел позвоночника.

Тест 4. Анатомические особенности черепа птиц:

1) все кости сращены,

2) имеется клюв,

3) кости соединены черепными швами,

4) относительно большие глазницы,

5) наличие зубов,

6) относительно маленькие глазницы.

 

Тест 5. Классы типа хордовых, у представителей которых отсутствует клоака и имеется мочеиспускательный канал:

1) костные рыбы, 4) птицы,

2) амфибии, 3) рептилии,

5) млекопитающие, 6) хрящевые рыбы.

Вариант 2

 

Тест 1. К основным признакам кишечнополостных следует отнести:

1) три слоя клеток,

2) наличие эктодермы и энтодермы,

3) двустороннюю симметрию тела,

4) нервную систему диффузного типа,

5) нервную систему ганглиарного типа,

6) лучевую симметрию тела.

Тест 2. К признакам кольчатых червей относят:

1) окологлоточное нервное кольцо и отхо­дящие от него нервные стволы с ответ­влениями,

2) щетинки на члениках тела,

3) окологлоточное нервное кольцо и брюш­ную нервную цепочку,

4) слабое развитие либо отсутствие орга­нов чувств,

5) наличие замкнутой кровеносной систе­мы,

6) питание тканями органов тела челове­ка.

Тест 3. Признаками насекомых являются:

1) дыхание растворенным в воде кислоро­дом,

2) деление тела на головогрудь и брюшко,

3) трахейная система дыхания,

4) одна пара сложных (фасеточных) глаз,

5) четыре пары ходильных конечностей,

6) деление тела на голову, грудь и брюш­ко.

Тест 4. Представителей отряда черепах отли­чают от прочих пресмыкающихся следующие при­знаки:

1) крупные роговые щитки с подстилкой из костных пластин,

2) отсутствие зубов, челюсти прикрыты роговым чехлом,

3) отсутствие грудной клетки при одном легком,

4) четырехкамерное сердце,

5) костно-роговой панцирь из спинного и брюшного щитов,

6) срастание ребер с панцирем.

Тест 5. Плацентарные млекопитающие обла­дают следующими признаками:

1) непостоянная температура тела,

2) детеныши донашиваются в сумке,

3) яйцеклетки мелкие с небольшим запа­сом питательных веществ,

4) молочные зубы сменяются постоянны­ми,

5) откладывают яйца,

6) молочные железы расположены на брюшной стороне тела и открываются сосками.

Задание III. Подберите соответствия. Напишите номера утверждений, соответст­вующие приведенным понятиям.

Вариант 1

 

Тест 1. Первичноротые и вторичноротые жи­вотные.

А) Первичноротые животные: _______.

Б) Вторичноротые животные: _______.

1) Хордовые,

2) членистоногие,

3) моллюски,

4) иглокожие,

5) кишечнополостные,

6) кольчатые черви.

Тест 2. Заболевания, вызываемые простейши­ми, бактериями, вирусами.

А) Заболевания, вызываемые простейши­ми: ____________________________________________.

Б) Заболевания, вызываемые бактерия­ми: ____________________________________________.

В) Заболевания, вызываемые вирусами:____________________________________.

1) Туберкулез, 4) холера,

2) малярия, 5) сонная болезнь,

3) СПИД, 6) грипп.

Тест 3. Виды движений у простейших.

А) Путем образования ложноножек:______________.

Б) С помощью жгутиков: _______________________.

В) С помощью ресничек: _______________________.

 

1) Эвглена зеленая, 4) вольвокс,

2) туфелька (парамеция), 5) амеба,

3) радиолярия, 6) бурсария.

Тест 4. Клеточный состав эктодермы и энто­дермы у гидры.

А) Эктодерма: __________________.

Б) Энтодерма: __________________.

1) Железистые клетки,

2) стрекательные клетки,

3) нервные клетки,

4) половые клетки,

5) клетки-фагоциты,

6) эпителиальные клетки.

Тест 5. Пищеварительная система у различ­ных групп червей.

А) Замкнутая: _________________.

Б) Проходного типа: ______________.

1) Ресничные,

2) нематоды,

3) малощетинковые,

4) сосальщики,

5) многощетинковые.

Тест 6. Особенности строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.

А) Брюхоногие моллюски: __________.

Б) Двустворчатые моллюски: ________.

В) Головоногие моллюски: ___________.

1) Роговые челюсти,

2) просто устроенные глаза в виде глазных пузырьков с хрусталиком,

3) непарное легкое,

4) отсутствие головы, упрощенная нерв­ная система,

5) большие глаза, по строению сходные с человеческими,

6) чернильная железа,

7) мускульная воронка,

8) развитый мозг в хрящевой капсуле,

9) вводной и выводной сифоны.

Тест 7. Сравнительная характеристика членис­тоногих и их эволюционных предков — кольчатых червей.

А) Членистоногие: _______________.

Б) Кольчатые черви: ______________.

1) Замкнутая кровеносная система,

2) конечности в виде многоколенчатых рычагов,

3) незамкнутая кровеносная система,

4) наружный хитиновый скелет,

5) гладкая мускулатура в аппарате движе­ния,

6) наличие кожно-мускульного мешка.

Тест 8. Отделы тела речного рака и соответст­вующие им конечности (выборочно).

А) Головогрудь: ________________.

Б) Брюшко: ______________________.

1) Ногочелюсти,

2) клешни,

3) верхние и нижние челюсти,

4) ходильные ножки,

5) конечности, преобразовавшиеся в сово­купительный аппарат (у самцов),

6) короткие и длинные усики.

Тест 9. Типы ротового аппарата у представите­лей класса насекомых.

А) Грызущий: _________________.

Б) Лижущий: _______________.

1) Мухи,

2) тараканы,

3)слепни,

4) жуки.

Тест 10. Особенности строения органов чувств у наземных позвоночных.

А) Рептилии: _________________.

Б) Птицы: ___________________.

В) Млекопитающие: __________________.

1) Наружное ухо,

2) крупные глаза с тремя веками, органы обоняния недоразвиты,

3) органы осязания представлены особыми волосками, расположенными на чешуй­ках,

4) органы терморецепции (у многих форм),

5) в сетчатке преобладают палочки, что обеспечивает хорошее сумеречное зре­ние,

6) функции органов обоняния и осязания частично выполняет язык.

Вариант 2

 

Тест 1. Типы симметрии и их распространение у животных организмов.

А) Радиальная симметрия: _________.

Б) Двусторонняя симметрия: ________.

1) Круглые черви,

2) хордовые,

3) кишечнополостные,

4) членистоногие,

5)плоские черви,

6) кольчатые черви.

Тест 2. Основные типы простейших и их пред­ставители.

А) Тип Саркожгутиконосцы: ___________________.

Б) Тип Инфузории (Ресничные): _______________.

В) Тип Споровики: __________________________.

1) Трихомонада,

2) туфелька (парамеция),

3) малярийный плазмодий,

4) амеба дизентерийная,

5) эвглена зеленая,

6) радиолярия.

Тест 3. Некоторые черты организации мол­люсков и их предполагаемых эволюционных предшественников — кольчатых червей.

А) Моллюски: __________________.

Б) Кольчатые черви: _____________.

1) Наличие мантии,

2) замкнутая кровеносная система,

3) сегментированное тело,

4) несегментированное тело,

5) отсутствие раковины,

6) незамкнутая кровеносная система.

Тест 4. Выделительные и дыхательные структу­ры у представителей различных классов членисто­ногих.

А) Класс Ракообразные: ____________________.

Б) Класс Паукообразные:____________________.

В) Класс Насекомые: _______________________.

1) Мальпигиевы сосуды,

2) жабры,

3) жировое тело,

4) дыхательный мешок (легкие),

5) почки в головном отделе,

6) трахеи.

Тест 5. Сравнительная характеристика бесче­репных и позвоночных.

А) Бесчерепные: _________________.

Б) Позвоночные (черепные): _________.

1) Подразделение ЦНС на головной и спинной мозг,

2) органы выделения — почки,

3) имеются конечности,

4) имеются глаза,

5) отсутствует выраженный головной мозг,

6) отсутствуют конечности.

Тест 6. Кровеносные системы рыб и земновод­ных.

А) Рыбы: _____________________.

Б) Земноводные: ________________.

1) Трехкамерное сердце,

2) двухкамерное сердце,

3) один круг кровообращения,

4) в сердце венозная кровь,

5) в сердце смешанная кровь,

6) два круга кровообращения.

Тест 7. Производные кожи у рептилий, птиц, млекопитающих.

А) Рептилии: __________________.

Б) Птицы: _____________________.

В) Млекопитающие: ______________.

1) Перья,

2) копчиковая железа,

3) панцирь,

4) потовые железы,

5) волосяной покров,

6) роговые щитки.

Тест 8. Некоторые особенности строения ске­лета рептилий, птиц, млекопитающих.

А) Рептилии: __________________.

Б) Птицы: _____________________.

В) Млекопитающие: _____________.

1) 7 позвонков в шейном отделе позвоноч­ника,

2) 8 позвонков в шейном отделе позвоноч­ника,

3) гибкий позвоночник (между позвонка­ми — хрящевые диски),

4) тазовый пояс закрытого типа,

5) трубчатые кости полые,

6) отсутствие зубов,,,

7) подвижный шейный отдел позвоночни­ка (до 25 позвонков),

8) ребра состоят из двух отделов, подвиж­но сочлененных друг с другом,

9) зубы одинаковые, конические, слегка за­гнутые назад.

Тест 9. Пищеварительные системы рыб и зем­новодных.

А) Рыбы: _____________________.

Б) Земноводные: ________________.

1) Слюнные железы,

2) вырост пищеварительной трубки — пла­вательный пузырь,

3) клоака,

4) анальное отверстие,

5) все представители во взрослом состоя­нии плотоядны.

Тест 10. Сравнительная характеристика кро­веносной системы рептилий, птиц, млекопитаю­щих.

А) Рептилии: ___________________.

Б) Птицы: _____________________.

В) Млекопитающие: _____________.

1) Одна дуга аорты (правая),

2) одна дуга аорты (левая),

3) четырехкамерное сердце (разделено сплошной перегородкой на левую и правую части),

4) две дуги аорты,

5) все органы и ткани снабжаются чистой артериальной кровью,

6) обогащенную кислородом кровь получа­ют голова и плечевой пояс, остальные снабжаются смешанной кровью.

Задание IV. Прочитайте текст. Исполь­зуя приведенные ниже слова для справок (список слов избыточен), вставьте пропу­щенные термины (возможно изменение окончаний). В конце каждого теста укажите номера слов в том порядке, в котором они встречаются в тексте.

Вариант 1

 

Тест 1. Тело брюхоногих моллюсков образует кожистую складку — ____. Спинную сторону тела моллюска защищает ____, покрытая снаружи рогоподобным веществом, а изнутри выстланная особым известковым слоем — ____. Ротовое от­верстие, щупальца и глаза располагаются у моллю­сков на ____. Еще у них имеется особый непар­ный вырост тела — ____.

Слова для справки:

1) терка,

2) мантия,

3) глотка,

4) голова,

5) жабры,

6) легкие,

7) раковина,

8) нога,

9) перламутр,

10) известняк,

11) мел,

12) целом.

Номера слов: ____

Тест 2. Восьминогих сухопутных членистоногих относят к классу ____. В этом классе три основ­ных отряда: _____, представители которого стро­ят особую ловчую сеть — ____ — с помощью вы­делений желез, расположенных на брюшке; ____, перешедшие к паразитическому образу жизни и являющиеся переносчиками опасных забо­леваний; ____, у которых задняя часть брюшка преобразована в длинный, загнутый и подвижный шип, с помощью которого представители этого от­ряда охотятся и защищаются.

Слова для справки:

1) ракообразные,

2) паукообразные,

3) насекомые,

4) клопы,

5)стрекозы,

6) клещи,

7) крабы,

8) пауки,

9)скорпионы,

10) тараканы,

11) паутина,

12) хитин.

Номера слов: __________________.

Тест 3. Самой большой по видовому составу группой позвоночных животных являются _____.

Они подразделяются на два класса: ____, имею­щие внутренний скелет из хрящевой ткани, и ____, скелет которых состоит из костной ткани. Кожа их снаружи покрыта ____, черепицеобраз-но налегающими друг на друга. Передвигаются они в основном благодаря движениям____.

Слова для справки:

1)голова,

2) туловище,

3) хвост,

4) рыбы,

5) земноводные,

6) пресмыкающиеся,

7) птицы,

8) млекопитающие,

9) костные,

10) хрящевые,

11) плацентарные,

12) чешуи.

Номера слов: _______________

Тест 4. В зависимости от дальности переме­щения в послегнездовой период птицы делятся на три группы: ____, остающиеся в местах гнездо- | вания, самой крупной птицей из этой группы в Цент- | ральной России является ____; _____, уда-! ляющиеся от мест гнездования на сотни километ- I ров; ____, улетающие на гнездовку за многие тысячи километров. Такие дальние перелеты в ор­нитологии получили наименование____.

Слова для справки:

1) сорока,

2) ворон,

3) ворона,

4) грач,

5) оседлые,

6) лебеди,

7) кочующие,

8) кольцевание,

9) миграции,

10) перелеты,

11) перелетные,

12) дрофа.

Номера слов: ________________________________.

Тест 5. У большинства млекопитающих хоро­шо развит шерстный покров, состоящий из твердых и жестких волос - ____, мягких и коротких: волос - _____ и особых чувствительных волос - ____. Кроме шерсти, кожа млекопитающих бога­та железами, например, ____, выделения которых охлаждают организм, и их видоизменения-___________ железы, давшие название всему классу.

Слова для справки:

1) пух,

2) перья,

3) ость,

4) подшерсток,

5) вибриссы,

6) усы,

7) сальные,

8) млечные,

9) потовые,

10) пахучие,

11) слезные,

12) пищеварительные.

Номера слов: _______________________________.

Вариант 2

 

Тест 1. У брюхоногих моллюсков хорошо раз­личимы три части тела: ____, на которой распо­ложены глаза, нога и мешковидное ____, сверху покрытое особой складкой кожи — ____, вы­стилающую изнутри твердую ____. Нога у брю­хоногих моллюсков мускулистая, хорошо развитая и обладает широкой ____, что обусловливает спо­соб их передвижения.

Слова для справки:

1) щупальца,

2) голова,

3) туловище,

4) жабры,

5) легкие,

6) перламутр,

7) подошва,

8) раковина,

9) мантия,

10) целом,

11) терка,

12) глотка.

Номера слов: ________________________________.

Тест 2. Тип членистоногих составляют три ос­новных класса: ____, обитающие в основном в воде; ____, населяющие в основном сушу и пе­редвигающиеся по ней на восьми конечностях, и ____, самый многочисленный по числу видов класс в животном мире. Членистоногие имеют ____ скелет, состоящий из хитина.

Слова для справки:

1) двустворчатые,.

2) брюхоногие,

3) головоногие,

4) ракообразные,

5) паукообразные,

6) насекомые,

7) наружный,

8) внутренний,

9) смешанный,

10) хинин,

11) известняк,

12) хитин.

Номера слов: ________________________________.

Тест 3. Основные части тела рыбы____________, на

которой расположены основные органы чувств, ____, на котором расположены основные плав­ники, и ____ — основной двигатель. Снаружи те­ло рыбы покрыто ____, которая уменьшает тре­ние при плавании. У большинства видов рыб в коже имеются защитные образования — ____.

Слова для справки:

1) голова,

2) шея,

3) туловище,

4) хвост,

5) конечности,

6) кожа,

7) мышцы,

8) кости,

9) хрящи,

10) чешуи,

11) железы,

12) слизь.

Номера слов: ________________________________.

Тест 4. Тело птицы покрыто перьями. Основ­ные перья — ____, создающие общий контур те­ла птицы. Места, где они расположены на теле пти­цы, называют ____, участки, их лишенные, — ____. Перо состоит из ____, на котором рас­полагается опахало. Место, свободное от опахала, называется ____.

Слова для справки:

1) маховые,

2) рулевые,

3) пуховые,

4) контурные,

5) роговые,

6) пух,

7) аптерии,

8) бородки,

9) очин,

10) птерилии,

11) крючочки,

12) стержень.

Номера слов: ________________________________.

Тест 5. Родоначальниками всех домашних птиц и млекопитающих были дикие виды. Так, домашняя корова произошла от дикого быка — ____, а родоначальником домашней свиньи стал ______.

Предком домашней овцы считают ____, распро­страненного в Средиземноморье. У домашней утки предком была дикая утка ____, до сих пор весь­ма многочисленная. Предком домашней лошади считают дикую степную лошадь ____.

Слова для справки:

1) пони,

2) Пржевальского,

3) тарпан,

4) архар,

5) тур,

6) сухонос,

7) индейка,

8) кряква,

9) кабан,

10) овцебык,

11) муфлон,

12) меринос.

Номера слов: _______________________________.

 

Задание V. В приведенных ниже таб­лицах заполните пустые ячейки.

Тест 1. Некоторые физиологические процессы одноклеточных животных и их структурная основа.

 

Физиологические процессы   Структурные компоненты, при участии которых осуществляется физиологический процесс  
Подвижность      
Дыхание   Плазмолемма и надмембранные структуры  
Питание (гетеротрофное)      
Питание (автотрофное)   Хроматофоры  
Выделение      

Тест 2. Основные классы кишечнополостных (характерные особенности и конкретные предста­вители).

 

Классы Характерные особенности (по сравнению с общей схемой строения кишечнополостных) Предста­вители
Гидроид­ные   Половые клетки образу­ются в эктодерме      
Сцифо­идные   Нервные клетки по краю купола формируют нерв­ное кольцо; в особых тельцах, расположенных по краю купола, находят­ся примитивные органы чувств (глазки и органы равновесия); начало дифференцировки пищевари­тельной системы; поло­вые клетки образуются в энтодерме; раздельнопо­лость      
    Мышечные клетки под эктодермой формируют самостоятельный слой; имеют наружный или внутренний скелет; поло­вые клетки образуются в энтодерме; ведут коло­ниальный образ жизни (большинство)      

 

 

Тест 3. Основные группы червей и их некото­рые отличительные особенности.

 

Тип Класс Отличительные особенности Пред­стави- тели  
 
Плоские черви Реснич- ные     Имеются спинно- брюшные мышцы; нервные стволы со- единяются попе- речными нервны- ми перемычками; замкнутая пищева- рительная систе- ма; могут размно- жаться попереч- ным делением        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Сосаль- щики Плотные безрес- ничные покровы; замкнутая пищева- рительная система    
        Тело состоит из члеников; пищева- рительная система утрачена    
Круглые черви     Полость тела — первичная; разде- ление мышечного массива на четыре тяжа; сквозная пи- щеварительная система; выдели- тельные структуры — ги- гантские однокле- точные железы; раздельнополость    
Кольча- тые черви   Много- щетин- ковые     Полость тела — вто- ричная; имеются параподии; выдели- тельные структу- ры — метанефри- дии; имеется зам- кнутая кровенос- ная система; имеют простые глаза; раз- дельнополость      
    Мало- щетин- ковые   Полость тела — вторичная; выдели- тельные структу- ры — метанефри- дии; имеется зам- кнутая кровеносная система; имеют из- вестковые железы; гермафродиты      

Тест 4. Строение раковины моллюсков (слои и их расположение).

 

 

Название слоя Топография
Роговой  
Фарфоровый В середине
   

 

 

Тест 5. Моллюски, обитающие в различных

средах.

 

Наземные   Морские   Пресно­водные  
        Малый и боль­шой прудовики

Тест 6. Органы дыхания у представителей раз­личных классов членистоногих.

 

Классы Предста­вители Органы дыхания
Ракообразные   Жабры
Паукообразные    
Насекомые Майский жук  

Тест 7. Характеристика системы членистоногих.

опорно-двигательной

 

Отдел системы Строение Функции
    Состоит из трех слоев: хи­тиновый, слой углекислого кальция, вос-ковидный    
        Органы передвиже­ния, чувств, защи­ты, нападения, вхо­дят в состав ротово­го аппарата
Мышечный аппарат   Отдельные по­перечно-полосатые мышцы и их комплексы      

Тест 8. Сравнительная характеристика беспоз­воночных и хордовых животных.

 

Признаки Беспо­звоночные Хордовые
Скелет Наружный    
Нервная система     Нервная труб­ка в виде труб­ки над хордой (у позвоночных в головном от­деле возникают выпячивания)
Дыхательная система   Трахеи, жаб­ры, легкие (производные покровов)    
Кровеносная система Незамкнутая (исключение: кольчатые черви)  

 

Окончание

 

Признаки Беспо­звоночные Хордовые
Сердце       Двух-, трех-, четырехкамерное на брюшной стороне тела  
Выделительная система   Протонефри-дии, метанефридии, малышгиевы сосуды, жировое тело      

Тест 9. Основные классы рыб, их сравнитель­ная характеристика и конкретные представители.

 

Класс Характеристика Предста­вители
    Хрящевой скелет, отсутст­вуют жаберные крышки, имеется клоака, осемене­ние — внутреннее, боль­шое количество желтка в яйцеклетке, живорожде­ние, чешуя — плакоидная    
    Скелет — костный, хря­щевой или костно-хряще-вой, анальное отверстие изолировано от мочевых путей, осеменение — на­ружное (внутреннее — у живородящих), чешуя — костная    

Тест 10. Органы воздушного дыхания у позво­ночных.

 

Класс Особенности строения
    Легкие в виде тонкостенных мешков с плохо выраженной ячеистостью, бронхи­альное дерево отсутствует, специальных дыхательных мышц нет  
    Легкие альвеолярного строения с разви­тым бронхиальным деревом, диафрагма — сухожильная, в дыхании участия не при­нимает  
    Легкие в виде плотных губчатых тел, до­полнительные образования дыхательного аппарата — воздушные мешки, дыхание двойное (газообмен на вдохе и выдохе)  
    Легкие альвеолярного строения с разви­тым бронхиальным деревом, диафрагма — сухожильно-мышечная, активно участву­ет в дыхании  

Тест 11. Геологическое время возникновения классов позвоночных.

 

Класс   Время возникновения (период и эра)   Пред-ковая форма   Переход­ная форма  
Репти­лии   Пермский пери­од палеозойской эры          

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 2762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.