КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования и атрибуты качества
На рис. 3.2 изображен самолет А-7Е Corsair II. Это одноместный, базирующийся на авианосце штурмовик, состоявший на вооружении ВМС США с 1960-х по 1980-е годы. Его предшественник А-7С — был одним из первых в мире серийных самолетов, оборудованных бортовым компьютером, который помогал пилоту выполнять задачи, связанные с навигацией и «доставкой вооружения» (военный эвфемизм «атаки наземной цели»). Бортовой компьютер А-7Е представляет собой компактную специализированную вычислительную машину производства компании IBM, для которой не существует ни одного компилятора; программировать, таким образом, можно только на языке ассемблера. Специальные регистры этой машины подключены к аналогоцифровому и цифро-аналоговому преобразователям, при помощи которых данные принимаются и передаются примерно двум десяткам устройств авиационноэлектронного комплекса. Магистральной задачей программного обеспечения А-7Е является считывание показаний датчиков и обновление данных на бортовых индикаторах, помогающих пилоту сбрасывать снаряды точно по выбранной цели. В отличие от многих современных авиационных систем программные средства А-7Е не предназначены для непосредственного управления воздушным судном. Ниже приводится перечень основных датчиков, с которых программное обеспечение считывает данные и работой которых оно управляет. ♦ Воздушный зонд замеряет атмосферное давление и воздушную скорость. ♦ РЛС переднего обзора, нацеливаемая под азимутом или углом возвышения и возвращающая прямую дальность указанной наземной точки. ♦ Доплеровская РЛС измеряет путевую скорость и угол сноса (разницу между направлением носа самолета и направлением его движения относительно земли). ♦ Инерциальная система измерений (inertial measurement set, IMS) сообщает ускорение по трем ортогональным осям. Программные средства должны оперативно считывать эти показания, путем их интегрирования по времени вычислять скорость, а затем, исходя из интегрирования скорости по времени, определять текущее положение воздушного судна в пространстве. Кроме того, программные средства обеспечивают совмещение и устраняют отклонения по осям, которые в целях точного соответствия системе координат самолета должны быть постоянно направлены на север, на восток и по вертикали соответственно. ♦ Интерфейс с инерциальной системой измерений авианосца, при помощи которой рассчитывается текущее положение самолета во время его нахождения на борту. ♦ Датчики, сообщающие о наполнении шести подкрыльевых бомбовых отсеков А-7Е и типе содержащихся в нем орудий (всего их более 100 типов). В программной части хранятся крупные таблицы с параметрами всех типов вооружения; и на их основе в каждом конкретном случае определяется баллистическая траектория свободного падения. ♦ Радиолокационный высотомер, измеряющий расстояние до земли. Бортовые индикаторные устройства, в отношении которых осуществляется программное управление, делятся на две группы: во-первых, это собственно индикаторы, а во-вторых, устройства, при помощи которых происходит взаимодействие пилота с программной частью. Содержание последней группы раскрывается в нижеследующем списке. ♦ Карта, на которой посредством пленки с задней подсветкой постоянно отображается текущее местоположение самолета. У пилота всегда есть выбор между двумя вариантами ориентации карты — ее верхняя оконечность может соответствовать либо текущему курсу, либо географическому северу. ♦ Проекционный бортовой индикатор — устройство, которое проецирует цифровые и иконографические данные на прозрачное стекло, расположенное между пилотом и лобовым стеклом. Поскольку положение головы пилота известно и неизменно, на этот дисплей выводится реальная информация — например, положение цели или линия, изображающая направление движения самолета. ♦ Клавишная панель и три небольших буквенно-цифровых дисплейных окна. С помощью клавишной панели пилот может получать цифровые данные примерно 100 различных видов. Группа переключателей на панели управления компьютером позволяет пилоту устанавливать режимы навигации и доставки вооружения. ♦ Ряд индикаторов и круговых шкал, а также звуковой сигнал. Способов информирования программных средств о местонахождении наземной цели (или навигационной точки маршрута) в распоряжении пилота имеется несколько. ♦ Ввод ее широты и долготы с клавиатуры. ♦ Подводка координат цели под центральное перекрестье путем разворота карты рычагом управления; последующее «подтверждение» координат выполняется нажатием специальной кнопки на штурвале. ♦ Нацеливание на точку РЛС переднего обзора и подтверждение этой точки. ♦ Наложение специального символа с проекционного бортового индикатора на желаемую точку и ее подтверждение. После выполнения одного из этих действий программное обеспечение выводит на проекционный бортовой индикатор навигационные данные (направление, расстояние, остаток времени полета) и направляющие подсказки, указывающие путь к намеченному местоположению. Существует более двух десятков режимов навигации, отличия между которыми определяются степенью надежности тех или иных датчиков в текущих условиях. Прямых и косвенных программных способов определения текущей высоты полета по меньшей мере пять; помимо прочего, для этой цели используется тригонометрическая схема, в которой в качестве сторон треугольника выступают дальность и угол возвышения РЛС переднего обзора (рис. 3.3). Все режимы доставки вооружения, которых в общей сложности насчитывается более 20, предъявляют повышенные требования к проведению в реальном времени (25 раз в секунду) вычислений, обеспечивающих точность бомбометания А-7Е. В конце 1980-х годов модель А-7Е Corsair была снята с вооружения. Впрочем, некоторые блоки электронных систем истребителей текущего поколения — в частности, проекционные бортовые индикаторы, режимы доставки вооружения и навигации — демонстрируют значительное сходство с ней. Архитектура, которую мы представим в этой главе, относится не к первоначальной, а к модернизированной версии программного обеспечения, которую инженеры ВМС создали на основе системы А-7Е для демонстрации своих идей (см. врезку «О проекте А-7»). Среди атрибутов качества, которые было необходимо реализовать в этой новой системе, значились функционирование в реальном времени и модифицируемость в зависимости от вероятных изменений. Требования к производительности, в частности, касались количества обновлений изображений для дисплеев А-7Е в секунду и скорости вычислений, связанных с доставкой вооружения. Под модифицируемостью подразумевалась замена вооружений, платформы и символики на дисплее, а также ввод новых данных с клавиатуры.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |