Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стройиздат, 1984




047(01]-84

4902010000-233,„ „.

р ------------------- 194-84

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Исходной в творчестве художника была и остает­ся его гражданская позиция.

Материалы Пленума ЦК КПСС. Июнь 1983 г.

Первые послереволюционные годы — одна из ярких страниц в истории советской архитектуры. Новая эпоха означала полный пересмотр всех представлений о человеке и мире, искусстве и обществе, о предназначении архитектуры, о роли и значении тра­диций. Все это определяло неповторимость и своеобразие характера культуры этого времени.

В становлении молодой советской архитектуры деятельно участвуют мастера стар­шего поколения — И. Жолтовский, И. Фомин, А. Щусев, Н. Ладовский, братья Веснины, вступают на творческий путь более молодые художники и архитекторы, такие, как К. Мельников, В. Татлин, М. Гинзбург, Г. Гольц, И. Леонидов, А. Власов. К этой блиста­тельной плеяде мастеров относится и Андрей Буров — архитектор, художник, теоре­тик архитектуры, ученый, писатель, педагог. Творчество Бурова органически объеди­няло подлинное новаторство и стремление к осмыслению традиций в архитектуре. Его проекты и постройки, работы в области теории архитектуры, действенная пропаганда современного искусства сыграли важную роль в формировании советского зодчества.

Гражданственность творческой позиции Бурова с самого начала деятельности вы­двинула его в первые ряды строителей нового общества, стремившихся к преобразо­ванию окружающего мира, активно участвующих в решении важнейших проблем, сто­ящих перед современной архитектурой.

В 20-е годы он занят поисками содержания, формы и новых в социальном отно­шении типов зданий — образцовых жилых домов для рабочих, театров «массовых действ», рабочих клубов, сельскохозяйственных объектов, строит жилые кварталы в новых промышленных городах.

В 30-е годы — время творческой перестройки в советской архитектуре, перехода к периоду освоения мирового классического наследия, Буров настойчиво изучает и глубоко постигает общие закономерности и принципы классики. Однако обостренное чувство современности помогает ему в этот период творчески подойти к осмыслению классического искусства, не копировать архитектуру прошлого, а, пользуясь ее зако­нами, создавать новые образы сооружений для своего времени, отвечающие новому социалистическому содержанию. Проекты и постройки Бурова этих лет можно отнести к лучшим образцам советской архитектуры 30-х годов.

В начале 40-х годов развивается массовое жилищное строительство и возникают проблемы его индустриализации. Буров ищет принципиально новые методы сборного домостроения и создает разнообразные и интересные архитектурные решения серий жилых домов из крупных блоков. Индустриальные методы возведения зданий поста­вили новую задачу, связанную с облегчением сборных элементов. Сложные социаль­ные, экономические и технические проблемы строительства этого времени не могли быть решены без использования достижений современной науки и техники. Придавая вопросу снижения массы зданий первостепенное значение, Буров со всей энергией и настойчивостью занимается с 40-х годов этой проблемой.


 

 


Во время Великой Отечественной войны и в последующие годы Буров работает над проектами мемориальных сооружений, массовых типов зданий для районов, по­страдавших от военных действий — жилых домов, типовых вокзалов, школ, детских учреждений, магазинов, работает над проектом восстановления и реконструкции раз­рушенной во время войны Ялты. В этой работе Буров использовал современный ми­ровой опыт строительства и реконструкции городов. Он предложил рациональное ре­шение транспортных проблем и блестяще продуманное градостроительное решение, которое позже было применено при создании курортов на Черноморском побережье. Особое внимание в своем творчестве Буров уделял жилищу. Он считал создание архитектуры жилища, отвечающей внутреннему содержанию, самой главной, самой трудной задачей.

В своей книге «Об архитектуре» он писал: «Нужно начинать с жилища и в первую очередь — жилища, удовлетворяющего человеческие потребности. Единственно, что должно «выражать» жилище,— то, что это жилище удобное, здоровое и приятное для жизни, такое, где вы себя чувствуете «дома»;... Все современные средства, начиная с материалов и кончая теорией, должны быть найдены и освоены в процессе практиче­ской работы над жилым домом. Первым сооружением человека было жилище, дом... С жилища начинается архитектура, с жилища начинается город».

Значителен творческий вклад Бурова в теорию и практику массового жилищного строительства. По его проектам выстроены серийные и индивидуальные жилые дома, им предложена технология индустриального возведения жилых зданий и изготовления сборных элементов, создан новый вид конструкционного материала. Проблемам ар­хитектуры жилого дома посвящены его многочисленные статьи и выступления, главы книги «Об архитектуре». В последние годы жизни Буров выполняет отдельные проек­ты, творческий уровень которых говорит о высоком мастерстве и взыскательном вку­се художника.

В 50-е годы Буров отходит от активной деятельности зодчего и обращает все свое внимание на разработку научных проблем. Работы Бурова в области физики привели к крупному техническому открытию. В возглавляемой им Лаборатории анизотропных структур Академии наук СССР по разработанной им методике в сравнительно корот­кий срок был создан новый класс высокопрочных легких конструкционных материа­лов, так называемых стекловолокнистых анизотропных материалов (СВАМ). Буровым были предложены и разработаны уникальные по идее и исполнению эксперименталь­ные установки и технология промышленного производства строительных материалов. Позже под руководством Бурова была разработана серия жилых домов из СВАМ с максимальным использованием этих материалов. Так была блестяще завершена работа по проблеме снижения массы зданий, начатая Буровым еще в конце 30-х годов.

Значительно и литературное наследие мастера. Это книги, статьи, дневники, пись­ма, записные книжки, материалы к выступлениям. Основной теоретический труд, где раскрывается крупное дарование Бурова как теоретика и писателя,— его известная книга «Об архитектуре», ставшая событием в архитектурном мире.

В его теоретических работах рассматриваются вопросы сущности и специфики ар­хитектуры, проблемы стиля, взаимосвязи техники и искусства, вопросы масштаба и образа, материала и формы, традиций и новаторства, гармонии и единства архитек­туры.

Путевые дневники и письма Бурова насыщены размышлениями об искусстве, о месте и ответственности художника, содержат анализ важнейших тенденций и явлений в архитектуре и искусстве. Записи отражают напряженный творческий процесс обоб­щения, кристаллизации архитектурных концепций, формирования целостной системы

 

 

идей и взглядов. Они охватывают широкий круг вопросов, актуальных для современ­ного этапа, и поражают глубиной анализа, независимостью и остротой суждений.

Буров активно пропагандировал новую современную архитектуру, участвуя в дея­тельности Общества современных архитекторов (ОСА) и Союза советских архитекто­ров, никогда не противопоставляя личные интересы общественным. Страстный поле­мист, он высказывал смелые, иногда казавшиеся парадоксальными, но всегда глубокие мысли, а его блистательное остроумие беспощадно разило пошлость и посредствен­ность. Были у него и недруги, и недоброжелатели, но редко у кого было столько верных и любящих друзей, учеников и единомышленников, которые разделяли его взгляды и творческие принципы.

Большое значение имела преподавательская деятельность А. К. Бурова. В сбор­нике Союза советских архитекторов, посвященном 50-летию Советской власти, сказа­но: «Советская архитектура может гордиться многими своими выдающимися деяте­лями, создавшими целые школы и направления, людьми, чей вклад в отечественное зодчество не исчерпывается проектами и постройками, пусть даже самыми крупными, а дополняется их учениками, ныне определяющими творческое лицо советской архи­тектуры. Имена братьев Весниных, М. Гинзбурга, И. Жолтовского, А. Таманяна, Л. Руд­нева, А. Бурова, В. Семенова, И. Фомина и многих других зодчих потомки бу­дут произносить с благодарностью. Они являют собой примеры умного, честного, принципиального и высокопрофессионального отношения к воспитанию архитектур­ной молодежи».

Значение творчества Бурова для архитектуры огромно. Оно оказало глубокое воз­действие на взгляды его современников и последователей и сыграло большую роль в общем процессе становления и развития советской архитектуры. Интерес к его твор­честву и к его личности неуклонно возрастает, расширяется изучение его творческого наследия.

Анализ творчества А. К. Бурова позволяет проследить, как формировалась его гражданственная позиция архитектора-новатора и теоретика-ученого, как развива­лось его восприятие мира, понимание роли и существа архитектуры, складывались взгляды на искусство, как на основе создания нового и постижения классики сформи­ровалось его творчество.

Публикация материалов о творческом наследии члена-корреспондента Академии строительства и архитектуры СССР, доктора технических наук Андрея Константиновича Бурова будет способствовать дальнейшему раскрытию и углубленному пониманию истории развития отечественной архитектуры.

Д-р архитектуры, профессор, действительный член АХ СССР, народный архитектор СССР Б. Р. Р у б а н е н к о.


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Чем дальше от нас прошлое, чем больше проходит времени, тем масштабнее и значительнее представляется фигура талантливого советского зодчего и ученого Анд­рея Константиновича Бурова (1900—1957).

Буров принадлежит к замечательной плеяде зодчих, работавших в период после­революционного подъема, в период формирования передовых архитектурных идей и взглядов, создания нового образного языка, поиска новых средств художественной выразительности.

Творчество и теоретические взгляды Бурова не только развивались вместе со своим временем, но и способствовали созреванию новых прогрессивных идей и пре­творению их в конкретную архитектурную практику.

Особенностью таланта Бурова являлось то, что в век бурного развития техники, четкой дифференциации наук он, подобно мастерам Возрождения, обладал глубоки­ми многосторонними профессиональными знаниями в различных областях науки и ис­кусства. Буров был воплощением гуманистического идеала всесторонне образован­ного человека. Универсальность художественных и научных интересов отражалась в его творчестве. Он был архитектором, теоретиком архитектуры, художником, изобре­тателем, публицистом, педагогом. Однако главное место в его многообразной дея­тельности занимала архитектура.

Его талантливые, всегда принципиальные архитектурные работы были высоко оце­нены современниками и не потеряли значения и в наши дни. Среди наиболее изве­стных построек, осуществленных по проектам Бурова в Москве, можно назвать фасад Центрального Дома архитектора, жилые дома на ул. Горького и Ленинградском прос­пекте, принадлежащие к лучшим образцам архитектуры 30—40-х годов. Его значитель­ным творческим вкладом в решение важной государственной проблемы индустриа­лизации массового жилищного строительства явилась разработка проектов и строи­тельство серий сборных жилых домов из крупных блоков. Этими постройками он убе­дительно доказал, что современное решение технических задач не препятствует со­зданию высокохудожественного индивидуального образа архитектурного сооружения.

Его проектные предложения в острой и оригинальной форме отражали поиски принципиальных решений главных вопросов, составляющих суть поставленной задачи. В каждом проекте Бурова четко выявлена основная архитектурная идея, найден выра­зительный художественный образ сооружения, дано новое своеобразное решение оп­ределенной проблемы. Важной особенностью его творчества было умение самые сложные задачи приводить к ясным и простым решениям. Однако эта простота осно­вывалась на высоком профессионализме, ясности творческого замысла, глубине про­никновения в сущность явлений, стремлении добиться конкретных практических ре­зультатов.

Настоящая монография анализирует в основном творчество Бурова-архитектора, так как материалы, посвященные его проектам и постройкам, публиковались преиму­щественно в периодической печати, а большое количество проектов, эскизов и чер-8 тежей вообще не было ранее опубликовано.

 

 

Труды Бурова—ученого-теоретика благодаря его выступлениям, публикациям статей, дневников, а, главное, книге «Об архитектуре» широко известны, формиро­вание теоретических взглядов и мировоззрения А. К. Бурова происходило в неразрыв­ной связи с его практической деятельностью, являлось ее прямым следствием и об­общением.

Высокая профессиональная культура, богатая фантазия, передовые теоретические взгляды сочетались в его творчестве с вниманием к решению актуальных вопросов практического строительства, с исследованиями проблем прочности, устойчивости и снижения веса зданий. Такое сочетание разносторонних, как бы взаимодополняющих качеств было характерно для творчества Бурова.

В архитектурной среде своего времени он был человеком выдающимся, ярким. Умный, красивый, обаятельный он привлекал в орбиту своего влияния и молодежь и сверстников. Буров — отзывчивый, добросердечный, в то же время был требователь­ным, вспыльчивым, нетерпимым ко всякой лжи, невежеству, непорядочности. В нем гармонично сочетались интуиция и логика, эмоциональное видение и научный анализ. Интуитивную догадку он мог осмыслить, логически углубить и четко сформулировать, найти закономерность и дать общее решение. Сочетание зрительной и логической па­мяти, способность к аналогиям и ассоциациям — эти свойства художника и ученого да­вали эффект всестороннего проникновения в проблему.

Особенностью творчества А. К. Бурова было сочетание увлеченности, эмоциональ­ной импульсивности с методичностью и самодисциплиной. Каждую свою работу он де­лал с большим подъемом, воплощая в ней те идеи, которые занимали его. В процессе поиска научного решения Буров всегда был последователен, исходил из строго на­учных предпосылок. Эта методичность позволила ему в короткий срок начать работать в совершенно новых для него областях науки, а огромная самодисциплина позволила одновременно заниматься и архитектурой и наукой.

Буров блестяще рисовал, проектировал, изобретал, конструировал, строил. Он был прекрасным оратором, публицистом и писателем. В своем творчестве, в своем само­выражении он всегда был искренен, всегда сохранял независимость и самостоятель­ность суждений, неповторимую индивидуальность, всегда и во всем оставался самим собой.

Идеи и взгляды Бурова-теоретика были обращены в будущее, во многом пред­восхищая пути дальнейшего развития советской архитектуры, поэтому Андрей Кон­стантинович, выдающийся талантливый архитектор и ученый, своими произведениями — постройками, открытиями, книгами принадлежит нашему времени.

Перед началом войны, весной 1941 г. в Ленинграде Союзом архитекторов СССР была устроена персональная выставка работ Андрея Константиновича Бурова — около 100 проектов жилых и общественных зданий. Большая часть экспонатов выставки по­гибла в период блокады Ленинграда, поэтому в книге имеются материалы, пересня­тые из журналов, в которых публиковались проекты Бурова, и, естественно, в черте­жах утеряна тонкость прорисовки деталей, присущая подлинникам.

В настоящей книге использованы проекты, эскизы, рукописи, статьи, письма, днев­ники, фотографии из архива А. К. Бурова и материалы из фототеки и фондов Государ­ственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева.

Авторы выражают глубокую благодарность за предоставление материалов и цен­ные советы В. А. Бурову, архитекторам В. И. Балдину, Е. Б. Новиковой, С. X. Сатунцу, 3. ф. Зубаревой, а также рецензентам — Д-ру архитектуры профессору Ю. С. Яралову и д-ру архитектуры, профессору В. Е. Быкову, оказавшим значительную помощь в ра­боте над книгой.

 

ТВОРЧЕСТВО А. К. БУРОВА В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

(20-е —НАЧАЛО 30-х ГОДОВ)

 

Андрей Константинович Буров родился 15 октября 1900 г. в Москве в семье архитектора. Его родители — Константин Федорович Буров (1854—1936) и Наталья Николаевна Бурова (1873—1910) принадлежали к кругу передовой интеллигенции, отличавшейся прогрессивными взгля­дами, высокой культурой, любовью к искусству. К. Ф. Буров занимался проектированием и строительством жилых и общественных зданий в Мо­скве. Архитектор с большим опытом он выполнял многочисленные зака­зы для города и для частных лиц. Профессия отца оказала большое влия­ние на формирование вкусов и взглядов А. Бурова.

Основные черты творческой индивидуальности Андрея Бурова — само­стоятельность взглядов, склонность к анализу, его интерес к искусству — проявились уже в ранние годы. Занятия живописью и рисунком, которы­ми руководила его мать, образованная и одаренная женщина, изучение языков, увлечение историей дополняли школьное образование Андрея Бурова.

Под влиянием матери у него рано пробудился интерес ко всему, связанному с отечественной историей и историей вообще. Его мать, урожденная Сенявина, была в родстве с семьей знаменитого русского адмирала Д. Н. Сенявина, и семейные предания, связанные с его жизнью, интересовали Бурова. Навсегда осталась у него любовь к морю, подлин­ное знание морского дела и отечественной истории. Однако общая атмо­сфера дома, круг интересов родителей и их друзей способствовали тому, что Буров решил изучать архитектуру.

В 1918 г. он окончил школу в Москве и в этом же году поступил на архитектурный факультет Свободных Государственных Художественных Мастерских (СВОМАС). В 1919 г. вступил добровольцем в Красную Ар­мию. В 1921 г., в соответствии с декретом правительства об откомандиро­вании студентов из армии в высшие учебные заведения, Буров был на­правлен во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские, созданные в конце 1920 г.), где по представленным работам был зачис­лен на второй курс архитектурного факультета в мастерскую А. А. Вес­нина.

В эти годы во ВХУТЕМАСе на различных факультетах учились М. Барщ, А. Власов, Г. Гольц, И. Леонидов, М. Синявский, И. Соболев и др. Закан­чивали живописный факультет П. Крылов, М. Куприянов, Н. Соколов (Кукрыниксы), Ю. Пименов, А. Гончаров, А. Дейнека, С. Образцов. Со­вместное обучение архитекторов, живописцев и скульпторов, их постоян­ное общение и вся творческая атмосфера влияли на взгляды и всесто-10 роннее развитие студентов. Ведущим факультетом по идейной направ-

 

 

ленности в то время считался архитектурный факультет, на котором пре­подавали А. Веснин, Н. Ладовский, В. Кринский, Н. Докучаев.

Глубокое влияние на молодых архитекторов и в том числе на Бурова оказали творчество и сама личность его учителя — Александра Алексан­дровича Веснина. Молодежь привлекали его бескомпромиссность и увле­ченность, глубокая культура и профессиональное мастерство, стремле­ние развить творческую самостоятельность, воображение учеников, под­держать их смелые замыслы и новые идеи. А. Веснин видел свою задачу в раскрытии творческого метода, учил логичности теоретического мыш­ления, обращал внимание на функциональное назначение сооружений как основу формообразования, подчеркивал единство формы и содер­жания и необходимость выражать в образе архитектурного сооружения социальные идеи и эстетические концепции новой архитектуры. Он пере­давал своим ученикам опыт «комплексной» системы работы над проек­том сооружения как пространственным объектом, цельным в своей структуре, когда создание архитектурного образа, обдумывание реше­ния плана, фасада, перспективы происходят параллельно, как единый процесс.

Графику во ВХУТЕМАСе преподавал художник Владимир Андреевич Фаворский, много лет работавший с А. А. Весниным. Общая работа А. А. Веснина и В. А. Фаворского со студентами в дальнейшем нашла от­ражение в творчестве их учеников — в широком взаимодействии архи­тектуры и живописи, материала, фактуры, цвета, рисунка, пластики.

Курс истории архитектуры и теории архитектурной композиции читал Моисей Яковлевич Гинзбург — тогда молодой архитектор, сыгравший значительную роль в советской архитектуре и как теоретик и как практик.

Эти педагоги — А. А. Веснин, В. А. Фаворский и М. Я. Гинзбург оказа­ли большое влияние на формирование взглядов и творческого метода А. К. Бурова. Искренняя, творческая дружба с его первыми педагогами сохранялась в течение всей их жизни.

Годы учения Бурова совпали с годами становления советской архитек­туры, формирования новых принципов в искусстве и архитектуре, перио­дом острой борьбы разнообразных творческих направлений. Жизнь сту­дентов была наполнена бурными дискуссиями и спорами об искусстве, мечтами о новой архитектуре, поисками современного, острого, необыч­ного. Студенческая архитектурная молодежь становилась на сторону той или иной творческой группировки.

Внимательно присматриваясь к разнообразным течениям, Буров ре­шительно отвергает футуризм. В дневнике 25.XII 1921 г. он пишет: «Футу­ризм (в широком смысле) — это ритуал без божества, сдвиг в никуда и ни к кому. Поиски ничего. Переход многих талантливых людей туда поня­тен, так как он все-таки дает что-то более острое, чем все остальные сла­босильные художественные течения современности. Но их острота — рокфор для пресытившегося гурмана, не могущего воспринимать ничего здорового» [44].

Основным во ВХУТЕМАСе в те годы было творческое направление, оформившееся позднее как конструктивизм. В 1925 г. в Москве при Го­сударственной Академии Художественных Наук (ГАХН) была создана творческая организация конструктивистов — Объединение современных

 

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.