КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Минеральное питание растений
Растения корневой системой поглощают из почвы ионы (катионы и анионы) солей. Так осуществляется минеральное питание растений. Поглощенные корнями ионы солей могут вступать в химические соединения с различными органическими в-вами, которые образуются в растениях при фотосинтезе. Каждый элемент минерального питания участвует в жизненных процессах, происходящих в растениях. При недостатке в почве минеральных солей их вносят в виде минер. удобрений. Ø Удобрение, в состав которого входят азот, фосфор и калий, называют полным. Ø Удобрение, не содержащее один из этих элементов, называют неполным. § Азотные удобрения - селитра, мочевина, сульфат аммония - азот усиливает рост стеблей и листьев (капуста). § Фосфорные — суперфосфат, костная мука – фосфор ускоряет рост и созревание плодов (томат). § Калийные — КСl, KNO3, зола - калий усиливают рост корней, луковиц, клубней (картофель, лук, чеснок) Вносят в почву и органические удобрения. Это вещества органического происхождения — навоз, птичий помет, перегной, торф и др. Внесение удобрений во время роста растений называют подкормкой. Если в почву вносят золу и сухие минеральные удобрения, то подкормку называют сухой. При жидкой подкормке удобрения разбавляют или растворяют в воде. Вносят удобрения строго по норме, т.к. излишек их может привести вред растениям. Выращивать растения можно и без почвы, на водных питательных смесях, если в их составе будут все элементы, необходимые для питания растений. Такой способ выращивания растений получил название гидропоники. Дыхание корней. Для нормального роста и развития растения необходимо, чтобы к его корням поступал свежий воздух. На тяжелых глинистых и заболоченных почвах растения страдают от недостатка кислорода. Вода в таких почвах вытесняет воздух и нормальное дыхание корней нарушается. Рыхление почвы помогает сохранить влагу на сухих участках. При подсыхании почвы на ее поверхности образуется корка: она способствует быстрому испарению воды. Во время рыхления корка разрушается и влага сохраняется. С6Н12О6 + 6 О2 = 6СО2 + 6 Н2О + Энергия (38 АТФ) Экологические типы корней — типы корней в зависимости от их местообитания. o почвенные — расположенные в почве (характерны для большинства растений); o воздушные — обитающие в воздухе и не стремящиеся к почве. У орхидей, живущих на стволах и ветвях деревьев влажных тропических лесов, образуются воздушные корни, свободно свисающие вниз. Такие корни поглощают дождевую воду и помогают растениям жить в этих своеобразных условиях. o водные — не укореняющиеся на дне (ряска); o гаустории — внедряющиеся в тело растения-хозяина (стеблевые паразиты повилика, омела, корневые паразиты заразиха, раффлезия); o дыхательные корни — растущие вертикально вверх, в воздух, корни, предназначенные для дыхания. Свойственны растениям, произрастающим на тропических болотах (растения мангровых зарослей, например болотный кипарис); o втягивающие — заглубляющие в почву основания побегов для сохранения зимующих почек (лилия, амариллис, тюльпан и другие многолетние травы), o запасающие — выполняющие функцию запасания питательных веществ. Обычно формируются за счет разрастания паренхимы древесины (корнеплоды редьки, редиса) или луба (корнеплод моркови); § Разросшийся главный корень образует корнеплод (морковь, свекла). § Разросшиеся придаточные корни образуют корневые шишки – корнеклубни (георгин). o захватывающие площадь питания, свойственные корнеотпрысковым растениям (бодяк, осот, вишня, малина, одуванчик); o ходульные — дающие дополнительную опору побегам (монстера, баньян); o прицепки — прикрепляющие растение к камням, стенам, другим растениям, для того чтобы поднять побеги вверх (плющ, ваниль) o симбиотические — образующие симбиоз с клубеньковыми азотфиксирующими бактериями (у бобовых растений) § Клубеньки на корнях растений семейства бобовых (горох, бобы и т.д.), представляют собой разрастание паренхимной ткани корня под воздействием почвенных или клубеньковых бактерий, способных фиксировать молекулярный азот атмосферы. Этот симбиоз широко используют в сельском хозяйстве для обогащения почвы азотистыми веществами. § Образующие грибокорень (микоризу) в симбиозе с грибами. Как бы ни положили прорастающее семя или укореняющийся побег - их корни обязательно будут направлены вниз. Это явление называется геотропизмом – чувствительностью к земному притяжению. В почве корень, продвигаясь вниз, всегда направляется в сторону, где содержится влага, минеральные в-ва и кислород. Такое движение органов растения, в том числе и корня, в сторону нужных им химических в-в называется хемотропизмом. Ø С1. Каково значение рыхления почвы для жизнедеятельности корней растений? Ответ поясните. 1) рыхление разрушает почвенную корку, сохраняя влагу, способствуя минеральному питанию растений и улучшая его; 2) обогащает почву воздухом, способствуя дыханию корней. Ø С2. Какие части корня обозначены на рис. цифрами 1, 3, 5? Какие ф-ции они выполняют? 1) 1-корневой чехлик защищает кончик корня от механических повреждений 2) 3- зона роста (растяжения), обеспечивает рост корня и длину 3) 5- зона проведения (ветвления), обеспечивает транспорт воды и минеральных солей вверх ко всем органам растения (восходящий ток) и отрастания боковых Ø С2. Определите зоны корня, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 4, и укажите их ф-ции. 1) 1 — корневой чехлик, защищает кончик корня от механических повреждений; 2) 2 - зона деления, обеспечивает рост корня в длину за счет деления клеток; 3) 4 - зона всасывания, зона корневых волосков, обеспечивает всасывание воды и минеральных веществ. Ø С2. Рассмотрите изображенные на рисунке объекты. Объясните причину группировки изображений (А, Б). Что представляют собой органы, обозначенные цифрой 3 на объекте д? Каковы их основные функции? 1) А - стержневая корневая система, Б — мочковатая корневая система; 2) видоизменённые придаточные корни (корневые шишки); 3) функции — запасают вещества и обеспечивают вегетативное размножение. Побег Ø Побег — это стебель с расположенными на нем листьями и почками. Формирование побега относится к крупнейшим ароморфозам, обусловившим выход растений на сушу. Побег состоит из осевой части – стебля и боковых частей – листьев и почек. · Вегетативные побеги состоят из стебля, листьев и почек. · Генеративные побеги помимо вегетативных частей имеют цветки. Стеблевая часть побега состоит из узлов и междоузлий. ü Участок стебля, от которого отходит боковой орган — лист, называют узлом. ü Участки стебля между узлами называют междоузлиями. ü Угол между листом и стеблем называют пазухой листа. ü В пазухах листьев развиваются пазушные почки. В зависимости от расположения на побеге различают почки верхушечные и боковые. Верхушечная почка находится на самом верхнем конце побега. С помощью верхушечных почек побеги нарастают в длину. Боковые почки располагаются в пазухах листьев. Из них вырастают боковые побеги. Расположение почек и листьев на побеге бывает: • супротивным; • очередным; • мутовчатым. По характеру роста побеги делят на: ü прямостоячие (пшеница, кукуруза, сосна), ü ползучие (клевер, живучка ползучая), ü стелющиеся (можжевельник) ü цепляющиеся или лазающие (лианы, мышиный горо-шек), ü вьющиеся (вьюнок), ü укороченные (подорожник, одуванчик).
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |