Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткая история развития ботаники




Как и всякая наука, ботаника развивалась и развивается в процессе развития человека и расширения его запросов.

Изучением растений человек начал заниматься в глубокой древности. В поисках пищи он в первую очередь стал отбирать полезные для себя пищевые растения, с которых собирал съедобные плоды, семена, корни, клубни и т. д. Позднее человек стал различать ядовитые и лекарственные растения; из первых он получал ядовитый сок для отравления стрел, а вторые использовал для лечебных целей.

Иероглифы гробниц Древнего Египта и раскопки в различных частях света указывают, что многие растения (лекарственные, пищевые, технические) были известны древнему человеку более 2000...3000 лет до н. э. Например, такая ценная прядильная культура, как лён, выращивалась на волокно в Египте, Мессопотамии, Аравии за 4000...5000 лет до н. э. Позднее здесь лен был заменен другой, более приспособленной для местных природных условий прядильной культурой - хлопчатником. Пшеница, которой в настоящее время питается половина населения земного шара, возделывалась в Древнем Египте за 4000 лет до н. э. На территории современных советских республик - Украинской, Грузинской, Армянской, Молдавской - посевы её были известны за 2000...3000 лет до н. э. Раскопки в Перу и Мексике указывают на большую древность в этих странах культуры кукурузы, табака, картофеля, хлопчатника и других растений.

Развитию ботаники в древние времена способствовали работы лекарей, которые изучали лекарственные растения. До наших дней дошло сочинение основоположника научной медицины врача Древней Греции Гиппократа (460-377 гг. до н. э.). Им было описано 236 лекарственных растений. В более поздние времена был опубликован ряд аналогичных работ (Аристотель, Диоскорид, Плиний и др.).

Немало способствовали развитию ботаники древние философы и учёные. Наблюдая явления природы, они изучали и растения. Так, например древнегреческий философ, естествоиспытатель и ботаник Теофраст (372-287 гг. до н. э.) создал большой для того времени труд "Исследования растений", в котором описал около 500 растений Греции.

Большую ценность в своё время представляло сочинение "Медицинский канон", написанное таджикским ученым Ибн Синой (около 980-1037). Этот труд является своеобразной энциклопедией медицины, в нём было описано большое количество лекарственных растений.

Исключительную роль в развитии ботаники сыграли географические открытия европейцами Америки, Австралии, Центральной Африки, Индии, различных островов Тихого океана и т.д. Во вновь открытых странах европейцы знакомились со многими растениями, которые не были им известны до открытия этих стран. Такие растения, как кукуруза, картофель, подсолнечник, табак, арбуз, лекарственные растения и др., были ввезены в Европу и стали здесь широко возделываться.

Как наука ботаника стала развиваться в XVI в. В это время появились "травники" - печатные труды, в которых приводились описания и зарисовки растений с целью ознакомления населения с их разнообразием. Однако травники не оправдали своего назначения. Описания и зарисовки, которые были представлены в них, не давали ясного представления о растениях. Для улучшения ознакомления с различными растениями, особенно завозными, естествоиспытатели стали создавать "сухие сады", или гербарии растений. Но и "сухие сады" не давали полного представления о растениях, так как чаще всего засушивались не целые растения, а их части, по которым невозможно было представить целое растение. Поэтому вновь выявленные растения стали возделывать и пересаживать на земельные участки в новых для них условиях. Возникла необходимость в организации ботанических садов. Многие ботанические сады были созданы на базе так называемых аптекарских садов, в которых выращивали главным образом лекарственные и ароматические растения. Первый такой сад был заложен в Италии (Салерно) в 1309 г., затем в Венеции в 1333 г. В дальнейшем ботанические сады стали организовываться во многих странах.

В России первый ботанический сад был заложен в Москве в 1707 г. Основной задачей его было выращивание лекарственных растений. В 1709 г. был создан ботанический сад под названием "аптекарский огород" в г. Лубны под Москвой. В 1714 г. по указу Петра I был организован "аптекарский огород" при Академии наук в Петербурге. Позднее ботанические сады возникли и в других городах, в том числе Никитский ботанический сад около Ялты (1812 г.), Тифлисский ботанический сад (1845 г.), а в 1912 г. проф. А. Н. Краснов основал Батумский ботанический сад. По разнообразию живых растений из всех зон земного шара этот сад является самым обширным в СССР. После Великой Октябрьской социалистической революции количество ботанических садов в нашей стране значительно возросло, и в настоящее время их насчитывается свыше 60. После Великой Отечественной войны, в 1945 г., под Москвой заложен Главный ботанический сад Академии наук СССР.

Основной задачей ботанических садов Советского Союза является изучение местной и инорайонной флоры с целью выделения из неё наиболее ценных растений для различных отраслей народного хозяйства нашей страны. Ботанические сады организуют большие экспедиции в различные районы нашей Родины и зарубежные страны для выявления, сбора и изучения ценных растений и внедрения их в производство.

В середине XVII в. Роберт Гук (1635-1703) открыл ячеистое (клеточное) строение растений, что положило начало развитию анатомического изучения растений, т. е. исследованию их внутреннего, микроскопического строения.

В XVIII в. ботаники уделяли много внимания описанию новых растений и разработке систем растительного мира. В этом направлении выделяются исследования шведского естествоиспытателя Карла Линнея (1707-1778), который описал большое количество видов растений и разработал систему растительного мира. Все разнообразие растений он объединил в 24 класса. Система К. Линнея оказала большое влияние на развитие ботаники и особенно систематики растений. Наибольшего же расцвета ботаника достигла в XIX в.

В начале XIX в. (1809) французский естествоиспытатель Жан Ламарк опубликовал свой труд "Философия зоологии", в котором дал картину исторического развития органического мира. Ламарк высказал мнение, что виды не являются постоянными, неизменными, они изменяются под влиянием внешних условий. Он выдвинул также положение о развитии организмов от низших к высшим. Однако эволюционная теория Ламарка не является последовательно материалистической.

В XIX в. на развитие ботаники, как и других биологических наук, большое влияние оказали работы Чарлза Дарвина (1809-1882). Его классический труд "Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь", изданный в 1859 г., произвёл революцию в биологической науке. Дарвин блестяще доказал, что все разнообразные виды растений и животных, живущих на Земле, появились не сразу, а произошли от существовавших ранее более примитивных видов в процессе постепенного накопления наследуемых изменений. Весь исторический процесс эволюции - постепенного развития живых существ, - по Дарвину, обусловливается тремя факторами: изменчивостью, наследственностью и отбором (естественным и искусственным).

Учение об историческом развитии живой природы получило название эволюционного. Наиболее полное материалистическое обоснование эволюции органического мира было дано именно Ч. Дарвином, в связи с чем эволюционное учение называется дарвинизмом. До Дарвина в ботанике, как и в других естественных науках, существовала борьба двух мировоззрений: идеалистического и материалистического. Дарвин доказал, что в процессе развития и под влиянием законов природы растения и животные изменяются, приспосабливаются к определённым условиям.

Заслуга эволюционного учения Дарвина состоит в том, что оно научно, материалистически объяснило происхождение ныне живущих на Земле существ последовательным развитием органического мира и тем самым вскрыло всю несостоятельность религиозных легенд о сотворении живого на Земле каким-то божественным существом. Материалистическое учение Ч. Дарвина о постепенном развитии органического мира нанесло сокрушительный удар существующему, идеалистическому, метафизическому учению в биологии.

В России эволюционное материалистическое учение Дарвина получило признание среди передовых ученых того времени.

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ БОТАНИКИ

В настоящее время ботаника представляет обширную науку, которую можно дифференцировать на большое количество отдельных разделов. Разделы эти тесно связаны между собой и в то же время могут рассматриваться как самостоятельные дисциплины, самостоятельные науки.

Морфология растений изучает внешнее строение растений, форму отдельных органов, их видоизменения в зависимости от окружающей среды. Морфология считается одной из древних отраслей ботаники.

Систематика растений изучает сходство, различие, родственные связи растений, их происхождение и объединение в группы в целях классификации.

Анатомия растений - учение о микроскопическом строении растений в связи с эволюцией и условиями среды.

Цитология растений - раздел ботаники, который занимается изучением клетки, её строения и жизненных функций.

Гистология растений - наука о тканях.

Эмбриология изучает развитие и строение зародыша семени.

Физиология - раздел ботаники, занимающийся изучением жизненных процессов, которые происходят в живых растениях (рост, развитие, питание, дыхание и др.).

Экология - раздел ботаники, занимающийся взаимоотношениями растений и окружающей среды.

Геоботаника - раздел ботаники, изучающий строение, состав, развитие и распространение растительных сообществ в зависимости от факторов среды.

Ботаническая география изучает закономерности распространёния растений по земному шару.

Палеоботаника занимается изучением вымерших ископаемых растений на основании отпечатков в осадочных породах и окаменевших растений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 16246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.