Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Растительность сенокосного луга




День второй

Вводные пояснения. Луга представляют собой сообщество травянистых многолетних мезофитов в средних условиях увлажнения, аэрации, тепла и минерального питания. Хотя луговые растения цветут и образуют семена, размножаются они в основном вегетативным путем, так как всходы не выдерживают конкуренции с более мощными взрослыми растениями.

В зависимости от рельефа луга разделяют на пойменные и материковые.

Пойменные или заливные луга занимают речные долины или поймы. Экологические условия поймы связаны с влиянием реки, которая наносит на нее во время весеннего разлива частицы почвы. В зависимости от условий среды пойму делят на три части — прирусловую, центральную и притеррасную.

Прирусловая пойма представляет собой участок всхолмленных крупнопесчаных наносов. Почва ее хорошо дренирована (легко пропускает воду и воздух). Для нее характерны корневищные растения (пырей ползучий, кострец безостый, вейник наземный), люцерна серповидная, кусты ив.

Центральная пойма более широкая и лежит за прирусловой поймой. Почва ее плодородная, чаще всего черноземная, достаточно увлажнена, периодически при сильных паводках затопляется. Видовой состав растений весьма разнообразен, травостой плотнее и выше, луга таких пойм являются продуктивными и ценными в хозяйственном отношении. Это лучшие сенокосные луга, насчитывающие 50 — 60 видов растений. Для центральной поймы характерно господство рыхлокустовых злаков — лисохвоста лугового мятлика лугового, тимофеевки луговой, овсяницы луговой, ежи сборной и др. Обильно представлено разнотравье (герань луговая, свербига восточная, лютик многоцветковый, нивяник обыкновенный), также много бобовых — клевера, чина, люцерна, мышиный горошек и т.д.

Притеррасная пойма граничит со склонами речной долины. Почвы плотные, тяжелосуглинистые, избыточного увлажнения. Здесь часто образуются болота и озерки с заболоченными берегами. Встречаются ольха, крапива двудомная, лабазник вязолистный, бодяк полевой, осоки и др.

Материковые луга расположены на водоразделах, рекой не затапливаются. Их делят на суходольные и низинные.

Суходольные материковые луга располагаются на сухих возвышенных местах водораздела, имеют бедные почвы, низкий травостой с небольшой продуктивностью. Растения этих лугов характеризуются засухоустойчивостью (лапчатка серебристая, мятлик узколистный, типчак, ковыли).

Низинные материковые луга расположены в пониженных местах водоразделов, характеризуются повышенной влажностью. В них произрастают гигрофиты — осоки, камыш лесной (Scirpus sylvaticus L.), тростник обыкновенный (Phragmites communis Тrin.), мытник болотный (Pedicularis palustris L.).

В лесной и лесостепной зоне луга часто являются вторичными, или послелесными. Они возникают на месте вырубленных лесов, когда человек препятствует естественному восстановлению деревьев на месте вырубки. При сенокосах и пастьбе скота уничтожаются молодые деревца, и лес сам по себе уже не может восстановиться. Если заготовка сена и пастьба прекращается, то скоро появляется поросль деревьев и восстанавливается лес.

Выполнение задания.

1) Каждому звену студентов выбрать 1 — 2 типичных участка различных ассоциаций и заложить на них пробные площадки размером 2х2 м для изучения основных признаков фитоценозов.

2) Провести учет видового состава растений на площадке.

3) Установить глазомерно ярусность:

I ярус — высокорослые злаки, зонтичные и др.

II ярус — низкорослые злаки, бобовые, разнотравье.

III ярус — растения с прикорневыми розетками листьев и ползучими побегами.

IV — моховой покров.

4) Отметить фенологическую фазу развития каждого вида:

 

Таблица 2 Фенология растений

№ п/п фазы У разнотравья и бобовых   у злаковых и осоковых
  I Вегетация (а - появление всходов, б - появление 1 пары настоящих листьев, в - появление стебля, г - ветвление побегов).   Вегетация (а - всходы; б - появление третьего листа; в - кущение; г - трубкование)
  II Бутонизация   Колошение
  III Цветение   Цветение
  IV Плодоношение   Плодоношение
  V Окончание вегетации   Окончание вегетации

 

5) Оценить глазомерно обилие каждого вида по шкале Друде. Обилие можно учитывать численным подсчетом всех особей каждого вида на отмеченной площади, но обычно оценку обилия дают глазомерно по четырехбаллной шкале (по Друде):

4 балла (“ф”) — фоновые растения, которые образуют сплошной

ковер, надземные части их смыкаются;

3 балла (“об”) — обильно встречаются, растения распространены,

но фона не дают и не смыкаются надземными частями;

2 балла (“изр”) — разбросаны в небольшом количестве;

1 балл (“р”) — редко встречаются, единичные.

6) Глазомерно выявить общее проективное покрытие и проективные покрытия отдельных видов растений.

Данные записать в рабочей тетради (Приложение, таблица 2).

7) Неизвестные растения загербаризировать и определить по определителю.

8) Каждому звену составить геоботанические описания луговых сообществ и составить водный список фитоценозов для выделения ассоциаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.