КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды выборки 3 страница
Концепция компьютерного права не находит поддержки у законодателя. Об этом свидетельствует, например, Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"* — типичный "компьютерный" закон. Однако он относит вопросы охраны программ и баз данных не к компьютерному праву, а к авторскому. Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям, литературы, а базам данных, как сборникам. Аналогичная позиция, отражена и в другом "компьютерном" законе — "О правовой, охране, топологий интегральных микросхем" от 23 сентября 1992 г.** * Российская газета. 1992. 20 окт. ** Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №42. Ст. 2328.
При определении статуса "компьютерного права" следует принять во внимание юридический принцип экономии правовых средств. Количество отраслей права и отраслей законодательства не должно увеличиваться без особой необходимости. Компьютеризация — одно из средств решения задачи информатизации, и поэтому нормы "компьютерного права" должны рассматриваться как часть законодательства в сфере информации и информатизации. Информационные отношения, связанные с производством и использованием компьютеров, должны регулироваться нормами и принципами уже сложившихся норм права. Так, обязательственные отношения (гражданско-правовые договоры, обязательства из причинения вреда), возникающие в сфере применения компьютеров, охватываются нормами Гражданского кодекса РФ, трудовые отношения — нормами трудового права. Конечно, в этих случаях необходимо издание некоторых дополнительных нормативных актов. Законодательство об информации и информатизации призвано в качестве одной из своих задач создать условия для включения информации и информационных ресурсов в экономический оборот. Определенную роль в решении этой проблемы должны играть нормы обязательственного права (раздел III Гражданского кодекса РФ), нормы об оперативном управлении (ст. 296) и хозяйственном ведении (ст. 295) и некоторые иные. ГК РФ конкретизирует некоторые гражданско-правовые нормы применительно к информационным связям субъектов. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 139 ГК РФ лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору (контракту), и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданскому договору. ГК РФ впервые в истории российского права ввел понятие информации в состав понятий гражданского права: В соответствии со ст. 128 (виды объектов гражданских прав) наряду с вещами, ценными бумагами, имуществом, имущественными правами, результатами интеллектуальной деятельности, нематериальными благами в число объектов данной сферы включена и информация. Важной проблемой является применение в сфере информационных отношений права собственности. В некоторых нормативных актах понятие права собственности распространяется и на информацию. Такие законодательные решения, будучи не обоснованными ни теоретически, ни практически, порождают множество проблем. Гражданский кодекс РФ относит институт права собственности исключительно к институтам вещного права (Раздел II — Право собственности и другие вещные права). Выражение "право собственности на информацию" юридически некорректно. Информация обладает уникальными свойствами. Так, ее можно передать одновременно очень большому числу субъектов. Информация неистребима. Если владелец информации продал ее другому субъекту, то он не лишился этой информации. Своеобразно и понимание терминов "хищение информации", "присвоение информации". Правильный подход к данной проблеме намечен в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации": право собственности относится не к информации, а к ее материальным носителям — информационным ресурсам, документам. Информационные ресурсы есть элемент состава имущества соответствующего субъекта (ст. 6). Правильная позиция отражена и в ряде иных актов. Так, Основы законодательства об архивном фонде РФ и архивах от 7 июля 1993 г. устанавливают право собственности на архивные фонды и документы.* * Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 39. Ст. 619.
В соответствии с Федеральным законом "Об участии в международном информационном обмене" собственник документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и/или средств международного информационного обмена — субъект, реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами в объеме, устанавливаемом законом. Итак, информация как таковая не может быть объектом права собственности поскольку она представляет собой абстрактный, идеальный объект, между тем как право собственности гражданский закон связывает с материальными, вещественными объектами. Информационное право — одно из наиболее динамичных направлений развития законодательства РФ. Согласно имеющимся прогнозам, XXI век будет веком глобальной информатизации и компьютеризации. Значительное развитие получат многочисленные компьютерные сети и системы. Интенсивность подготовки и принятия федеральных законов об информации и информатизации и других нормативных правовых актов в данной сфере должна быть повышена (по крайней мере, она не должна понижаться). Принятие Государственной Думой 25 января 1995 г. Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" является важнейшим событием в рассматриваемой сфере. Его иногда называют базовым. Он формулирует отправные начала для последующего развития всего законодательства в данной сфере. Значение этого акта в развитии всего законодательства об информации и информатизации в том, что он регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации. Закон является комплексным актом. В нем имеются такие понятия, как собственность, владение, распоряжение, информатизация, государственная политика информатизации, национальное достояние, товар, услуги и др. Из других особенностей данного Федерального закона надо отметить следующие: законодательное закрепление субъектов, основных направлений, форм и методов политики информатизации (ст. 3); установление правового режима информационных ресурсов и их видов, определение и закрепление роли информационных ресурсов в процессе информатизации; установление юридического порядка сертификации информационных систем; введение легального понятия информации и производных понятий, таких, как информационная система, документированная информация, информационные процессы, информация о гражданах и др. Закон определяет также правовой режим информационных систем, технологий и средств их обеспечения. Статья 17 устанавливает, что они могут быть объектом права собственности. В соответствии со ст. 10 указанного Закона отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Вместе с тем Закон не содержит указаний на то, какие именно федеральные ресурсы к ним относятся. Следует полагать, что национальным достоянием могут быть крупные государственные библиотеки, архивные фонды и др. В то же время данному акту присущи определенные недостатки. Прежд'ё всего в нем неточно определен предмет правового регулирования. В одном акте рассматриваются две довольно обширные темы: а) информатизация; б) правовой режим информации. Вместе с тем эти темы (проблемы) являются самостоятельными и должны быть рассмотрены в отдельных актах. Именно по такому пути развивается законодательная практика некоторых стран СНГ. Так, самостоятельные законы об информатизации приняты в Молдавии и Узбекистане. На Украине принят закон "Об информации" (1993 г.). Такой подход позволил более полно рассмотреть и решить каждую проблему. Отдельные части Закона не сбалансированы, имеются декларативные положения. Слишком широко определено понятие "информационные ресурсы". Так, оно включает и отдельные документы (ст. 2), что следует признать неправильным. Федеральное информационное право формирует юридические условия для развития рыночных отношений в сфере информатики. В качестве одного из направлений государственной политики информатизации признается содействие созданию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем и технологий, средств их обеспечения. Информационное право вводит понятие государственной политики информатизации и содержит указания на ее основные направления и средства реализации. В законодательном порядке введено понятие "персональные данные" ("информация о гражданах"). Идеи Закона об информации, информатизации и защите информации нашли своё последовательное развитие в ряде других федеральных законов и подзаконных нормативных актов, имеющих тематический характер, т. е. посвященных конкретным сферам правового регулирования. Например, это Федеральные законы "Об акционерных обществах" от 24 ноября 1995 г., "О Конституционном Суде РФ" от 24 июня 1994 г., "О безопасности" от 5 марта 1992 г., "О внешней разведке" от 8июля 1992 г., "О рекламе" от 18 июля 1995 г., "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. В приведенных документах широко применяется термин "информация", определен правовой режим отдельных ее видов, урегулированы права и обязанности субъектов соответствующих информационных отношений. В качестве синонимов юридического термина "информация" используются такие понятия, как "сведения", "документы", "данные", "материалы", "служебная тайна" и др. Основной целью развития законодательства России об информации и информатизации является: создание полной системы нормативных правовых актов; повышение эффективности действующих информационных норм;. создание новых направлений правового регулирования (информатизация политической сферы). В будущем появятся новые объекты правового регулирования. Так, возрастет роль политической информации. Вопросы правового регулирования информационных отношений, связанных с производством, распространением и потреблением политической информации, регулируются в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", в проектах федеральных законов: О политической рекламе, О государственной автоматизированной системе "Выборы". В этой сфере необходимо подготовить и принять самостоятельный консолидирующий федеральный закон. Литература Агапов А. Б. Основы федерального информационного права России. М., 1995. Бачило И. Л., Сергиенко Л. А. Анализ законодательства Российской Федерации в области информации и информатизации // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1993. № 8. Бачило И. Л. Правовое регулирование процессов информатизации // Государство и право. 1994. № 12. Бачило И. Л. О праве на информацию в Российской Федерации. М., 1998. Гаврилов О. А. Законодательство России об информации и информатизации // Правовая информатика. Вып. 2. М., 1998. Гаврилов О. А. Теоретические проблемы развития законодательства в сфере информация и информатизации // Научно-техническая информация. Серия 1. 1995. № 1. Гальперин Л. Б., Михайлова Л. А. Интеллектуальная собственность, сущность и правовая природа / Право промышленной и интеллектуальной собственности. Новосибирск, 1992. Ермошина Е. В. Международный информационный обмен. М., 1989. Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных. М., 1996. Законодательные проблемы информатизации общества // Труды Института законодательства и сравнительного правоведения. Вып. 52. М.,1992. Кейзеров И. М., Шамба Т. М. Интеллектуальная собственность и культурные ценности (проблемы социально-правовой защиты). М., 1994. Копылов В. А. Вопросы формирования и развития информационного законодательства // Информационные ресурсы России. 1995. № 6. Кристальный Б. В. Вопросы информационного законодательства в свете принятия России в Совет Европы // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1996. № 7. Крылов В. В. Расследование преступлений в сфере информации. М., 1998. Симкин Л.. С. Программы для ЭВМ: правовая охрана. М., 1998. Приложение 1. Нормативные акты Конституция Российской Федерации (Извлечения)
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |