Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование и развитие государственности в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия. 1 страница




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

XI. Role play.

VIII. Letters to make up.

Write a notice of arbitration. Follow the plan:

Ø refer to the previous correspondence on the problem;

Ø advise of the date of the Points of Claim submitted;

Ø inform of the appointment of your arbitrator;

Ø state that you are ready to withdraw your claim if it admitted and satisfied;

Ø don’t forget about a complimentary close.

 

Hold negotiations on including an arbitration clause in your contract. Give reasons and suggest the ways of settling all disputes and differences.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Adam J.H. Longman Dictionary of Business English. – London, 2003.

2. Сергеева В.С. Бизнес словарь: англо-русский и русско-английский. – М.: Проспект, 2008.

3. Lannon M., Tullis G., Trappe T. Insights into Business. – L., 2005.

4. Tullis G., Trappe T. New Insights into Business. – L., 2005.

5. Cotton D., Falvey D. Market Leader. - Essex, 2008.

6. Jones L., Alexander R. International Business English. - Cambridge University Press, 2008.

7. Lees G., Thorne T. English on Business. Practical English for International Executives.- L., 2008

8. Norman S. We’re in business. English for commercial practice and international trade. – Essex, 2005

9. Андреева Н.А., Пичкова Л.С. Business English. – М.: Проспект, 2010

 

Артемова Вера Степановна

Цыганкова Елена Анатольевна

«Деловой английский язык»

для студентов – бакалавров 2 курса,

обучающихся по направлениям

081100 «Государственное и муниципальное управление»,

080100 «Экономика предприятий и организаций»,

190600 «Эксплуатация транспортных

и технологических машин и оборудования»

и магистров всех направлений

(Часть 2)

 

Формат Тираж Печ.л. –

 

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

241037 г. Брянск, пр. Станке Димитрова, 3, редакционно-издательский отдел

Подразделение оперативной печати

Подписано к печати

Время основания Рима, которое историческая традиция относит к 753 г. до н. э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у р. Тибр. Объединение трех племен (латин, сабин и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение привлекали в Рим население из соседних племен. Однако ограниченность земельного фонда в этих условиях поставила под угрозу само благосостояние общины. Естественным результатом, позволявшим хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускавшую в свой состав новых родов или лиц и защищавшую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах.

Внутренняя организация римской общины была типичной для военной демократии. Во главе общины стоял выборный вождь рекс (царь). Он избирался специальным уполномоченным народным собранием и после обряда инаугурации получал полный царский империум, т. е. высшие властные полномочия в Римской империи. Царь командовал войсками, осуществлял повседневное управление в общине и считался посредником между богами и римским народом.

Органом управления был совет старейшин, или сенат. Он являлся высшей властью между народными собраниями. Должность сенатора была пожизненной.

В народное собрание входили все взрослые мужчины, способные нести воинскую службу. Оно обладало правом избрания царя, а также утверждало все принимаемые законы.

В организации римской общины привлекает внимание ее стройность. В общину входило 300 родов, которые объединялись в 30 курий. Последние в свою очередь образовывали три трибы. Каждая курия в народном собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.

Военизированный характер римской родовой общины позволял ей какое-то время поддерживать замкнутый характер. Однако со временем в связи с ростом численности плебса имущественная дифференциация становилась все более опасной для римской общины. Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Плебеи начали борьбу за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины.

Они боролись прежде всего за право участвовать: а) в разделе общинного земельного фонда; б) в управлении общими делами. Борьба закончилась победой плебеев, разрушивших замкнутую римскую родовую организацию и расчистивших тем самым путь к образованию государства.

Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н. э.

Реформы рекса Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.

Все свободное население Рима было разделено на шесть имущественных разрядов. Основой деления был размер земельного надела, которым владел человек.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии – сотни. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей.

Вторая часть реформ – деление свободного населения по территориальному принципу – усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранилось старое название племен – трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней и подчинявшиеся ее старосте.

Реформы Сервия Туллия завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Военная демократия уступила место публичной власти. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях.

Оценивая реформы Сервия Туллия, Ф. Энгельс писал, что плебеи благодаря им стали частью римского народа, а позже окончательно были уравнены в правах с патрициями. После осуществления реформ Сервия Туллия, еще до изгнания последнего царя, до провозглашения республики, был разрушен древний общественный строй римлян, который покоился на кровных узах, а вместо него было создано новое государственное устройство, основанное на территориальном делении населения и имущественных различиях.

И после реформ Сервия Туллия борьба плебеев за уравнение в правах с патрициями продолжалась еще долго. В V в. до н. э. плебеи добились успеха в ограничении произвола должностных лиц, которые по-прежнему были патрициями. В этих целях в 494 г. до н. э. была учреждена должность плебейского трибуна.

Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto.

Важным достижением плебеев явилось издание в 451 – 450 гг. до н. э. Законов XII таблиц, которые почти полностью уравняли плебеев с патрициями в гражданских правах.

Завершением борьбы плебеев за равноправие считается принятие в 287 г. до н. э. закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.


 

16. Древний Рим в период республики.

Римская республика

Правовое положение населения. В 509 г. до н. э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установилась аристократическая республика. Функции царя перешли к высшему должностному лицу – консулу и сенату.

Основным социальным делением в Риме было деление на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку – рабовладельцев (землевладельцы, торговцы) и мелких производителей (земледельцы и ремесленники), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами – свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. Полноправный гражданин имел право участвовать в народном собрании, занимать государственные должности, вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

По статусу свободы все население делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный.

Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. К гражданам относились также вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

По мере имущественной дифференциации в среде рабовладельцев возникают привилегированные сословия нобилей и всадников. Нобили составляли высшее сословие. Сюда входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки.

Перегрины также относились к категории свободных, однако они не имели прав римских граждан. К ним относились свободные жители провинций – стран, находившихся вне Италии и завоеванных Римом, а также свободные граждане иностранных государств. Статус семьи означал, что полной политической и имущественной правоспособностью пользовался только глава римской семьи – домовладыка. Остальные члены семьи считались находившимися под его властью. Последний был лицом “собственного права”, члены же его семьи назывались лицами “чужого права” – права домовладыка.

Государственный строй Рима в период республики был достаточно прост. В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах Римская республика была аристократической, обеспечивающей привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев, что отразилось на полномочиях и взаимоотношениях государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратура. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, фактически управляли государством сенат и магистраты.

В Римской республике существовали и различались три вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания. Они состояли из представителей аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В их компетенцию входили принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензуров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания были древнейшей формой народных собраний. Их роль постепенно ослабевала. После реформ Сервия Туллия они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и, в конце концов, были заменены собранием 30 представителей курий – ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению должностного лица – магистрата, который мог прервать собрание и перенести его на другой день. Он же председательствовал в нем и объявлял вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование.

Важнейшую роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н. э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица – цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности.

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената в действительности была обширной. Он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждал их решения, предварительно рассматривал (и отвергал) законопроекты, контролировал должностных лиц. В его распоряжении находилась казна государства. Он же занимался и внешнеполитическими вопросами. В чрезвычайных ситуациях сенат мог принять решение об установлении диктатуры. Его полномочия возвышались не только над консульскими, но и над полномочиями диктатора.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Магистраты (должностные лица) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Вышестоящий магистрат мог отменить решение низшего. Власть магистрата подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas).

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме их избиралось два) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Преторы появились в середине IV в. до н. э. в качестве помощников консулов. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), другой – дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относились наблюдения за нравственностью и издание соответствующих эдиктов (указов).

Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со времени стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел.

Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали праздненства и зрелища.

Особое место среди магистратов занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем по мере увеличения роли сената активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н. э. усилить ее потерпела крах.

Экстраординарные магистратуры создавались только при таких чрезвычайных обстоятельствах, как война, серьезные внутренние беспорядки и т. п. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Однако в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктаторы (диктатура Суллы).

Армия. Военная организация Рима сыграла очень большую роль в его истории. Первоначально не было постоянной армии. Все граждане от 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны участвовать в военных действиях. Затем в армии появились добровольцы (с 405 г. до н. э.), которым стали платить жалованье. Постепенно армия превратилась в постоянную организацию, что вызвало недовольство крестьянства: во время войн крестьянские хозяйства приходили в упадок. Назрела необходимость реорганизации армии. Она была проведена Марием в 107 г. до н. э. Военная реформа Мария, сохранив воинскую повинность римских граждан, допустила набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Кроме того, легионерам полагалась часть военной добычи, а с I в. до н. э. ветераны могли получать земли в Африке, Галлии и Италии. Реформа существенно изменила социальный состав армии – большая ее часть пополнялась выходцами из малоимущих и неимущих слоев населения, чье недовольство собственным положением и существующими порядками нарастало. При Сулле армия впервые в римской истории выступила против существующей власти и свергла ее. Впервые римская армия взяла Рим и впервые вошла в него, хотя по древней традиции ношение оружия и появление войска в городе запрещались.


 

17. Древний Рим в период империи: принципат, доминат.

Римская империя

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достиг кульминации в своем развитии. Закрепились социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникли новые классовые и социальные противоречия.

Развилась социальная и сословная дифференциация свободных. Изменилось и положение рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабочей силы. Однако эпоха успешных завоевательных войн ушла в прошлое, и военный плен, бывший ранее основным источником пополнения численности рабов, перестал быть таковым.

В период империи сохранилась прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, увеличилось число земледельцев из воинов – ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становилось все более неустойчивым и привело во II – III вв. н. э. к распространению самопродажи в рабство и особенно колоната. Колоны превратились в людей, зависимых от землевладельцев, и были навечно прикреплены к земле.

Государственный строй. Устаревшие республиканские учреждения сохранились и в первые века существования империи. Титул императора долгое время оставался почетным. Постепенно власть императора усиливалась, и в конце III в. н. э. монархия утвердилась окончательно.

Период империи принято делить на два этапа:

принципат (27 г. до н. э. – III в н. э.) – название от “принцепс – сенатус” – первый сенатор;

доминат (III – V вв. н. э.) – название “доминус” – господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Принципат. Переход управления государством к принцепсу был закреплен наделением его высшей властью – imperium, избранием на важнейшие должности, созданием им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого собственной казной принцепса, и командованием всеми армиями.

Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным становится положение: “что решил принцепс, то имеет силу закона”.

Принципсы избираются одновременно консулами, цензорами и народными трибунами.

Первоначально власть принцепса не была наследственной, но он мог указать своего преемника, которого сенат и избирал принцепсом (как правило, это был сын или усыновленный). Постепенно власть принцепсов усиливается, хотя поначалу им приходилось преодолевать оппозицию сената.

Компетенция сената существенно изменилась. Он приктически только утверждал предложения принцепса. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.

Параллельно с республиканской магистратурой создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса. К высшим чиновникам, которые назначались из сенаторов и всадников, относились префект претория, командовавший императорской гвардией, префект города Рима, распоряжавшийся полицейскими когортами, префект Египта, префект, отвечавший за снабжение продовольствием, и др.

Провинции были разделены на императорские и сенаторские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, вторые – назначаемые сенатом проконсулами и пропреторами.

Чиновничий аппарат обеспечивал более эффективное управление разросшимся государством в силу развивавшейся централизации и иерархии чиновничества.

Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в н. э. все они стали императорскими.

Доминат. Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II в. до н. э. назревает его кризис.

Последний оплот республиканских учреждений – сенат – окончательно был подчинен принцепсу. С конца III в. начинается новый этап истории империи – доминат, когда Рим превратился в монархическое государство с неограниченной властью императора.

Окончательный переход к доминату датируется 284 г. – приходом к власти Диоклетиана.

Существовавший при принципате личный совет принцепса превращается в государственный совет – консисториум. Старые республиканские учреждения потеряли всякое общегосударственное значение.

Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина.

Диоклетиан провел реформы по реорганизации управления территориями, а также военную, финансовую и другие реформы.

Всю империю он поделил на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделялись на провинции. В армии была произведена специализация функций отдельных войск: созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия. Была обновлена податная система, введены натуральные и денежные налоги, полноценная монета, обеспечено содержание чиновников и армии.

Император фактически становится неограниченным властителем. Его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и становились законами. Императорские установления (конституции) стали основным способом изготовления законов. Император являлся командующим армией и флотом. В области внешнеполитической он присвоил себе исключительное право на объявление войны и мира.

Важные последствия имела и административная реформа. В 285 г. Диоклетиан назначил себе соправителя – цезаря. Через год цезарь был объявлен августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению своей частью империи. Империя была разделена на две части – Западную и Восточную. Законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый назначал себе соправителя – цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, в которые входило 100 провинций. Рим был выделен в особую 101-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем – в Ровенну, столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на берегу Мраморного моря.

После 20-летнего правления Диолектиана в результате борьбы между его преемниками наступает период 30-летнего правления Константина (306 – 337 гг.), который восстановил единство империи и продолжил реформы Диолектиана.

Константин увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора. В 313 г. Миланским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина в 337 г., – государственной религией.

Константин перенес столицу Восточной Римской империи в древнегреческий город Византий, дав ему новое название Константинополь. В 330 г. Константинополь был официально провозглашен столицей империи. Этот перенос закрепил процесс распада империи на две части. В 395 г. по завещанию императора Феодосия она была окончательно разделена на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).

В 476 г. командующий императорской гвардией германец Одоакр сверг с престола последнего римского императора. Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная Римская империя просуществовала еще около тысячи лет (падение Константинополя – 1453 г.).


 

18. Правовое регулирование общественных отношений в Древнем Риме; законы XII таблиц.

Право Древнего Рима

Основные этапы развития римского права. Многие ученые выделяют следующие этапы периодизации истории римского права:

1. Древнейший период – VI в. до н. э. – середина III в. до н. э.

2. Классический период – середина III в. до н. э. – конец III в. н. э.

3. Постклассический период – IV – VI вв.

Развитие источников права. Источники римского права распределялись по нескольким крупным областям и способам правового общения и регулирования: право квиритское (цивильное, оно же право римских граждан), преторское право, право народов, естественное право, право обычное, право божественное.

Источники права древнейшего периода. Древнейшими источниками права в Риме были правовые обычаи. С борьбой патрициев и плебеев связывается принятие первых писаных римских законов – Законов XII таблиц (около 450 г. до н. э.). Для их составления была создана первоначально комиссия из 10 патрициев (децимвиров), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децимвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев. Она дополнила первоначальный текст еще двумя таблицами. Хотя в Законах XII таблиц предусматривались использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан.

Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы, которые принимались народным собранием.

В древнейший период правовую силу имели также решения сената, а в исключительных случаях – и постановления магистратов.

Толкование законов вплоть до конца IV в. оставалось привилегией понтификов.

Источники права в классический период. В этот период по-прежнему важную роль играли законы, но наиболее характерным источником права становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: преторское право и “право народов”. Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная (тройная) система источников права.

Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 г. до н. э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. Созданное преторами перегринов “право народов” было не международным, а внутригосударственным, т. е. римским, правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью.

С установлением империи постепенно изменилось и положение преторов в политической системе Рима. Их правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императора. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Эдикт не порождал новых норм права. В связи с этим император Адриан решил упорядочить преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг. н. э.). Составленный Юлианом эдикт был официально одобрен сенатус-консультом и получил название “вечного эдикта”. Он стал обязательным для всех последующих магистратов. С этого времени преторский эдикт перестает быть источником новых правовых норм.

Уже в первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу I в. н. э. редко принимали новые законы, а затем вообще лишились этого права. При императорах вновь возросла роль сенатус-консультов, и они стали выступать в качестве закона.

Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:

1. Эдикты – общие положения, основанные на власти “империум”, а поэтому юридически обязательны только при жизни данного императора. Но уже со II в. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2. Рескрипты – ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам.

3. Декреты – решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юрисдикция.

4. Мандаты – инструкции, адресованные правителям провинций, в ряде случаев содержавшие также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику феодальных монархий.

Роль римских юристов в развитии права. Исключительно важным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.