Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация истории Арабского халифата. 1 страница




1. Дамасский период (661-750 гг.), династия Омейядов.

2. Багдадский период (750-1258 гг.), династия Аббасидов.

Династия Омейядов. На этом этапе происходит процесс укрепления государства и усиления власти Омейядов посредством:

1. исламизации завоеванного населения;

2. арабизации - воины-арбы заселяли завоеванную территорию, брали в жены представительниц местного населения; занимали ключевые посты в государстве.

При первых четырех халифах управление велось на греческом и персидском языках, так как это были земли, отвоеванные у Византии и Ирана. Но при династии Омейядов начинается переход на арабский язык.

Социальная структура на двух этапах:

1. Мусульмане платили закят, своего рода добровольные выплаты имущих, которые составляли сороковую часть доходов от недвижимого имущества (2,5%).

2. Немусульмане (зиммии) платили поземельный налог - харадж, который составлял от 1/3 до 2/3 урожая и подушную подать - джизью. Величина налогов и их количество периодически менялись, что приводило к восстаниям среди зиммиев.

Государственный строй дамасского периода. На первом этапе в Арабском халифате существовала относительная централизованная теократическая монархия. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. С династии Омейядов власть передавалась по завещательному принципу.

В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву визири могут быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказы халифа. В раннем халифате практиковалось назначение визиря с ограниченной властью.

К числу важных чиновников при дворе относились начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник с функциями надзора за другими должностными лицами.

Центральные органы государственного управления назывались диванами, это были специальные правительственные канцелярии. Были диваны военных дел, внутренних дел, почтовой службы (выполнял функции тайной полиции).

Местное управление. К VIII в. территория халифата делилась на провинции во главе с назначаемыми халифами военными наместниками - эмирами и их помощниками - наибами.

Судебная система. Судебные функции были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Отправление правосудия осуществляло духовенство.

Верховным судьей являлся халиф. На практике высшую судебную власть осуществляла коллегия авторитетных богословов, одновременно являвшихся правоведами. От имени халифа они назначали нижестоящих судей из представителей духовенства — кади и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Функции кади были обширны: рассмотрение судебных дел, наблюдение за исполнением решений, надзор за местами заключения, нотариусы и т.д.

Колебания налоговой политики и принципов землепользования приводили к недовольству и среди мусульман и среди немусульман. В результате этих волнений к власти приходит династия Аббасидов (750-1258 гг.). Придя к власти, Аббасиды стремятся не присоединять новые земли, а удержать прежние, но безуспешно. К IX в. халифат начинает распадаться.

Причины распада кроются в следующем:

1. Произошло фактическое ограничение светской и духовной власти халифа. Большие полномочия у визиря, который превращается в фактического руководителя государства. Духовную власть халиф делит с верховным кади, руководившим судьями и системой образования.

2. В государственном механизме возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. В конце VII — середине VIII вв. проводятся военные реформы. До реформирования армия состояла из двух частей под командованием особых полководцев. Это было постоянное войско, состоявшее из воинов- мусульман (занимали привилегированное положение) и добровольцев (ополчения). Пополнялась армия в основном за счет ополченцев. При Аббасидах на смену ополчению приходит профессиональная наемная армия, главное место в которой занимала гвардия халифа, составленная из мамлюков. Мамлюки - рабы тюркского, кавказского, славянского происхождения, захваченные, купленные либо взятые в форме налога «кровью» с покоренных народов. Мамлюки воспитывались в Багдаде, были лишены связей и родни, зависели от милостей халифа. Но вскоре мамлюки начинают диктовать свою волю халифам, свергают их и ставят своих.

3. Усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях и власть эмиров, которая начинает передаваться по наследству. В конце IX в. халифат распадается на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии и Закавказье. Багдадский халиф оставался духовным главой суннитов, к Х в. контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В XIII в. В XVI в. восточный халифат был завоеван монголами и упразднен. Резиденция халифа была перенесена в Каир, в западную часть халифата, который был завоеван в XVI в. турецкими султанами.


 

31. Формирование и трансформация мусульманского права (шариат).

Основные черты права. Ислам заявил о себе впервые в начале 7 века н.э. Буквально «ислам» - человек, покорный богу. Мало обращается внимания на внутренний мир человека и его состояние, главное здесь – следование Корану. Постепенно это стало юридической нормой. Мусульманское право – право религиозное. Его недостаток состоит в том, что оно не поддается кодификации. Это очень жесткое право: если человек не соблюдает его – он не мусульманин. Оно сложилось к 10 веку и до сих пор не поддавалось никакому влиянию.

Основные источники мусульманского права: 1 .Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей. Составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре. Лишь 500 стихов относятся к правилам поведения мусульман (из 6000), при этом только 80 можно рассматривать как собственно правовые (в основном, о браке и семье). 2. Сунна (составленны на основе свидетельства табигов – тех, кто лично видел и слышал пророков)- состоит из хадисов - многочисленных рассказов о поступках и суждениях Мухаммеда. Хадисы содержали много противоречащих положений и выбор наиболее достоверного из них относился к усмотрению богословов и судей. В Сунне содержится нормы брачного и наследственного доказательственного и судебного права, правила о рабах, др. 3. Иджма - общее согласие мусульманской общины. Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или (впоследствии) наиболее влиятельными теологами - имамами, муфтиями. Правомерность иджмы выводилась из указания Мухаммеда: “Если сами не знаете, спросите тех, кто знает”. 4. Фетва - решение и мнение отдельных муфтий по отдельным вопросам, толкование авторитетами корана или сунн. 5. Кияс (с 10 в.) - решение правовых дел по аналогии. Не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и часто становился орудием откровенного произвола. 6. Дополнительные источники. Местные обычаи. Признавались сложившиеся в самом арабском обществе - урф - и у покоренных народов - адаты. Фирманы - указы и распоряжения халифов. Кануны - законы. Ассары – решения халифов. Сахих – достоверное предание о решении пророка. Мантук – недостаточно авторитетное свидетельство о решении пророка. Мурсал – шаткое свидетельство о решении пророка. Ичма – согласие всей общины на принятие нормы. В оправдании ичмы лежит следующий принцип: весь исламский мир – одна община. Все вместе ошибаться не могут. Амал – юриспруденция (его вид – кияс – толкование по аналогии. Мучтахиды - юристы) Урф (адат) – обычное право. Фикх (ферман) – закон в нашем понимании.

В Мусульманской религии различаются ортодоксальная, правоверная направленность, насчитывающая большинство мусульман, а также ереси, впрочем не резко отличаются в установках. Еще при первых Аббасидах мусульманские религиозные школы пользовались большой славой. Каждая школа придерживалась определенного толка (мазхаба). С 1300 г. существовали следующие правоверные толкования: 1. Мазхаб Ханифитский - наиболее либеральный (Абу Ханиф умер в 767 году) и самый многочисленный. 2. Мазхаб Малинитский - 1/7 всех суннутов (Милин ибн Анас умер в 795 году). 3. Шафинтский Мазхаб - (Муххамед ибн Шифин умер в 820 году). 4. Ханбалитский Мазхаб - самый строгий (Ахмед ибн Ханбаль умер в 855 году). Осуществим был переход из одного мазхаба в другой без соблюдения формальностей, это было возможно как на время, так и навсегда.

Публичное право. Понятия государства нет, но есть община (умма) - собрание правоверных, ей управляет Аллах, перед ним все равны. Общинники сами назначают начальника. Аллах руководит уммой через имама - теократическое гос-во. Сначала строгого монархического принципа не было. Халиф - духовный руководитель, Визирь - светский. Своеобразная теория верховной суверенной власти - власть халифа, султана, падищаха - прямых заместителей аллаха на земле. Они правят, поскольку есть воля Аллаха на это. Теория светской власти появилась с династии Абассидов, после принятия ислама. Задачи существования исламского государства:

1.защита Веры от неверных.

2.прозелитизм - пропаганда ислама в мире. Сама власть покоится на 3-х принципах:

а)религия;

б)желание, воля к власти у монарха;

в)ислам - беспрекословное подчинение светской власти.

Организация государства:

1.халиф - религиозные вопросы;

2.визирь - светская власть через систему Диванов. Во главе диванов - лицо, докладывающее визирю.

3. Диванов, во главе их – лицо, докладывающее визирю.

 

Право собственности. Шариат не знал четкого деления на отдельные отрасли права. Но отношения, связанные с вещным правом получили широкое развитие. В мусульманском правоведении подробно разрабатывался вопрос о правоспособности, которая предоставлялась совершеннолетним лицам, находившимся в здравом рассудке. Существовало понятие ограниченной правоспособности.

Отношения собственности: большое внимание уделялось классификации вещей. Выделялись государственные земли, земли частных лиц, общее достояние (воздух, море и т.д.). Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи.

Способы возникновения: завоеванные земли - собственность государства, другое имущество делилось на несколько частей. Кроме этого наследование, договор, находка вещи. Существовали земли, изъятые из оборота (вагф).

Договорное право. В шириате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция обязательства. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние (обеты), срочные и бессрочные.

Договор - правовая и одновременно божественная связь. Обязанность соблюдать договоры - священна.

Виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение.

Нет понятия ростовщичества (запрещено исламом). Для обхода запрета - применялся хейял - особая юридическая техника - цепочка особого рода действий, которые формально не противоречат исламу, но результат оказывается противоречащим.

Процессуальное право. Правосудие осуществляет духовенство. Высший судья гос-ва - халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение. Коллегия виднейших богословов (одновременно и правоведы) назначала судей - кадиев и уполномоченных, которые контролировали судей на местах (и те и другие - представители духовенства). Судебные решения и приговоры кадия окончательные и обжалованию не подлежат. Исключения - сам халиф или лица им уполномоченные изменяли решения кадия. Немусульманское население судилось представителями всего духовенства. Судебный процесс носил обвинительный характер. Дела возбуждались заинтересованными лицами. Различий между уголовными и гражданскими делами - нет. Судебные дела рассматриваются публично - в мечети. Стороны должны были сами вести свое дело не прибегая к помощи адвоката. Процесс - устно. Доказательства - признание, показания свидетелей, клятва. Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. Процесс - состязание сторон. Брачно-семейное право. Брак - религиозная обязанность мусульман. На деле брачный договор выступал как торговая сделка. Фактически, отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей. Брачный возраст - у женщин с 9 лет, у мужчин раньше - возраст половой зрелости. Шииты допускали временный брак на определенный срок. Мусульманин мог одновременно иметь четырех жен. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины. Существовало несколько видов разводов: в упрощенной форме - талак - без объяснения причин (только со стороны мужчины). В случае развода муж выделял жене необходимое имущество. Жена могла требовать развода только через суд и только в определенных случаях. Наследственное право было сложным и запутанным. Существовало наследование по закону и по завещанию. Особенность шириата: наследованию подлежали только имущественные права, а не обязанности.


 

32. Эволюция государственности Индии в средние века.

Замедленный и неравномерный характер развития индийского общества в средние века делает крайне сложным периодизацию его истории. Еще в Древней Индии можно найти некоторые социальные институты, напоминающие феодальные: крупное частное землевладение, эксплуатация зависимого земледельца с характерной для Индии кастовой неполноценностью значительных групп населения и пр., а рабовладение продолжало существовать не только в средневековье, но и позже. V—VII вв. как условный рубеж начала средневековой историй Индии не связаны с кардинальными переменами аполитической структуре страны, с возникновением крупных империй, как, например, империя Маурьев в древности. Средневековая Индия была политически раздроблена. Раздробленность сопровождалась бесконечными междуусобными войнами, временным возникновением крупных государств, как, например, империи Харши (VII в.), пришедшей на смену империи Гуптов (IV—V вв.) и просуществовавшей всего 40 лет. В V—VI вв. в северо-западную часть Индии проникают племена белых гунов и гурджаров, которые оседают и осваиваются в Синде, Раджастхане, Гуджарате. В результате смешения завоевателей с местным населением, находящимся на более высокой стадии культурного развития, здесь образуется новая каста воинов-землевладельцев-раджпутов, образовавших сначала княжество в Гуджарате, а затем в начале VIII в. — государство Пратихаров. Юг Индии с его многочисленными племенами заметно отставал в своем развитии от Севера, но и здесь возникали самостоятельные государства — княжества. Так, например, еще в III—IV вв. складывается государство Палавов, а в VII в. в южной части Маха-раштры — княжество Чалукьев, в IX — княжество Чолов, контролировавшее некоторое время всю южную Индию. Ожесточенная междуусобная борьба значительно облегчила вторжение мусульманских завоевателей в северную часть Индии на рубеже XII—XIII вв. Разбив раджпутов и подчинив раджпутских князей, главную боевую силу Индии того времени, они образовали на завоеванных территориях Делийский султанат (1206—1526 гг.), на смену которому пришла империя Великих моголов (1526— 1707 гг.)'. Несмотря на политическую децентрализацию, в Индии в V—VII вв. шли важные процессы, которые дают основание выделить этот период в истории страны. Эти процессы прежде всего были связаны с внутренней перестройкой неизменно существовавшей и сохранившей при всех политических перипетиях свой статус-кво варновой системы, с созданием на значительной части территорий Индии за счет влияния Севера обширной индо-буддий-ской цивилизационной зоны, с ростом религиозно-культурного самосознания индийцев, которое на протяжении веков выступало важным фактором их объединения, несмотря на этническую разобщенность и отсутствие государственного единства. Сословно-классовое деление. Начиная с первых веков новой эры усиливается процесс закабаления крестьянских общин, прикрепление их к налоговому тяглу, набирают силу формы феодальной эксплуатации, связанные с ростом частного землевладения. Факторами, ускоряющими дальнейшее расслоение индийского об-щества, были углубление имущественной дифференциации среди общинников-крестьян, пожалования правителями в индивидуальное или групповое владение представителям высших каст земель и права на эксплуатацию крестьян. В первых веках новой эры увеличилась, прежде всего за счет пожалований, земельная собственность индусских храмов и буддийских монастырей. Храмы и монастыри вели собственное хозяйство, эксплуатируя закабаленных крестьян, наемных работников, рабов. Следствием многочисленных войн было перераспределение земли, непосредственно сказавшееся на варново-кастовой системе. Старая система варн сохранилась, но сами варны не остались неизменными. Они трансформировались под влиянием нового кастового деления. Кастами становились этнические и профессиональные группы, кланы воинов-завоевателей, религиозные секты и пр. Вне зависимости от первоначального происхождения касты по мере углубления разделения труда "выстраивались" в иерархии варно-вого общества в соответствии с социально-экономическим положением их членов, с их отношением к земле. Превращение раджпутов в доминирующую кшатрийскую касту было прямо связано с приобретением ими права на ренту-налог с завоеванного населения, на реальное распоряжение землей. Общая схема кастовой иерархии, связанная с правами землевладения, строилась следующим образом. Брахманы-землевладельцы, правящие династии индусских княжеств, представители административно-налогового аппарата, воины-землевладельцы, наконец, полноправные общинники — раджпуты и джайны в ряде областей северной и северо-западной Индии входили в высшие брахманские и кшатрийские касты, которые якобы вели свою родословную от брахманских и кшатрийских родов Древней Индии. Варна вайшиев стала обозначать в основном сословную организацию купцов и ремесленников. Касты шудр состояли из обедневших землевладельцев, держателей земли от общины, а также ремесленников. Последняя, самая низшая группа "неприкасаемых" каст включала бесправных арендаторов и слуг общины, лишенных каких-либо владельческих прав, находившихся в полурабской, полукрепостной зависимости от полноправных общинников. Процесс классового расслоения протекал в Индии весьма своеобразно. Он характеризовался длительным сохранением крайней мозаичности и господствующего, и эксплуатируемых социальных слоев. Общинник, уплачивающий ренту-налог, сам мог выступать эксплуататором наемных и зависимых от него работников. Кабальная эксплуатация неполноправных членов общины или внеобщин-ного крестьянства из "неприкасаемых" каст применялась в хозяй- ствах как крупных землевладельцев, так и рядовых общинников. Утверждение власти мусульманских правителей привело к значительному изменению состава высшей правящей верхушки Индии. Значительная часть крупных индийских князей была истреблена, их земли вошли в территориальный состав султаната. Некоторые более мелкие индийские князья (раджи), признав власть султана, попали в вассальную зависимость от него. Они были обязаны выплачивать султану дань. Вся земля султаната объявлялась государственной собственностью. Фактически земля оставалась в руках общинников-крестьян, обязанных выплачивать налоги в пользу завоевателей, которые исчислялись в значительно большем объеме, чем раньше, и по иной схеме. Все землевладельцы облагались налогами в форме хараджа, то есть той же ренты-налога, но немусульмане выплачивали еще подушную подать джизью. Оба налога достигали часто половины урожая. Часть государственного неразделенного земельного фонда была приписана непосредственно к казне. Это земли "халисэ", доход с которых шел на содержание самого султана и его двора, государственного аппарата, чиновников, воинов. Другая часть была разделена на служебные наделы "икта" и роздана в условное держание за службу военную, чиновничью и пр. Условное должностное землевладение было и кратковременным и пожизненным, но часто икта передавалась за службу сыну или зятю иктадара. Владельцы икты (иктадары) собирали налоги сами или через своих слуг с пожалованных деревень или областей, присваивая лишь часть налоговых поступлений. Большая часть налогов продолжала идти в фонд государства, которое определяло размеры, форму их изъятия. Наряду с государственной собственностью существовала в султанате и частная собственность (мульк). Своеобразный вид частной собственности составляли земли мусульманских религиозных учреждений вакуфы и наследственные земли мусульманских духовных лиц (имамов). Владельцы мульков платили лишь десятину. Это была их привилегия. Для Делийского султаната были характерны три ярко выраженные тенденции в развитии землевладения: 1) постепенное превращение земель икта в земли мульк; 2) сокращение земель хали-са за счет расширения двух первых видов земель; 3) увеличение непосредственной доли служилой верхушки в общей сумме ренты-налога, получаемой с государственных земель. Уже во второй половине XIV в. часть иктадаров приобретает налоговый иммунитет, а икта становится во многих случаях наследственной. Государственная собственность на землю сохранилась и в Мо-гольской Индии. Более того, она была в значительной мере упорядочена, в том числе за счет создания земельного кадастра, составление которого было начато при Шер Хане (1540—1545 гг.) и закончено при Акбаре (1556—1605 гг.), -вошедшем в историю в качестве великого правителя, отменившего, в частности, джизью с местного населения и четко определившего суммы налогов с каждого района. Значительная часть земли в Могольской Индии была передана в качестве условного пожалования (джагира.) крупным мусульманским военачальникам джагирдарам. Джагирдар был обязан содержать соответствующий величине его джагира и чину отряд войск (от 100 до 5 тыс. воинов), из которых и состоял основной костяк армии правителя. Владельческие права джагирдара или находящегося в зависимости от падишаха местного князя-раджи реализовывались в праве взимания налогов с общинников-крестьян и удержании определенной их части в свою пользу. Кроме джагиров существовали и владения вассальных индийских князей заминдаров, плативших дань падишаху. В зависимости от форм эксплуатации земледельца вся территория Могольской Индии делилась на две части: раяти и за- миндари. На территории раяти налоги с общинников-крестьян взимались непосредственно через государственный аппарат. Падишах следил за тем, чтобы джагирдары не обладали никакой ни административной, ни самостоятельной налоговой властью на своих землях. На территории заминдари налоги собирались самими заминдарами. Заминдар сам устанавливал в соответствии с обычаем размер платежей с крестьян и формы их получения. Эти платежи, таким образом, носили характер феодальной ренты. К заминдарам — "господам земли" примыкали и так называемые первичные заминда-ры — полноправные общинники, которые были хозяевами собственных участков земли. Эти участки, как правило, сдавались в аренду издольщикам или обрабатывались зависимыми людьми. Значительная часть общинной земли находилась в бессрочной аренде, не имеющей правовой защиты. Практически же арендаторы, неполноправные крестьяне-общинники, не могли быть согнаны со своих участков. Арендаторы находились в личной и поземельной зависимости от слоя полноправных общинников, оказывали им всякого рода услуги. Самый эксплуатируемый слой сельского населения состоял из безземельных крестьян. По мере распада Могольской Индии, ослабления позиций мо-гольских правителей усиливается власть местных заминдаров — и индусов, и мусульман. Складывается вассально-ленная система от-ношений. Иерархия прежних военных и гражданских чинов, получающих свою долю прибавочного крестьянского продукта через налоговый аппарат государства, начинает вытесняться иерархией феодальных землевладельцев. Государственный строй. Центральное управление. Индия VI—XII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств-княжеств, экономически не связанных между собой. В раннеклассовых, так называемых племенных государствах сохранялись значительные пережитки родоплеменных отношений. К таким государствам относятся многочисленные территориальные образования, возникшие в результате завоеваний раджпутских кланов, в которых власть князя опиралась на военную силу соплеменников, воинов-раджпутов. Возникающие время от времени в результате войн более крупные политические общности: Харши (VII в.), Чалукьев (VII в.), Гурд-жара-Пратихаров (VIII в.) и другие — были примитивными государственными образованиями, представляющими собой конгломерат тех же племенных княжеств с крайне подвижными границами, с несложившимся административным аппаратом. Во главе таких государств стояли махараджи — главные князья. Княжеский трон наследовался сыном или передавался преемнику по воле правителя. В некоторых мелких княжествах князья избирались. Махарад-же помогали советники, входящие в совещательный орган ман-трипаришад. В государственном аппарате значительное место принадлежало воинам и сборщикам налогов. Отсутствие на протяжении веков государственного единства Индии восполнялось в определенной мере рано начавшим складываться религиозно-культурным единством ее многоязычного, этнически разнородного населения. Общества, как показала история Индии, связанные религиозно-культурным единством, обнаруживают высокую степень устойчивости в периоды государственных дроблений, завоеваний и массовых переселений народов. Эта характерная черта истории страны объясняется в значительной мере спецификой самого индуизма, представляющего собой не только религиозно-философскую, но и социально-экономи-ческую, социально-правовую систему, связанную с огромным фондом культурных ценностей, которые создавались индийским народом в течение тысячелетий (мифы, эпос, религиозная, правовая, научная литература и пр.). Ни одна религия, пожалуй, не была так тесно связана со всеми областями духовной и материальной культуры народа, как индуизм. Это огромное хранилище древнейших исторических сведений об обычаях, традициях страны. Традиционная политическая раздробленность, слабость центрального государственного аппарата — как характерная черта средневековой Индии — восполнялись и крепостью общинной организации индийского общества, стабильное существование и саморазвитие которой мало зависело от побед и поражений того или иного стремящегося к власти правителя. Определенное государственное единство было достигнуто вследствие завоевания Индии мусульманами. Захватнические войны мусульман в Индии начались еще в XII в. Завоеванные индийские земли включались вначале в состав государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII в. выделились в самостоятельное государство, получившее название Делийского султаната. В 1229 году Делийский султанат был признан багдадским халифом в качестве независимого государства. Однако тесная связь правителей Дели с остальным мусульманским миром не прерывалась. Султаны Дели продолжали быть ставленниками тех или иных чужеземных правителей: среднеазиатских тюрков, таджиков, персов. В начале XVI в. начинается вторжение в Индию тюрко-афган-ских завоевателей — моголов. Империя Великих моголов достигла своего расцвета в конце XVI—XVII в. Вместе с тем следует отметить, что мусульманские правители, в том числе и Великие мого-лы, несмотря на мощный политический потенциал ислама, не смогли создать в Индии ни сильной государственности, ни эффективно действующего центрального аппарата. При монархической форме правления в системе органов государственной власти и Делийского султаната, и Могольской Индии было много общего, так как государственное управление строилось здесь в-соответствии с исламской религиозной доктриной государства мусульман. Согласно этой доктрине все верующие мусульмане должны иметь одного главу, который в своей власти ограничен только законом, проистекающим от Аллаха. Фактический объем полномочий мусульманских правителей определялся соотношением сил в непрекращающейся борьбе за власть между правителем и знатью. Так, всесилие мусульманской знати при делийском правителе Насир-уд-дин Махмуде (1246—1265 гг.) сменилось последующим укреплением позиций султанов. Мухаммед Туг-лак (1325—1351 гг.) уже писал на своих монетах: "Султан — тень бога", а основатель империи Моголов Бабур (1526—1530 гг.) присвоил себе звание падишаха, наделенного якобы божественными правами. Власть главы государства (султана, падишаха) была наследственной, он сам мог назначать наследника престола. В Коране содержится перечень обязанностей правителя. На первом месте среди них была охрана ислама, в том числе поддержание религиозных обрядов и преследование еретиков и "лжеучителей". Эти требования не всегда могли быть соблюдены мусульманскими правителями в завоеванной Индии, где сама жизнь часто заставляла их идти на уступки, проводить политику веротерпимости. Мусульманским правителям принадлежала высшая законодательная и судебная власть. Толкуя нормы мусульманского права, они не могли, однако, не считаться с общепризнанным его толкованием (иджмой). Высшим чиновником в мусульманском государстве, считавшимся вторым лицом после государя, был визирь, руководитель военного и финансового ведомства. Его основная обязанность состояла в том, чтобы проводить в жизнь приказания султана. Нередко вазиры сосредоточивали всю полноту власти в своих руках. Центральное управление и в Делийском султанате, и в Мо-гольской Индии осуществляли специальные правительственные ведомства — диваны., призванные, в частности, вести особые книги, содержащие различные сведения, статистические данные общегосударственного значения. Военное ведомство, ведущее учет военной силы, численности наемного войска, личной охраны султана или падишаха, земельных и денежных пожалований, мест расположения гарнизонов, занимало особое место в мусульманском государственном механизме. Главный интендант и казначей этого ведомства осуществлял контроль над выдачей джагиров в Могольской Индии, проверял на смотрах состояние войска, его снаряжение. Финансовое ведомство контролировало учет и сбор поступлений в государственную казну: налогов, пошлин, выкупных сумм за военнопленных, податей с покоренного населения. Особое ведомство располагало сведениями о назначении всех чиновников, о суммах, получаемых ими из государственной казны, земельных пожалованиях. Во главе этого ведомства в XVI в. стоял мирсамана. Он ведал также мастерскими и складами падишаха. Ведомство садр-ус-садура было своеобразным главным духовным и судебным управлением, которое мог возглавлять сам государь или доверенное ему лицо. В его ведение входило назначение судей. Ни в Делийском султанате, ни в Могольской Индии не было четкого разграничения функций между придворными сановниками и государственными чиновниками. Двор Делийского султана был центром политической жизни и управления империи. При дворе особую роль играл вакил-и-дар, дворцовый управитель, следящий за содержанием семьи, приближенных и слуг султана, за султанской кухней и столом. Все слуги при дворе в Могольской Индии имели воинские звания и ранги, они часто осуществляли контроль за деятельностью государственных чиновников. Большую роль в центральном управлении играли личный секретарь падишаха и особый чиновник, который просматривал его указы. Общие черты государственного механизма Делийского султа- ната и Могольской Индии не исключали различий между ними, которые выражались не столько в названиях государственных органов и должностей, сколько в характере политического режима. Правители Дели устанавливали свою власть в завоеванной стране методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежных индусских правителей. Султаны, опирающиеся на военную силу, конфисковывали имущество, непокорных убивали. Ислам в его суннитском толковании стал государственной религией, а персидский язык (фарси) — языком судебного производства. Правление моголов в Индии началось в другой внутриполитической обстановке, когда был завершен процесс "исламизации" правящей верхушки, а индусские князья и князьки признали в той или иной мере свою зависимость от мусульманских правителей. На политику падишахов стал оказывать определенное влияние индийский город. Из могольских правителей наиболее заметный след в истории средневекового государства Индии оставил Акбар (XVI в.). В это время произошла определенная "либерализация" политического режима, показателями которой могут служить, например, и некоторое ослабление налогового тягла, и отмена при Акбаре подушной подати — джизьи, а также проводимая политика веротерпимости. Большое количество земель в это время передавалось в собственность не только мусульманского духовенства, но и индусских храмов. Произошло и некоторое изменение политики в отношении городов. Местное управление. Введение административного деления еще в Древней Индии было прямым следствием складывающейся системы эксплуатации податного общинника-крестьянина. Империи Гуптов и Харши, например, были разделены на провинции, управляемые начальниками пограничных областей или наместниками. Провинции делились на округа. Самой мелкой административной единицей оставалась сельская община. Мусульманские правители ввели новое административно-территориальное деление. Делийский султанат был разделен на 23 провинции. Крупные провинции делились на шики (области). Следующей административно-налоговой единицей была паргана (район), включающая ряд деревень, и патта — одну-две деревни. Мо-гольская империя была разделена на 15 областей во главе с наместниками (хакимлми). В каждую область назначались также фоуд-жары — военные начальники, гомашты — сборщики налогов и котвалы — начальники городов. Наличие полуавтономного механизма общинного самоуправления во главе с брахманско-кшатрийской верхушкой осталось характерной чертой и Делийской, и Могольской Индии. Ни сломить, ни в должной мере подчинить себе индийские общины, особенно крупные, мусульманские правители так и не смогли. Так, например, моголы не признавали владений местных правящих кланов. Однако на практике такие административно-налоговые единицы, как паргана и патта, совпадали с клановыми владениями. Во главе индийских общин стояли муккадамы, чаудхри (вожди) — главы доминирующих каст, хута — главы деревень. Они были не должностными лицами центрального аппарата, а представителями общины налогоплательщиков в их отношениях с центральной властью. Эти отношения были сродни данническим обязанностям побежденных победившему государству. Общинные должности передавались по наследству и, более того, делились среди наследников. Продолжали существовать и общинные советы — панчаяты, состоящие из представителей доминирующей касты в округе, деревне. Армия. Прочность мусульманского правящего режима определялась боеспособностью его армии. Конница, состоящая из мусульман, была основной силой армии, Особое место отводилось дворцовой страже и другим отборным войскам. Армия в Делийском султанате была организована по десятичной системе. Военный и гражданский чин зависел от числа воинов, находящихся под командованием определенного лица; эмир командовал 100 всадниками, мелик — 1 тыс. всадников, хан — 10 тыс. всадников. В Мо-гольской Индии была значительно увеличена численность войск за счет наемных отрядов, оплачиваемых непосредственно из казны. Особо привилегированное положение занимали наемные воины, подчиненные непосредственно падишаху. Весьма характерно, что главы мощных земледельческих каст имели свои воинские контингенты, состоящие из зависимых от них людей. Крупные индийские общины коллективно защищали с оружием в руках свою территорию и свои права. Суд. Отправление правосудия во всех мусульманских государствах строилось на положениях Корана, согласно которым суд отделялся от администрации и вершился специально назначенными главой государства судьями-кадиями. В судебной системе отсутствовала иерархия судебных должностей, как и различия в гражданском и уголовном судопроизводстве. Судьи были единоличными. Стабильность местных общин (деревенских, кастовых) определяла существование особых панчаятых судов, которые обладали значительными полномочиями. Они были распорядителями общинной земли, регулировали межкастовые отношения, следили за соблюдением кастовых и семейных правил, правопорядком.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.